Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, май Программный взгляд на развитие России в 2005-2015 гг. (О Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г.)


9. О взаимоотношениях с соседями

     
     Президент Российской Федерации так обрисовал видение развития этих отношений:
     Сегодня, когда на постсоветском пространстве образовались и развиваются самостоятельные, независимые государства, мы вместе хотим соответствовать гуманистическим ценностям, широким возможностям личного и коллективного успеха, выстраданным стандартам цивилизации. Стандартам, которые могут дать нам единое экономическое, гуманитарное, правовое пространство.
    В русле работы по обновлению и совершенствованию Содружества Россия недавно предложила партнерам обсудить конкретную программу углубления гуманитарного сотрудничества. Эта инициатива уже нашла поддержку в силу большой заинтересованности всех стран в налаживании утраченных с распадом единой державы контактов художественных коллективов, представителей науки, творческой интеллигенции, молодежи. Есть общий интерес, чтобы гуманитарное сотрудничество, которое по-настоящему востребовано людьми, развивалось более интенсивно и приносило больше результатов. 8 мая 2005 г. в Москве была принята Декларация о гуманитарном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств.
    Далее в Послании отмечено:
     Отстаивая российские внешнеполитические интересы, мы заинтересованы в развитии экономики и укреплении международного авторитета государств - наших ближайших соседей. Заинтересованы в синхронизации темпов и параметров реформаторских процессов в России и государствах Содружества. И готовы перенимать действительно полезный опыт наших соседей, а также делиться с ними своими идеями и своими результатами в работе.
    Работа со странами СНГ - главный внешнеполитический приоритет России, связанный, в том числе, с получением конкурентных преимуществ на мировых рынках. У стран Содружества есть много возможностей для осуществления масштабных совместных инфраструктурных, транспортных и энергетических проектов,  реализация которых повысит прочность нашей интеграции, придаст новые возможности российской экономике - и не только ей.
    В 2004 году Президент Российской Федерации во время своего визита на Украину заявил: На первом этапе после распада Советского Союза сама Россия должна была осознать, что возникшие на постсоветском пространстве государства - это не квазисоветское образование, а независимые, полноценные страны. И к ним соответствующим образом и нужно относиться.
     И со стороны России, и со стороны наших партнеров, в том числе и в Украине, пришло осознание того, что у нас есть свои собственные национальные интересы, которых мы можем достигать и добиваться, сотрудничая друг с другом. И сделать это мы можем наиболее эффективно, если работаем вместе .
    О проблемах внешней политики Президент Российской Федерации говорил лишь в самом общем виде, обозначив ее приоритеты по минимуму: обеспечение безопасности России и создание благоприятных условий для ее внутреннего развития. Наши цели на международной арене предельно понятны - безопасность границ и создание благоприятных внешних условий для решения внутренних российских проблем. Мы не изобретаем никаких новшеств, а стремимся использовать все то, что было накоплено европейской цивилизацией и мировой историей .
     Главным, по словам Президента Российской Федерации, для нас является оборона, а не экспансия. Поэтому он упоминал и конкретные регионы страны,  говорил о Северном Кавказе, находящемся под угрозой радикальной исламской экспансии, о Дальнем Востоке, которому потенциально грозит экспансия мощных экономических центров в лице Китая и Японии и о Калининграде, который находится под угрозой экспансии Европейского Союза.
    Президент Российской Федерации напомнил о цивилизаторской миссии российской нации на евразийском континенте.
     Безусловно и то, что цивилизаторская миссия российской нации на евразийском континенте должна быть продолжена. Она состоит в том, чтобы демократические ценности, помноженные на национальные интересы, обогащали и укрепляли нашу историческую общность .
    Это миссия страны, которая стала спонсором развития европейских институтов на пространстве Евразии. Влияние будет продолжаться в тех формах, которые сейчас принято называть цивилизованными.
    Акцентировано внимание на том, что фактически Россия является лидером демократического процесса на постсоветском пространстве.
     Для нас, кроме того, остается важнейшим вопросом международная поддержка в обеспечении прав российских соотечественников за рубежом. И это не предмет для политического или дипломатического торга. Мы рассчитываем, что новые члены НАТО и ЕС на постсоветском пространстве на деле докажут свое уважение к правам человека, включая права национальных меньшинств.
    Вопрос о защите политических и гражданских прав российских соотечественников со всей остротой встал после распада СССР в 1991 г., когда миллионы русских и русскоязычных жителей стран СНГ и Балтии оказались в сложнейших экономических, социокультурных условиях, вызванных этнократическими тенденциями в политике целого ряда новых независимых государств. Задача поддержки российских соотечественников, проживающих за рубежом, прежде всего в странах СНГ и Балтии, не раз ставилась в Посланиях Президента Федеральному Собранию. В этих же документах выражалась обеспокоенность главы государства положением беженцев и вынужденных переселенцев.
     С начала 1992 г. основные усилия России были сосредоточены на формировании договорно-правовой базы (как на многосторонней в рамках СНГ, так и на двусторонней основе) по защите интересов россиян, проживающих в странах содружества.
    В документах, принятых в рамках СНГ, закреплены обязательства государств-членов гарантировать своим гражданам равные права и свободы. Подписаны Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (24.09.93), Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (21.10.94), Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (10.02.95), Конвенция о правах и основных свободах человека (19.01.96), еще целый ряд документов, относящихся к конкретным сферам взаимодействия стран СНГ в гуманитарной области.
     Со всеми государствами подписаны Договоры о дружбе и сотрудничестве, отдельным блоком в которые включены статьи, регламентирующие обязательства сторон по взаимному соблюдению прав и интересов граждан, проживающих на их территориях. В гуманитарной области с различными странами СНГ заключены соглашения о двойном гражданстве (Таджикистан), об упрощенном порядке приобретения гражданства (Казахстан, Киргизия), о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого (Грузия, Казахстан, Киргизия, Туркмения), о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев (Белоруссия, Грузия, Киргизия, Таджикистан, Туркмения), о взаимной правовой помощи (Грузия, Азербайджан, Молдавия), о сотрудничестве в области культуры, науки, образования  и т. д.
    К сожалению, ни соглашения, ни конвенции, ни договоры в части защиты прав и законных интересов соотечественников за рубежом должным образом не работают.
    Вне зависимости от разнообразия ситуаций, в которых находятся наши соотечественники в новых государствах, можно выделить шесть основных сфер ущемления их правового положения:
1) ограничение соотечественников в гражданских и других правах;
2) сужение сферы применения русского языка;
3) ущемление экономических интересов соотечественников;
4)  бытовой национализм;
5) общие экономические условия в стране проживания;
6)      общие политические условия и в целом правовая незащищенность.
    Принятый в 1999 г. Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" гарантирует соотечественникам поддержку Российской Федерации:
    - в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, культурных и иных прав, предусмотренных Международными пактами о правах  человека;
    - в своих действиях, направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к соотечественникам, имущественного положения или любого другого обстоятельства;
    - в обеспечении права на равенство перед законом.
    По поручению Президента Российской Федерации были разработаны и 28 ноября 2002 г. утверждены Правительством Российской Федерации Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002-2005 г., которые наряду с защитой прав и интересов соотечественников включают продвижение и поддержку за рубежом русского языка, культуры и образования. В этом документе с опорой на общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и другие правовые и нормативные акты Российской Федерации определены цели и задачи поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом, изложены приоритетные направления их поддержки. Здесь же была предложена система мер по формированию условий по эффективной защите прав и свобод соотечественников, оказанию им финансовой и экономической поддержки, развитию гуманитарных, культурных, образовательных, научных и деловых связей с соотечественниками.