Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, ноябрь Государственная Дума в России (1906-1917 гг.)


Заключение

     Учреждение Государственной Думы России в 1905 г. показало, что никакого особенного самобытного пути, провозглашаемого отечественными традиционалистами, у России нет. В общих чертах она повторяла магистральный путь развития других европейских держав (Франция, Германия и др.), обязательно проходивших через эпоху абсолютизма, революции и появления парламента. Дума, еще не будучи настоящим парламентом, уже объективно не вписывалась в систему самодержавной власти. Появление народного представительства было первым реальным шагом на пути к конституционной монархии, либо даже к республике.
    Депутаты первой, второй, третьей и четвертой дореволюционной Государственной Думы успели сделать многое как для развития российского законодательства начала XX века, так и для становления парламентской практики в России.
    Благодаря Государственной Думе в Российской империи были приняты прогрессивные по тем временам законы по развитию народного образования. Дальнейшее развитие получило трудовое (или как оно тогда называлось, рабочее) законодательство. Перед первой мировой войной Государственная Дума активно участвовала в увеличении государственных ассигнований на перевооружение российской армии и флота. К тому же именно Дума имела полномочия рассматривать и утверждать ежегодный государственный бюджет.
    В составе ее депутатов были не только представители всех сословий тогдашнего общества, но и представители различных народов и национальностей Российской империи.
     В дореволюционной Государственной Думе сформировались такие атрибуты современного парламентаризма, как партийные фракции, запросы депутатов правительству, выступления премьеров с правительственными декларациями, гласность думских пленарных заседаний.
     Хотя Государственная Дума существовала в России с 1906 по 1917 г., ее деятельность неоднократно прерывалась (досрочные роспуски, война). Всего ее работа продолжалась лишь около 6 с половиной лет. Но Дума сумела укрепиться в политической жизни империи, став важной составляющей государственного механизма в России. Народное представительство завоевало расположение к себе населения империи. Опросы, проводимые в начале XX в., показали, что даже малограмотные крестьяне, не знавшие толком, что такое Государственная Дума, какие политические партии существуют в стране и чем они отличаются друг от друга, были уверены, что Дума России нужна. Не случайно в первые дни Февральской революции 1917 г. люди пошли именно к Таврическому дворцу.
    Утвердившийся в 1917 году коммунистический строй на 70 лет прервал формирование в нашей стране демократических институтов, пресек развитие парламентаризма. Опыт Государственной Думы как буржуазного парламента , недостойного более высокой организации Советов, был отринут.
    Судьба народных избранников, переставших быть нужными после 1917г., сложилась по-разному. Большинство из них эмигрировало из советской России и провело остаток дней на чужбине. Немало депутатов погибло в годы Гражданской войны, став жертвами Красного террора. Оставшиеся влачили жалкое существование, часть из них попала под маховик массовых политических репрессий сталинского режима второй половины 30-x гг. Отдельные члены Думы оказались свидетелями эпохи развитого социализма в СССР и правления Л И. Брежнева. Последним из могикан оказался, по-видимому, В.В. Шульгин, проживший 98 лет и умерший в 1976 г.
    И все же ростки политической демократии и парламентаризма не были полностью искоренены из российской почвы. Они пробили себе дорогу в ходе начавшегося на рубеже    80-х-90-х    годов   XX   столетия    процесса демократизации советской государственной системы. В 1993 г. в России была воссоздана Государственная Дума, назвавшая себя преемницей Дум начала столетия и подчеркнув свою приверженность думским истокам.