АО, 2007, май О Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 г
10. О международной политике
Большое внимание в своем Послании Президент уделил вопросам международной политики. Так, он затронул проблему исполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
Указанный Договор был подписан в ноябре 1990 года в Париже. В нем участвовали с одной стороны страны Организации Варшавского Договора, а с другой - страны НАТО. Главной задачей соглашения было снизить риск развязывания военного конфликта на континенте. С этой целью обе стороны согласились на количественные лимиты развертывания в Европе основных категорий тяжелого оружия, включая танки, бронемашины, артиллерию и боевые самолеты.
ДОВСЕ обеспечил беспрецедентные сокращения обычных вооружений, техники и личного состава, тем самым значительно снизив роль военно-силового фактора в межгосударственных отношениях на европейском континенте. Вместе с тем уже в период заключительных согласований и подписания Договор был в определенной степени морально устаревшим, так как не отражал кардинальных изменений геополитической ситуации - прежде всего прекращения противостояния двух военно-политических союзов. После того, как прекратили существование Варшавский Договор, а затем и Советский Союз, а НАТО стала расширять свои ряды за счет новых стран, возникла необходимость провести адаптацию ДОВСЕ к новым условиям. Переговорный процесс завершился в ноябре 1999 года подписанием Соглашения об адаптации ДОВСЕ на Стамбульском саммите ОБСЕ. На его основе должен быть осуществлен переход от блоковой структуры договора к национальным и территориальным уровням вооружений и техники для каждого государства-участника. Документ подписали тридцать стран-участниц ОБСЕ, включая США, Канаду, Великобританию, Грузию, Молдавию, Турцию, Украину, Польшу.
Принятое соглашение в целом решало многие важные для укрепления европейской безопасности военно-политические задачи. Однако большинство стран, подписавших Соглашение об адаптации и Заключительный акт переговоров об адаптации ДОВСЕ, впоследствии отказалось от их ратификации. По состоянию на сегодняшний день стамбульские соглашения ратифицировали лишь Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. А чтобы адаптированный ДОВСЕ вступил в силу, его должны ратифицировать все остальные участники.
Президент напомнил, что Россия сегодня исполняет договор фактически в одностороннем порядке и существенно сократила количество войск. В то же время Запад не торопится ратифицировать договор, ссылаясь при этом на Стамбульские договоренности, предусматривающие вывод российских подразделений из Грузии и Приднестровья, несмотря на то, что Россия целенаправленно работает над решением этих непростых задач, а Договор об обычных вооруженных силах в Европе юридически вообще никак не связан со Стамбульскими договоренностями.
В связи с этим Президент предложил объявить мораторий на исполнение Россией обновленного в 1999 году Договора до тех пор, пока все страны НАТО не ратифицируют его и не начнут строго исполнять, а также обсудить эту проблему в Совете Россия-НАТО. По словам главы государства, пора, наконец, и нашим партнерам не на словах, а на деле внести свой вклад в сокращение вооружений. Хотя бы в Европе .
Президент предложил также обсудить в ОБСЕ планы размещения в Европе элементов американского стратегического оружия. Это в той или иной мере затрагивает интересы всех европейских государств, в том числе не входящих в НАТО. В этой связи вопрос заслуживает, даже требует обсуждения в ОБСЕ в рамках военно-политического измерения этой организации , - подчеркнул глава государства.
Приоритетом международного сотрудничества по-прежнему является развитие взаимоотношений со странами СНГ, качественное углубление интеграционных процессов. Россия и дальше намерена играть инициативную роль в процессах экономической интеграции на пространстве СНГ. А в более широком плане - и на всем евразийском пространстве. Надо укреплять интеграционные процессы и в ЕврАзЭС, и в Шанхайской организации сотрудничества , - подчеркнул Президент.
Президент Российской Федерации подтвердил также намерение России продолжать строить Союзное государство с Белоруссией. Комментируя развитие отношений двух стран, он дал понять, что этот вопрос зависит от белорусской стороны, отметив, что Россия открыта к любым формам и моделям интеграции. А курс на всемерное развитие отношений с Белоруссией в таких жизненно важных областях как экономика, транспорт, социальная защита, здравоохранение и гуманитарное сотрудничество является для России незыблемым. В любом случае мы будем действовать так, чтобы это отвечало интересам народов и России, и Белоруссии , - заявил глава российского государства.
Президент выступил за конструктивное развитие отношений с Евросоюзом и отметил, что весь позитив наших отношений следует закрепить и развивать в новом базовом договоре о стратегическом партнерстве Россия-ЕС . Нынешние двусторонние отношения ЕС и России, включая экономическое сотрудничество, реализуются в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанного в 1994 году и вступившего в силу 1 декабря 1997 года. СПС охватывает широкий спектр деятельности в сферах экономического, политического и культурного сотрудничества и определяет институциональные рамки для проведения регулярных консультаций по ключевым вопросам. СПС с самого начала служило цели развития более тесных отношений между Россией и ЕС, давая возможность углублять двусторонние экономические связи. В этой связи Россия и ЕС призывают к началу переговоров о новом двустороннем рамочном договоре с тем, чтобы сформулировать более совершенные принципы экономических отношений, включая торговлю и инвестиции. Окончание срока действия СПС в 2007 году дает возможность для модернизации рамочного договора между ЕС и Россией, который станет базовым соглашением для углубления экономической интеграции ЕС и России путем создания будущего Общего экономического пространства и будет называться Договором о стратегическом партнерстве.
Это должно быть рамочное, емкое и ориентированное в будущее соглашение, где были бы зафиксированы цели и принципы сотрудничества, его институциональные механизмы, отражены результаты ведущейся работы по созданию четырех Общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты. Будучи рамочным по своему характеру, этот договор должен предусматривать возможность заключения при необходимости отдельных, более детальных секторальных соглашений.
Президент подчеркнул, что необходим серьезный разговор с участием политиков, бизнеса, науки о путях содействия свободному перемещению капиталов, товаров, услуг и трудовых ресурсов на европейском и азиатском континентах. Россия с ее геополитическим положением может и будет играть здесь соответствующую роль, оказывать таким процессам всемерное содействие , - заявил глава государства. Он предложил начать разговор об этом на площадке международного экономического форума, который пройдет в июне 2007 года в Санкт-Петербурге.