Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2006, декабрь О несостоятельности (банкротстве)


6. Опыт оздоровления банков в Восточной Европе

     
     В странах Восточной Европы размеры финансовой поддержки банков нередко выходят за рамки возможностей СДС и бюджета. В связи с этим в странах Восточной Европы обычно стремились осуществлять меры по оздоровлению финансовой системы в целом.
     К числу проблем банковской сферы постсоциалистических стран относятся:
недостаточный размер собственного капитала;
слабый банковский надзор;
чрезмерная зависимость от ограниченного числа клиентов и учредителей;
дефицит квалифицированных кадров;
коррупция и др.
    Однако наиболее острой проблемой, типичной для постсоциалистических стран, является взаимные неплатежи предприятий, а соответственно недействующих кредитов и убытков в банковских балансах.
     Поскольку обе эти проблемы неразрывно взаимосвязаны, в Восточной Европе широкое распространение получило мнение, что оздоровление кредитной сферы должно осуществляться одновременно с финансовым оздоровлением и реструктуризацией небанковского сектора экономики.
     
     Существуют три принципиальные возможности решения проблемы сомнительных долгов.
    Наиболее простым стало бы их списание, что улучшило бы финансовое состояние предприятий, но возложило бы всю тяжесть оздоровления на банки. Данный путь возможен, когда доля недействующих кредитов в активах банков относительно невелика и их списание не приведет к массовым банкротствам.
     Другая возможность состоит в принудительном банкротстве заемщиков.
     Третья возможность заключается в подключении государства к процессу финансового оздоровления путем дополнительного бюджетного финансирования в рамках тщательно разработанной программы реструктуризации.
     Участие государства может осуществляться разными способами. Оно может предоставить предприятиям дополнительные средства в форме кредитов или специальных государственных обязательств; заменить в балансах коммерческих банков безнадежные долги предприятий своими долгосрочными обязательствами и т.п.
     Перспективным считается вариант предоставления дополнительных финансовых ресурсов банкам при условии их подключения в качестве активных участников к процессу реструктуризации предприятий. К преимуществам такого варианта относят заинтересованность банков в возврате долгов, и, следовательно, в разработке схем реструктуризации предприятий-должников в обмен на предоставление дополнительных государственных средств; наличие у банков более полной и достоверной информации о положении на предприятиях и др.
     Практически все названные варианты в тех или иных формах применялись в странах Восточной Европы.
     В Венгрии государство предложило коммерческим банкам выкупить долги предприятий со скидкой 20-25%. Эта мера, однако, не имела успеха, поскольку банки опасались ухудшить свое и без того шаткое финансовое положение.
     В Румынии правительство в целях преодоления кризиса неплатежей предоставило предприятиям в 1992 г. дополнительные кредиты, но после некоторого улучшения на начальной стадии проблема неплатежей обострилась вновь.
     В Польше, а в последнее время и в Венгрии практикуется подключение банков к реструктуризации предприятий с оказанием банкам государственной финансовой помощи.
     В Польше в начале 1993 г. был принят закон о финансовой реструктуризации предприятий и банков. Банкам было предоставлено право выделить проблемные кредиты и передать их под надзор специально образуемых для этого подразделений тех же банков. К числу основных задач таких подразделений относятся: изучение состояния дел на предприятиях-должниках; выявление предприятий, которые могут быть реструктуризованы, и предприятий, реабилитация которых не имеет смысла; организация согласительных процедур с целью разработки программ оздоровления реструктуризации; оценка таких программ.
    Если программа принимается банком, долг предприятия может быть реструктуризован, а часть его списана. Государство оказывает поддержку путем выпуска и предоставления банкам, участвующим в соответствующих процедурах, долгосрочных реструктуризационных облигаций , обслуживание которых осуществляется специальным Фондом приватизации Банка Польши.
     В отношении безнадежных предприятий банки имеют право инициировать процедуру банкротства, конвертировать долги в акции предприятия, продавать со скидкой долги другим кредиторам в течение определенного времени.
     Реструктуризация оказалась достаточно эффективным инструментом: к началу 1994 г. свыше 50% сомнительных долгов было охвачено соответствующими процедурами; те или иные решения были приняты примерно по 30% от объема рассматривавшихся долгов.
     В Словении был применен иной способ финансового оздоровления банковской системы и предприятий с участием государства. В 1991-1992 гг. был принят ряд законов о пререабилитации, реабилитации и ликвидации банков. В соответствии с этими законами было создано Агентство по реабилитации банков (АРБ). Его основная задача - управление и надзор за проблемными банками.
     Финансовая реабилитация банков осуществляется посредством списания части долгов, передачи недействующих активов АРБ, а также предоставления необходимого минимума финансовых средств. В последних двух случаях активную роль играет государство через механизм выпуска долгосрочных казначейских обязательств.
     АРБ были предоставлены широкие права и в плане воздействия на предприятия-заемщики. В случае если предприятие не погашает долги банку, взятому под управление АРБ, предприятие автоматически становится должником агентства. Оно имеет право устанавливать свой контроль над таким предприятием и инициировать необходимые изменения, включая меры по повышению эффективности производства.
     Предполагается, что эти меры приведут к тому, что в скором времени около 80% банковских активов Словении будут сосредоточены в четырех-шести крупных кредитных учреждениях.