Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2006, февраль К проекту ФЗ 251008-4 "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции"


3. Международно-правовая система антикоррупционных мер

     
     Расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество превращает коррупцию в интернациональную проблему. В рамках ООН не раз высказывалась обеспокоенность серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 28 февраля 2005 г.).
     Транснациональность коррупции на современном этапе исторического развития требует принятия глобальных мер на международном уровне для нейтрализации угрозы, которую представляет коррупция для безопасности всего мирового сообщества. Необходима международная антикоррупционная стратегия как комплекс правовых, политических, организационных мер, направленных на: 1) формирование антикоррупционной настроенности общества; 2) повышение осведомлённости о вреде коррупции; 3) обеспечение международных стандартов квалификации коррупционных правонарушений, унификации юрисдикционных параметров; 4) создание атмосферы прозрачности, в первую очередь в финансовой сфере, для обеспечения возможности выявления коррупционных деяний; 5) соблюдение принципа неотвратимости наказания; 6) обеспечение справедливого возмещения ущерба от коррупционных преступлений пострадавшим субъектам.
     На достижение указанных целей антикоррупционной политики направлены международно-правовые акты различных международных организаций.
     Конвенция Организации Экономического Сотрудничества и Развития по борьбе со взяточничеством должностных лиц иностранных государственных органов при проведении международных деловых операций (вступила в силу в феврале 1999 г.) посвящена конкретному вопросу - объявлению преступлением дачу взяток иностранным государственным чиновникам при осуществлении коммерческой деятельности.
       Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. значительное внимание уделяет мерам, которые необходимо принять на национальном уровне. Конвенция определяет 13 видов коррупционных преступлений, десять из которых вполне могут быть сведены к конкретизации двух традиционных проявлений подкупа - взяточничества: получения взятки и дачи взятки. Конкретизация происходит по субъекту, в отношении национальных государственных должностных лиц, членов национальных государственных органов, иностранных государственных должностных лиц и членов иностранных государственных представительств, должностных лиц международных организаций, членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов, представителей частного сектора. В числе такого рода преступных деяний Конвенция предусматривает также использование служебного положения в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, и преступления, касающиеся операций со счетами. Важным аспектом Конвенции является регламентация наказания и выдачи преступников.
    В Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г. предпринята попытка определения коррупции. Статья 2 характеризует коррупцию как требование, предложение, предоставление или принятие прямо или косвенно взятки или другого недолжного преимущества, которое извращает надлежащее исполнение обязанностей получателем взятки или недолжного преимущества. В Конвенции акцент сделан на возмещении ущерба, предусмотрено право лиц, пострадавших от коррупционных действий, инициировать действия в целях получения полного возмещения за причинённый ущерб.
     Несмотря на различие применяемых методов, цели Конвенций Совета Европы достаточно схожи с целью Межамериканской Конвенции по борьбе с коррупцией Организации Американских Государств (ОАГ) 1996 г. Это региональное соглашение (подписанное большинством членов ОАГ, включая США) требует, чтобы государства-члены приняли меры как против разрушительных действий коррупции на территориях, подчинённых их конституциям, так и действий, совершённых их соотечественниками и резидентами за границей. Согласно Конвенции действия, относимые к коррупции, признаются вне закона независимо от активной или пассивной формы коррупции.  Конвенция предусматривает и оказание взаимной помощи органами государств-участников в расследовании и судебном преследовании коррупционных действий, а также в розыске и наложении ареста на полученные доходы.
     Значительное внимание проблеме коррупции уделяет Организация Объединённых Наций. ООН считает, что борьба с коррупцией - это обязанность государств и для ее эффективного исполнения необходим прежде всего всеобъемлющий и междисциплинарный подход, который не должен сводиться только к мерам уголовного преследования, причем акцент должен делаться не на карательных мерах, а на предупреждении коррупции.
     Вопросы предупреждения и борьбы с коррупцией рассматриваются в таких документах ООН, как Международный кодекс поведения государственных должностных лиц 1996 года, Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях 1996 года, Конвенция ООН против коррупции 2003 года, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года.
    Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. охватывает широкий спектр проблем, в том числе и коррупцию как преступление, имеющее транснациональное значение. Конвенция даёт понятие уголовно наказуемой коррупции. В ней также предусмотрено требование криминализировать акты коррупции, то есть получение и передачу взятки, и предпринять иные законодательные, административные меры для предупреждения и выявления коррупции среди публичных должностных лиц для обеспечения эффективной борьбы с коррупцией на основе единых стандартов для внутренних законов.  
     ООН предлагает всем странам принять кодексы поведения служащих, которые содержали бы как регулятивные, так и правоохранительные нормы. Международный кодекс поведения публичных должностных лиц, содержащийся в приложении к резолюции 51/59 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1996 года, может быть принят как модельный.
     Активное участие в изучении коррупции и разработке инструментов противодействия ей принимают организации, созданные при ООН. Это Центр по предупреждению международной преступности (Centre for International Crime Preventuion), Управление по контролю за наркотиками и предупреждению преступности (Office for Drug Control and Crime Prevention), Институт Объединенных Наций по межрегиональной преступности и исследованию правосудия (United Nations Interregional Crime and Justice Research Institute).
    С целью оказания помощи государствам по борьбе с коррупцией эти организации разработали Всемирную программу против коррупции (Global programme against corruption). В рамках программы были приняты такие документы как Антикоррупционный набор инструментов (United Nations Anti-corruption ToolKit) и Руководство ООН по антикоррупционной политике (The United Nations Guide for Anti-Corruption Policies), содержащие предложения государствам по развитию их уголовного законодательства, направленного на борьбу с коррупцией. В них также обобщается практика противодействия коррупции на национальном и региональном уровне, приводятся примеры принятия конвенций и законов, связанных с противодействием коррупции.
    Во всех документах, принятых ООН и ее организациями, в рамках Всемирной программы против коррупции , обращается внимание на необходимость обеспечить прозрачность (transparency) деятельности публичных должностных лиц. В свою очередь, эта прозрачность достигается при наличии свободы средств массовой информации.