Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 21 Состояние законодательства Российской Федерации в области культуры


Итоги законодательной деятельности в области культуры:
достижения,  проблемы, приоритеты развития

Состояние правового поля

     Исходя из проведенного анализа состояния российского законодательства в области культуры, в целом  его можно охарактеризовать следующим  образом.  Принятыми и вступившими в действие законами  урегулированы  следующие вопросы (отношения).
     Созданы основы правовой базы сохранения и развития культуры в России, определены права человека, народов и иных этнических общностей в области культуры, обязанности государства и порядок экономического регулирования в области культуры.
     Урегулированы вопросы формирования, организации, хранения, учета, использования архивов и архивных фондов Российской Федерации и управления ими.
    Решены основные вопросы нормативного характера в области охраны и использования памятников российской истории и культуры, а также вывоза из страны и ввоза в нее культурных ценностей в целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации. В том числе, и вопросы, касающиеся культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации.
     Определено правовое положение Музейного фонда и музеев в Российской Федерации как национального достояния; урегулированы вопросы формирования, организации, хранения, учета и использования архивов и архивных фондов в Российской Федерации и управления ими.
    Определены основные направления  деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии в Российской Федерации, ее государственной поддержки; а также принципы государственной политики в области кинематографии.
    Урегулированы вопросы авторского права и смежных прав, т.е. отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы и искусства, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.
    В соответствии с принципами и нормами международного права урегулированы взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела; определена политика государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда Российской Федерации.
    Определены правовые условия сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов как одной из важнейших форм культурного творчества  народов Российской Федерации.
     Кроме того, в целом ряде законов, напрямую не связанных с рассмотрением правовых отношений в области культуры,  также решен целый ряд вопросов, относящихся к анализируемой проблеме. Это такие вопросы, как:
-     изъятие бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей у собственников,
-     защита интеллектуальной собственности,
    - административная ответственность за нарушение законов Об охране и использовании памятников истории и культуры , Об авторском праве и смежных правах ,
           - ответственность за порчу и разрушение  памятников истории и культуры, нарушения авторских и смежных прав, контрабанду культурных ценностей,
    - правовое обеспечение сохранения исторически населенных мест, памятников истории и культуры в процессе застройки и реконструкции градостроительной среды.
          -  определение  и порядок установления земель историко-культурного назначения.
    - налоговые льготы для организаций и учреждений культуры, осуществляющих определенные виды работ,
          -  таможенные льготы на ввозимое оборудование для нужд музеев и предметы искусства,
    - создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация творческих союзов и иных общественных организаций в сфере культуры,
    - лицензирование работ по проектированию и производству работ по охране и реставрации памятников истории и культуры, реализации предметов антиквариата, описанию и реставрации архивных документов, музейных предметов, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм,
    -  деятельность организаций культуры как некоммерческих организаций,
    - порядок сохранения памятников истории и культуры, расположенных на территориях природных заповедников, заказников и национальных парков,
-     благотворительная деятельность в области культуры,
-     оказание  государством финансовой, материальной и иной помощи религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры,
-     правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации;
-     условия сохранения  и равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации;
-     формы поддержки государством  соотечественников за рубежом в области культуры, науки, языка, образования и информации;
-     эффективного участия и защиты интересов Российской Федерации в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства.
     Конкретное состояние правового поля во многом определяет и приоритеты дальнейшей законодательной деятельности в сфере культуры.      
      Приоритетные направления законодательной деятельности
     Как видим, в законодательном обеспечении сферы культуры за прошедшие годы сделано достаточно много. Основы заложены, принят целый ряд законов, которые позволяют говорить о заполнении хотя бы в первом приближении тех секторов законодательного поля, которые ранее вообще были открыты.
         Тем не менее, нельзя говорить ни о том, что проблем не осталось, ни тем более о том, что нет вопросов с реализацией уже вступивших в действие законов. В условиях социально-экономического кризиса многие из положений вступивших в действие законов фактически не выполнялись, прежде всего, из-за того, что намечавшееся в ежегодных федеральных законах о федеральном бюджете субсидирование социальных программ не выдерживалось. Поэтому многие проблемы в области культуры не только не разрешились, но и по ряду направлений обострились и усугубились.
     С другой стороны, и сама законодательная база исследуемой проблематики во многом требует своего дальнейшего развития, особенно в плане уточнения и дополнения норм целого ряда из принятых законов.
    До сих пор в законодательном плане либо не решены, либо решены лишь частично следующие задачи:
-     разработки и принятия законодательных актов по реализации уже определенных приоритетов государственной политики в области культуры, прежде всего в плане защите прав и интересов детей и молодежи;
-     формированию государственной концепции, национальных и региональных программ культурного образования подрастающего поколения; материально-финансовой поддержки художественного творчества, различных форм духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодого поколения,
    - поэтапному решению задачи гарантированного обеспечения потребностей российских граждан в удовлетворении своих культурных потребностей,
    - финансирования сферы культуры в объемах, предусмотренных федеральным бюджетом.
    - закрепления прав, полномочий и ответственности каждого уровня власти за обеспечение полной реализации принятых законов в сфере культуры,
     Отдельной и чрезвычайно важной задачей остается принятие законов о более полной и гарантированной социальной защите работников культуры, и, прежде всего повышения оплаты их нелегкого, но столь необходимого всему обществу труда.
     Это - проблемы общегосударственные, и потому предложения по их решению должны исходить от всех субъектов права законодательной инициативы - Президента Российской Федерации, Совета Федерации  и его членов, депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и федеральных судов по вопросам их ведения. И усилия в планировании законопроектной работы, разработке конкретных законопроектов,  их принятии и - главное - реализации также должны быть согласованными и активными.
    Депутаты Государственной Думы - члены Комитета по культуре и туризму, со своей стороны,  считают целесообразным сосредоточить законодательную работу в направлении принятия следующих законов и законопроектов.
    Закон О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за использованием продукции сексуального характера призван определить понятия эротики и порнографии , запретить распространение порнографии, установить ограничения на показ продукции сексуального характера и продажу сексуальных печатных изданий, ввести лицензирование деятельности сексуального характера и другие меры, направленные на защиту нравственного здоровья российских граждан. Закон был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, но отклонен Президентом Российской Федерации. В июне 2000 по этому закону была создана специальная комиссия по его доработке в соответствии с замечаниями Президента Российской Федерации.
    Закон О Высшем Совете  по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации также был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, но отклонен Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным на основании того, что орган, предлагаемый законом, не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. Учитывая стремление Президента Российской Федерации  В.В.Путина к укреплению государственной власти  в стране, то значение, которое он придает  проблеме защиты нравственного здоровья граждан России, представляется обоснованным, что проблематика данного закона будет реализована в новой его редакции, внесенной в Государственную Думу в июне 2000 года и подготавливаемой ныне Комитетом по культуре и туризму к рассмотрению палатой.
    Закон О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах также возвращался Президентом Российской Федерации  на основании того, что он вторгается в сферу трудового и пенсионного законодательства. В феврале 2000 г. по закону также была создана специальная комиссия по его доработке по замечаниям и предложения Президента Российской Федерации.
    Что касается законопроектов, то часть из них уже принята Государственной Думой в первом чтении.
    Законопроект Об объектах культурного наследия  (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации . В первом чтении он принят 26.04.2000. Законопроект направлен на урегулирование отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и реализацию; конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Законопроект имеет также целью реализацию права народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

     Предметами регулирования законопроекта являются:
        1) отношения, возникающие в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
        2) особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;
        3) особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, отнесенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке к объектам федеральной собственности;
        4) порядок создания и ведения единого Государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
         5) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

     Законопроект О конституционном праве граждан Российской Федерации на защиту чести и достоинства и об обеспечении этого права государством и обществом был принят в первом чтении в марте 1999 года. Он предполагает урегулирование отношений, возникающих в связи с реализацией конституционного права граждан России на защиту чести и достоинства и применяется ко всем отношениям, возникающим в связи с конкретными фактами его нарушений. В нем определяются  организационно-правовой механизм утверждения чести и достоинства гражданина; организация, формы и способы конституционно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой защиты  чести и достоинства российских граждан как в стране, так и за ее пределами, а также гарантии исполнения закона.
    Кроме того, в Государственную Думу различными субъектами права законодательной инициативы внесены и, по мнению Комитета по культуре и туризму, нуждаются, в дальнейшей доработке следующие законопроекты:

      О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации Основы законодательства Российской Федерации о культуре (новая редакция),
     О меценатах и меценатстве ,
      О внесении изменений в Закон Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах (законопроект касается сроков охраны авторских прав),
     О внесении изменений и дополнений в статью 146 Уголовного кодекса Российской Федерации  и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (по вопросу защиты авторских и смежных прав),
     О государственном языке Российской Федерации ,
     О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О библиотечном деле ,
     О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об обязательном экземпляре документов (в части повышения эффективности системы обязательного экземпляра),
     О государственных музеях-заповедниках ,
     О театре и театральной деятельности в Российской Федерации .
    

     Конечно, здесь перечислены далеко не все законы и законопроекты, относящиеся к сфере культуры, которые требуются уже сегодня. И, надо сказать, работа в этом направлении ведется как  Правительством Российской Федерации, так и  другими субъектами права законодательной инициативы. Обстановка в стране меняется очень быстро, и она потребует от всех участников законодательного процесса согласованных и активных действий.