Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 23 Анализ нормативно-правового положения науки в высших учебных заведениях


Выводы и предложения

     В небольшой по объемы работе невозможно охватить все проблемы столь глубокой проблемы, как положение вузовской науки.
    В настоящее время научные подразделения в вузах не имеют законных прав на льготы или налоговые преференции. Все вузы обязаны иметь у себя научных работников и вести научные исследования, но и те и другие должны иметь обособленные от образовательных источники финансирования. Научные работники имеют несколько иной трудовой и профессионально-правовой статус, чем профессорско-преподавательский состав. В свою очередь, профессорско-преподавательский состав, по крайней мере, не обязан вести научную работу. Законодательство об образовании прямо не запрещает профессорско-преподавательскому составу вести научную работу, но не определяет правовой статус такого совместительства преподавания и научной деятельности.
    Особая проблема возникает с негосударственными вузами. Негосударственные вузы обязаны изыскивать особые, необразовательные источники финансирования собственных научных исследований, не совпадающие с оплатой образовательных услуг. И, одновременно, обязаны вести научные исследования.
    Правовой статус вузов, как учреждений, затрудняет свободное распоряжение объектами интеллектуальной собственности - основным результатом научных исследований. Вузы, как учреждения, не имеют прав на самостоятельное отчуждение имущества, приобретенного на бюджетные средства. Результаты научной деятельности, как объекты интеллектуальной собственности, становятся собственностью не вузов, как учреждений, а учредителей вузов. Таким образом, процедуры по отчуждению указанных объектов собственности, равно, как и такие процедуры, как патентование, лицензирование или иные,  приобретают свои особенности в системе вузовской науки. Именно поэтому в настоящей работе особое внимание уделено статусу учреждения и предприятия, а также праву хозяйственного ведения и праву оперативного управления.
    Эти проблемы, пожалуй, являются важнейшими для вузовской науки.
    Возможно, одним из правомерных юридических выходов из описанной нормативно-правовой ситуации может стать образование государственными вузами унитарных предприятий, которым вменено в обязанность создание научно-материальной базы и финансирование  ведения научных работ.
     Можно полагать, что для более успешного решения проблем интеграции науки и образования, прежде всего, необходимо сблизить подходы и методы государственного регулирования образовательной деятельности и научной деятельности в Российской Федерации. Поэтому необходимо выделить важнейшие законодательные инициативы, которые должны способствовать прогрессу интеграции науки и образования.
    На основании сказанного выше представляется целесообразным:
    в законе о бюджете прямо предусмотреть финансирование фундаментальных научных исследований, проводимых в государственных вузах;
    в законодательстве об образовании и науке определить правовой статус научных подразделений вузов, как структур, имеющих право на льготы и преференции, предоставляемые образовательным или научным организациям;
     наделить руководителей научных организаций правом в установленном порядке использовать для  образовательного процесса федеральное или иное научное оборудование, предназначенное для научной работы;
    наделить руководителей научных организаций правом в установленном порядке организовывать проведение семинаров, лекций, практикумов, а также иных элементов образовательного процесса или  обучение студентов в научных лабораториях;
    внести соответствующие изменения в действующее законодательство относительно определения правового статуса научных работников в вузах, а также студентов при исполнении научных работ.
    Отдельное внимание следует уделить организации государственной поддержки для  молодых ученых, работающих в научных организациях Российской Федерации.