Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2010, май "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации"


ДЖОРДЖИЕВА О.Б. Уважаемые коллеги, я не буду занимать столько времени. У меня будет просьба, слайды сразу перевести.
     Во-первых, поблагодарить и действительно то начинание, которое в Аналитическом управлении Совета Федерации, осенью мы с вами встречались, теперь уже это второе, а для Госдумы у нас первое, то есть я надеюсь, что, начиная с 15 апреля, это приобретёт системный характер и позволит всё-таки повысить эффективность нашей деятельности.
    То, что касается аналитического отдела Народного Хурала Республики Калмыкия, мы созданы недавно, в 2008 году 11 апреля нам было всего лишь два года. С чем это связано? Можно будет сразу, я говорю, переводить слайды? И дойдите, пожалуйста, до шестого, чтобы не затягивать время.
    То есть в структуре аппарата аналитического отдела не было как такового, поскольку считали, что законодательное собрание занимается правовым обеспечением, какие-либо аналитические процедуры, они должны касаться всего того, что связано с законодательством, его достаточно проводить эксперт-консультантами юридического отдела.
    Новый состав и новые подходы, вернее, постановка была такая у председателя Народного Хурала, подход такой. Поскольку человек работал руководителем, председателем правительства, то, безусловно, человека больше всего интересовало, каковы же последствия и вообще какова правоприменительная практика, насколько это влияет на социально-экономическую ситуацию положения в республике, которая далеко не отличается и не относится к каким-либо богатым субъектам Российской Федерации, высоко дотационной.
     И знаете, когда только начиналось у нас с вами совещание, когда шло приветствие, и говорили о совершенствовании законодательства, то есть понятно, что должно быть совершенствование. Но всё-таки одна из основных задач то, что за два года мы определили для себя как работники именно аналитического отдела, и больший упор всё-таки именно на правоприменительную практику, оценка и анализ, насколько же. Понятно, что есть несовершенные вещи, их надо устранять, исключать, дублирующие и недостающие какие-то нормы, правила прописывать. Но, по-моему, и вечно, и всегда в Российской Федерации, в Республике Калмыкии, понятно, не исключение, проблема заключается в том, что в самом правоприменении, все ли законодательные нормы в достаточном образе и эффективно применяются? Этого нет ни на федеральном и, по-моему, нет и на региональном уровне.
          Поэтому вот как бы задачи и цели Аналитического отдела, они были сформированы вот из этих как бы постулатов или... И вот третья мысль, которая, однозначно, пришла и здесь, и я поняла, что этой работой мы и занимаемся. То есть сегодня в отдельных выступлениях как раз и звучало о правосознании, вообще, о правовой этике нашего народа. И какие бы мы совершенные законы не писали и не прописывали, то есть, если действительно оно ... для того народа, который не владеет этими знаниями - это будет, понятно, никакой эффективности. И цель нашей работы, действительно нивелирует и исчезает.
          Поэтому вот как бы три... Понятно, что там, в основных задачах аналитического нашего отдела, все там нормальные и хорошие вещи, в уставе прописаны они. Но, к сожалению, вот коллег я слушала, действительно, если, во-первых, у вас и опыт побольше, плюс ещё в отношении оснащения и количественного состава, кадрового, конечно, мы здесь не настолько сильны. Но тем не менее за два года и вот принципиально для меня как для начальника отдела было признание о том, что мы состоялись и со стороны коллег, внутри Аппарата и руководства, когда два года, мы решили специально отметить.
     Что мы можем сказать? К примеру, первый квартал 2010 года. Нашим отделом, который состоит из четырёх человек, подготовлено три аналитических обзора. И я благодарна представителю Совета Федерации, когда он сравнил аналитическую работу с написанием научных трудов. Поверьте, на саму докторскую диссертацию, наверное, наш аналитический обзор и не подойдёт, но в виде автореферата - это вполне возможно. Потому что аналитический обзор номер 1 по Республике Калмыкия, он содержит обзор социально-экономической ситуации в разрезе муниципальных районов. Мы применили различные методики, именно анализа и сделали рейтинговую оценку. Накануне предстоящих выборов, которые были 14 марта, руководство сказало: тиражировать и распространять пока не надо, потому что могут там по-разному использовать и так далее. Но, извините, как аналитический отдел, то есть Аппарата, в отличие, допустим, от депутатов, мы с вами раскладываем реальную, действительную ситуацию, которая имеет место быть в наших субъектах и в Российской Федерации, в том числе.
     А уже применять или не применять - это право исключительно и полномочия, действительно депутатов. Зато вот каждый раз мы и говорим, что мы подготовили соответствующую справку или аналитический обзор, а какое уже решение принимать, какой нормативно-правовой акт должен выйти, каким образом, должна звучать эта норма в законе, за которую вы будете голосовать - это решение принимаете вы.
     Так, например, при подготовке в связи с ситуацией, с финансовым кризисом, дефицитностью бюджета, правительством был вынесен, вернее, предложено внести ряд изменений в социальные законы Республики Калмыкии. Мы подготовили соответствующие аналитические обзоры и справки, которые конкретно говорили о последствиях, которые будут. Понятно, что определённая как бы нагрузка бюджета будет снята, но какое это будет последствие иметь для населения, ему справки официально подготовили и, естественно, мы представили социальному комитету.
     И всё-таки как бы, все эти законопроекты были отклонены, предстоят... В мае мы готовим вместе с участием СМИ, там как бы следующий слайд есть о том, как мы взаимодействуем со средствами массовой информации. Апрель-май, мы хотим провести с помощью средств массовой информации опросы общественного мнения, как они подходят к этим. И в июне состоится круглый стол и тогда уже окончательно судьба этих социальных проектов будет и определена.
     Поскольку нас не настолько много, вот аналитические свои обзоры мы как бы в основном пока группируем на трёх основных таких тематиках. Социально-экономическое состояние, прежде всего, это бюджет и межбюджетные отношения. Межбюджетные отношения как с федеральным органом власти и в части межбюджетных трансфертов по методикам доведения до муниципальных районов и муниципальных поселений.
     Здесь с бюджетным комитетом тоже планируется внесение в ряд изменений, чтобы эти... Понятно, что 131 закон вступил, полномочия сброшены, и муниципалитеты не настолько наделены финансовой основой и финансовой мощностью. Каким образом, это сделать и как это вносить, тоже как бы вот такие аналитические соответствующие справки, подходы мы ищем. И сегодня я очень рада этому совещанию, я теперь знаю, куда и к кому обращаться, за какой-то информацией и, чтобы сделать свой труд более квалифицированным, более качественным. Поскольку, как опять же тут были подчёркнуты требования к нашим аналитическим документам, что они не имеют права на ошибку.
     То есть в отличие от научного труда, который может подвергаться научной дискуссии, могут быть различные варианты. Качество наших документов жестко регламентировано.
     И третий блок вопросов, которые я могу предложить для коллег поделиться, это вопросы, связанные с земельными правоотношениями и урегулированием в области земельных отношений. Здесь также нами подготовлен ряд предложений и на федеральном уровне, федеральным министерствам и ведомствам, и органам исполнительной власти. С чем это связано? Поскольку мы прекрасно знаем, что процесс законотворчества от субъектов сложен в той части, если мы не получим соответствующее добро или согласование с Правительством Российской Федерации. Это основной камень преткновения, из-за чего ни одна закинициатива у нас не проходит.
    Поэтому в этой части мы решили идти по такому пути, что изначально надо прорабатывать этот вопрос с соответствующими органами исполнительной власти федерального уровня. Если мы там получим одобрение, значит, у этого проекта есть какое-то будущее и перспектива.
     И в части, вот на основе мониторинга и анализа правоприменительной практики в области земельных отношений, вот на сессии в апреле месяце у нас была принята новая редакция регионального закона, но это только начало этих вещей.






ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Усиление взаимодействия с информационно-аналитическими службами законодательных органов разных уровней по приоритетным направлениям деятельности;
Совершенствование информационно-аналитического обеспечения; организация обмена положительным опытом работы; распространение методических материалов для повышения эффективности деятельности;
Использование информационных  ресурсов и СМИ  для повышения эффективности обеспечения приоритетных направлений деятельности.
Проведение тематических обучающих семинаров
     Я вот так, щадя время, забочусь о коллегах, и так коротко, спонтанно, быстро, но очень хочу поблагодарить и сказать, что действительно эти встречи, вот такое обсуждение, оно нам позволило, и я для себя уловила, что я ещё могу отсюда сейчас, из Москвы, привести в какой части и вы каком плане нашу работу ещё улучшить. Спасибо.
    БЕЛОУСОВ А.Н. Спасибо, Ольга Борисовна, за понимание.
     Я хотел бы предоставить слово начальнику отдела аппарата аналитического отдела парламента Кабардино-Балкарской Республики Швачий Татьяне Юрьевне.