МИ 2010, ноябрь "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ"
Законотворческая деятельность Законодательного Собрания Ульяновской области тесно увязана и строится в соответствии с задачами социально-экономического развития региона. При этом учитываются особенности посткризисной ситуации в бюджетной сфере, промышленности, сельском хозяйстве, в системе социальной защиты и поддержки различных слоев населения. Пересматриваются и совершенствуются правоотношения в вопросах лесо-и землепользования, развития малого и среднего бизнеса, занятости, охраны материнства и детства, профилактики правонарушений, популяризации здорового образа жизни, развития спорта, кинематографии, народных ремесел и т. д.
Ульяновская область в 2010 году серьезно пострадала от засухи, и потребовались меры законодательного характера по оказанию помощи сельхозтоваропроизводителям - как на федеральном, так и на региональном уровне. Значительное место в законодательном процессе отводится вопросам бюджетного регулирования, созданию условий для привлечения инвестиций, поддержке приоритетных проектов. Вместе с тем, под влиянием неблагоприятных факторов, влияющих на бюджетные возможности региона, пришлось сократить финансирование ряда областных целевых программ.
Ульяновская область к началу коренных преобразований 90-х годов теперь уже прошлого века представляла собой регион со сбалансированным промышленно-аграрным производством, что позволяло производить примерно один процент ВВП. В период коренных преобразований регион несколько утратил былой потенциал, отстал в проведении последовательных экономических реформ, сосредоточив основные усилия в сфере социальной защиты и поддержки населения. Однако необходимых финансовых ресурсов становилось все меньше, регион все более проявлял признаки депрессивности, и новому руководству, пришедшему в 2005 году, пришлось наверстывать упущенное и пересматривать акценты.
Основные усилия были сделаны на создание благоприятного инвестиционного климата, с тем, чтобы оживить экономику, нарастить бюджет и уже на этой основе сформировать модель устойчиво и динамично развивающегося региона. Соответственно пришлось серьезно дорабатывать и законодательную базу, что выразилось в принятии важнейших законов. Не сразу, но в результате комплекса мер, предпринятых правительством вместе с законодательным органом, появились первые положительные результаты. Агрохолдинги стали первыми крупными инвесторами, вошедшими в аграрный сектор Ульяновской области.
В 2006-2007 годах в регион пришли крупные компании, которые, как правило, работают в нескольких субъектах РФ - Иволга-Холдинг , Сибирский аграрный холдинг , РуснРусГрупп , Мордовцемент , Черкизовский и Мордовзерноресурс . В итоге в 2007 году инвестиции в основной капитал, по данным Ульяновскстата, составили 1 млрд. 676,5 млн. рублей, что в пять раз выше уровня 2005 года. Произошло это, во-первых, благодаря внесению изменений в Закон Ульяновской области от 2003 года О регулировании земельных отношений в Ульяновской области . Так, с 1 августа 2007 года максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального образования Ульяновской области и которые могут находиться в собственности юридического лица, мог достигать 10 процентов. Однако, учитывая готовность инвесторов строить крупные животноводческие комплексы, в названный закон в начале 2008 года вновь были внесены изменения, позволившие увеличить максимальный размер площадей в одном муниципальном образовании до 30 процентов. Так была решена задача вовлечения в оборот брошенных и залежных земель, в частности площадь неиспользуемой пашни сократилась в четыре раза, а доля крупных инвесторов в общем объеме посевных площадей составила 195 тыс. га, или 22%.
Так был заложен хороший фундамент кормовой базы, что позволило приступить к изменению ситуации и в животноводстве. Ульяновская область вошла в число субъектов Федерации, на территории которых запланирована реализация Федеральной целевой программы Развитие животноводства на 2009 - 2012 годы . Финансирование этой программы предусматривается из федерального и регионального бюджетов. Кроме того, на территории региона реализуется восемь крупных инвестиционных проектов в животноводческой отрасли. Крупнейший из них - мега-ферма Октябрьская , рассчитанный на 7800 голов дойного скота. Реализация проекта компании Красный восток из Татарстана рассчитана на три года, общая сумма инвестиций составит более 3 млрд. рублей. Первая очередь на 1800 высокопродуктивных коров пущена в октябре 2008 года. В 2009 году проводилась реконструкция трех племенных ферм и строительство откормочника для молодняка. На очереди строительство семенного завода и элеватора. Согласно бизнес-плану в 2010 году мега-ферма Октябрьская произведет и реализует более 60 тыс. тонн молока.Однако было бы неверным думать, что инвестиционные стимулы былинаправлены лишь на аграрный сектор и ограничивались только увеличением размеров сельхозугодий на одно юридическое лицо. В развитие Закона Ульяновской области О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области , принятого еще в 2005 году, в конце 2006 года был принят пакет законов, предусматривающих и налоговые льготы, и госгарантии для тех, кто намерен реализовать тот или иной проект в регионе. Так были приняты Законы Ульяновской области от 2 ноября 2006 года 161-ЗО "О государственной поддержке приоритетных инновационных проектов Ульяновской области", 162-ЗО "Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, реализующих приоритетные инновационные проекты Ульяновской области и 164-ЗО "Об утверждении областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области на 2006-2010 годы". Это послужило серьезным стимулом для ряда корпораций, которые проявили интерес к проектам создания авиационного кластера, особой экономической зоны портового типа, транспортно-логистического кластера, промышленной зоны Заволжье , строительству завода автокомпонентов и ряда других.
Логическим продолжением намерений ульяновских властей стало принятие Закона Ульяновской области от 4 июня 2007 года 71-ЗО "О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков". Согласно документу, пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет Ульяновской области, в размере 13,5 процента (далее - пониженная налоговая ставка) устанавливается для организаций, созданных или создавших обособленные подразделения с целью реализации инвестиционных проектов, которым в соответствии с Законом Ульяновской области от 15 марта 2005 года "О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области" присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области на срок фактической окупаемости инвестиционных затрат, но не более чем на пять лет со дня присвоения инвестиционному проекту статуса приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области.
Следующим шагом стал Закон О транспортном налоге в Ульяновской области . Принят он был в 2007 году, но вводился в действие лишь с января 2009 года. Согласно ему, от транспортного налога освобождались организации, являющиеся субъектами государственной поддержки в соответствии с Законом Ульяновской области "О государственной поддержке приоритетных инновационных проектов Ульяновской области". В ноябре 2009 года был введен пункт, относящий к таким организациям те, что были созданы с целью реализации инвестиционных проектов, которым в соответствии с Законом Ульяновской области от 15 марта 2005 года N 019-ЗО "О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области" присвоен статус инвестиционного проекта, реализованного в особых условиях (далее - организация, реализовавшая инвестиционный проект в особых условиях), - сроком на пять лет со дня присвоения инвестиционному проекту статуса инвестиционного проекта, реализованного в особых условиях.
Теперь о том, почему были внесены изменения в Закон Ульяновской области от 15.03.2005 г. О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области . Как известно, в период кризисных проявлений 2008 года ряд компаний вынуждены были пересматривать свои инвестиционные программы в сторону снижения или даже приостановки. Тогда то и появилась формула инвестиционный проект, реализованный в особых условиях . Такой статус может быть присвоен инвестиционному проекту, реализуемому в период с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2012 года, в случае, если реализация инвестиционного проекта осуществлялась юридическим лицом, созданным после 1 октября 2009 года. Данное изменение и было принято как адекватная мера в условиях кризиса и его последствий. Речь о Законе Ульяновской области от 5 ноября 2009 года 170-ЗО О внесении изменения в Закон Ульяновской области О государственной поддержке приоритетных инновационных проектов Ульяновской области и некоторые иные законодательные акты Ульяновской области . Закон направлен на повышение доступности государственной поддержки действующим юридическим лицам, реализующим инновационные проекты и претендующим на государственную поддержку. Закон обеспечивает возможность предоставления предприятиям, реализующим приоритетные инновационные проекты, финансовой поддержки при условии, что за последний отчётный год по сравнению с предшествующим годом предприятием не допущено снижения объёмов производства в стоимостном выражении и не произошло снижения среднемесячной начисленной заработной платы работников. Кроме того, названный закон раздвигает рамки льгот и вводит статус особо значимого инвестиционного проекта.
В прежней редакции закона статус инвестиционного проекта, реализованного в особых условиях, присваивается только уже реализованным проектам. С этого момента статус особо значимого инвестиционного проекта может быть присвоен уже на стадии реализации проекта. Данное изменение статуса позволяет снизить различного рода риски инвестора. Статус особо значимого инвестиционного проекта предполагает тот же расширенный перечень форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, что и статус инвестиционного проекта реализованного в особых условиях. В то же время период государственной поддержки для статуса особо значимого инвестиционного проекта продлевается с 5 до 8 лет. В частности, такому инвестору, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области о налогах, будет установлена ставка 0% по налогу на имущество организаций, понижена до 13,5 % налоговая ставка налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, предоставлено освобождение от транспортного налога. Кроме того, для особо значимых инвестиционных проектов предусматривается предоставление субсидий из бюджета Ульяновской области на возмещение части затрат, понесённых в ходе реализации проекта, а именно на выкуп в собственность земельного участка, на подведение сетей инженерной инфраструктуры к границе земельного участка, затрат в виде платы за подключение и технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения, установленной в соответствии с законодательством.
В связи с внесением данных изменений приняты три следующих закона:
Закон Ульяновской области О внесении изменений в Закон Ульяновской области О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков .
Закон Ульяновской области О внесении изменений в Закон Ульяновской области О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области .
Закон Ульяновской области О внесении изменений в Закон Ульяновской области О транспортном налоге в Ульяновской области .
Данными законами продлевается период государственной поддержки для статуса особо значимого инвестиционного проекта с 5 до 8 лет.
В числе мер по подъему промышленного производства, можно выделить Закон Ульяновской области от 5 сентября 2007 года 121-ЗО Об утверждении областной целевой программы Формирование и развитие промышленных зон в Ульяновской области на 2008-2010 годы , который позволил приступить к созданию промышленного парка Заволжье. Это большой земельный участок, в данном случае 500 гектаров, приспособленный для размещения промышленного производства, к которому за счет государства, муниципалитета или девелопера подведены инженерные сети и создана определенная инфраструктура. Здесь действуют льготные ставки на аренду земли и другим налогам. В итоге в марте 2008 года о своем проекте строительства завода на данной территории заявила всемирно известная компания SABMiller, которая в России представлена компаниями Золотая бочка , Три богатыря и др. В июне 2010 года состоялся пуск первой линии пивоваренного завода, инвестиции в который составляют $220 млн., численность работающих - более 300 человек. Предполагается, что за четыре года работы завода в бюджет региона, несмотря на льготы, поступит более 4 млрд. рублей налогов.
Вслед за этим 3 сентября т. г. на площади промышленной зоны Заволжье состоялся пуск первой линии фабрики по производству кормов для домашних животных компании Марс (ООО Марс - российское подразделение международной корпорации Марс, Инкорпорейтед ). О своих намерениях разместить здесь производство заявила и японо-германская корпорация Takata Petri AG, подписавшая этим летом меморандум с правительством Ульяновской области.
Что касается других отраслей, Закон Ульяновской области от 5.11.2009 168-ЗО О внесении изменений в статью 4 Закона Ульяновской области О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области , с 1 января 2010 года предусматривает стимулирование жилищного строительства в Ульяновской области. Законом предусмотрены налоговые льготы на налоги на имущество организаций, осуществляющих производство общестроительных работ по возведению зданий; монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций; производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожжённой глины; производство изделий из бетона, гипса и цемента; производство изделий из асфальта.
Закон Ульяновской области от 22 сентября 2008 149-ЗО О внесении изменения в статью 5 Закона Ульяновской области О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области , предусматривает пролонгацию на 2009-2011 годы пониженной ставки налога на имущество организаций в размере 0,95 процента, для предприятий авиационной промышленности, осуществляющих производство и реализацию авиационной техники.
Данный Закон позволил указанным предприятиям обеспечить реализацию социальных программ, связанных с привлечением основного персонала на предприятия, что, в свою очередь, позволяет обеспечивать рост выпуска воздушных судов, поднимать социальную обеспеченность работающих в авиационной промышленности на территории Ульяновской области.
Закон Ульяновской области от 05.11.2008 181-ЗО Об утверждении областной целевой программы Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах . Содержит комплекс мероприятий на период 2009-2015 годы по строительству новых автомобильных дорог общего пользования, текущему содержанию и капитальному ремонту существующей сети автомобильных дорог и приведению их в нормативное состояние.
Закон Ульяновской области от 19 мая 2008 года 075-ЗО О внесении изменений в Закон Ульяновской области Об утверждении областной целевой программы Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта в 2007-2010 годах . Предусматривает увеличение объема финансирования на 2008 год в сумме 4,4 миллиона рублей. Это позволило дополнительно к запланированным к приобретению 10 автобусам приобрести еще 3 автобуса.
Одним из важнейших нормативных правовых актов в сфере градостроительства следует назвать Градостроительный устав Ульяновской области, принятый Законодательным Собранием Ульяновской области 26 июня 2008 года.
Закон Ульяновской области от 10.03.2010 26-ЗО О внесении изменения в статью 4 Закона Ульяновской области О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области . Направлен на развитие автомобилестроения. В соответствии с редакцией Закона освобождаются от налогообложения по налогу на имущество организации, осуществляющие производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей, при условии, что в доходе таких организаций от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей собственного производства составляет не менее чем 40% за календарный год.
Программа законотворческой деятельности Законодательного Собрания Ульяновской области на 2010 год сохраняет преемственность с программами предыдущих лет: включенные в нее 29 новых законодательных инициатив и 23 нормотворческие инициативы, связанные с внесением изменений в действующие законы охватывают все наиболее важные направления социально-экономической жизни региона. Среди них такие законопроекты, как:
Об областном бюджете Ульяновской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов ,
О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2011 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2011 - 2013 годы ,
Об утверждении Программы управления государственной собственностью Ульяновской области на 2011 год ,
О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности в средствах массовой информации на территории Ульяновской области ,
О внесении изменений в Закон Ульяновской области "О государственной социальной помощи в Ульяновской области",
О внесении изменений в Закон Ульяновской области "Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение жильём молодых семей" на 2006-2010 годы",
О внесении изменений в Закон Ульяновской области "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области ,
Об энергосбережении в Ульяновской области ,
О внесении изменений в Закон Ульяновской области "О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельской местности на территории Ульяновской области",
О внесении изменений в Закон Ульяновской области "Об утверждении областной целевой программы "Охрана окружающей среды Ульяновской области на 2005-2011 годы ,
Об областной целевой программе "Чистая вода на 2010-2015 годы".
Ульяновские законодатели уделяют первостепенное внимание вопросам финансового обеспечения принимаемых законодательных актов. 25 октября состоялось внеочередное заседание Законодательного Собрания, на котором были внесены изменения в Закон Ульяновской области Об областном бюджете Ульяновской области на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012 годов . Изменения вызваны увеличением финансовой помощи из федерального бюджета, увеличением налоговых и неналоговых доходов по итогам исполнения бюджета за 9 месяцев 2010 года и перераспределением средств внутри расходных статей.
В целом доходная часть областного бюджета в 2010 году увеличивается на 2 млрд. 501,8 млн. рублей. Общий объем доходов при этом составит 25 млрд. 133,2 млн. рублей. Расходы увеличиваются также на 2 млрд. 501,8 млн. рублей; общий объем расходов составит 28 млрд. 748,3 млн. рублей. Дефицит областного бюджета 2010 года останется прежним - 3 млрд. 615,1 млн. рублей. В соответствии с изменениями безвозмездные поступления в 2010 году увеличиваются на сумму 1 млрд. 848,2 млн. рублей. По итогам исполнения областного бюджета за 9 месяцев 2010 года доходная часть областного бюджета увеличивается на сумму 705,5 млн. рублей. В соответствии с изменениями, предполагается увеличить расходы на оказание мер социальной поддержки (245 млн. рублей), на прохождение отопительного сезона (45,8 млн. рублей), на заработную плату работникам бюджетной сферы (280 млн. рублей).
В настоящее время законодатели рассматривают проект главного финансового документа региона на 2011 и плановый период 2012-2013 годов. Бюджетная политика Правительства Ульяновской области на среднесрочную перспективу, как и в предыдущие годы, в первую очередь ориентирована на повышение качества жизни населения Ульяновской области. Этой цели планируется достичь прежде всего за счёт обеспечения жителей области рабочими местами и доступными и качественными государственными услугами.
Доходы областного бюджета на 2011 год запланированы в объёме более 21 млрд. рублей, расходы областного бюджета определены в сумме более 23 млрд. рублей, дефицит составит около 2 млрд. рублей, что не превышает допустимой нормы. В сформированный проект бюджета на 2011-2013 годы, не включены субсидии и субвенции из федерального бюджета, так как в настоящее время пока нет информации по средствам, которые будут передаваться из федеральной казны в бюджеты субъектов Российской Федерации. Но так как эти средства имеют целевое назначение, то и на сбалансированность бюджета в настоящее время они практически не оказывают влияния.
При формировании областного бюджета Ульяновской области в части расходов на социальную сферу учтено обеспечение в полном объёме всех действующих обязательств. Приоритетными направлениями в области национальной экономики стали мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в области занятости населения, формирование конкурентоспособного агропромышленного производства, развитие малого бизнеса и предпринимательства, транспортной и дорожной отраслей, обеспечивающих развитие инфраструктуры в регионе и дающих максимальную налоговую отдачу.
Отличительной особенностью проекта областного бюджета Ульяновской области на 2011 год является значительный рост расходов на реализацию областных целевых программ и областной адресной инвестиционной программы. Рост названных расходов против первоначально утверждённого бюджета на 2010 год - в 2,5 раза.
С целью софинансирования мероприятий национального проекта Здоровье в проекте областного бюджета на 2011 год запланированы расходы на реализацию ОЦП Развитие здравоохранения Ульяновской области на 2010-2012 годы в сумме более 200 млн. рублей.
С 2011 года начинает своё действие программа Обеспечение жильём молодых семей на 2011-2015 годы . На её реализацию предполагается в следующем году направить 50 млн. рублей, в 2012-2013 годах - ещё более 100 млн. рублей.
С целью дальнейшего снижения напряжённости на рынке труда на выполнение программы поддержки занятости населения Ульяновской области в проекте областного бюджета Ульяновской области на 2011 год предусмотрены средства в сумме 35,4 млн. рублей.
Наряду с социальными программами значительные средства заложены на развитие реального сектора экономики и на программы инвестиционного характера, так называемые программы развития. Реализация этих программ позволит дополнительно привлечь средства из федерального бюджета и Инвестиционного фонда Российской Федерации, а в дальнейшем позволит расширить налогооблагаемую базу консолидированного бюджета Ульяновской области.
Так на реализацию областной целевой программы Развитие сельского хозяйства Ульяновской области предусмотрено более 300 млн. рублей, что в 1,6 раза больше 2010 года, в том числе 5 млн. рублей на развитие садоводства и 5 млн. рублей на предотвращение правонарушений на садоводческих участках. В рамках программы планируется осуществлять мероприятия по развитию сельских территорий, повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе модернизации сельского хозяйства, развитию растениеводства, животноводства, воспроизводству земель сельскохозяйственного назначения.
На реализацию программы Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах в 2011 году предусмотрено более 400 млн. рублей.
Важным направлением бюджетной политики в 2011году остаётся поддержка малого и среднего предпринимательства. С этой целью на реализацию Программы Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2011 год предусмотрено 85 млн. рублей. Средства будут выделяться на оказание помощи в виде компенсации по кредитам и лизинговым договорам, поручительство по привлекаемым кредитам, льготное кредитование, субсидии в виде грантов начинающим предпринимателям и на другие виды поддержки.