АЗ, 2005, ноябрь К проекту федерального закона 217346-4 "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных"
В нашей стране проблема защиты прав личности при работе с персональными данными (информация о гражданах) до последнего времени не считалась актуальной. В Советском государстве сбор информации о частной и иных сферах жизни лица осуществлялся на основе внутриведомственных инструкций; доступ гражданина к досье, содержащему сведения о нем, был закрыт. Изменение концептуальных подходов ко многим явлениям жизни нашего общества, и прежде всего к их гуманитарной стороне, коснулось и охраны прав граждан, в том числе защиты личности от несанкционированного сбора персональных данных, от злоупотреблений, возможных при обработке и распространении информации персонального характера.
Основой регулирования правоотношений в сфере персональных данных являются положения статьи 24 Конституции РФ, которые устанавливают, что без согласия лица не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о его частной жизни. Конституционной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц является обеспечение возможности каждому ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Впервые персональные данные как вид документированной информации ограниченного доступа были определены в Федеральном законе от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в наст. время - в ред. от 10.01.2003). К таким данным относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Как информация ограниченного доступа, персональные данные относятся к категории конфиденциальных сведений, что определено не только в Законе об информации, но и в Указе Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 23.09.2005 г. 1111), утвердившем Перечень сведений конфиденциального характера. Не являются персональными данными и, следовательно, конфиденциальной информацией данные о лице, подлежащие распространению в средствах массовой информации в установленных законами случаях.
Институт персональных данных в российском информационном праве формируется за счет норм об информации определенного вида, содержащихся в различных федеральных законах. Объем сведений, позволяющий идентифицировать лицо, определяется в них по-разному.
Детально регламентированы правоотношения по поводу персональных данных работника в Трудовом кодексе РФ (глава 14). Объем персональных данных определяется здесь очень широко: это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Она может быть получена только у самого работника или, с его письменного согласия, у третьих лиц. Установлен запрет на получение и обработку персональных данных о политических, религиозных, иных убеждениях работника и о его частной жизни. Данные о членстве его в общественных объединениях или о его профсоюзной деятельности могут собираться, обрабатываться и использоваться только в случаях, установленных законом. Впервые в Трудовом кодексе РФ (и в российском законодательстве вообще) вводится такое понятие, как "персональные данные оценочного характера". Работник имеет право дополнить их заявлением, выражающим его (работника) собственную точку зрения в отношении такой информации.
Отдельные группы персональных данных могут приобретать правовой режим другого вида информации ограниченного доступа - государственной тайны. Это, в частности, касается персональных данных государственных служащих, на что указано в Федеральном законе от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации" (в ред. от 11.11.2003) - Персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера (п.5 ст.14).
Особенно остро стоит вопрос в отношении сбора и использования персональных данных в оперативно-розыскной деятельности. Для предоставления дополнительной гарантии прав лиц, являющихся объектами (в том числе потенциальными) оперативно-розыскных мероприятий, в 1999 году статья 5 Федерального закона от 12.08.1995 144-ФЗ Об оперативно-розыскной деятельности была дополнена положением, устанавливающим, что при проведении таких мероприятий соответствующие органы (должностные лица) должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну, тайну корреспонденции.
Сегодня в Российской Федерации существует проблема не только введения в правовое поле института защиты персональных данных в рамках автоматизированных информационных процессов, но и соотнесения ее с существующими международно-правовыми стандартами в этой области.
Вместе с проектом федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" Государственной Думой будут рассматриваться также проекты федеральных законов "О персональных данных", Об информации, информационных технологиях и защите информации , О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и Федерального закона О персональных данных .