МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ"
7.Красноярский край (Законодательное Собрание Красноярского края)
1. Общие сведения
Законодательное Собрание Красноярского края первого созыва (далее - Законодательное Собрание) избрано 15 апреля 2007 года сроком на 5 лет.
Законодательное Собрание первого созыва является первым органом законодательной власти объединенного края, сформированного на основании Федерального Конституционного закона от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа».
Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Красноярского края (далее – край) и состоит из 52 депутатов.
Порядок формирования Законодательного Собрания отражает особенности административно-территориального устройства объединенного края. Так, 22 депутата Законодательного Собрания избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории края, за исключением территорий административно-территориальных единиц с особым статусом - территорий Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов. В указанных административно-территориальных единицах избирается по 2 депутата по двухмандатным избирательным округам; 26 депутатов избираются по единому образуемому на всей территории края краевому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями.
· по бюджету и налоговой политике
· по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества
· по экономической политике
· по делам села и агропромышленной политике
· по делам Севера и коренных малочисленных народов
· по образованию, науке и культуре
· по здравоохранению, спорту и туризму
· по социальной политике
· по вопросам законности и защите прав граждан
· по природным ресурсам и экологии.
Законодательное Собрание имеет официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://www.sobranie.info/, где размещена информация о структуре Законодательного Собрания, правовых основах его деятельности, о работе депутатов, комитетов Законодательного Собрания, принятых краевых законах и постановлениях Законодательного Собрания, а также проектах нормативных правовых актов, находящихся на стадии рассмотрения; размещается информация о предстоящих заседаниях Законодательного Собрания. На сайте осуществляется трансляция заседаний Законодательного Собрания края, хранятся видеоархивы заседаний.
В связи с объединением Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов и образованием нового субъекта Российской Федерации, Законодательному Собранию пришлось решать ряд специфических задач.
Был принят Устав объединенного края, в котором установлено, что Законодательное Собрание принимает в качестве нормативных правовых актов три вида законов:
· законы края особой категории - о внесении изменений и дополнений в Устав края;
· уставные законы края - законы об официальных государственных символах края, законы, регулирующие вопросы референдумов, выборов, народной инициативы, вопросы организации и порядка деятельности органов государственной власти края, Уполномоченного по правам человека в крае, Избирательной комиссии края, Счетной палаты края;
· прочие законы края, по вопросам, отнесенным к законодательной компетенции края.
Во исполнение положений Устава края в крае приняты такие уставные законы края как Закон края от 29 января 2009 года № 8-2864 «О Законодательном Собрании Красноярского края», Законы края от 26 марта 2009 года № 8-3074 и № 8-3076 «О краевой народной инициативе» и «О народном обсуждении», Закон края от 18 июня 2009 года № 8-3419 «О публичных слушаниях в Законодательном Собрании Красноярского края». Принят Закон края от 31 марта 2011 года № 12-5718 «О счетной палате Красноярского края».
Формирование единого правового пространства края потребовало от законодателей проведения значительной ревизии и обновления правовых актов края.
Особенностью правовой базы края является наличие законов, посвященных защите интересов коренных малочисленных народов Севера. Работа по систематизации данных законов является важным направлением совершенствования законодательной базы края. Так, Закон края от 25 ноября 2010 года № 11-5343 «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» систематизировал порядка 10 ранее принятых законов края, законов Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов в данной сфере.
В целях обеспечения единообразия правового регулирования в крае широко применялся (с начала созыва принято порядка 70 законов края) институт распространения действия имеющихся законов на всю территорию края. Тем не менее, ряд законов Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов сохраняют свое действие.
Всего с апреля 2007 года по март 2011 года принято более тысячи краевых законов, свыше 650 постановлений Законодательного Собрания.
За период с января 2010 года по март 2011 года – было проведено 13 заседаний Законодательного Собрания, на которых принято более 260 законов и 159 постановлений. В том числе принято более 50 новых законов края, регулирующих различные сферы социально-экономической и общественно-политической жизни региона.
2. Особенности социально-экономического развития края
С января 2010 года по март 2011 года в крае сохранились негативные последствия экономического кризиса. Бюджетная и налоговая политика в крае на указанный период была построена на умеренно оптимистичных прогнозах развития экономики с целью, с одной стороны, обеспечения исполнения всех принятых и, в первую очередь, социальных обязательств, с другой стороны, поддержания реального сектора экономики в посткризисный период и обеспечения базы для дальнейшего роста экономики региона, в том числе посредством развития энергетической, транспортной, социальной инфраструктуры, стимулирования отдельных отраслей экономики края.
В течение 2010 года в регионе были запущены новые производства - в частности, введена в эксплуатацию фабрика по переработке золотосодержащей руды на месторождении Благодатное в Северо-Енисейском районе. Открыты новые предприятия в лесном комплексе - в сентябре 2010 года начал работу второй в крае завод по производству пеллет на базе Новоенисейского лесохимического комбината в Лесосибирске. Продолжают расти объемы добычи нефти на Ванкоре. По итогам 2010 года они увеличились в 3,4 раза и составили 12,7 миллионов тонн в год. Фактически в крае формируется новая отрасль, по своему значению сопоставимая с традиционной для региона металлургией. Уже в прошедшем году ЗАО «Ванкорнефть» вошло в число крупнейших налогоплательщиков региона.
По итогам 2010 года отмечается рост добычи золота, угля, природного газа, производства машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств. Деятельность предприятий энергетики характеризуется положительной динамикой. Седьмой год подряд край является лидером по урожайности зерновых в СФО, а по объему валового сбора зерна занимает третье место в округе и шестое в России. Доля рентабельных хозяйств в отрасли составляет 82,3 процента. В 2010-м году в регионе засыпали в закрома 2,1 миллиона тонн зерна при урожайности 21,3 центнера с гектара. Предоставлялись субсидии на перевозку зерна железнодорожным транспортом за пределы края.
По ряду отраслей промышленности восстановление докризисных объемов не достигнуто, однако в 2010 году динамика ВРП края составила 103,1 процент. Динамика промышленного производства составила 105,1 процент.
Следует отметить, что основной пакет антикризисных законопроектов был принят в 2009 году, и именно, в том числе в результате реализации антикризисных мер в течение последних двух лет удалось не допустить резкого падения объемов производства, например в лесопромышленном комплексе и строительном секторе. Так, объем ввода жилья в 2010 году составил около 1 млн. кв.м. и приблизился к докризисным показателям.
В конце 2010 года зафиксирован самый низкий за последние пять лет уровень зарегистрированной безработицы - 2,2% (35 тыс. человек). Годом ранее данный показатель равнялся 2,8% (43,7 тыс. человек). Реальная заработная плата увеличилась на 1,9 процента. В крае продолжается реализация всех направлений работы по стабилизации ситуации на рынке труда.
Сводный индекс потребительских цен в среднем по итогам 2010 года сложился на уровне 107,9%.
3. Законы края
Анализ принятых в крае с января 2010 года по март 2011 года законов, показывает, что существует три - четыре основных блока общественных отношений, на регулирование и развитие которых была направлена законотворческая деятельность.
Большое внимание в крае уделяется вопросам совершенствования законодательства, регулирующего вопросы государственного строительства и организации местного самоуправления.
Принято изменение Устава края (Закон края о внесении поправок в Устав Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4727 «Об отчете Губернатора и членов Правительства Красноярского края и праве законодательной инициативы Президиума Красноярского краевого суда и Прокурора Красноярского края»), предусматривающее, в том числе обязательность отчета Губернатора края о результатах деятельности Правительства края и возглавляемых Правительством края органов исполнительной власти края. Предусмотрено, что Первый заместитель Губернатора края - Председатель Правительства края лично один раз в год представляет Законодательному Собранию края отчет о работе Правительства края, включая отчет об исполнении долгосрочных и ведомственных целевых программ и результатах управления государственной собственностью края. По решению Законодательного Собрания края любой член Правительства края представляет Законодательному Собранию один раз в год отчет о положении дел в подведомственных ему областях государственного управления.
Данные меры усиливают роль законодательного органа государственной власти края в целом, способствуют персонолизации ответственности руководителей органов исполнительной власти края за порученную сферу деятельности.
В целях укрепления демократических институтов принят Закон края от 8 июля 2010 года № 10-4912 «О взаимодействии органов государственной власти Красноярского края и политических партий», регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением взаимодействия органов государственной власти края и политических партий, действующих на территории края, определяющий принципы и формы их взаимодействия. Закон, в том числе устанавливает гарантии обеспечения равенства политических партий при освещении их деятельности в государственных электронных средствах массовой информации края.
Депутаты полагают, что важную роль в дальнейшем развитии институтов гражданского общества, обеспечения максимальной доступности и открытости всех сфер государственного управления для общества, включая деятельность органов государственной власти, будет играть обновленный в соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Закон края от 25 ноября 2010 года № 11‑5331 «О порядке обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти Красноярского края, иных государственных органов Красноярского края». Данный закон принят в целях обеспечения открытости деятельности органов государственной власти края, реализует информационные механизмы предупреждения и устранения обстоятельств, способствующих злоупотреблениям государственных органов и их должностных лиц. Закон вводит дополнительные гарантии предоставления информации в части неурегулированной Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Так, например, предусматривается, что зале проведения заседаний органов государственной власти оборудуются места для посетителей. Количество мест для посетителей рассчитывается исходя из количества записавшихся, но общее число мест не должно быть менее пяти на заседаниях исполнительных органов государственной власти и менее десяти на заседаниях Законодательного Собрания края.
Следует отметить, что до принятия данного закона в крае, был принят в порядке опережающего правового регулирования (одним из первых в Российской Федерации) Закон края от 30 июня 2003 года № 7-1171 «О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и порядке представления информации органами государственной власти Красноярского края».
Закон края от 10 июня 2010 года № 10-4763 «Об административно - территориальном устройстве Красноярского края» регулирует отношения, связанные с установлением административно-территориального устройства края.
Закон устанавливает, что административно-территориальное устройство края устанавливается и изменяется с учетом муниципально-территориального деления края. Перечень административно-территориальных единиц и территориальных единиц края устанавливается законом края. На территории края могут образовываться территории со специальным статусом (специальные административно-территориальные единицы), специальные административные округа и зоны. Закон определяет административно-территориальные единицы с особым статусом, а именно Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский районы. Данный статус гарантирует учет интересов данных территорий государственной властью края в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом края и законами края. Закон определяет виды территориальных единиц края, устанавливает, что город Красноярск в соответствии с Уставом края является административно-политическим центром края. Закон также устанавливает порядок изменения административно-территориального устройства края.
Закон края от 10 июня 2010 года № 10-4765 «О перечне административно-территориальных единиц и территориальных единиц Красноярского края» утверждает перечень административно-территориальных единиц и территориальных единиц края с указанием их категорий и вида в соответствии с Законом края от 10 июня 2010 года № 10-4763 «Об административно - территориальном устройстве Красноярского края».
Закон края от 31 марта 2011 года № 12-5722 «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования» устанавливает порядок проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено федеральным законодательством.
Много внимания в крае уделяется вопросам развития местного самоуправления. В частности принят Закон края от 25 марта 2010 года № 10-4500 «О контракте с главой местной администрации», утверждающий типовую форму контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту. Закон устанавливает дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации, назначаемым по контракту, определяет условия контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами края. Действие закона распространяется на лиц, назначаемых на должность главы местной администрации по контракту, в случае, если уставом соответствующего муниципального образования предусмотрено замещение указанной должности по контракту, заключаемому по результатам конкурса.
Продолжена работа по описанию границ муниципальных образований в крае, необходимость которой предусмотрена частью 3 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательств не позднее 1 января 2012 года.
За период с января 2010 года по март 2011 года принято 15 законов края в указанной сфере, данная работа в большинстве территорий завершена, за исключением Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов края.
Принят ряд законов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Можно отметить такие законы, как Закон края от 8 июля 2010 года № 10-4898 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года», Закон края от 7 октября 2010 года № 11‑4982 «О наделении органа местного самоуправления Шушенского района отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем в Шушенском районе ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», Закон края от 11 ноября 2010 года № 11‑5231 «О наделении органа местного самоуправления городского округа город Красноярск отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков», Закон края от 21 декабря 2010 года № 11-5582 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края», Закон края от 21 декабря 2010 года № 11-5518 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по предоставлению единовременной адресной материальной помощи отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке», Закон края от 29 апреля 2010 года № 10-4544 «О наделении органа местного самоуправления городского округа город Красноярск отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем в городе Красноярске ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
Принят Закон края от 21 декабря 2010 года № 11-5564 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области архивного дела», предусматривающий, что органы местного самоуправления в области архивного дела осуществляют государственные полномочия в части хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, относящихся к государственной собственности края и находящихся в муниципальных архивах края.
Закон края от 9 декабря 2010 года № 11‑5430 «О разграничении полномочий органов государственной власти Красноярского края в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности» устанавливает полномочия Законодательного Собрания, Правительства края и уполномоченного органа исполнительной власти края в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Закон края от 21 декабря 2010 года № 11-5562 «О полномочиях Правительства Красноярского края в области организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» предусматривает, что в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме Правительство края создает краевой портал государственных и муниципальных услуг, являющийся государственной информационной системой края, обеспечивающей предоставление государственных услуг и муниципальных услуг в крае, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями края и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), выполняемые соответственно за счет средств краевого бюджета, местных бюджетов. Правительство края обеспечивает доступ заявителей (физических и юридических лиц) к сведениям о государственных и муниципальных услугах, организует предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты, определяет случаи, при которых предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг может осуществляться исключительно в электронной форме.
Приняты Закон края от 11 ноября 2010 года № 11‑5233 «Об отдельных полномочиях органов государственной власти края в области государственного регулирования торговой деятельности» и Закон края от 11 ноября 2010 года № 11‑5235 «Об определении пределов нотариальных округов и количества должностей нотариусов в нотариальных округах на территории Красноярского края».
Важным блоком законодательной работы является регулирование вопросов в бюджетно-налоговой сфере, принятие законов, регулирующих вопросы управления собственностью края, поддержки реального сектора экономики.
Одними из приоритетных направлений в работе Законодательного Собрания является разработка и принятие краевого бюджета, бюджета Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования, осуществление контроля за их исполнением, внесение соответствующих корректировок.
Так, 9 декабря 2010 года принят Закон края № 11-5419 «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов».
В Закон края от 10 декабря 2009 года № 9-4155 «О краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов» было внесено пять изменений, каждому из которых предшествовали длительные обсуждения, согласования, обширная и тщательная работа.
Закон края от 8 июля 2010 года № 10-4832 «Об установлении дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения» в соответствии со статьей 346.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает на территории края дифференцированные налоговые ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, при осуществлении определенных данным законом видов экономической деятельности. Так, на 2010 год была установлена ставка в размере 5 процентов в отношении сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, строительства, ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования, для транспорта и связи, деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научных исследований и разработок, образования, предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
Закон края от 7 октября 2010 года № 11‑5033 «О ставках налога на игорный бизнес» предусматривает, что на территории края ставки налога на игорный бизнес действуют в следующих размерах:
за одну кассу тотализатора - 125000 рублей;
за одну кассу букмекерской конторы - 125000 рублей.
Закон края от 7 октября 2010 года № 11‑5042 «О регулировании в переходный период отдельных вопросов в связи с совершенствованием правового положения краевых государственных учреждений» принят в соответствии Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в частности устанавливает, что финансовое обеспечение деятельности краевых бюджетных учреждений в переходный период может осуществляться в форме бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ) на основании бюджетной сметы до 1 января 2012 года.
В целях повышения эффективности лесопромышленного производства в крае, был принят Закон края от 11 ноября 2010 года № 11‑5185 «О государственной поддержке организаций лесного комплекса края в 2010 году» (сроком действия до 1 января 2011 года), который предусматривал содействие материально-техническому обеспечению организаций лесного комплекса за счет средств краевого бюджета. Так, государственная поддержка предоставлялась юридическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке на территории края и осуществлявшим на территории края деятельность по заготовке, обработке древесины. Мерами поддержки были субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением у производителей, зарегистрированных на территории края, новой лесозаготовительной, лесохозяйственной и лесопожарной техники, произведенной на территории края в размере 30 процентов стоимости единицы техники, но не более 2000 тысяч рублей на одну единицу техники.
Закон края от 21 декабря 2010 № 11-5479 «О прогнозном плане (программе) приватизации краевого имущества на 2011 - 2013 годы» утверждает прогнозный план (программу) приватизации краевого имущества на 2011 - 2013 годы. В частности, предусматривается продажа акций ОАО «НГЛ», нежилых помещений, в том числе некоторых зданий памятников истории и культуры, расположенных в городах Ачинск, Енисейск, Красноярск, пос. Балахата.
Была проведена большая работа по систематизации краевого законодательства в сфере управления краевой собственности, результатом которой стал закон, разработанный специалистами экспертно-правового управления Законодательного Собрания от 3 марта 2011 года № 12-5650 «Об управлении государственной собственностью Красноярского края».
Закон устанавливает цели и принципы управления государственной собственностью края, а также порядок управления и распоряжения ею, разграничивает полномочия органов государственной власти и иных государственных органов края в сфере управления и распоряжения государственной собственностью края, устанавливает порядок взаимодействия этих органов при осуществлении полномочий. В законе предусматривается, что Правительство края определяет официальный сайт для размещения информации об управлении государственной собственностью края, дается перечень информации, подлежащей размещению на сайте. Закон содержит отдельные главы, посвященные особенностям управления краевыми унитарными предприятиями, краевыми учреждениями. Устанавливается порядок участия края в качестве учредителя (участника) иных организаций, кроме государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; порядок управления акциями (долями) хозяйственных обществ с участием края. Закон регулирует особенности управления государственной собственностью края при совершении отдельных сделок (с имуществом, находящимся в краевой казне, при безвозмездном отчуждении имущества, передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения; передаче в аренду, безвозмездном пользовании имуществом, находящимся в государственной собственности края, передаче в доверительное управление имущества, находящегося в казне края, передаче в залог имущества и имущественных прав, находящихся в государственной собственности края). Закон оговаривает вопросы приватизации имущества, находящегося в государственной собственности края, заключения концессионных соглашений, определяет порядок осуществления контроля в сфере управления государственной собственностью края.
В крае принят Закон от 29 апреля 2010 года № 10-4671 «О порядке проведения проверки сметной стоимости инвестиционных проектов на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств краевого бюджета».
Ряд законов края посвящен регулированию вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью.
Одной из острых проблем в строительной сфере края является проблема недостроенных жилых многоквартирных домов. В целях защиты граждан от недобросовестных застройщиков, оказания помощи пострадавшим гражданам, в крае принят ряд законов посвященных регулированию данного вопроса. Это, в первую очередь, Закон края от 25 ноября 2010 года № 11‑5294 «О перечне сведений и (или) документов для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Красноярского края».
Закон устанавливает перечень сведений и (или) документов, которые уполномоченный орган исполнительной власти края, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, вправе получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в целях осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории края.
Принят Закон края от 29 апреля 2010 года № 10-4663 «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков на территории Красноярского края», который посвящен частичному решению проблемы с недостроенными жилыми многоквартирными домами. Закон предусматривает для граждан социальную выплату для возмещения расходов по оплате процентов по кредитам, привлеченным после вступления в силу данного закона в российских кредитных организациях, либо по займам, привлеченным после вступления в силу данного закона в некоммерческих организациях, созданных в целях развития жилищного строительства в крае, единственным учредителем которых является высший орган исполнительной власти края, направленным на завершение строительства многоквартирных домов.
Право на получение социальной выплаты имеют граждане Российской Федерации, включенные в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, имеющие договор, подтверждающий право гражданина на получение в собственность жилого помещения, по которому уплачена обусловленная договором сумма, при условии, что многоквартирный дом на момент вступления в силу закона находится в стадии завершения строительно-монтажных работ по возведению несущих и ограждающих конструкций здания (фундаменты, стены, перегородки, перекрытия, крыша). Размер выплаты рассчитывается исходя из суммы кредитных (заемных) средств, не превышающей 300 тысяч рублей, пропорционально перечисленным (внесенным) кредитным (заемным) средствам на завершение строительства многоквартирного дома. Социальная выплата предоставляется гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, единожды по одному кредитному договору (договору займа) на одно жилое помещение в многоквартирном доме, включенном в адресный перечень.
Закон края от 9 декабря 2010 года № 11‑5424 «О транспортном обслуживании населения в Красноярском крае» регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным, внутренним водным пассажирским транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, железнодорожным пассажирским транспортом в пригородном сообщении, воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении, а также с обеспечением безопасности дорожного движения при организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на пригородных, межмуниципальных и муниципальных маршрутах в крае. Закон устанавливает полномочия органов государственной власти края в области организации транспортного обслуживания населения и обеспечения безопасности дорожного движения. Предусматривается, что увеличение тарифов производится в условиях, когда доходы от перевозок не обеспечивают устойчивую работу пассажирского транспорта вследствие увеличения затрат транспортных организаций.
Можно отметить и Закон края от 29 апреля 2010 года № 10-4659 «Об установлении сроков наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков на сезонные товары на территории края».
Третьим блоком законопроектов , принятых с января 2010 года по март 2011 года, являются законы, регулирующие социальные вопросы.
Можно отметить Закон края от 18 февраля 2010 года № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Закон устанавливает категории ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, проживающих на территории края, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Меры социальной поддержки реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Закон края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» устанавливает размер, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) края.
Закон края от 8 июля 2010 года № 10-4866 «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае» устанавливает условия и порядок организации приемных семей для оказания гражданам пожилого возраста и инвалидам помощи в удовлетворении основных жизненных потребностей (приготовление и подача пищи, оказание разносторонней помощи в соблюдении правил гигиены, содержание в чистоте предметов одежды, обуви, белья и другие услуги). Закон определяет и размер ежемесячного денежного вознаграждения за каждое принятое в приемную семью лицо, нуждающееся в социальных услугах. В большинстве районов края вознаграждение составляет 4090 рублей. В северных территориях его размер увеличен и достигает 6640 рублей (город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район). Отметим, что лица, связаннее родственными отношениями, не вправе претендовать на заключение подобного договора.
Закон края от 9 декабря 2010 года № 11‑5426 «Об определении категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма, порядке предоставления жилых помещений гражданам по договорам социального найма и наделении органа местного самоуправления городского округа город Шарыпово отдельными государственными полномочиями» в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 13, частями 3, 4 статьи 49, частью 3 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет категорию граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма, устанавливает порядок предоставления жилых помещений гражданам по договорам социального найма и наделяет исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа город Шарыпово отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.
Закон края от 9 декабря 2010 года № 11‑5393 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» предусматривает следующие меры социальной поддержки:
· единовременное пособие при рождении одновременно двух и более детей (в размере в размере 37940 рублей на каждого ребенка);
· ежегодное пособие на ребенка школьного возраста (1192,40 рубля на каждого ребенка);
· ежемесячная компенсация расходов по приобретению единого социального проездного билета или оплате проезда по социальной карте, единой социальной карте края для проезда детей школьного возраста;
· ежемесячное пособие семьям, имеющим детей, в которых родители - инвалиды;
· предоставление бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение и компенсация стоимости проезда к месту амбулаторного консультирования и обследования, стационарного лечения, санаторно-курортного лечения и обратно;
· предоставление бесплатных путевок в детские оздоровительные лагеря и бесплатного проезда детям и сопровождающим их лицам до места нахождения детских оздоровительных лагерей и обратно;
· ежемесячная доплата к пенсии по случаю потери кормильца детям погибших военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел;
· приобретение новогодних подарков для детей-инвалидов и детей из семей, в которых оба родителя - инвалиды, или неполных семей, в которых родитель - инвалид;
· организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.
Закон края от 21 декабря 2010 № 11-5514 «О мерах социальной поддержки женщин, награжденных почетным знаком края «Материнская слава» предусматривает право на получение мер социальной поддержки для женщин, проживающих на территории края, награжденных Почетным знаком края «Материнская слава» (в соответствии с Законом края от 9 декабря 2010 года № 11-5435 «О системе наград Красноярского края», Законом края от 8 ноября 2007 года № 3-756 «О награждении нагрудным знаком Красноярского края «Материнская слава»). Женщины, награжденные знаком, и проживающие совместно с ними супруги, несовершеннолетние дети, совершеннолетние дети, достигшие совершеннолетия после награждения заявителя знаком, и совершеннолетние дети, имеющие инвалидность с детства, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, имеют право на меры социальной поддержки на улучшение жилищных условий за счет средств краевого бюджета. Меры социальной поддержки осуществляются путем предоставления заявителю единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность заявителя и членов семьи заявителя с оформлением равных долей в праве собственности.
В крае принят Закон края от 21 декабря 2010 года № 11-5506 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по оказанию единовременной адресной материальной помощи на ремонт жилого помещения одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, одиноко проживающим супружеским парам из числа пенсионеров старше 65 лет».
Особое внимание в крае уделяется проблемам жителей северных территорий. Так, Закон края от 21 декабря 2010 года № 11-5580 «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края» устанавливает, что социальная поддержка оказывается гражданам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края и выезжающим в другие районы края: пенсионерам и инвалидам, вставшим на учет, но не успевшим получить государственную помощь; пенсионерам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и продолжающим проживать там же после выхода на пенсию; инвалидам I или II группы, проработавшим и (или) прожившим в районах Крайнего Севера суммарно не менее 15 лет; инвалидам с детства, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края не менее 15 лет.
Закон края от 21 декабря 2010 года № 11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края» определяет категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, которая оказывается путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера.
Законы края от 3 марта 2011 года № 12-5658 «О внесении изменений в Закон края «О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края» и № 12-5660 «О внесении изменений в Закон края «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края» и Закон края «О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и поселений, входящих в его состав, государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, а также по государственной регистрации актов гражданского состояния» предусматривают, что лицам из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим виды традиционной хозяйственной деятельности - оленеводство, рыболовство и охотничий промысел, предоставляются социальные выплаты на приобретение, доставку и монтаж быстровозводимых малоэтажных жилых домов в целях улучшения жилищных условий. Законы утверждают также условия и порядок предоставления данных социальных выплат.
Ряд законов края посвящен трудовым правоотношениям.
Так, Закон края от 31 марта 2011 года № 12-5724 «О социальном партнерстве» регулирует правовые отношения в социально-трудовой сфере. Действие закона распространяется на всех работников и работодателей, представителей работников и представителей работодателей, действующих на территории края, а также на органы государственной власти края и органы местного самоуправления.
Закон устанавливает принципы социального партнерства, к которым, в том числе относит добровольность принятия сторонами на себя обязательств и реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами. Закон определяет стороны социального партнерства на различных уровнях (краевом, краевом отраслевом, территориальном, локальном), компетенцию органов государственной власти в данной сфере, предусматривает для обеспечения регулирования в крае социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов и заключения соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на равноправной основе создание по решению сторон социального партнерства комиссий различного уровня.
Законом края от 8 июля 2010 года № 10-4904 «О компенсации работодателям части затрат на оплату труда выпускников государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, проходивших стажировку» предусмотрено, что работодателям выдаются компенсации в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с учетом районного коэффициента и начислений на фонд оплаты труда за каждый месяц прохождения выпускником стажировки, в котором заработная плата выпускника составляла не менее двукратного минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и начислений на фонд оплаты труда. Компенсация производится за фактически отработанное время, но не более чем за 3 месяца.
Уделено внимание законодательному регулированию правоотношений в других сферах.
Так, принят Закон края от 29 апреля 2010 года № 10-4673 «О музейном деле в Красноярском крае», который регулирует отношения в сфере музейной деятельности и определяет основные направления государственной политики в сфере музейного дела в крае. Закон, в том числе, устанавливает правило о том, что перевод государственных музеев края в здания (помещения), ухудшающие условия их деятельности, запрещается. Закон определяет порядок финансирования музеев, регулирует вопросы страхования музейных предметов, приобретения музейных предметов и музейных коллекций в собственность края. Законом определены формы государственной поддержки музеев.
Закон края от 21 декабря 2010 года № 11-5566 «О физической культуре и спорте в Красноярском крае» регулирует отношения в области физической культуры и спорта в крае, оговаривает основные задачи органов государственной власти края и иных государственных органов края в области физической культуры и спорта. Определяет полномочия органов государственной власти края в указанной области, устанавливает статус спортивных сборных команд края, права и обязанности членов команд. Законом предусмотрена дополнительная государственная поддержка спортсменов, тренеров, других работников физической культуры и спорта края. Так, за победу на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх из бюджета края выплачивается - 3 млн. рублей. За второе место 2 млн. рублей (всего 52 позиции).
Закон края от 9 декабря 2010 года № 11‑5435 «О системе наград Красноярского края» устанавливает систему наград края, в которую входят почетные звания, почетные знаки, знаки отличия и иные награды края. Закон устанавливает порядок вручения наград края, предусматривает возможность лишения наград, содержит гарантии обеспечения доступа населения к информации о наградах края.
Закон края от 25 ноября 2010 года № 11‑5343 «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» устанавливает правовые основы организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории края.
Закон края от 8 июля 2010 года № 10-4934 «Об установлении перечня охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты на территории Красноярского края» устанавливает соответствующий перечень охотничьих ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» принят Закон края от 25 ноября 2010 года № 11‑5325 «Об определении Красноярского края территорией, в пределах которой осуществляется контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
4. Планы законодательного регулирования
В 2011 году Законодательное Собрание планирует продолжить работу по формированию и совершенствованию законодательной базы объединенного края, обновлению законодательства Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа, упорядочиванию предоставления мер социальной поддержки жителям Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов края, с соблюдением принципа соразмерности и социальной справедливости.
Планируется работа по подготовке и принятию следующих законопроектов:
«Об опросах граждан»;
«О договорах и соглашениях Красноярского края»;
«Об информатизации и информационных ресурсах Красноярского края»;
«О продовольственной безопасности Красноярского края»;
«Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Красноярском крае»;
«О частно - государственном партнерстве в Красноярском крае»;
«О порядке формирования, ведения и размещения краевого реестра государственных и муниципальных услуг (функций) исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления Красноярского края и подведомственных им учреждений»;
«О территориальном дорожном фонде»;
«Об описании границ муниципального образования Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район»;
«Об описании границ муниципального образования Эвенкийский муниципальный район»;
«О туристской деятельности в Красноярском крае»;
«О предоставлении беременным женщинам дополнительной меры социальной поддержки»;
«О специальном транспортном обслуживании отдельных категорий граждан в Красноярском крае»;
«Об обеспечении подвоза учащихся сельских общеобразовательных школ в Красноярском крае»;
«Об оленеводстве в Красноярском крае».
Ведется разработка Экологического кодекса края.