Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 5 "Федеральные государственные образовательные стандарты в школе"

Выводы и предложения

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и проект федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования соответствуют поставленным перед ними функциональным задачам и обеспечивают преемственность разных ступеней общего образования. Перечисленные федеральные государственные образовательные стандарты должны составить целостную взаимно увязанную между собой триаду, что без практической апробации является трудной задачей. Поэтому к редактированию и дополнению этих нормативных документов следует через некоторое время вернуться с учетом требований практики.

В последние месяцы развернулось общественное обсуждение федеральных образовательных стандартов общего образования. Причем основное внимание в дискуссии уделено старшей школе. При этом часто не учитывают, что до старшей школы ученик обучается 9 лет и именно в эти 9 лет закладывается основа его предметных знаний.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований федеральных образовательных стандартов и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Если сравнить между собой попредметно требования к освоению предметных областей знаний для Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, то окажется, что они достаточно близки по своему сущностному наполнению. Ни при каких обстоятельствах нельзя полагать, что к старшей школе ученики приходят не подготовленными на базовом уровне по всем предметам, предусмотренных учебным планом.

Профильное обучение в старшей школе не отрицает общего базового образования по всем школьным предметам. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе с указанием профиля обучения.

Конкретная реализация требований обсуждаемых федеральных образовательных стандартов потребует широкого комплекса разнообразных мер как по отношению к ученикам, так и по отношению к педагогам.

Следует учесть, что содержание Федерального государственного образовательного стандарта общего образования ориентировано на возраст тинэйджеров – младших и средних школьников. Вызывает сомнение, что психосоматические качества личности, описанные в стандарте как итоговые качества личности, достижимы в данном возрасте. Становление личности в возрасте 14-15 лет, как правило, не завершено и потому личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования не могут отражать:

«формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира»;

«формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности»;

«осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни».

Перечисленные выше особенности общеобразовательного стандарта требуют особого внимания и обсуждения наряду с иными особенностями светского воспитания в много конфессиональном государстве. В частности, представляется чрезмерным требовать от подростка «приобретение опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, для гражданской и общественной деятельности, защиты прав человека, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий».

Новый образовательный стандарт рассчитан на глубокое и свободное знание учителем психологии младшего и среднего школьника, на использование этих знаний на практике. Учитель должен стать не только и не столько административно-командным лицом в детском коллективе, сколько воспитателем, нравственным и культурным лидером детского коллектива. Следует учесть, что тем особым требованиям, которые образовательный стандарт предъявляет к личности учителя, а также к способу и методам ведения учебного процесса, удовлетворяют далеко не все педагоги.

Указанным набором человеческих качеств наделен не каждый нынешний учитель. Эти качества развиваются и воспитываются еще в вузе. Выработка указанных качеств – кропотливая работа педагогических вузов. Это затруднительно сделать методами кратковременных курсов переподготовки и повышения квалификации. Может оказаться так, что для исполнения требований стандартов второго поколения не будет доставать подготовленных педагогов.

Конкретная реализация требований обсуждаемых федеральных образовательных стандартов потребует законодательной поддержки.

В частности, следует уточнить правовой статус аттестата выпускника учебного заведения системы общего образования. Согласно требованиям образовательного стандарта, как уже было оказано выше, в учебный план ученика входит обязательное изучение 9 (10) учебных предметов (курсов). Вообще учебных предметов в школе больше. Ученик вправе изучать любой предмет, который преподается в школе в рамках федерального образовательного стандарта дополнительно к своему учебному плану, причем на бесплатной основе. Об этом праве ученика нужно заявить прямо и недвусмысленно в соответствующем официальном акте.

Ученик, имеющий аттестат о среднем образовании, вправе сдавать ЕГЭ по любому предмету, даже если он ранее не выбрал его базовым либо профильным. Об этом праве ученика также нужно заявить прямо и недвусмысленно.

Таким образом, аттестат о среднем образовании дает право ученику поступать в установленном порядке в образовательные учреждения НПО и СПО, а также сдавать ЕГЭ. Перечисленные положения и особенности их реализации должны найти свое отражение в нормативных правовых актах.