АЗ, 2006, февраль К проекту ФЗ 251008-4 "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции"
Меры противодействия коррупции должны носить комплексный характер и включать правовые, экономические, организационно-политические, социальные, международно-правовые механизмы. Особое внимание при этом необходимо уделить борьбе с переводом средств незаконного происхождения, который формирует финансовую основу коррупции и криминальных структур. На основании упомянутых документов ООН и рассмотрения опыта отдельных стран можно выделить следующие наиболее эффективные меры.
Правовые меры:
упор должен делаться не на борьбу с коррупционерами, а на борьбу с коррупцией, что предполагает прежде всего совершенствование экономического и административного законодательства, а не ужесточение уголовного законодательства;
лишение иммунитета высших должностных лиц государства, уличенных в коррупции;
расширение перечня коррупционных нарушений;
введение уголовной ответственности за отмывание денег и сокрытие имущества, полученных в результате коррупции;
проведение экспертизы нормативных правовых актов на наличие в них условий, способствующих коррупции;
введение уголовной ответственности за коррупционные правонарушения;
введение ответственности юридических лиц за коррупцию;
законодательное закрепление мер по защите свидетелей и лиц, сообщающих о фактах коррупции;
сужение сферы применения разрешительного принципа (например, при лицензировании, сертифицикации, регистрации и т.д.).
Экономические меры:
сокращение прямого вмешательства государственных органов в экономику (особенно в том, что касается разрешительных функций);
частичная коммерциализация государственной и муниципальной деятельности, создание условий для здоровой конкуренции;
проведение открытых конкурсов на государственные заказы и закупки, следуя принципам публичности и прозрачности;
ставки оплаты труда государственных должностных лиц должны быть соотнесены с заработными платами в частном секторе;
соблюдение принципа финансовой прозрачности, в том числе при участии СМИ, при расходовании бюджетных средств государственными ведомствами и учреждениями;
постоянные аудиторские проверки;
введение международно-признанных норм бухгалтерского учета;
прохождение основных инстанций, необходимых для ведения бизнеса (регистрация, лицензирование, сертификация и т.д.), при минимальном контакте с публичными должностными лицами;
организация системы поощрений, при которой чиновнику было бы выгодно вести себя честно и эффективно.
Организационно-политические меры:
создание специализированного общенационального постоянно действующего независимого органа по противодействию коррупции (национальная антикоррупционная комиссия);
введение института парламентских расследований фактов коррупции высших должностных лиц;
разработка ведомственных антикоррупционных программ с обязательным их вынесением на публичное обсуждение;
введение ограничений для перехода после увольнения с государственной службы на работу в коммерческие организации, которые были прежде связаны с данным должностным лицом в соответствии с его компетенцией;
мониторинг возможных точек возникновения коррупции и ужесточение контроля за деятельностью лиц в этих точках;
принятие кодексов поведения публичных должностных лиц;
подбор кадров через специальные кадровые агентства на основании компетентности кандидатов;
ротация государственных служащих во избежание возникновения устойчивых коррупционных связей;
жесткий финансовый контроль над доходами и имуществом высокопоставленных должностных лиц и членов их семей;
пересмотр комплекса антикоррупционных мер каждые 3-5 лет.
Меры, способствующие расширению взаимодействия со структурами гражданского общества:
создание общественного наблюдательного органа при общенациональном органе по противодействию коррупции;
доступ к финансовым документам государственных органов и материалам, содержащим информацию о коррупционных действиях, со стороны негосударственных организаций и СМИ (кроме тех, что не подлежат распространению на основании закона);
введение механизмов общественного влияния на деятельность ведомств (независимая экспертиза общественно значимых решений, обеспечение обратной связи и др.);
информационная поддержка антикоррупционных мер;
формирование отрицательного отношения общества к коррупции посредством просветительской работы при активном привлечении СМИ;
установление постоянной отчетности и гласности в вопросах обнаружения фактов коррупции.