АО, 2005, июнь О ходе реализации Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Указом Президента Российской Федерации 21 июня 2001 г. была образована Комиссия при Президенте России под руководством заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Д.Н.Козака. Перед Комиссией была поставлена задача по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Проделав объемную работу по анализу российского законодательства, Комиссия через полгода "вышла" на проблему местного самоуправления как ключевую в решении вопроса повышения эффективности публичной власти в стране. Это обстоятельство нашло свое отражение в Послании Президента РФ от 18 апреля 2002 года, в котором глава государства указал на необходимость разработки новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Основные идеи по развитию местного самоуправления были сформулированы в документе, подготовленном Рабочей группой Комиссии под названием "Концепция разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по общим вопросам организации органов государственной власти и местного самоуправления".
23 октября 2002 года в Кремле состоялось заседание Государственного совета Российской Федерации с повесткой дня "О развитии местного самоуправления в Российской Федерации", на котором были обсуждены доклад "Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития" и рабочая версия проекта новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Проект новой редакции Федерального закона был внесен Президентом России в Государственную Думу 31 декабря 2002 года одновременно с проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", поскольку оба законопроекта были подготовлены на основе единой концепции.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" был подписан Президентом России 4 июля 2003 года. Рассмотрение новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с большим объемом работы над поправками потребовало более сложной процедуры.
Первое чтение законопроекта состоялось 21 февраля 2003 года. 11 июня 2003 года проект новой редакции Федерального закона был принят во втором чтении, однако 16 сентября был возвращен к процедуре второго чтения и повторно принят во втором чтении. В тот же день (16 сентября 2003 года) закон был принят в третьем чтении. Подписание закона Президентом России состоялось 6 октября 2003 года.
Новая редакция Федерального закона является принципиальным шагом в создании правовой базы, которая позволяет не только обеспечить эффективное функционирование местного самоуправления, но и всей системы публичной власти в стране в целом.
Среди основных задач, разрешаемых Федеральным законом - совершенствование территориальной основы местного самоуправления. Установление новых принципов территориальной организации местного самоуправления является важнейшим шагом на пути повышения эффективности системы публичной власти. К настоящему времени в России сложилась весьма неоднородная система территориальной организации местного самоуправления. С целью решения этой проблемы в новой редакции Федерального закона устанавливается единая для всей Российской Федерации территориальная организация местного самоуправления.
В новой редакции также более точно разграничены полномочия Российской Федерации и ее субъектов, конкретизирован круг вопросов местного значения.
Закон создает реальные предпосылки к тому, чтобы обеспечить соответствие расходных полномочий муниципальных образований их реальным финансовым возможностям, которые должны быть обеспечены предстоящими изменениями в бюджетном и налоговом законодательстве.
Очень важным положением закона является установление порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Необходимость решения данной проблемы назрела уже давно.
Закон содержит положения, которые в совокупности существенно повышают роль населения в решении вопросов местного значения. Вводятся новые формы непосредственного участия населения в обсуждении проблем развития муниципального образования, а также учета мнения населения (публичные слушания, конференции, собрания и опрос граждан). Более детально прописана организация территориального общественного самоуправления.
Новая редакция Федерального закона содержит ряд положений, обеспечивающих повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления. Во-первых, устанавливаются нижний предел численности представительных органов местного самоуправления, который зависит от численности населения муниципального образования. Во-вторых, вводится разделение представительной и исполнительной власти. Один и тот же человек не может возглавлять и исполнительный орган и представительный. В-третьих, устанавливается обязательность наличия в структуре органов местного самоуправления муниципального образования представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа).
Новая редакция содержит целый ряд других норм. Так, в отличие от действующего законодательства новая редакция содержит положение о системе муниципальных правовых актов, закрепляет институт межмуниципального сотрудничества, предусматривает особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения, наукоградах и др.
Впервые в законодательной практике установлен значительный переходный период (до 1 января 2006 года), в течение которого должны быть приняты все необходимые меры для эффективной реализации закона. В нем содержатся нормы, которые предполагают внесение изменений во многие отраслевые законы. По оценке экспертов, для обеспечения реформы местного самоуправления необходимо внести изменения примерно в 100 действующих законов и принять ряд новых законов.
Таким образом, принятие новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", необходимость внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство, принятия многих других законов, вытекающих из требований новой редакции, необходимо рассматривать только как первый шаг по правовому обеспечению устойчивого социально-экономического развития местного самоуправления, системы публичной власти в целом.