Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2010, апрель Законодательное обеспечение государственной политики поддержки многодетных семей


3. Статистическая информация

Таблица 2

Суммарный коэффициент рождаемости по отдельным странам мира в 2007 г.
в количестве детей на одну женщину

_________________________
Дети в России. 2009. Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ Статистика России , 2009. С. 20.

Страна
Количество детей на одну женщину
Республика Корея
1,2
Япония
1,3
Италия
1,4
Россия
1,4
Германия
1,4
Европейский Союз (по данным 2006 г.)
1,5
Франция
2,0
Соединенные Штаты Америки
2,1
Аргентина
2,3
Бразилия
2,3
Южная Африка
2,7
Индия
2,8
Саудовская Аравия
3,4

     Таблица 3

Репродуктивные намерения семей
(по данным выборочного исследования Семья и рождаемость ,
проведено в 2009 г. в 30 субъектах Федерации, количество респондентов 2000)

_________________________
Дети в России. 2009. Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ Статистика России , 2009. С. 20.

Возраст респондентов, лет
Ожидаемое количество детей
Желаемое количество детей
  
женщины
мужчины
женщины
мужчины
До 25 лет
2,01
2,1
2,34
2,48
25-29
1,74
1,98
2,21
2,32
30-34
1,78
1,9
2,24
2,24
35-39
1,64
1,94
2,36
2,37
40 и более
1,55
1,76
2,27
2,43
Всего:
1,72
1,9
2,28
2,38

     Приведенные в таблице 3 данные показывают, что российские граждане практически всех возрастных категорий имеют намерение родить более чем одного ребенка, что дает основание утверждать: у российских граждан большой психологический потенциал к деторождению, а причиной низкой рождаемости является не стойкое нежелание рожать детей в принципе, а иные факторы.

Таблица 4

Размеры основных социальных гарантий, установленных
законодательством Российской Федерации

(на 1 января; рублей, 1995 г. - тысяч рублей)

_________________________
Дети в России. 2009. Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ Статистика России , 2009. С. 81.


1995
2000
2005
2009
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель)
10,3
83,5
300,0
374,6
Родовой сертификат
  
  
  
11000,0
Единовременное пособие жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
  
  
  
15820,0
Единовременное пособие при рождении ребенка
102,5
1252,4
6000,0
9989,9
(с 1.01.10 - 10000)
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
  
  
  
9989,9
(с 01.01.10 - 10000)
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
20,5
167,0
500,
  
по уходу за первым ребенком
  
  
  
1873,1
по уходу за вторым и последующими детьми
  
  
  
3746,2
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
  
  
  
6780,0
Ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна
  
  
  
4000,0
Размер оплаты труда приемных родителей, в месяц
  
  
  
2500
Государственный сертификат на материнский семейный капитал
  
  
  
312162,5
(с 01.01.10 - 343278)

Таблица 5

Распределение домашних хозяйств с детьми по размеру общей (полезной)
площади жилища в среднем на одного проживающего, в процентах

_________________________
Дети в России. 2009. Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ Статистика России , 2009. С. 81.

Количество квадратных метров на человека
Домашние хозяйства с детьми в возрасте до 16 лет, имеющие
  
1 ребенка
2 детей
3 детей
4 и более детей
До 9,0
9,8
21,6
32,6
67,9
От 9,1 до 11,0
15,8
19,1
16,6
13,3
От 11,1 до 13,0
14,0
15,0
13,8
5,7
От 13,1 до 15,0
17,9
14,1
10,7
8,3
От 15,1 до 20,0
24,8
19,7
17,3
0,5
От 20,1 до 25,0
10,2
7,1
5,0
3,0
От 25,1 до 30,0
4,5
1,8
0,9
0,8
От 30,1 до 40,0
2,2
1,4
2,5
0,5
От 40,0 и более
0,8
0,2
0,6
0,0

          Согласно таблице 5 наихудшие с точки зрения приходящихся на одного человека квадратных метров условия проживания испытывают семьи, в которых воспитывается 3 и более детей. С увеличением количества детей в семье неизменно ухудшаются жилищные условия других членов семьи, поэтому зачастую семьи стоят перед выбором: либо рожать детей, либо обеспечить достойный жизненный уровень для уже имеющихся детей.

Таблица 6

Оценка домашними хозяйствами с детьми стесненности жилья в 2008 г.
(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств)

_________________________
Дети в России. 2009. Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ Статистика России , 2009. С. 96.


Домашние хозяйства с детьми в возрасте до 16 лет, имеющие
  
1 ребенка
2 детей
3 детей
4 и более детей
Число лиц, приходящихся на одну комнату
1,4
1,6
1,8
2,5
Распределение домашних хозяйств по уровню стесненности проживания в %
  
  
  
  
количество комнат для домохозяйства достаточно и стесненность не испытывается
44,9
43,8
38,0
23,4
размеры комнат малы и проводят к некоторой стесненности
34,6
33,8
33,7
20,2
количество комнат не достаточно и хозяйство испытывает большую стесненность
20,5
22,4
28,3
56,4

Таблица 7

Самооценка женщинами влияния дополнительных мер государственной помощи семьям с детьми на решение о рождении ребенка в 2007-2009 гг. (%)

_________________________
http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm. Таблица 16.

Год рождения ребенка
Если у Вас родился ребенок в 2007-2009 гг., то повлияло ли на Ваше решение о рождении ребенка то обстоятельство, что начали реализовываться дополнительные меры государственной помощи семьям с детьми?
  
не повлияло
повлияло, появился ребенок, рождение которого до этого откладывали
эти меры помогли принять решение о рождении ребенка, которого без этого не могли себе позволить
трудно сказать
Первый ребенок
2007
92,6
3,7
-
3,7
2008
87,8
4,9
-
7,3
2009
89,3
3,6
3,6
3,6
2007-2009
89,6
4,2
1,0
5,2
Второй ребенок
2007
92,3
3,8
3,8
-
2008
50,0
25,0
15,6
9,4
2009
78,6
14,3
7,1
-
2007-2009
70,8
15,3
9,7
4,2

     Приведенные в таблице данные явно показывают, что степень влияния государства в виде материальной помощи, оказываемой родителям, решившим родить ребенка, несмотря на улучшающуюся тенденцию, еще очень мала, поскольку женщины, родившие детей в указанный период, в подавляющем большинстве указывают, что государственные меры не повлияли на принятие решения о рождении ребенка.

Таблица 8

Оценка помех к рождению желаемого числа детей (%)

_________________________
http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm. Таблица 21.

Если Вы хотели бы иметь большее число детей, чем собираетесь, то, что и в какой степени мешает Вам иметь желаемое число детей?
оченьмешает
мешает
не мешает
Женщины
Материальные трудности
47,8
37,2
15,0
Неуверенность в завтрашнем дне
44,5
37,6
17,9
Жилищные трудности
33,3
29,3
37,4
Отсутствие мужа / партнера
23,0
15,9
61,1
Отсутствие работы
22,5
24,8
52,7
Неудовлетворительное состояние собственного здоровья
13,1
33,6
53,3
Нежелание мужа / партнера
11,9
18,2
69,9
Большая занятость по работе
11,8
37,0
51,2
Стремление должным образом вырастить и воспитать уже имеющегося ребенка (детей)
11,6
26,0
62,4
Неудовлетворительное состояние здоровья мужа / партнера
8,7
25,1
66,2
Стремление достичь успехов в работе
8,5
26,4
65,1
Сложности во взаимоотношениях в семье
7,5
24,1
68,4
Боязнь ущемить интересы имеющихся детей
6,9
18,7
74,4
Имеющиеся дети против
4,3
7,8
87,9
Трудности в уходе за имеющимися детьми
3,6
19,4
77,0
Стремление интереснее проводить досуг
3,1
15,9
81,0
Мужчины
Материальные трудности
47,7
37,3
15,0
Неуверенность в завтрашнем дне
42,9
40,2
16,9
Жилищные трудности
36,1
29,2
34,7
Отсутствие работы
25,4
21,3
53,3
Большая занятость по работе
13,3
37,3
49,4
Нежелание жены
12,8
25,6
61,6
Стремление должным образом вырастить и воспитать уже имеющегося ребенка (детей)
10,4
23,8
65,8
Неудовлетворительное состояние здоровья жены
9,0
30,5
60,5
Неудовлетворительное состояние собственного здоровья
8,7
26,5
64,8
Стремление достичь успехов в работе
8,5
24,1
67,4
Боязнь ущемить интересы имеющихся детей
5,0
17,7
77,3
Стремление интереснее проводить досуг
4,6
20,0
75,4
Сложности во взаимоотношениях в семье
4,1
19,1
76,8
Имеющиеся дети против рождения братьев и сестер
3,5
5,5
91,0
Трудности в уходе за имеющимися детьми
3,4
18,7
77,9

     Данные таблицы отчетливо показывают, что для российских семей главными помехами для рождения детей являются, прежде мотивы материального характера, финансовые трудности, жилищные условия, а не духовные факторы. К числу негативных факторов следует отнести проблемы, о которых вынуждены задумываться будущие родители, особенно в семьях, где работают оба супруга - это огромный дефицит мест в детских дошкольных учреждениях. Так, если количество детей в возрасте от 2-х до 6 лет составляет примерно 7,228 млн., то количество мест в детских садиках - всего лишь около 5 млн. Нередко ситуация доходит до абсурда: очередь на место в дошкольном учреждении подходит только к моменту, когда ребенок достигает школьного возраста.
    Стоит также обратить внимание на достаточно высокий уровень неудовлетворительного состояния здоровья респондентов - в среднем показатели колеблются от 8,7 до 13,1%.

Таблица 9

Оценка женщинами и мужчинами степени важности
лично для них жизненных целей

_________________________
http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm. Таблица 22.
     Респондентам предлагался набор из 12 целей, которых люди хотели бы достичь в жизни. Степень их важности лично для опрашиваемого нужно было оценить по 9-и балльной шкале (от 1 - совсем не важно до 5 - очень важно).

 
Женщины
Мужчины
  
средний балл
% давших 5
средний балл
% давших 5
Собственное благоустроенное современное жилье
4,69
81,5
4,72
82,0
Жить в зарегистрированном браке с супругом, своей семьей
4,25
66,1
4,46
72,2
Воспитать ребенка
4,88
92,5
4,81
88,1
Материальное благополучие
4,80
85,6
4,85
88,5
Получить образование, постоянно повышать квалификацию
4,08
47,8
3,87
42,2
Иметь свое собственное семейное дело, чтобы работать только в нем
3,25
28,1
3,71
43,8
Вырастить двоих детей
4,04
61,6
4,22
64,1
Иметь успех, продвижение на работе
4,13
49,6
4,36
59,0
Интересно проводить досуг
3,99
40,4
4,04
43,7
Много общаться с друзьями
3,56
26,9
3,65
27,3
Иметь троих детей
2,19
13,2
2,46
17,1
Быть свободной, независимой и делать то, что хочу только я
2,41
14,5
2,60
14,9

     У женщин и мужчин первые три места занимают такие цели, как воспитать ребенка (первое место у женщин и второе у мужчин), материальное благополучие (второе место у женщин и первое у мужчин), собственное жилье (третье место).
    Трое детей и у женщин, и у мужчин - на последнем месте (после цели свободы, независимости, стремления делать то, что хочет только она или он). Цель вырастить двоих детей оценили на 1 - 2 , т.е. как неважную - 18% женщин, а как очень важную - 61,6%. Мужчины оценили значимость для них этой цели соответственно - 11,8% и 77,7%. Цель иметь троих детей оценили на 1 - 2 , т.е. как неважную - 63,8% женщин, а как очень важную - 13,2%. Мужчины оценили соответственно - 55,1% и 27,5%. Цель - иметь как двоих детей, так и троих детей, для мужчин более значима, чем для женщин.

Таблица 10

Оценка влияния мер демографической политики
на увеличение рождаемости
     
Распределение ответов женщин
по значимости мер демографической политики (в %)
Меры
1 место
2 место
3 место
Пособие по беременности и родам
7,9
5,7
9,9
Единовременное пособие при рождении ребенка
5,7
12,7
12,7
Предоставление "материнского капитала"
26,7
22,7
12,4
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в его нынешнем размере
10,3
4,1
1,5
Оплата отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
9,0
15,5
15,7
Ежемесячное пособие на ребенка в его нынешнем размере
3,9
6,6
7,1
Предоставление молодой семье жилищных субсидий на льготных условиях
33,7
20,4
13,1
Компенсация затрат родителей на оплату посещения детских дошкольных учреждений
2,0
9,8
20,5
Налоговые льготы родителям в их нынешнем размере
0,9
2,4
7,1

      Наибольшее значение, по мнению большинства женщин, имеют меры, направленные на улучшение жилищных условий семей.
    Предоставление материнского капитала на первое место поставили около 27% женщин, на второе - около 23%.  Предоставление материнского капитала также необходимо рассматривать как меру, направленную на улучшение жилищных условий семей, поскольку, как правило, он используется в целях улучшения жилищных условий.
_________________________
http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm. Таблица 23.

Таблица 11

Распределение ответов мужчинпо значимости мер демографической политики (в %)

_________________________
http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm. Таблица 24.

Меры
1 место
2 место
3 место
Пособие по беременности и родам
6,5
3,9
9,9
Единовременное пособие при рождении ребенка
6,5
9,5
11,5
Предоставление "материнского капитала"
28,2
22,7
10,5
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в его нынешнем размере
16,2
2,2
1,3
Оплата отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
4,3
16,4
13,8
Ежемесячное пособие на ребенка в его нынешнем размере
2,1
7,1
6,5
Предоставление молодой семье жилищных субсидий на льготных условиях
33,6
22,1
13,2
Компенсация затрат родителей на оплату посещения детских дошкольных учреждений
1,2
13,0
18,0
Налоговые льготы родителям в их нынешнем размере
1,4
3,0
15,3

          Наибольшее значение, по мнению большинства мужчин, также имеют меры, направленные на улучшение жилищных условий семей.
    Мужчины ниже, по сравнению с женщинами, оценивают существующую систему пособий (относительно высоко - пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности: на первое место по значимости поставили эту меру 16,2%). Оплату отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет на первое место поставили только 4,3% мужчин (женщин - около 8%), на второе - 16,4%, на третье - 13,8% (женщины соответственно 18,6% и 19,5%).

Таблица 12

Родившиеся, умершие и естественный прирост населения
Прогноз Росстата до 2030 г.

_________________________
http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_105/Main.htm.

Всего, человек
 
средний вариант
высокий вариант
низкий вариант
Годы
родившихся
умерших
естественный
родившихся
умерших
естественный
родившихся
умерших
естественный
 
 
 
прирост
 
 
прирост
 
 
прирост
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
2009
1733673
2077701
-344028
1748863
2069969
-321106

1655168

2135335

-480167

2010
1736906
2067067
-330161
1763070
2074962
-311892

1651437

2156558

-505121

2011
1735859
2056496
-320637
1767728
2059575
-291847

1619770

2164461

-544691

2012
1726054
2052888
-326834
1776091
2044261
-268170

1609041

2170675

-561634

2013
1714098
2047629
-333531
1781037
2027933
-246896

1594364

2181352

-586988

2014
1703110
2042310
-339200
1782215
2012294
-230079

1561280

2197903

-636623

2015
1690024
2037636
-347612
1786701
1997829
-211128

1519649

2207547

-687898

2016
1675505
2031638
-356133
1777634
1972706
-195072

1488836

2215246

-726410

2017
1644540
2024852
-380312
1759063
1947928
-188865

1440459

2227355

-786896

2018
1606838
2017444
-410606
1733438
1923377
-189939

1396152

2232015

-835863

2019
1565795
2008256
-442461
1697798
1898045
-200247

1349693

2239132

-889439

2020
1518044
1999289
-481245
1670103
1873474
-203371

1304153

2239866

-935713

2021
1476733
1989080
-512347
1637813
1848322
-210509

1254088

2240430

-986342

2022
1434093
1979159
-545066
1606648
1823757
-217109

1206856

2239940

-1033084

2023
1390824
1971471
-580647
1585830
1801392
-215562

1158446

2248136

-1089690

2024
1356279
1965198
-608919
1566406
1780873
-214467

1117831

2246438

-1128607

2025
1322567
1961319
-638752
1551490
1768340
-216850

1077938

2258653

-1180715

2026
1295059
1965863
-670804
1536831
1780691
-243860

1028596

2265881

-1237285

2027
1276363
1972046
-695683
1525654
1796743
-271089

1002233

2282178

-1279945

2028
1266550
1980330
-713780
1520342
1801445
-281103

985775

2302736

-1316961

2029
1266106
1988475
-722369
1522379
1811956
-289577

976785

2319801

-1343016

2030
1264162
1996515
-732353
1527113
1826616
-299503

970548

2338254

-1367706

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

     Таблица 13

Суммарный коэффициент рождаемости
(число рождений)
Прогноз Росстата до 2030 г.

_________________________
http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_105/Main.htm.


Средний вариант
Высокий вариант
Низкий вариант
Годы
все
городское
сельское
все
городское
сельское
все
городское
сельское
 
население
население
население
население
население
население
население
население
население
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
2009
1,530
1,399
1,920
1,542
1,412
1,928
1,460
1,333
1,844
2010
1,539
1,411
1,911
1,563
1,437
1,927
1,460
1,335
1,832
2011
1,548
1,426
1,898
1,582
1,461
1,925
1,440
1,323
1,780
2012
1,555
1,439
1,883
1,607
1,491
1,933
1,440
1,329
1,762
2013
1,562
1,450
1,876
1,633
1,520
1,949
1,440
1,333
1,747
2014
1,572
1,462
1,875
1,657
1,547
1,966
1,430
1,328
1,719
2015
1,587
1,480
1,881
1,685
1,577
1,988
1,410
1,311
1,687
2016
1,600
1,496
1,886
1,705
1,600
2,000
1,410
1,316
1,673
2017
1,611
1,513
1,881
1,730
1,630
2,011
1,400
1,312
1,646
2018
1,622
1,528
1,880
1,755
1,659
2,025
1,400
1,316
1,634
2019
1,632
1,540
1,885
1,780
1,685
2,047
1,400
1,317
1,628
2020
1,641
1,550
1,889
1,805
1,711
2,068
1,400
1,318
1,627
2021
1,650
1,563
1,887
1,833
1,742
2,086
1,390
1,311
1,608
2022
1,658
1,576
1,884
1,861
1,774
2,104
1,390
1,315
1,598
2023
1,666
1,595
1,860
1,889
1,815
2,096
1,390
1,325
1,569
2024
1,673
1,605
1,860
1,917
1,845
2,118
1,390
1,327
1,561
2025
1,680
1,618
1,852
1,944
1,878
2,129
1,390
1,332
1,547
2026
1,687
1,627
1,853
1,963
1,899
2,141
1,370
1,316
1,518
2027
1,694
1,638
1,851
1,976
1,916
2,144
1,370
1,320
1,507
2028
1,699
1,646
1,848
1,980
1,923
2,139
1,370
1,323
1,500
2029
1,704
1,653
1,846
1,980
1,927
2,130
1,370
1,325
1,494
2030
1,704
1,655
1,842
1,980
1,929
2,125
1,370
1,328
1,488

     Таблица 14

Численность населения по отдельным возрастным группам
(на начало года)

Средний вариант прогноза

_________________________
http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_105/Main.htm.

Годы
Моложе трудоспособного возраста
Трудоспособного возраста
Старше трудоспособного возраста
 
тыс. человек
в % к общей численности населения
тыс.человек
в % к общей численности населения
тыс. человек
в % к общей численности населения
  
  
  
  
  
  
  
2010
22838,5
16,1
88293,4
62,3
30688,6
21,6
2011
23128,4
16,3
87400,2
61,7
31232,4
22,0
2012
23475,1
16,6
86470,6
61,0
31777,8
22,4
2013
23878,0
16,8
85417,8
60,3
32399,7
22,9
2014
24323,9
17,2
84369,5
59,5
32982,3
23,3
2015
24731,1
17,5
83285,1
58,8
33646,3
23,7
2016
25177,3
17,8
82132,4
58,0
34343,8
24,2
2017
25588,0
18,1
81084,9
57,2
34975,6
24,7
2018
25960,5
18,3
80064,0
56,6
35605,3
25,1
2019
26199,2
18,5
79246,0
56,0
36144,2
25,5
2020
26308,4
18,6
78609,8
55,5
36607,2
25,9
2021
26341,9
18,6
78016,6
55,2
37069,1
26,2
2022
26380,5
18,7
77478,2
54,8
37447,4
26,5
2023
26354,7
18,7
77039,0
54,6
37762,1
26,7
2024
26153,4
18,5
76803,8
54,5
38015,3
27,0
2025
25809,0
18,3
76741,8
54,5
38216,4
27,2
2026
25416,1
18,1
76665,8
54,5
38450,8
27,4
2027
24994,1
17,8
76618,3
54,6
38655,1
27,6
2028
24556,1
17,5
76534,1
54,7
38890,0
27,8
2029
24119,7
17,3
76487,5
54,7
39069,0
28,0
2030
23694,4
17,0
76380,5
54,8
39291,5
28,2
2031
23278,0
16,7
76175,6
54,8
39594,9
28,5

     Количество лиц трудоспособного возраста к 2030 в процентах к общей численности населения уменьшится с 62,3 до 54,8 %, что связано с низким уровнем рождаемости в 90-е годы, поскольку именно лица, родившиеся в указанный период, и составят основную массу трудоспособного населения в 2010 - 2030 гг. Нельзя не отметить и существенно увеличение (почти на треть) доли лиц старше трудоспособного возраста. Увеличение численности последней группы приведет к увеличению налоговой нагрузки на работоспособное население страны.

Таблица 15

Численность населения
Прогноз Росстата до 2031 (средний вариант)

_________________________
http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_105/Main.htm.

Годы
 
На начало года, тысяч человек
В среднем за год, тысяч человек
  
все
население
в том числе:
доля городского
населения (%)
все
население
в том числе:
  
  
городское
сельское
  
  
городское
сельское
2010
141820,5
103877,9
37942,6
73,2
141790,2
103916,4
37873,8
2011
141761,0
103954,5
37806,5
73,3
141742,4
104003,5
37738,9
2012
141723,5
104052,3
37671,2
73,4
141709,9
104106,1
37603,8
2013
141695,5
104158,6
37536,9
73,5
141685,7
104215,0
37470,7
2014
141675,7
104271,8
37403,9
73,6
141669,2
104329,7
37339,5
2015
141662,5
104387,5
37275,0
73,7
141657,8
104445,1
37212,7
2016
141653,5
104503,6
37149,9
73,8
141651,0
104560,5
37090,5
2017
141648,5
104617,4
37031,1
73,9
141639,1
104669,2
36969,9
2018
141629,8
104719,6
36910,2
73,9
141609,7
104760,7
36849,0
2019
141589,4
104801,3
36788,1
74,0
141556,9
104829,7
36727,2
2020
141525,4
104857,7
36667,7
74,1
141476,1
104870,7
36605,4
2021
141427,6
104883,5
36544,1
74,2
141367,0
104885,7
36481,3
2022
141306,1
104887,8
36418,3
74,2
141230,7
104877,0
36353,7
2023
141155,8
104867,2
36288,6
74,3
141064,3
104845,1
36219,2
2024
140972,5
104823,8
36148,7
74,4
140869,9
104790,7
36079,2
2025
140767,2
104758,3
36008,9
74,4
140649,6
104713,2
35936,4
2026
140532,7
104668,5
35864,2
74,5
140400,2
104610,6
35789,6
2027
140267,5
104553,1
35714,4
74,5
140123,5
104485,2
35638,3
2028
139980,2
104418,4
35561,8
74,6
139828,6
104344,2
35484,4
2029
139676,2
104270,2
35406,0
74,7
139521,3
104193,0
35328,3
2030
139366,4
104115,7
35250,7
74,7
139207,4
104034,2
35173,2
2031
139048,5
103953,2
35095,3
74,8
  
  
  

     _________________________
По средним показателям за 2031 г. данные отсутствуют.

    Прогноз Росстата отчетливо показывает неуклонное уменьшение численности населения страны, которое, наряду с параллельным увеличением относительной доли лиц пенсионного возраста, представляет собой большую проблему, грозящую перерасти в бум смертности после 2031 года.

Таблица 16

Отношение россиян к налогу на бездетность

     Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 30 сентября - 1 октября 2006 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

В советское время существовал налог на бездетность. А Вы его платили когда-нибудь?
  
Всего опрошенных
Возраст, лет
  
  
18-24
25-34
35-44
45-59
60 и старше
Да, платил одно время
28
1
5
31
43
47
Нет, не платил
68
95
93
66
55
45
Затрудняюсь ответить
4
4
1
4
2
8

          

А как Вы относитесь к идее восстановить налог на бездетность?
  
Всего опрошенных
Доходы на члена семьи в месяц, в рублях
  
  
До 1500
1501-3000
3001-5000
5001 и выше
Безусловно, положительно
7
14
6
7
4
Скорее положительно
12
12
10
14
14
Скорее отрицательно
29
31
31
33
34
Безусловно, отрицательно
40
34
44
39
37
Затрудняюсь ответить
12
9
9
7
11

          

Как Вы считаете, в какой мере введение налога на бездетность будет способствовать повышению рождаемости?
  
Всего опрошенных
Возраст, лет
  
  
18-24
25-34
35-44
45-59
60 и старше
В значительной степени
6
9
6
6
5
8
В незначительной степени
16
17
15
15
13
21
Никак не отразится на уровне рождаемости
68
58
71
73
73
62
Затрудняюсь ответить
10
16
8
6
9
9

          

Как Вам, кажется, кто должен платить налог на бездетность? (открытый вопрос, любое количество ответов)
Бездетные совершеннолетние мужчины и женщины детородного возраста
     9
Бездетные совершеннолетние мужчины и женщины детородного возраста с высоким уровнем доходов
     6
Бездетные совершеннолетние мужчины и женщины детородного возраста, состоящие в браке
     2
Все бездетные мужчины детородного возраста
     4
Неженатые бездетные совершеннолетние мужчины детородного возраста
     2
Все бездетные женщины детородного возраста
     0
Мужчины и женщины, бросающие своих детей
     1
Никто
     27
Другое
     1
Затрудняюсь ответить
     48

     Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обобщил данные о том, как россияне относятся к идее восстановить налог на бездетность, отразится ли это на повышении рождаемости и в какой степени; кто должен платить этот налог.
     Более чем две трети россиян - 68% - никогда не платили налог на бездетность. Имеют опыт его уплаты 28% респондентов, в основном это опрошенные в возрасте 60 лет и старше (47%),  несколько реже - в возрасте 45-59 лет и 35-44 года (31%).
     Идею восстановления налога на бездетность одобряют 19% респондентов (из них безусловно за лишь 7%), не одобряют 69% (в том числе 40% - категорически против ). Как правило, чем выше доходы опрошенных, тем меньше энтузиазма вызывает у них эта идея. Так, если в группе с доходами до 1500 рублей на члена семьи данное предложение одобряют 65% , а 24% - против, то в группе с доходами свыше 5000 рублей поддерживают идею 71%, высказываются против - 71%.
     Большинство респондентов (68%) не воспринимают налог на бездетность как эффективный инструмент повышения рождаемости. С ними не согласны 22% опрошенных, среди которых 6% считают, что эта мера значительно повысит рождаемость, и 16% полагают, что незначительно. Наиболее оптимистично смотрят на последствия восстановления налога на бездетность представители самой молодой (18-24 года) и самой старшей (60 и более лет) возрастных групп. В обоих этих случаях более четверти респондентов (26% и 29% соответственно) склонны считать, что подобные шаги будут так или иначе способствовать росту рождаемости, одновременно с этим минимальными оказываются и доли пессимистов (58% и 62% соответственно). Представители остальных возрастных групп оценивают возможные последствия введения налога более сдержанно: доля позитивных оценок снижается до 21% (и даже до 18% в группе 45-59-летних), доля отрицательных отзывов стабильно держится выше 70% отметки.
     Кто должен платить налог на бездетность? В 48% случаев россияне не могут сказать ничего определенного. Остальные склоняются в пользу ответа никто (27%) либо полагают, что такой налог обязаны выплачивать все бездетные мужчины и женщины (9%). Есть и те (6%), кто считает, что этот налог должен коснуться только тех бездетных граждан, у кого высокий уровень доходов. Еще 4% отмечают, что такой налог должны платить только мужчины. И по 2% считают этот налог уделом семейных пар и неженатых мужчин.
_________________________
Всероссийский центр изучения Общественного мнения. Данные от 05.10.2008