Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, ноябрь Правовое регулирование деятельности некоммерческих негосударственных организаций в зарубежных странах


Заключение

     На основе анализа законодательства 100 стран Международный центр некоммерческого права и Всемирный Банк предложили общие рекомендации и принципы правового регулирования некоммерческих (неприбыльных) организаций. Они определяют порядок создания и регистрации, прекращения деятельности и ликвидации НКО.
     Некоммерческим организациям должно быть разрешено заниматься любыми видами деятельности в пользу своих членов и в пользу общества. Обычно некоммерческие организации создаются для решения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных задач, для охраны здоровья и природы, защиты прав человека, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественного блага. В рекомендациях особо подчеркивается, что некоммерческие  организации являются основными участниками в формировании и обсуждении вопросов общественно-политической жизни и должны иметь право высказываться открыто по любым вопросам общественной важности, включая обсуждение и критику существующей или предлагаемой государственной политики и действий .
    Специальное внимание уделяется прозрачности и подотчетности деятельности НКО, предотвращению конфликта интересов. Имущество, доход или прибыль неприбыльной организации не могут быть использованы для предоставления личных льгот, прямо или косвенно (например, стипендия для родственника) для любого учредителя, члена, должностного лица, члена органа управления, наемного работника или донора, связанного с неприбыльной организацией.
     Определяются меры, которые должны быть гарантированы государством для достижения финансовой стабильности НКО. Это право на осуществление любой законной и культурно приемлемой деятельности по сбору пожертвований (на пожертвования от физических и юридических лиц, помогающих неприбыльным организациям, должны распространяться налоговые льготы) и право на ведение законной экономической деятельности, предпринимательства с условиями, что основной целью деятельности организации не является извлечение прибыли и что прибыль или другие доходы не распределяются между учредителями, членами, должностными лицами, членами органов управления или наемными работниками. Хорошей практикой является освобождение прибыли, полученной от экономической деятельности, от налогообложения при соблюдении критериев и условий распределения дохода и требований к НКО, установленных законом.
     Даются рекомендации по налогообложению НКО, включая введение статуса организации общественной пользы с соответствующим льготным налогообложением.
    Рассматриваются также вопросы учреждения и надзора за иностранными некоммерческими организациями. НКО, учрежденная и функционирующая по законам одной страны, но ведущая деятельность, выполняющая программы или имеющая собственность в другой стране должна иметь право функционировать в качестве НКО в этой другой стране, или учредить филиал или аффилированную компанию по законам этой другой страны. Такая организация или ее филиал, дочерняя или родственная компания должны пользоваться всеми правами, полномочиями, привилегиями и иммунитетами, распространяющимися на НКО в этой стране, и исполнять все требования, обязательства, обязанности и санкции, применяемые к НКО в этой стране (более подробно о международных рекомендациях в области регулирования деятельности некоммерческих организаций см. Приложение 1).  
     Законодательство большинства стран не требует специальных процедур регистрации для НКО, получающих зарубежное финансирование. Например, в США любая организация, имеющая статус неприбыльной, может получать гранты или пожертвования из-за рубежа из частных или государственных источников. Это отражается только в ежегодной финансовой отчетности; не требуется какая-либо регистрация в качестве лоббиста. В то же время органы государственной власти публикуют различные руководства, которые выделяют и распространяют лучшие практики и помогают предотвратить нежелательные явления в финансировании НКО. Эти документы носят рекомендательный характер. В частности,  учитывая опасность международного терроризма,  Министерство финансов США (Department of the Treasury) издало для НКО специальное руководство по предотвращению случаев финансирования террористической деятельности.   
     В то же время есть страны, где правительство стремится контролировать финансовые потоки,  поступающие в НКО из негосударственных, в том числе международных источников. Одним из таких примеров является Зимбабве. В настоящее время в этой стране разрабатывается проект закона о некоммерческих и негосударственных организациях, в котором предполагается, что некоммерческие организации должны получать  финансирование из-за рубежа  исключительно под контролем правительства, для чего предполагается специальная регистрация НКО, получающих финансирование не из государственной казны.
     Неправительственные организации во многих странах заняты лоббизмом и представительством интересов различных групп общества, обеспечивают им широкие возможности участвовать в процессе выработки и принятия решений. Они формируют общественное мнение. В странах с развитой демократией роль НКО в выработке социально-экономической политики на общенациональном и местном уровне публично признается государством. Например,  в Великобритании в 1997 году был принят официальный документ, провозглашающий основные принципы партнерства между правительством и НКО.
    НКО занимаются защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы. НКО - катализатор реализации механизмов обратной связи между гражданами и правительством. Это в свою очередь способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, формированию активной жизненной позиции, самоорганизации и самоуправления. Некоммерческий сектор рассматривается как организационная основа гражданского общества.
    Сотрудничество коммерческого и некоммерческого сектора носит взаимовыгодный характер: первому оно приносит не только улучшение имиджа и формирование лояльности потребителей, но и повышение стабильности среды для ведения бизнеса;  второму - ресурсы для выполнения общественной миссии и организационного развития. Например, выступая спонсорами или благотворителями, корпорации используют позитивный образ НКО в своих рекламных и маркетинговых программах, в отношениях с общественностью. Некоммерческий сектор предоставляет корпорациям и отдельным состоятельным людям специфическую услугу - возможность удовлетворить их потребности творить добро, которая реализуется в виде благотворительных проектов и программ. Предприниматели заботятся об увеличении доходов, преумножают совокупный общественный ресурс, некоммерческий сектор - обеспечивает его рациональное перераспределение