Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2010, май "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации"


АНДРЕЕВА И.А. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
     Я хотела бы сказать, что в 2011 году нашей библиотеке будет уже 20 лет. И в 1991 году, ещё в Верховном Совете, мы, в общем-то, начинали относительно с пустого места. Нам передали некоторые фонды библиотеки Верховного Совета Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. У нас не было никаких баз данных, у нас не было ещё парламентского фонда. Но сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, какой долгий путь мы прошли.
     В тех CD-дисках, которые вы получили, есть презентация, где описываются основные функции, структуры, фонды нашей библиотеки. Поэтому за неимением достаточного времени я, может быть, не буду на этом останавливаться, скажу только очень коротко, что наша библиотека обслуживает обе палаты Федерального Собрания. В библиотеке работает 50 человек. Мы имеем 4 отдела. Отдел, который занимается непосредственно формированием библиотечного фонда. Мы получаем обязательный экземпляр книг, которые издаются на территории Российской Федерации. Мы получаем обязательно электронный экземпляр изданий, который выходит на территории Российской Федерации. Мы получаем все газеты и журналы и выписываем очень много коммерческих баз данных, и на это уходит тоже очень много времени, потому что вы знаете, что все приобретения мы можем делать только через заключение государственных контрактов. Описать все огромные документы и проводить конкурс, это тоже требует очень много усилий.
    У нас есть отдел, который, собственно, и занимается ведением баз данных. Третий отдел - это отдел библиотечно-информационного обслуживания и есть отдел электронных изданий, поскольку мы стараемся все наши материалы предоставлять депутатам в электронном виде непосредственно на их рабочие места.
    Может быть, наша работа не так отличается от работы наших коллег в областных библиотеках и в национальных библиотеках, но существенное отличие вносит то, что мы обслуживаем депутатов Государственной Думы, комитеты и фракции Государственной Думы.





 

Структура фондов и коллекций Парламентской библиотеки


Справочно-библиографический аппарат к ресурсам
Парламентской библиотеки


Коллекция публикаций официальных документов
Парламентской библиотеки

Официальные документы России до 1917 г.
Официальные документы СССР и РСФСР
Официальные документы России
Официальные документы государств-участников СНГ и прибалтийских государств
Официальные документы зарубежных государств
Официальные документы международных организаций




Парламентская библиотека в Интернет





Обмен информацией и парламентскими документами с библиотеками
зарубежных стран
 


Электронная почта:
parlib@duma.gov.ru
Адрес веб-сайта Парламентской библиотеки
http://parlib.duma.gov.ru/
Адрес веб-сайта Государственной Думы (Интернет):
http://www.duma.gov.ru/  

     Ежемесячно в Государственной Думе проходит около 45-50 парламентских слушаний и круглых столов , и ко всем этим мероприятиям библиотека готовит материалы.
    Очень часто комитеты, которые к нам обращаются, приходят к нам со своими запросами, даже не умея до конца сформулировать окончательно предмет обсуждения. И в рамках получения этого запроса мы начинаем вместе обсуждать, что, собственно, они хотели бы обсудить.
    На самом деле, может быть, ещё 2 года назад мы пытались очень сильно насытить наш Интернет-сайт, чтобы сделать так, чтобы все могли самостоятельно пользоваться этими ресурсами. Но через некоторое время мы стали обращать внимание, что те усилия, которые мы в это вкладываем, они неадекватно, не то, что воспринимаются, мы не получаем той отдачи, которую мы вкладываем, вообще, в развитие этих ресурсов. И тогда мы решили ввести более такую агрессивную маркетинговую политику.
    Для начала мы перевели наш ежедневный Интернет-дайджест-пресса, который мы готовим к 9 часам утра, и раньше это были бумажные копии, которые получали практически все депутаты, мы перевели его в электронный вид и просто выставляли на сайте. И надо сказать, что количество пользователей очень сильно уменьшилось. Но буквально, начиная с прошлого года, мы рассылаем каждое утро по заявительной подписке депутатам в электронном виде. И получая тот дайджест по электронной почте, депутаты активнее стали его читать точно так же, как и читали раньше бумажный дайджест. В то время, когда он висел у нас просто на сайте, особого интереса к этому продукту не было.
    Кроме того, мы точно также рассылаем правовой дайджест-пресса. А год назад мы приступили, мы запустили несколько новых программ.
     Это программы избирательного распространения информации дифференцированного обслуживания руководства. И буквально, вот с января этого года мы приступили ещё к программе под названием, таким условным, ИРИКОМ (это избирательное распространение информации для комитетов Государственной Думы). В каждом комитете у нас есть свой координатор, которых мы регулярно собираем, рассказываем о наших новых продуктах. Мы составили такой, условно говоря, перечень ключевых слов, который является предметами ведений, предметом особого интереса того или иного комитета. И регулярно, один раз в неделю мы для этого комитета формируем такой некий файл, где пересылаем им все новые публикации по темам предметов ведений и интереса того или другого комитета.
     Кроме того, материалы парламентских слушаний, которые мы готовим для комитетов, они тоже структурированы. Мы даём полную библиографию по теме. Кроме того мы даём несколько публикаций, буквально три-четыре публикации важнейших, которые являются, обобщают новейшие данные или новейшее мнение законодательном разрешении той или другой проблемы.
     Кроме того, мы стараемся в этих подборках к парламентским слушаниям обязательно привести новейшие статистические данные по теме, результаты социологических опросов и общественного мнения по теме парламентских слушаний. Кроме того мы, если есть возможность найти зарубежный опыт разрешения этой проблемы, стараемся дать информацию об этом зарубежном опыте. А также приводим три, четыре, пять самых лучших, на наш взгляд, интернет-сайтов и даём аннотацию по этим сайтам, что могут найти комитеты в этих ресурсах.
     Надо сказать, что после того, как мы стали так более активно предлагать свои услуги, запросы на подготовку материалов к парламентским слушаниям просто стали вырастать со скоростью вообще снежного кома. И, честно говоря, сейчас уже мы приходим к такому мнению, что если раньше мы эти материалы готовили в качестве эксклюзивного продукта, то сейчас мы просто хотим, чтобы это был некий средний уровень качества. Потому что невозможно всякий раз работать на износ, оставаясь там до девяти, до десяти часов вечера и готовить, потому что комитеты, как правило, хотят всё это сделать, чтобы это было ещё вчера. Но тем не менее мы пришли к какому-то среднему стандарту, что статей не надо давать пять или десять. Три-четыре статьи вообще, ну, может быть самые вообще такие ёмкие, самые новые, самые последние с мнением вообще лучших, может быть, экспертов. И мы этим ограничиваемся.
    Но иногда наши комитеты говорят нам: Ну что вы такого особого делаете? Тут ничего такого нет. Подумаешь, отобрали нам материалы . Но они иногда не отдают себе возможность. Мы, конечно, может быть вот то, что говорил Тимур Геннадьевич, что есть этап написания самого материала. Библиотека этим не занимается. Но поверьте вообще, то, что мы делаем при отборе материалов, когда сотрудники просматривают сотни сайтов, просматривают сотни статей, выбирают, анализируют и оставляют самое важное и самое лучшее, прочитывают мнение сотен экспертов, это очень дорогого стоит.
     Или, допустим, вот недавно у нас был такой сложный вариант, надо было подготовить материалы к парламентским слушаниям, подготовленным, О развитии виртуальных игр в патриотическом воспитании подрастающего поколения . На самом деле, ну, какую статистику можно к этим парламентским слушаниям найти? Это тоже приходится перелопачивать огромные горы статистических материалов, чтобы понять вообще: какие показатели важны для оценки этого явления, сколько у нас на селе персональных компьютеров у детей, сколько у нас компьютеров у младших школьников? При этом, если это сопоставить сколько у нас компьютеров у младших школьников. При этом если это сопоставить со средствами федерального бюджета, которые были выделены на эту программу, насколько эта программа адекватно отражает возможности сельского населения. И на самом деле, конечно, я думаю, что это такое очень важное направление информационного обеспечения парламентской деятельности, которую, конечно, мы сейчас очень активно развиваем.
     Но, имея очень мало времени, я хотела бы сказать вам две важные вещи. С 1 апреля этого года всю информацию, которую Парламентская библиотека готовит для комитетов и руководства Государственной Думы, направляется в виде сигнальной информации во все законодательные собрания субъектов Российской Федерации. Другое дело, как вы это используете.
    Вы знаете, что у нас вступила в силу четвёртая часть Гражданского кодекса, и поэтому, чтобы не нарушать авторские права авторов публикаций, мы размещаем нашу полнотекстовую информацию только в Интранет-сети Государственной Думы. И по электронной почте мы не можем рассылать вам всем непосредственно полнотекстовые ресурсы. Но вместе с тем, войдя на Интранет-страницу Государственной Думы, вы получите доступ к этим полнотекстовым ресурсам и можете вообще использовать эти ресурсы в своей работе. Это как бы первое.
     И второе. Если у вас найдётся сегодня или, может быть, завтра время, вы всегда можете прийти к нам в Парламентскую библиотеку, и мы могли бы более подробно показать и рассказать вам о нашей работе. Спасибо вам огромное.
    ШУВАЛОВ Ю.Е.Спасибо, Ирина Александровна.
     Я вижу, есть вопрос. Да, пожалуйста.
    ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    АНДРЕЕВА И.А. Это на начальной страничке, библиотечно-информационные ресурсы, в левой колонке вам надо найти, и прям на начальной странице Парламентской библиотеки в правом верхнем углу будет ссылка, по-моему, взаимодействие с субъектами, законодательными органами власти субъектов Российской Федерации. И всё, на что вы получаете сигнальную информацию, вы будете выходить на все эти ресурсы.
    ШУВАЛОВ Ю.Е. Спасибо.
    Я хотел бы предоставить слово Юдашкину Валентину Андреевичу, начальнику Информационно-аналитического управления аппарата Тюменской областной Думы. Пожалуйста, Валентин Андреевич.
    ЮДАШКИН В.А. Спасибо.
    Уважаемые коллеги, я, прежде всего, хотел бы выразить признательность за возможность выступить, которая мне сегодня предоставлена. Я хотел бы посвятить своё выступление некоторым проблемам стратегии деятельности законодательного органа власти субъекта Российской Федерации на примере нашей Тюменской областной Думы.
    Дело в том, что для депутатов законодательного органа власти постоянно актуальными остаются вопросы о целях и результатах своей деятельности, о своей эффективности, то есть о направлении и о степени влияния принятых ими законов в субъектах Федерации на повышение уровня и качества жизни населения, избирателей, на становление и развитие позитивных процессов экономики региона. Тема эта весьма широкая и для аналитической работы, можно сказать, вечная.
     Так вот, существует частный опыт депутатов и аппарата Тюменской областной Думы, которые реализуют свой политико-управленческий подход. Ну, насколько мне известно, такой подход не распространён, у нас он развивается, но, возможно, он представляет интерес для аналитических служб и других субъектов Федерации.
    Речь идёт о стратегии деятельности Тюменской областной Думы, которую депутаты с помощью аппарата разрабатывают сразу после формирования нового депутатского состава Думы и реализуют в течение всего периода своей компетенции, то есть созыва. Впервые опыт разработки такого стратегического документа состоялся в Тюменской областной Думе в 1995 году, когда страна и наш регион в том числе переживали ... социально-экономический кризис.
     В стратегию деятельности Думы первого созыва были включены первоочередные и неотложные, по мнению депутатов, цели и задачи, которые они поставили перед собой как государственные деятели, уполномоченные избирателями. Это были цели и задачи, связанные, прежде всего, с необходимостью решения проблем падения экономики и уровня жизни населения.
     Уже во втором созыве Думы под непосредственным руководством председателя областной Думы Сергея Евгеньевича Карипанова, который у нас продолжает быть председателем, начал формироваться механизм разработки, принятия и контроля реализации стратегии деятельности Думы. Проект документа был создан депутатами и работниками аппарата Думы, обсуждён на специально созванном совещании с участием представителей администрации области, органов власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, которые, как вы знаете, входят в состав Тюменской области как субъекты Федерации, с представителями региональных отделений политических партий и общественных организации. Затем доработан, и принят постановлением областной Думы.
    Стратегия деятельности областной Думы, будучи документом политико-управленческим и адресованным, прежде всего, населению области, фиксирует некий консенсус в отношении текущего понимания социально-политической миссии законодательного органа власти Тюменской области на ближайший период, и является своего рода квинтэссенцией наказов избирателей, партийных платформ и предвыборных программ кандидатов в депутаты.
    Так основными стратегическими целями деятельности Тюменской областной Думы четвёртого созыва, который избран в 2007 году, является законодательное обеспечение конституционных прав и свобод жителей области, повышение уровня и качества жизни населения, выполнение мер по преодолению бедности, развитие институтов гражданского общества, местного самоуправления, дальнейшего развития социально-экономических интеграционных процессов в Тюменской области, устойчивого экономического роста.
    Далее по тексту этого документа сформулированы главные задачи областной Думы в социальной сфере, в сфере экономики, в сфере государственного управления. А в 2008 году после внимательного обсуждения был введён новый раздел стратегии - задачи областной Думы в кризисный период.
    Постепенно стратегия стала документом управленческим, занимающим своё место в иерархии документов, регламентирующих повседневную работу депутатов и аппарата. Её наличие предусмотрено регламентом Тюменской областной Думы, она лежит в основе планирования текущей работы Думы и её комитетов. Предусмотрено, что постановления областной Думы и решения её комитетов в преамбуле должны фиксировать разделы или подразделы стратегии, на реализацию которых направлены конкретные постановления или решения.
    Введена практика обсуждения хода реализации стратегии на специальных совещаниях с представителями правительства области, органов власти автономных округов, с представителями региональных отделений политических партий и общественных организаций, и последующей корректировки содержания документа.
    Информация о реализации стратегии за календарный год включается в состав отчёта о работе областной Думы в данном году, вызывает наибольшее внимание депутатов из разных фракций, представителей общественности, публикуется в парламентской газете Тюменские известия , а также отдельным изданием областной Думы, размещается на официальном сайте Думы в сети Интернет.
    Это специальный аналитический материал, который создаётся нашим Информационно-аналитическим управлением с участием всех иных структурных подразделений аппарата. В нём делается попытка увязать состояние социально-экономической проблемы, решение которой определено депутатами как стратегически важное, с конкретными действиями и решениями, предпринятыми Думой, дать оценку ситуации законодательного регулирования соответствующей сферы жизнедеятельности населения области.
    Предполагается, что по итогам 2010 года, с учётом решений, принятых высшими органами государственной власти Российской Федерации в отношении системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, мы будем готовить этот документ, оснащённый... составленный с учётом системы статистических и социологических показателей, мониторинговой оценки хода реализации стратегии деятельности.
    Мы разработкой этой системы показателей занимаемся, учитываем, конечно, нормативные документы, созданные на федеральном уровне. И предполагается, что по тексту этой информации главный акцент будет сделан на социально-правовом анализе действующего законодательства и практики его применения. И в этом плане мы внимательно изучаем опыт коллег из субъектов Федерации, где наработана практика подготовки докладов о состоянии регионального законодательства.
    И в заключение я хотел бы сказать, что опыт разработки стратегии деятельности Тюменской областной Думы, которая рассчитана на реализацию с течение созыва, это опыт частный, неоднозначный и не завершённый, с точки зрения методологической обоснованности и разработанности, и не оценённый, с точки зрения возможности его распространения. Но он есть, как есть и многие другие новации в деятельности других органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.
    И сегодня вот я первый выступаю из представителей регионов. Очевидно, коллеги будут рассказывать об этом опыте. Но, к сожалению, как мне кажется, мы во многих случаях в регионах часто варимся в собственном соку. И хотелось бы испытывать должную поддержку и помощь федерального центра, и вот об этом сегодня говорил и Александр Николаевич Белоусов.
     Наверное, тема изучения, обобщения опыта и форма информационно-аналитического обеспечения и законотворческой, и политико-управленческой деятельности региональных органов законодательной власти, по крайней мере, информация о таком опыте, она должна быть поставлена в сферу внимания аналитических структурных подразделений аппаратов обеих палат и, возможно, в рамках Ассамблеи российских законодателей.
    По крайней мере, вот из того, что я услышал, я хотел бы сказать, что, конечно, мы заинтересованы во взаимодействии с аналитическими службами и Совета Федерации, и Государственной Думы. Но, в частности, одним из последних решений наших депутатов наше управление отвечает за подготовку к законодательным инициативам, готовящимся законодательным инициативам для внесения в Государственную Думу прогнозов социальных и электоральных последствий действия, возможного действия этого законопроекта.
    Конечно, мы испытываем значительные трудности. И если бы мы могли на каком-то предварительном этапе корректировать свои позиции и свои оценки с квалифицированными работниками в Аналитическом управлении Государственной Думы, конечно, это было бы для нас большой школой и большим подспорьем.
    Ну и хотелось бы высказать предложение. Всё-таки две палаты и, наверное, можно было бы каким-то образом чередовать и не реже двух раз в год нас собирать для обсуждения тех или иных вопросов, в том числе и конкретных тем какой-то законотворческой аналитической работы.
    И ещё одно пожелание, об этом уже много говорилось сегодня здесь, - это возможность организации сетевого общения на Интранет-площадке Государственной Думы.
    ШУВАЛОВ Ю.Е. Спасибо, Валентин Андреевич. У нас сейчас по нашему графику перерыв. У меня просьба какая? Давайте, мы перерыв до 10 минут сократим, чтобы успеть послушать наших коллег из других регионов. Таким образом, 10 минут перерыв, без 25-ти я прошу вас быть для того, чтобы продолжить наше совещание.

(После перерыва)

     БЕЛОУСОВ А.Н. Уважаемые коллеги, я полагаю, что есть необходимость продолжить наше с вами сегодня совещание. И хочу предоставить слово Панкратову Валерию Геннадьевичу - начальнику информационно-аналитического управления аппарата Самарской губернской Думы.
    Пожалуйста, Валерий Геннадьевич.