АО, 2006, март Правовое обеспечение нормотворческой деятельности в Республике Беларусь
Введение
Начиная с 1996 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации предпринимались усилия по рассмотрению законопроекта "О нормативных правовых актах Российской Федерации". Проект был внесён в установленном порядке 2 июня 1996 года депутатами Государственной Думы второго созыва - членами Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе и принят в первом чтении 10 ноября 1996 года. После неоднократного обсуждения в комитете законопроект был представлен к процедуре второго чтения 29 октября 1999 года, а затем возвращён в комитет на доработку.
К очередному рассмотрению законопроекта палата вернулась 12 мая 2004 года и по предложению Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству его отклонила и сняла с дальнейшего рассмотрения.
21 сентября 2005 года намерение разработать свой вариант проекта федерального закона "О нормативных правовых актах Российской Федерации" было высказано членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на его пленарном заседании.
Таким образом, очевидна потребность в урегулировании правотворческого процесса, упорядочении видов и форм издаваемых нормативных правовых актов, установлении их соотношения между собой.
Действующее законодательство Российской Федерации неполно регулирует различные стороны правотворчества, до сих пор отсутствует определение понятия и видов нормативных правовых актов, полномочий правотворческих органов, не регламентирован порядок подготовки и оформления проектов актов. Это осложняет взаимоотношения между участниками процесса создания правовых актов, отрицательно сказывается на качестве актов, оперативности их принятия, что нарушает системные связи между ними и приводит к возникновению многочисленных юридических противоречий и коллизий.
Принятие такого закона позволило бы упорядочить всю систему действующих в Российской Федерации нормативных правовых актов, создать научно-обоснованные стандарты, определяющие содержание и форму правового акта, обеспечить законность в процессе принятия правотворческих решений.
В ряде субъектов Российской Федерации уже приняты законы о нормативных правовых актах, которые способствуют повышению уровня правотворчества и правоприменения в регионах. Правила (регламенты) подготовки и принятия правовых актов в течение десятилетий действуют и в зарубежных государствах, в том числе в Японии, Италии, Болгарии, Венгрии и других.
С учётом вышеизложенного представляет интерес опыт в этой сфере белорусских коллег, ознакомление с которыми автора настоящей аналитической записки состоялось во время пребывания в г. Минске в декабре 2005 года в рамках участия в международном семинаре "Значение прогнозирования последствий принятия (издания) нормативных правовых актов и анализа практики применения законодательства для повышения эффективности нормотворческого процесса".