Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 4 "Проблемы нормативно-правового обеспечения борьбы с морским пиратством"

Заключение

Пиратство в своей примитивной форме – морских набегов появилось задолго до появления письменности, одновременно с мореплаванием и раньше морской торговли; такими набегами занимались все прибрежные племена, овладевшие основами мореплавания. Поэтому история пиратства насчитывает не один десяток веков. Вместе с историческим развитием развивалась и терминология пиратства как такового. Каждая эпоха по-своему характеризовала и по-своему определяла, какие действия на море следует относить к пиратским. В настоящее время определение понятия «пиратство» можно найти в международных договорах, во внутригосударственных нормативных правовых актах (для Российской Федерации это Уголовный кодекс РФ), а также во всевозможных словарях, энциклопедиях и учебниках.

Рассмотрев историю развития и становления пиратства с древних времен и по наши дни, можно заключить, что пираты существовали и будут существовать до тех пор, пока государства будут поддерживать между собой внешнеэкономические торговые связи. Однако можно с уверенность сказать, что каждая эпоха накладывает на деятельность пиратов свой отпечаток. Масштабность действий, цели захвата, объекты нападения – со временем эти характерные признаки изменялись по прямой восходящей: масштабность противоправных действий увеличивалась, цели становились только корыстными, а объекты нападения тщательным образом избирались и «подготавливались». Однако не стояло на месте и правовое регулирование этой международной проблемы, постоянно совершенствуясь. Но, несмотря на жесткий контроль со стороны международного права, пиратские нападения имеют тенденцию к увеличению.

Проанализировав существующие международно-правовые механизмы борьбы с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, можно сделать вывод, что конкретные международно-правовые меры по борьбе с пиратством как с отдельным преступлением нашли свое отражение только в Конвенциях 1958 и 1982 годов. Основания для захвата пиратского судна, меры по пресечению пиратства и ответственность за пиратство, обязанность государств сотрудничать в пресечении пиратства, ответственность за неправомерный захват судна по подозрению в пиратстве, характеристики судов и летательных аппаратов, которые уполномочены на осуществление захвата за пиратские действия и, наконец, полномочия по осмотру судна, подозреваемого в пиратстве – все это изложено и закреплено в конвенциях. Они заложили международно-правовую основу для пресечения пиратских актов в пределах открытого моря.

Однако, необходимо проработать конкретный механизм реализации положений этих конвенций, который должен найти дальнейшее развитие в международном праве и отражение в национальном законодательстве прибрежных государств. Большим шагом в этом направлении стало учреждение Международного трибунала ООН по морскому праву в городе Гамбурге, принятие Международного кодекса по охране судов и портовых сооружений (ОСПС) Международной морской организации, вошедшего в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (СОЛАС‑74). Международная морская организация также регулярно разрабатывает ряд рекомендаций в целях предупреждения и пресечения пиратства и вооруженных ограблений судов, такие как рекомендации, инструкции, директивы, резолюции и т.д. Все это подчеркивает, что современное международное право постоянно развивается и совершенствуется. Однако, в перспективе странам необходимо выйти и на более широкое международное сотрудничество, которое может осуществляться и в рамках международных межправительственных организаций.

Дальнейшее совершенствование должны получить меры по поиску и задержанию пиратских судов и лиц, совершивших нападения, меры самообороны и противодействия пиратским нападениям, уголовного преследования лиц их совершивших. Все действия, направленные на обеспечение безопасности гражданского судоходства должны быть сопряжены с основными международными принципами, закреплены в международных договорах, многосторонних соглашениях и прописаны в национальном законодательстве. Лишь в этом случае количество актов пиратства и вооруженного разбоя на море пойдет на убыль.

Исследовав современное состояние проблемы пиратства у берегов Сомали, можно прийти к выводу, что основными причинами возникновения и продолжения пиратской деятельности у «Африканского Рога» являются социально-экономические и социально-политические процессы, происходящие в жизни прибрежных государств. Присутствие военно-морских сил различных государств у берегов Сомали лишний раз доказывает, что на сегодняшний день эта территория является очагом пиратских нападений, где пиратство является целой индустрией. Однако, отдельные международные соглашения, заключаемые с правительством Сомали, в частности о разрешении преследования пиратских судов в территориальных водах государства, свидетельствуют о том, что развивается и должен активно развиваться договорный процесс на двустороннем и многостороннем международном уровне, в частности направленный на совершенствование превентивных мер борьбы с незаконными актами против морского судоходства.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Необходимо пересмотреть и четко отграничить такие понятия как «морское пиратство», «морское мошенничество», «терроризм», «рыболовное пиратство».

2. Необходимо расширить определение термина «пиратство», данное в статье 15 Конвенции об открытом море 1958 года, квалифицировав как пиратские действия, совершаемые не только в открытом море, но и в территориальных водах какого-либо государства.

3. Следует привести в соответствие с международными нормами нормы уголовного законодательства прибрежных государств, дополнив и, по необходимости, расширив их.

4. Целесообразно создать универсальный международный судебный орган, который наделялся бы полномочиями по разрешению споров об ответственности пиратов.