АО, 2005, июнь О ходе реализации Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
7. РЕКОМЕНДАЦИИ
семинара-совещания
О ходе реализации Федерального закона
"Об общих принципах организации
местного самоуправления
в Российской Федерации" в Ставропольском крае
семинара-совещания
О ходе реализации Федерального закона
"Об общих принципах организации
местного самоуправления
в Российской Федерации" в Ставропольском крае
21-22 апреля 2005 года
Переходные положения Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в основном реализованы в Ставропольском крае в течение 2004 года.
С 1 января 2005 года в крае действуют органы местного самоуправления в 9 городских округах, 26 муниципальных районах, 12 городских и 268 сельских поселениях.
В настоящее время в крае завершается передача в муниципальную собственность имущества Ставропольского края, предназначенного для исполнения полномочий органов местного самоуправления. Муниципальным образованиям передано 685 учреждений образования, 45 учреждений здравоохранения, другие учреждения и объекты недвижимости. В краевую собственность принято 12 учреждений образования, 11 учреждений здравоохранения, 6 учреждений культуры.
Опыт реализации Федерального закона выявил ряд проблем, решение которых позволит с большей эффективностью выполнить положения Федерального закона и повысить качество и эффективность муниципального управления.
Формирование местных бюджетов показало, что процедуры, предусмотренные законодательством для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, сложны и, по крайней мере, на первом этапе необходимо ввести дополнительные, более простые и гибкие варианты.
Требуется уточнение перечня вопросов местного значения муниципальных образований.
Например, к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления дошкольного образования. Опыт работы муниципальных образований Ставропольского края свидетельствует о том, что эта услуга может быть предоставлена на поселенческом уровне.
По мнению органов государственной власти Ставропольского края целесообразно расширить перечень вопросов местного значения муниципального района, отнеся к компетенции органов местного самоуправления муниципального района создание условий для развития сельскохозяйственного производства и другие вопросы. Полномочия органов местного самоуправления муниципального района по мобилизационной подготовке целесообразно распространить на всю территорию района, а не ограничивать только межселенными территориями.
Процесс передачи органами местного самоуправления в государственную собственность Ставропольского края отдельных объектов недвижимости затягивается. По мнению органов государственной власти Ставропольского края необходимо законодательно определить, что передача таких объектов может осуществляться как по инициативе органов местного самоуправления, так и по инициативе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При передаче имущества из государственной собственности в муниципальную и из муниципальной - в государственную возникают дополнительные финансовые издержки на перерегистрацию учредительных документов организаций и учреждений, объектов недвижимости, а также на лицензирование учреждений.
Разграничение права собственности на автомобильные дороги между Ставропольским краем и муниципальными образованиями показало, что существующая классификация автомобильных дорог не отвечает принципам разграничения полномочий между органами публичной власти, положенным в основу Федерального закона.
Следует отметить положительный опыт органов государственной власти Ставропольского края по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления социальных услуг населению. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (по социальной поддержке детей сирот, детей инвалидов, организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях и др.) приблизит органы и учреждения, оказывающие важнейшие социальные услуги к месту жительства граждан и позволит при этом более полно учитывать реальные потребности нуждающихся.
Однако, по мнению органов государственной власти и органов местного самоуправления Ставропольского края, некоторые факторы неблагоприятно сказываются на эффективности реализации реформы местного самоуправления.
Среди этих факторов отмечается:
недостаточность установленных налоговым законодательством доходных источников бюджета Ставропольского края и местных бюджетов для обеспечения полного и качественного исполнения полномочий органов местного самоуправления;
снижение собираемости региональных и местных налогов, уменьшение налоговых доходов муниципальных образований вследствие проводящейся в настоящее время реорганизации территориальных налоговых инспекций с целью их укрупнения и создания межрайонных налоговых инспекций;
отсутствие удовлетворительного методического обеспечения реформы местного самоуправления и системы подготовки и переподготовки кадров.
С учетом опыта реализации Федерального закона в Ставропольском крае участники семинара-совещания рекомендуют Государственной Думе и Правительству Российской Федерации:
1. Внести в Федеральный закон, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации изменения, предусматривающие:
снижение с 2 до 1,3 коэффициента превышения среднего уровня расчетной бюджетной обеспеченности, при котором может осуществляться перечисление субвенций из местных бюджетов в региональные фонды финансовой поддержки муниципальных образований;
предоставление субъектам Российской Федерации права заменять дотации, предоставляемые из регионального фонда финансовой поддержки поселений, дифференцированными нормативами отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и специальных налоговых режимов;
предоставление субъектам Российской Федерации права закреплять по дифференцированным нормативам отчислений не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от налога на доходы физических лиц исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
увеличение с 30 до 40 процентов доли налога на доходы физических лиц, закрепленной на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований.
2. Внести в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие:
перенос с 1 января 2006г. на более поздний срок введения в действие положений, предусматривающих налогообложение земельных участков на основе оценки их кадастровой стоимости;
сокращение перечня налогоплательщиков, которым предоставлены льготы по уплате земельного налога.
3. Установить в федеральном законодательстве освобождение от уплаты государственной пошлины за регистрацию учредительных документов при передаче имущества в муниципальную или государственную собственность при реализации положений Федерального закона.
Участники семинара-совещания рекомендуют Правительству Российской Федерации:
1. Обеспечить разработку налоговой отчетности и системы показателей региональной и муниципальной статистики, отвечающих потребностям прогнозирования и планирования доходов региональных и местных бюджетов.
2. Обеспечить разработку порядка взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления в целях улучшения администрирования местных налогов и предоставления налоговыми органами информации, необходимой для прогнозирования и планирования органами местного самоуправления социально-экономического развития муниципальных образований.
3. Ускорить разработку мер по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального комплекса и реструктуризации их кредиторской задолженности. Предусмотреть в федеральном бюджете на 2006 год средства на погашение задолженности бюджетам муниципальных образований и предприятиям жилищно-коммунального комплекса.
4. Принять меры по разработке и утверждению порядка разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности.
5. Ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о муниципальной службе.
6. Обеспечить разработку нового классификатора автомобильных дорог.
7. Предусмотреть в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Российской Федерации на 2006 год финансовые средства на профессиональную подготовку и переподготовку выборных должностных лиц, депутатов и муниципальных служащих.
8. Рассмотреть возможность формирования территориальных органов Федеральной налоговой службы на территориях муниципальных образований в муниципальных районах и городах (городских округах и городских поселениях).
9. Приостановить введение в действие новой системы бюджетного учета, установленной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2004 г. 70-н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету" в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Необходимо поэтапно модернизировать действующую систему бюджетного учета с целью приведения бюджетной отчетности в соответствие с международными стандартами, с учетом опыта регионов и реформирования в 2006-2007 годах межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Участники семинара-совещания рекомендуют профильным Комитетам Государственной Думы рассмотреть следующие предложения:
1. Перенести на более поздний срок утверждение границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства в связи с необходимостью выделения на проведение этой работы значительных дополнительных финансовых ресурсов.
2. Внести изменения в Федеральный закон, с целью приведения перечня
имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, в соответствие с перечнем вопросов местного значения.
3. Внести в Федеральный закон изменения, предусматривающие дополнение перечня вопросов местного значения муниципального района вопросами создания условий:
для развития на территории муниципального района производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки;
для развития массовой физической культуры и спорта; для обеспечения населения услугами учреждений культуры;
для сохранения памятников истории и культуры.
4. Внести в Федеральный закон изменения, допускающие возглавлять местную администрацию и представительный орган одному лицу в сельских поселениях с численностью населения, превышающей 1 тысячу человек.
5. Отнести транспортный налог к местным налогам, налоговые доходы от которого подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100 процентов.