АВ 2000г. Выпуск 21 Состояние законодательства Российской Федерации в области культуры
Введение
Социальная сфера жизни общества является одной из приоритетных в законодательной деятельности Государственной Думы. Это следует из духа и буквы Конституции Российской Федерации, относящей социально-защитительную функцию государства к числу его основных функций. В статье 7 Основного закона Россия провозглашается социальным государством, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".
В период с 1994 г. по настоящее время Государственной Думой было принято, Советом Федерации одобрено и Президентом Российской Федерации подписано более 250 законов, направленных на урегулирование социальных проблем России. Достойное место среди них занимают и законы, относящиеся к области культуры. Это - итог активной и плодотворной работы всех участников законодательного процесса в деле заполнения еще открытых ниш в рассматриваемом секторе правового поля Российской Федерации.
Развитие законодательства - процесс, хотя и непрерывный, тем не менее, неравномерный. Он проходит определенные этапы, объективно обусловленные как внутренним состоянием общества, так и влиянием международных условий. В данном случае можно выделить два этапа в развитии российского законодательства о культуре.
До 1993 г. процессы демократизации в России, начатые перестройкой, имели еще не очень обширное юридическое обоснование. Законодательный орган - Верховный Совет РСФСР - работал на основании Конституции 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в период 1989 - 1993 гг. Верховным Советом РСФСР и Съездом народных депутатов РСФСР), в которой проблема прав человека (в частности, в социальной сфере и еще конкретнее - в области культуры) небезосновательно была представлена в качестве одного из важнейших завоеваний социализма, хотя и тогда эти права во многом оставались декларативными. Основанием законодательной деятельности служили также собственные постановления Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР и постановления Правительства СССР или РСФСР.
Кроме того, с 03.01.76 г для СССР вступил в силу Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г., согласно которому каждое государство, подписавшее документ, не только признает права каждого человека на социальное обеспечение и, в частности, на культурное развитие и доступ к ценностям культуры, но и обязуется принять все, в том числе законодательные, меры для постепенного полного осуществления прав на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса и их практическое применение; защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых данный гражданин является, без какой бы то ни было дискриминации (см. Права человека. Основные международные документы. М., 1989 , стр. 20 - 34). Однако потребовалось порядка 20 лет, чтобы положения Пакта стали в достаточно полной мере реализовываться в российском законодательстве. Да и сейчас, как это будет показано ниже, проблем в отношения, в частности, реального обеспечения прав гражданина на доступ к ценностям культуры остается не меньше, если не больше.
Отметим и другой момент. Казалось бы, большинство из законодательных актов принятых до 1993 г., сейчас должны потерять всякий смысл по причине своей устарелости . Однако на деле это оказывается не совсем так. Именно в тот период был принят целый ряд базовых законов в исследуемой сфере, закрывших былые зияющие пробелы правового поля России. Именно тогда были приняты Основы законодательства Российской Федерации о культуре , Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах , закон РСФСР Об охране и использовании памятников истории и культуры и целый ряд других законов, которые с соответствующими изменениями действуют и сегодня.
Тем не менее, можно говорить, что именно в 90-х гг. ситуация с состоянием законодательного поля серьезно меняется. Фактически наступает новый этап развития российского законодательства. Связано это, прежде всего, с двумя важнейшими факторами.
Первый из них - принятие в 1993 г Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, свобода совести, свобода вероисповедания; каждый имеет право на свободный труд и на отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, пользование родным языком; на свободный выбор языка общения, на благоприятную окружающую среду, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Новый Основной закон стал мощным стимулом развития и демократизации всего российского законодательства. Если до 1993 г. было принято и вступило в силу порядка десяти законов в области культуры, то после этого рубежа - до тридцати законов, регулирующих вопросы культуры напрямую и около двух десятков кодексов и законов, регулирующих эти вопросы косвенно.
Законодательство развивалось не только на основе действовавшей правовой базы, но и с учетом задач, определенных Президентом Российской Федерации в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации в 1994 - 2000 гг. В выступлении Президента Российской Федерации В.В.Путина при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации отмечалось, что социальная политика - это не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в будущее человека, в его здоровье, в его профессиональное, культурное, личностное развитие. Именно поэтому мы будем отдавать приоритет развитию сферы здравоохранения, образования, культуры .
Конкретные задачи развития социальной политики, сферы культуры ставились и в Послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации о бюджетной политике в 1998 г., в постановлении Правительства Российской Федерации о программах социально-экономического развития на период 1996 - 2000 гг. и в постановлениях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В качестве важнейшей в них ставилась задача - принятие законодательных мер по реальному обеспечению конституционных норм о праве каждого гражданина на образование, на охрану здоровья, на доступ к культурным ценностям, на благоприятную окружающую среду и другие права, которые пока во многом остаются необеспеченными, прежде всего, из-за кризисного состояния российского общества, сложнейших экономических проблем, недостаточного финансирования социальной сферы, низкого уровня жизни большинства россиян.
Второй фактор связан с гораздо большей открытостью России миру, активным включением в международную жизнь, вступлением в целый ряд международных организаций, что стимулировало приведение российского законодательства в соответствие с международными требованиями и нормами. В связи с этим, в частности, был принят целый ряд ратификационных законов. Федеральным законом от 04.11.95 г. N 163-ФЗ. была ратифицирована Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, согласно которой Россия обязуется выполнять все заложенные в Конвенции нормы относительно соблюдения прав и свобод человека в области культуры, образования, здравоохранения. Для Российской Федерации она вступила в силу с 11.08.98 года. В 1996 г. в России были приняты федеральные законы от 23.02.96 19-ФЗ О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы и 20-ФЗ О присоединении к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему . В 1998 г. вступил в силу закон от 30.03.98 54-ФЗ О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней . С 01.12.98 вступила в силу для Российской Федерации Конвенция о защите национальных меньшинств, подписанная 01.02.95 в Страсбурге и ратифицированная Федеральным Собранием Российской Федерации (ФЗ от 18.06.98 N 84-ФЗ).
В целом за последние годы в развитии законодательства в сфере культуры было сделано немало. Можно даже говорить об определенном прогрессе, чему в немалой степени способствовала и активная деятельность соответствующих комитетов Государственной Думой всех трех созывов.