АО, 2005, декабрь Бюджетный федерализм и его реализация
Заключение
Развитие бюджетного федерализма в России нельзя сводить только к проблемам распределения и перераспределения средств между бюджетами и разделению бюджетных полномочий и ответственности. Она должна быть ориентирована на более широкий спектр проблем финансового регулирования.
Бюджетный федерализм реализуется через единую социально-экономическую и бюджетно-финансовую политику государства. Иначе говоря, идеология современной бюджетной реформы должна быть основана на том, что принципы бюджетного федерализма должны обеспечивать не только распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, но и формировать разумную структуру бюджетного устройства страны и гарантировать сбалансированность всего бюджетного процесса, всех его стадий.
Поэтому разграничение расходных полномочий по уровням бюджетной системы не является самоцелью, это двуединая задача, неразрывно связанная с адекватным распределением финансовых ресурсов, необходимых и достаточных для реализации каждым уровнем бюджетной системы закрепленных расходных полномочий.
Речь идет о необходимости перехода к целенаправленному формированию качественно новой системы бюджетного регулирования, основанной не только на сбалансированном разграничении доходных и расходных бюджетных полномочий, но и устойчиво ориентированной на реализацию компромисса интересов государства в целом, его субъектов и его граждан в развитии экономического потенциала страны, который лежит в плоскости реализации принципов бюджетного федерализма.
Такая балансировка может быть достигнута только в результате разграничения налоговых полномочий и доходных источников по уровням бюджетной системы, таким образом, чтобы налоговый потенциал субъектов Российской Федерации соответствовал закрепленным расходным полномочиям. Только в этом случае может быть реализован основополагающий принцип бюджетного федерализма - самостоятельность каждого уровня бюджетной системы.