МИ 2011г. апрель "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ"
2.Республика Калмыкия (Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия)
Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия является постоянно действующим высшим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Калмыкия, основополагающей деятельностью которого является законотворческая деятельность, направленная на развитие экономики и социально-культурной сферы республики.
Ныне действующий депутатский корпус высшего органа законодательной власти республики четвертого созыва избран 2 марта 2008.За 2010 год и начало 2011 года Народным Хуралом (Парламентом)Республики Калмыкия проделана работа по формированию законодательной базы республики, направленная на повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по решению проблем социально-экономического развития республики и повышение уровня жизни населения.
Между тем деятельность высшего законодательного органа Калмыкии заключается не только в осуществлении законотворческой работы. Большой пласт работы занимает межсессионная деятельность депутатов калмыцкого парламента. Регулярно ведется работа с обращениями граждан, проводятся совещания, «круглые столы», парламентские слушания. За отчетный период было проведено два «круглых стола». Летом 2010года состоялся «круглый стол» на тему «О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений», посвященный вопросам реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных(муниципальных) учреждений».
А в марте уже этого года прошел «круглый стол» на тему «Проблемы, задачи, пути создания региональных условий для развития малого и среднего бизнеса в Республике Калмыкия», целью которого явилась выработка основных направлений деятельности всех уровней публичной власти по созданию региональных условий для развития малого и среднего бизнеса в Республике Калмыкия.
В целях информирования граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления о деятельности Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия и деятельности совещательных, консультативных и иных органов, образуемых им, создан официальный сайт республиканского парламента в сети Интернет (www.huralrk.ru). Информационные ресурсы, размещаемые на Интернет-сайте, являются открытыми, общедоступными и бесплатными, и любой пользователь сети Интернет может использовать информационные ресурсы Народного Хурала, представленные на Интернет-сайте, а также задавать интересующие вопросы депутатам Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия. В настоящее время ведутся работы по техническому и информационному переоснащению официального Интернет-сайта, а также совершенствованию его структуры и дизайна. Наиболее существенным разделом Интернет-сайта Народного Хурала(Парламента) Республики Калмыкия является раздел, посвященный законодательной деятельности парламента Калмыкии. По итогам каждого заседания на Интернет-сайте размещается статистическая информация об итогах сессий, а также тексты законов ,принятых Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия.
Основные законы, принятые Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия в 2010 году
За 2010 год и начало 2011 года Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия четвертого созыва проведено 10 сессий (из них 4 внеочередных), на которых было принято 89 законов, 3 закона в первом чтении и 174 постановления. Субъектами законодательной инициативы за этот период выступили Глава Республики Калмыкия (18,4%), депутатские комитеты и комиссии (23,0%), Правительство Республики Калмыкия (44,8%), Прокурор Республики Калмыкия (11,5%) и представительные органы местного самоуправления (2,3%).
За отчетный период были приняты следующие законы.
В рамках приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным законодательством принято около 30 законов. В том числе:
- Закон Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года № 174-IV-З «О внесении изменений в некоторые законы Республики Калмыкия» - законом внесены изменения в Степное Уложение (Конституцию) Республики Калмыкия, Законы Республики Калмыкия «О Главе Республики Калмыкия», «О Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия», «О Правительстве Республики Калмыкия» в части дополнения полномочий Главы Республики Калмыкия положением, предусматривающим представление ежегодных отчетов Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия о результатах деятельности Правительства Республики Калмыкия.
- Закон Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года № 244-IV-З « О некоторых вопросах проведения выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия» - в законе учтены последние изменения федерального законодательства о выборах, а также практические особенности действующего Закона Республики Калмыкия «О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия».
- Закон Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года № 248-IV-З « О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия «О Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия» - законом более детально и системно изложены общие и непосредственные направления деятельности высшего и единственного законодательного органа государственной власти, исключены правовые нормы, дублирующие положения Федерального закона от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
- Закон Республики Калмыкия от 25 июня 2010 года № 185-IV-З « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года ».
- Закон Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года № 170-IV-З « О признании утратившим силу Закона Республики Калмыкия «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Республики Калмыкия».
- Закон Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года № 176-IV-З «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Калмыкия «О ставках налога на игорный бизнес» - исключены налоговые ставки для таких объектов налогообложения, как игровой стол и игровой автомат.
- Закон Республики Калмыкия от 27 сентября 2010 года № 203-IV-З « О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия «О бюджетном процессе Республики Калмыкия» - изменены сроки внесения проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год» .
- Закон Республики Калмыкия от 29 ноября 2010 года № 224-IV-З «О внесении изменений в статью 8 Закона Республики Калмыкия «О транспортном налоге» - изменен срок уплаты физическими лицами транспортного налога.
Кроме того, законотворческая работа Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия проводилась по следующим направлениям.
Социальная поддержка населения
В целях создания условий для своевременного предоставления гарантированных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан приняты законы:
Закон Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года № 171-IV-З « О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия «О предупреждении распространения в Республике Калмыкия заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) » - уточнена категория граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на выделение социальной выплаты за счет средств республиканского бюджета для приобретения жилья или улучшения жилищных условий.
Закон Республики Калмыкия от 25 июня 2010 года № 184-IV-З « О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Калмыкия «О социальной поддержке многодетных семей» - законом предусмотрена мера социальной поддержки в виде бесплатного питания (обедов) для учащихся общеобразовательных учебных заведений заменена на ежемесячную денежную выплату на бесплатное питание (обеды) для учащихся общеобразовательных учебных заведений в размере 500 рублей.
Закон Республики Калмыкия от 27 сентября 2010 года № 208-IV-З « О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Калмыкия «Об установлении размеров социальных выплат и стипендий» - закон расширяет перечень лиц, имеющих право на дополнительное месячное материальное обеспечение.
Закон Республики Калмыкия от 27 сентября 2010 года № 209-IV-З « Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Калмыкия на 2011 год».
Закон Республики Калмыкия от 21 декабря 2010 года № 240-IV-З « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Калмыкия по вопросам предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан » - предусмотрен переход от компенсационных выплат стоимости оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг к ежемесячным денежным выплатам, рассчитанным исходя из нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденных в республике.
Закон Республики Калмыкия от 29 ноября 2010 года № 228-IV-З « О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Калмыкия «О порядке присвоения звания «Ветеран труда» - установлено, что для присвоения звания «Ветеран труда» теперь могут быть представлены как подлинники необходимых документов, так и их копии, заверенные в порядке, установленном федеральным законодательством. В случае если копии документов не заверены в установленном порядке, они представляются с предъявлением оригиналов.
В рамках реализации положений Послания Президента Российской Федерации Д. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года в части оказания мер социальной поддержки многодетным семьям был принят Закон Республики Калмыкия от 21 декабря 2010 года № 239-IV-З « О внесении изменений в некоторые законы Республики Калмыкия». Суть поправок состоит в расширении перечня категорий граждан, имеющих право на однократное бесплатное получение земельных участков, находящихся в республиканской или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, путем включения в указанный перечень родителей многодетных семей, имеющих в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, в том числе принятых под опеку (попечительство), постоянно проживающих на территории Республики Калмыкия. При этом в качестве дополнительной гарантии соблюдения прав детей предусмотрена обязательность предоставления земельного участка в общую собственность родителя (родителей) и детей.
В целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 23 февраля 2007 г. № Пр-294 Правительству Российской Федерации , в рамках которого Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить принятие решений по переходу от предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в натуральном выражении к социальным выплатам (в денежном выражении) были приняты Закон Республики Калмыкия от 25 июня 2010 года № 182-IV-З « О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Калмыкия по вопросам предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан » и Закон Республики Калмыкия от 25 июня 2010 года № 183-IV-З « О внесении изменения в статью 10 Закона Республики Калмыкия «Об образовании в Республике Калмыкия».
Кроме того, в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 года № 525 «О предоставлении в2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования», а также в целях создания условия для включения Республики Калмыкия в федеральную программу реализации приоритетного национального проекта«Образование» на 2009-2012 годы в части реализации дистанционного обучения детей-инвалидов был принят Закон Республики Калмыкия от 2февраля 2010 года № 166-IV-З « О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия «О воспитании и обучении детей-инвалидов на дому».
В рамках проводимой молодежной политики Законом Республики Калмыкия от 2 февраля 2010 года № 168-IV-З «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Калмыкия «О государственной молодежной политике в Республике Калмыкия» увеличен возраст представителей, делегируемых в состав молодежного консультативно-совещательного органа.
Также в целях расширения возможностей для привлечения на государственную гражданскую службу Республики Калмыкия молодых, перспективных специалистов, выпускников высших учебных заведений был принят Закон Республики Калмыкия от 16 февраля 2011 года № 253-IV-З « О внесении изменения в статью 8 Закона Республики Калмыкия «О государственной гражданской службе Республики Калмыкия», которым исключено требование к стажу для замещения должностей категории «специалисты» старшей группы должностей гражданской службы.
В рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» был принят Закон Республики Калмыкия от 21 декабря 2010 года № 238-IV-З «Об отдельных
мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений Республики Калмыкия в переходный период »
Вопросы экономического развития
Основной блок экономических вопросов, безусловно, связан с принятием законов о республиканском бюджете, бюджете Фонда обязательного медицинского страхования, о внесении изменений в них. Так, за 2010 год приняты законы Республики Калмыкия об исполнении республиканского бюджета и бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия за 2009 год, законы о внесении изменений в Законы Республики Калмыкия «О республиканском бюджете на 2010 год» и «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия на 2010 год», « О республиканском бюджете на 2011 год», «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия на 2011 год».
В целях повышения эффективности использования имущества Республики Калмыкия, увеличения налоговых и неналоговых поступлений в республиканский бюджет, а также в целях соблюдения принципов налоговой реформы Российской Федерации, одним из основных направлений которой является сокращение налоговых льгот, был принят Закон Республики Калмыкия от 29 июня 2010 года № 188-IV-З « О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Калмыкия «О налоге на имущество организаций».
Вопросы государственного строительства
В целях реализации положений Федерального закона от 6 мая 2010 года № 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О политических партиях» был принят Закон Республики Калмыкия от 27 сентября 2010 года № 210-IV-З « О гарантиях равенства политических партий, представленных в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом ».
В целях обеспечения открытости деятельности государственных органов республики и мировых судей, объективного информирования граждан и структур гражданского общества об их деятельности, активного использования информационных технологий были приняты Закон Республики Калмыкия от 29 ноября 2010 года № 226-IV-З «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Республики Калмыкия» и Закон Республики Калмыкия от 16 февраля 2011 года № 251-IV-З «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Республики Калмыкия».
Также в целях обеспечения открытого доступа населения к информации принят Закон Республики Калмыкия от 29 октября 2010 года № 221-IV-З « О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия «Об обязательном бесплатном экземпляре документов Республики Калмыкия», которым предусмотрена доставка обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции, а также обязательного экземпляра электронных изданий, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, помимо Национального архива Республики Калмыкия и Научной библиотеки Калмыцкого государственного университета, в национальную библиотеку имени А.М. Амур-Санана.
В целях обеспечения оперативного реагирования и своевременного выполнения установленных законодательством мероприятий, связанных с проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории муниципального образования, приняты Закон Республики Калмыкия от 22 декабря 2010 года № 243-IV-З « О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в Республике Калмыкия» и Закон Республики Калмыкия от 15 февраля 2011 года № 249-IV-З « О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования», который устанавливает порядок проведения публичных мероприятий – собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований – на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования.
В целях устранения пробела в законодательном регулировании и закрепления на республиканском уровне правовой основы, принципов, направлений и форм участия граждан в охране общественного порядка в Республике Калмыкия был принят Закон Республики Калмыкия от 5 мая 2010 года № 179-IV-З « Об участии граждан в охране общественного порядка в Республике Калмыкия». Кроме того, был принят ряд законов, направленных на дальнейшее совершенствование республиканского законодательства (устранение внутренних противоречий, поправки редакционного характера, исключение дублирования норм в целях повышения эффективности кодификации и систематизации действующего законодательства Республики Калмыкия).
Проблемные вопросы, требующие обсуждения и решения на законодательном уровне
1.Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Республике Калмыкия является одной из наиболее острых социальных проблем. Федеральным законодательством установлено, что обеспечение жильем указанных граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно Сводному списку на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Калмыкия, на 1 февраля 2011 года на учете состоят 1 064 человек, в том числе до начала текущего финансового года право на получение жилого помещения не реализовали 480 человек, право на его получение в 2011 году возникает у 133 человек. Для обеспечения жильем 613 детей-сирот необходимо 392,3 млн. руб. В 2009-2010 годах средства направлялись на первоочередное исполнение судебных решений, соответственно финансирование по Сводному списку не осуществлялось. Причина – дефицит финансовых средств Республики Калмыкия.
В этой связи в целях исполнения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в полном объеме считаем необходимым рассмотреть возможность отнесения мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в части обеспечения жилыми помещениями к расходным обязательствам Российской Федерации.
2.Полагаем необходимым внести изменения в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675, в части устранения существующего противоречия: молодым семьям для постановки на муниципальный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо быть малоимущими, то есть иметь доходы ниже прожиточного минимума, при этом для участия в указанной программе необходимо иметь доходы, позволяющие оплатить приобретение жилья.
В соответствии с п. 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285, в первую очередь в список получателей социальной выплаты включаются молодые семьи – участники программы, поставленные на муниципальный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, что, по нашему мнению, ущемляет права остальных молодых семей.
3.Полагаем целесообразным разработать ряд законодательных мер по снижению налоговой u1085 нагрузки и упрощению налогового учета для начинающего малого бизнеса, в особенности бизнеса, осуществляющего социально значимые виды деятельности.
4.Назрела необходимость разработки и принятия комплексного нормативного правового акта об организации управления многоквартирными домами.
5.Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия был разработан проект федерального закона « О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы социальной поддержки граждан, подвергшихся политическим репрессиям », внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы в соответствии с постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия № 824-III от 21 апреля 2006 года «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы социальной поддержки граждан, подвергшихся политическим репрессиям». Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации в части отнесения мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, к расходным обязательствам Российской Федерации с установлением им ежемесячной денежной выплаты в размере 1 100 рублей, а также иных мер социальной поддержки, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.
В июле 2008 года в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия поступило письмо из Государственной Думы (исх. № 1.3-21/440 от 10 июля 2008 года) с предложением отозвать данный законопроект в связи с отрицательным заключением ГПУ Президента Российской Федерации. В этой связи Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия был направлен ответ о том, что наличие отрицательного заключения не является препятствием для рассмотрения внесенного в порядке законодательной инициативы законопроекта Государственной Думой. В письме отмечалось также, что, учитывая актуальность данного законопроекта для большинства субъектов Российской Федерации, в том числе и для жителей республики, Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия считает нецелесообразным его отзыв. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации, помимо законодательной инициативы Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, находятся десять альтернативных законопроектов об отнесении мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, к расходным обязательствам Российской Федерации, инициированных субъектами Российской Федерации за период 2005 – 2008 годов. Это законодательные инициативы Московской городской Думы, Новгородской областной Думы, Законодательного Собрания Приморского края, Сахалинской областной Думы, Государственной Думы Томской области, Тульской областной Думы, Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Парламента Чеченской Республики, Парламента Кабардино-Балкарской Республики, Государственной Думы Ярославской области. Большинство выше указанных законодательных инициатив рассматриваются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации более четырех лет.
Полагаем, что отнесение мер по обеспечению социальной поддержки репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации было проведено без учета реальных возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку в каждом регионе свои возможности предоставления социальной поддержки, в том числе и ежемесячной денежной выплаты.
К тому же при передаче этих полномочий не учитывался тот факт, что в некоторых субъектах к вышеуказанной категории льготников относится большинство проживающих на их территории граждан (как, например, в Республике Калмыкия), в то время как в других субъектах Российской Федерации численность реабилитированных лиц может быть незначительной. (Справочно: в 2009 году меры социальной поддержки были предоставлены 24 819 реабилитированным лицам (носителям льгот) и 69 396 членам их семей, таким образом, меры социальной поддержки были предоставлены 94 215 гражданам, что составляет 33 % от всей численности населения республики). Дополнительная нагрузка на республиканский бюджет без учета его реальных возможностей приводит к прямому снижению жизненного уровня и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке.