МИ 2010, май "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
СИГУТКИН А.А. Большое спасибо за приглашение участвовать в этом семинаре. Это первое мероприятие по линии аналитических служб и, наверное, это очень хороший такой толчок развитию в этом направлении. Иногда недостатки в законодательстве обусловлены как раз тем, что или недостаточны или вообще отсутствуют какие-либо механизмы вот такой экспертно-аналитической оценки не только законопроектов, но и целого комплекса.
Я скажу просто для примера: например, в Конгрессе Соединенных Штатов, который немножко больше имеет опыта, у них ряд законопроектов вообще не рассматриваются Конгрессом, если специально созданный экспертно-аналитический центр Конгресса США не даст по нему заключение. Просто Конгресс не рассматривает вопрос, потому что это заключение они считают очень важным.
Олег Викторович уже сказал о наиболее важных вопросах, и мне хотелось бы в своём таком кратком выступлении обратить ваше внимание ещё на ряд вопросов. Мне хотелось бы обратить внимание на то, что если некоторое время назад взаимодействие Государственной Думы с субъектами Российской Федерации шло как бы параллельными курсами, это взаимодействие депутатов так ярко выражено было и взаимодействие Аппарата Государственной Думы, то вот последние 2-3 года эта тенденция в корне изменилась. И сегодня есть одно взаимодействие, которое координирует Председатель Государственной Думы, заместитель Председателя, Совет Государственной Думы и у каждого своя ячейка, депутаты, Аппарат, но мы работаем совместно и в мероприятиях участвуем совместно. Вот сегодняшнее подтверждение, на это мероприятие пришел Первый заместитель Председателя Государственной Думы, и нам это представляется очень важным.
Мне хотелось бы обратить ваше внимание также на то, что несколько изменились направления взаимодействия между Государственной Думой и субъектами Российской Федерации, на какие-то из них сделан больший акцент. Это, наверное, веление времени.
Прежде всего, мне хотелось бы подтвердить слова Олега Викторовича о том, что в Государственной Думе сегодня в этот процесс вовлечены не только Правовое управление Аппарата Государственной Думы, но в этот процесс вовлечен Первый заместитель Председателя Государственной Думы, в этот процесс вовлечены все профильные комитеты и в этот процесс вовлечены экспертные сообщества, которые существуют при Государственной Думе. Это предварительная оценка готовящихся субъектами законодательных инициатив. В 2008 году, для примера, таких обращений от вас было всего 8 за год.
МОРОЗОВ О.В. На предварительную экспертизу.
СИГУТКИН А.А. Восемь. В прошлом году, в 2009-м - 125, в этом году, я уверен, что мы перешагнем цифру 150. Такая вот тенденция прослеживается. И нам очень приятно, что вы это встречаете положительно.
Что мы хотим в этом направлении усилить. Мы хотим сейчас в ходе работы над новым вариантом и сайта Государственной Думы, и над системой ГАС Законотворчество , на ней немножко позже остановлюсь, мы хотим создать отдельную страничку и размещать на этой странице все ваши обращения, с вашего, конечно, согласия и все экспертные заключения, чтобы с ними мог ознакомиться не только тот субъект, который обратился, а все, кто в этом процессе участвует.
Второе. Мы хотим наладить для вас в этой системе ГАС Законотворчество юридическую консультацию.
Когда кто-то обращается - депутат, сотрудник аппарата из субъекта за юридической консультацией, персонально мы хотим это давать ему и размещать опять для общего доступа. Вот это то новое, что, мы надеемся, тоже вызовет у вас хороший отклик.
Одна из проблем, которая сегодня явно высветилась - не созданы необходимые условия для более широкого участия субъектов Российской Федерации в обсуждении проблем в законодательстве или каких-то законодательных вопросов. Я имею в виду, прежде всего, парламентские слушания, как форму работы, и круглые столы . На сегодня - это объективно пока что в большинстве случаев парламентские слушания, и вот сегодня в 11 часов у нас тоже парламентские слушания будут начинаться, участвуют те, кто живет в Москве или поблизости.
Ну, согласитесь, очень тяжело приехать - это дорого, это, в общем-то, затруднительно - приехать с Магадана и поучаствовать в этих слушаниях. Что мы хотим сделать в этом году? И мы сейчас занимаемся этим вопросом. Мы хотим дать возможность тем субъектам, которые к этому уже готовы, дать возможность участвовать в этих слушаниях дистанционно в режиме он-лайн. Вот идут слушания, и через видеосвязь конференцию дать возможность выступать и слушать эти парламентские слушания.
Второй вопрос, на который хотелось бы обратить внимание. Это система - Государственная автоматизированная система Законотворчество . У некоторых ещё остается убеждение, что это система Государственной Думы. Это не так. Да, Государственная Дума и лично Председатель выступили инициаторами создания этой системы. Сегодня к этой системе подключены все субъекты Российской Федерации. Сегодня к этой системе подсоединен Верховный Суд, Совет Федерации. Завершается работа по подключению Аппарата Правительства. Идет работа по подключению, согласование вопроса с Администрацией Президента.
Но у нас ситуация такова. Во многих субъектах Российской Федерации глава субъекта и законодательные органы, как правило, размещены в одном здании, или в соседних. И вот мне представляется очень важным решить вопрос подключения к этой системе не только законодательного органа (а возможности системы позволяют на четыре точки одновременно работать в субъекте), но и главу субъекта. Сегодня, допустим, у нас в этой системе размещены самые актуализированные тексты законов. Их сложно подробно найти, потому что одно изменение в закон - изменение. Но в этой системе самая последняя техника. В самой последней редакции всегда можно посмотреть. Всегда можно посмотреть и другие вопросы, в том числе как будет проходить ваш законопроект? Как он будет работать? Всё это отражается. И вот я хотел бы обратиться к вам за помощью в этом вопросе.
И последнее. Я хотел бы сказать о законотворческой системе. Председатель Государственной Думы в конце прошлого года обратился к Президенту Российской Федерации и к Председателю Правительства за поддержкой в дальнейшем развитии этой системы. Вопрос ими был поддержан. Был рассмотрен на Совете при Президенте Российской Федерации. И принято положительное решение. Система включена, в том числе, в финансирование. Поэтому она не является уже системой Государственной Думы. И в перспективе что она даст?
Вот сейчас очень обсуждается вопрос, вы знаете, так называемая инициатива проявлена Советом Федерации, консолидированная инициатива. Наверное, в ней есть что-то, рациональное звено. То есть, узнать мнение других. Но, судя по заключению Комитета по Регламенту Государственной Думы, он пришел к убеждению, что это не реализуемо на сегодняшнем этапе. Потому что в Конституции четко прописан порядок внесения законопроектов в Государственную Думу, другого ничего не предусмотрено. Ни в Совет Федерации нельзя внести законопроект, ни в Администрацию Президента нельзя внести, его можно внести только в Государственную Думу.
И вот мы хотим для вас создать в 2010 году уже площадку, электронную площадку, где вы могли бы в реальном режиме времени между собой общаться, обсуждать те законодательные инициативы, с которыми вы хотите выступить, и договариваться в том числе, а кто будет выступать, представлять его в Государственной Думе, кто будет выступать соавторами. Сегодня у вас такой возможности нет. Но я думаю, что к концу года мы эту возможность создадим.
Мне хочется в завершение пожелать вам также успехов в работе, и думаю, что это только начало. Вот также начинались когда-то семинары-совещания по линии правовой службы, сегодня это стало такой хорошей традицией. Вот и я пожелаю, чтобы с этого дня началась хорошая традиция. Спасибо.
ШУВАЛОВ Ю.Е. Спасибо, Алексей Алексеевич. Спасибо.
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
СИГУТКИН А.А. Сверху подкрепить, я, признаться, не знаю как, потому что это, в общем-то, расходы пока что субъекта Федерации. А в чем помощь - я немножко даже шире отвечу, спасибо за такой вопрос.
У нас иногда идет дублирование. В каждом субъекте Российской Федерации есть ситуационный центр, который создан по линии Президента. Работают в нем не часто, то есть он обеспечивает возможности для конференцсвязи и много других возможностей.
Линии до вас министерством соответствующим или органом власти сделаны, подключены, нужно всего лишь короткие отрезки взять от того же ситуационного центра и подключить к линии, и не потребуется огромных затрат для этого, взять эту линию и подключить к главе субъекта. Мы каждый день рассылаем сегодня дайджест прессы, казалось бы, ну что там - посмотреть, но вы у себя всю эту прессу не получаете, хотя в этом дайджесте не просто рассказываются интересные вопросы, а рассказываются проблемные вопросы законодательства, кто их поднял, независимо от того, ЕДИНАЯ РОССИЯ или КПРФ, или другая партия, этот вопрос поднимается. Вы бы были в курсе более широко, в том числе и ваш глава субъекта. Но при этом затраты у вас незначительные на это. А если создавать новую систему, ну, это просто очень дорого будет.
И я вот как раз помощи прошу в том, чтобы вы довели до своих руководителей вот это, пригласите их, пусть они посмотрят. К сожалению, опыт общения на различном уровне субъектов вынуждает меня сегодня сказать, что в том числе и ряд руководителей законодательных органов не представляют себе в полном объеме те возможности, которые они сегодня имеют. Просто не обладают информацией.
Вот внесли вы законопроект (субъект), и с момента регистрации в Государственной Думе в автоматическом режиме вы получаете информацию, что мы его зарегистрировали, в автоматическом режиме вы оповещаетесь, когда он будет на Совете Думы рассматриваться, в какой комитет передан, когда будет на комитете, какое решение комитета, когда он вносится на рассмотрение Государственной Думы, ведь многие этого не знают.
ШУВАЛОВ Ю.Е. Спасибо.
СИГУТКИН А.А. Если нет вопросов, я прошу меня извинить, в 11 часов парламентские слушания по законодательству о государственной гражданской службе, и профильный комитет пригласил меня высказать точку зрения от Аппарата Государственной Думы. Поэтому, извините, пожалуйста, но я вынужден уйти. Извините.
БЕЛОУСОВ А.Н. Я хотел бы предоставить слово Шувалову Юрию Евгеньевичу - заместителю руководителя Аппарата Государственной Думы, начальнику Управления по связям с общественностью и взаимодействию со средствами массовой информации. Пожалуйста, Юрий Евгеньевич.