АЗ, 2005, ноябрь К проекту федерального закона 217346-4 "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных"
В современном демократическом обществе права человека и, в частности, право на неприкосновенность частной жизни, имеют первостепенное значение. Особым институтом права на неприкосновенность частной жизни в условиях автоматизации и развития новых информационных технологий является институт персональных данных.
Персональные данные представляют собой информацию (зафиксированную на материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отождествлена с ним. К персональным данным относятся биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном, социальном положении, образовании, профессии, служебном и финансовом положении, состоянии здоровья и прочие.
Развитие современных информационных технологий, сопровождающееся созданием многочисленных и мощных компьютерных баз данных, аккумулирующих информацию о людях, легкость распространения информации из таких баз (в том числе по сети Интернет), простота их копирования, объединения, возможность модификации информации и т.п. породили дополнительные угрозы интересам личности, в том числе, угрозу лишиться некоторой естественной информационной приватности.
В целом на российском черном рынке информации персонального характера доступны различные базы данных, держателями которых являются как государственные органы, так и частные структуры. Указанные базы содержат информацию, как о физических, так и о юридических лицах, включая внутренние корпоративные адреса и персональные данные сотрудников. При этом российские граждане в полной мере не владеют информацией о том, в каких базах данных о них накапливается информация, и практически не имеют возможности по своему первому требованию получить эту информацию, изменить или исключить ее из свободного доступа.
В связи с изложенным одной из важнейших проблем и потребностей современного общества является защита прав человека в условиях вовлечения его в процессы информационного взаимодействия, в том числе, защита физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных.