Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2006, март К проекту федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2004 год ( 211452-4)"


Сравнение плана и исполнения федерального бюджета

     
     Сравнивая итоги исполнения федерального бюджета за 2004 г. и параметры, утверждённые Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. 186-ФЗ О федеральном бюджете на 2004 год , превышение показателей составило:
по расходам - на 49,2 млрд руб. (на 1,9 %);
по доходам - на 686,0 млрд руб. (на 25,0 %);
по профициту - на 639,9 млрд руб. (в 8,6 раз);
по объёму ВВП - на 1 478,8 млрд руб. (на 9,7 %);
по инфляции - на 1,7 процентных пункта.
    Перечисленные показатели (не считая инфляции) свидетельствуют о том, что наименьшая ошибка в прогнозировании достигнута в расчётах расходов федерального бюджета. Ошибка в прогнозировании доходов (или занижение доходов) составила одну четвёртую часть всей суммы.
    Если гипотетически распределить сумму ошибки прогнозирования по доходам, то в 2004 г. можно второй раз было бы профинансировать государственное управление и местное самоуправление (76,88 млрд руб.); судебную власть (33,25 млрд руб.); международную деятельность (45,09 млрд руб.); фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу (46,2 млрд руб.); промышленность, энергетику, строительство (66,6 млрд руб.); сельское хозяйство и рыболовство (32 млрд руб.); охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию, геодезию (12,39 млрд руб.); транспорт, связь и информатику (5,58 млрд руб.); предупреждение, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (26,27 млрд руб.); образование (117,79 млрд руб.); культуру, искусство и кинематографию (15,9 млрд руб.); средства массовой информации (10,86 млрд руб.); здравоохранение и физическую культуру (48,2 млрд руб.); пополнение государственных запасов и резервов (20,27 млрд руб.); утилизацию и ликвидацию вооружений (10,36 млрд руб.); мобилизационную подготовку экономики (1,1 млрд руб.); исследования и использование космического пространства (12 млрд руб.).
    В нашем случае сверхплановые доходы в основном пошли на наполнение Стабилизационного фонда Российской Федерации. По итогам 2004 г. сумма средств в Стабилизационном фонде составила 522,27 млрд руб.
    На 1 января 2006 г. сумма средств в Стабилизационном фонде составила 1 237,0 млрд руб. и продолжает расти. На 01 января 2007 г. эта сумма составит 2 514,2 млрд руб., а на 01 января 2008 г. - 3 114,8 млрд. руб. В соответствии с бюджетной классификацией предусмотрена статья по доходам от размещения средств Стабилизационного фонда, однако по итогам 2005 г. никаких доходов нет, поскольку средства так и не были нигде размещены. Поэтому у ряда экспертов сложилась оценка, что при сохранении подобной ситуации с учетом инфляции за три года, с 2005 по 2007 г., прямые потери государства от неиспользования средств составят в сумме порядка 600 млрд руб.
_________________________
См.: Петровский П. Стабфонд принесет госбюджету ущерб в 600 млрд рублей // Газета , 16 января 2006, с. 15.