АО, 2005, июнь О ходе реализации Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Б.
РЕКОМЕНДАЦИИ
семинара-совещания председателей законодательных
(представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации "О ходе реализации
Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации"
РЕКОМЕНДАЦИИ
семинара-совещания председателей законодательных
(представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации "О ходе реализации
Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации"
(Нижний Новгород, 27 мая 2005 года)
Заслушав доклады Председателя Государственной Думы Б.В.Грызлова, председателя Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления B.C.Мокрого, председателя Законодательного Собрания Нижегородской области Е.Б.Люлина, выступления председателей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы, участники семинара совещания отмечают следующее.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации выполняют в установленные сроки предписания Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". К 1 марта 2005 года завершилось формирование территорий и установление границ муниципальных образований.
В двух субъектах Российской Федерации - Ставропольском крае и Новосибирской области - положения Федерального закона применяются с 1 января 2005 года, в других - идет подготовка выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, готовятся нормативные правовые акты и организационные мероприятия с целью обеспечения работы органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований с 1 января 2006 года.
Практика реализации Федерального закона со дня его официального опубликования показала необходимость уточнения, развития и совершенствования отдельных его положений для более полного учета исторических, природно-географических особенностей и социально-экономических условий различных регионов Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации направили в Государственную Думу ряд законодательных инициатив по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон.
Предложения, содержавшиеся в них, были обобщены Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, обсуждены на парламентских слушаниях 30 сентября 2004 года, рассмотрены межведомственной рабочей группой по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления, внесены на рассмотрение Государственной Думы и приняты в декабре 2004 года.
В Государственной Думе 19 мая 2005 года состоялись парламентские слушания, на которых рассматривались проблемы законодательного и организационно-методического обеспечения реализации Федерального закона.
В Министерстве регионального развития Российской Федерации создан оперативный штаб по контролю выполнения требований Федерального закона.
Опыт применения Федерального закона в Ставропольском крае и Новосибирской области показывает, что имеются все необходимые условия для того, чтобы субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления смогли реализовать положения Федерального закона с 1 января 2006 года.
Вместе с тем необходимо продолжить уточнение и развитие норм Федерального закона в соответствии с потребностями правоприменительной практики, что позволит с большей эффективностью выполнить положения Федерального закона и повысить качество исполнения органами местного самоуправления возложенных на них полномочий.
Участники семинара-совещания решили:
увеличение с 30 до 40 процентов доли налога на доходы физических лиц, закрепленной на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований;
снижение с 2,0 до 1,3 коэффициента превышения среднего уровня бюджетной обеспеченности, при котором может осуществляться перечисление субвенций из местных бюджетов в региональные фонды финансовой поддержки муниципальных образований;
перенесение с 1 января 2006 года на более поздний срок введения в действие положений, предусматривающих налогообложение земельных участков на основе оценки их кадастровой стоимости;
освобождение от уплаты государственной пошлины за регистрацию учредительных документов при передаче имущества в муниципальную или государственную собственность при реализации положений Федерального закона;
предоставление права органам местного самоуправления учреждать средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, разъяснения решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, информирования населения о важных событиях общественной жизни на территории муниципального образования;
упрощение порядка и сокращение сроков разграничения государственной собственности на землю с целью обеспечения формирования муниципальной собственности на землю в течение 2006-2007 годов;
установление порядка разграничения собственности на землю между муниципальными районами и входящими в их состав муниципальными образованиями;
разработку налоговой отчетности и системы показателей региональной и муниципальной статистики, отвечающих потребностям прогнозирования и планирования доходов региональных и местных бюджетов;
разработку порядка взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления в целях улучшения администрирования местных налогов и предоставления налоговыми органами информации, необходимой для прогнозирования и планирования органами местного самоуправления социально-экономического развития муниципальных образований;
разработку нового классификатора автомобильных дорог;
предоставление права одному выборному должностному лицу в сельских поселениях с численностью населения до 5 тысяч человек одновременно возглавлять представительный орган и местную администрацию;
дополнение компетенции органов местного самоуправления муниципального района вопросами местного значения по созданию условий:
для развития массовой физической культуры и спорта;
для обеспечения населения услугами учреждений культуры;
для сохранения памятников истории и культуры;
для сохранения и развития традиционного народного творчества и поддержки народных художественных промыслов;
для развития на территории муниципального района производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки.
Участники семинара-совещания рекомендуют:
1. Государственной Думе принять на весенней сессии:
1) Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", внесенный Правительством Российской Федерации;
2) внести изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающие уточнение перечней вопросов местного значения муниципальных образований и имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований;
3) внести в федеральные законы изменения, устраняющие коллизию между нормами статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) изучить опыт реализации Федерального закона в Новосибирской области и Ставропольском крае, в том числе практику наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в социальной сфере; организовать мероприятия по обмену опытом по вопросам реализации Федерального закона;
2) принять законодательные акты, регулирующие межбюджетные отношения в субъекте Российской Федерации;
3) оказать своевременную методическую помощь муниципальным образованиям по формированию местных бюджетов на 2006 год;
4) оказать организационное содействие и методическую помощь органам местного самоуправления по определению оптимальных ставок земельного налога для различных категорий земель и (или) видов их использования в соответствии с результатами оценки, произведенной территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости;
5) организовать разработку прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований и провести расчеты налогового потенциала;
6) разработать примерную программу профессиональной подготовки и переподготовки выборных должностных лиц, депутатов и муниципальных служащих и организовать их обучение;
3. Правительству Российской Федерации:
1) до 1 августа 2005 года утвердить порядок разграничения муниципального имущества между муниципальным районом и входящими в его состав муниципальными образованиями (включая земельные участки);
2) в целях освобождения от уплаты государственной пошлины при перерегистрации учредительных документов муниципальных учреждений и предприятий, перерегистрации права собственности на объекты недвижимости и переоформления прав на осуществление лицензируемых видов деятельности при передаче имущества из государственной собственности в муниципальную и из муниципальной - в государственную рассмотреть до 1 сентября 2005 года внесение изменений в акты Правительства Российской Федерации, регулирующие взимание государственной пошлины;
3) ускорить разработку мер по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального комплекса и реструктуризации их кредиторской задолженности с тем, чтобы указанные меры могли реализовываться с начала 2006 года;
5) предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2006 год финансирование программ профессиональной подготовки и переподготовки выборных должностных лиц, депутатов и муниципальных служащих;
6) оперативно направлять в органы государственной власти субъектов Российской Федерации информацию и решения, принятые по вопросам реализации Федерального закона;
7) с целью упрощения процедур формирования муниципальной земельной собственности принять в 2005 году необходимые меры для подготовки и внесения изменений в законодательные акты, регулирующие порядок разграничения государственной собственности на землю;
8) организовать разработку нового классификатора автомобильных дорог;
9) предусмотреть проведение в 2005-2006 годах семинаров по обмену опытом и координации деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации Федерального закона.
4. Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, межведомственной рабочей группе по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления рассмотреть предложения участников семинара-совещания:
предоставить субъектам Российской Федерации право закреплять за муниципальными образованиями по единой методике не единые, а дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от региональных налогов, федеральных налогов и специальных налоговых режимов, поступающих в региональные бюджеты;
вновь ввести налог с продаж;
установить порядок поступления налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщиков;
сократить перечень налогоплательщиков, имеющих льготы по уплате земельного налога на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, либо предусмотреть компенсацию из федерального бюджета выпадающих доходов местных бюджетов, вызванных предоставлением этих льгот;
предусмотреть использование минимальных социальных стандартов при выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
предоставить главам сельских муниципальных образований полномочия по совершению отдельных нотариальных действий;
внести в Лесной и Водный кодексы Российской Федерации изменения, наделяющие органы местного самоуправления правом участия в решении вопросов рационального и эффективного использования природных, лесных и водных ресурсов;
рассмотреть возможность внесения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации дополнения, предусматривающего введение главы 32 "Налог на недвижимое имущество";
рассмотреть возможность внесения в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменений, устанавливающих определение объема Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в проекте федерального бюджета на очередной год на основе объема этого фонда в федеральном бюджете текущего года с учетом фактически сложившегося уровня инфляции (начиная с подготовки проекта федерального бюджета на 2006 год).
Направить настоящие рекомендации Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в Правительство Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в "Российскую газету" и "Парламентскую газету" для опубликования.