МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ"
12.Томская область (Государственная Дума Томской области)
1.Приоритетные направления законотворческой деятельности Государственной Думы Томской области в 2010 году. В соответствии с постановлением Государственной Думы Томской области от 28.01.2010 № 2954 «О плане законотворческой деятельности Государственной Думы Томской области на 2010 год», законотворческая работы Думы проводилась по следующим основным направлениям:
В области государственного строительства и местного самоуправления:
- реализация основных положений, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 путем разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, в том числе в связи с изменениями, внесенными в федеральные законы в целях обеспечения реализации Послания;
-нормативно-правовое обеспечение вопросов деятельности Государственной Думы Томской области;
- совершенствование избирательного законодательства Томской области, систематическое приведение его в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве;
-совершенствование законодательства Томской области об административных правонарушениях с учетом практики его применения;
- дальнейшее законодательное сопровождение административной реформы в Томской области; совершенствование законодательных актов в сфере государственной гражданской, муниципальной службы в Томской области;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности мировых судей на территории Томской области;
В области бюджетно-финансовой и налоговой политики:
- обеспечение стабильной и предсказуемой налоговой и бюджетной политики в долгосрочном периоде для решения стратегических задач;
использование экономических механизмов налоговой политики в целях стимулирования развития производства на территории Томской области, поддержки инвестиционной активности, социально значимых видов деятельности;
- обеспечение сбалансированности бюджетной системы на долгосрочной основе, адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов кризисного периода;
- повышение эффективности расходов бюджета, обеспечение высокого качества государственных услуг в условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета;
- безусловное исполнение социальных обязательств;
- повышение эффективности управления собственностью Томской области в целях увеличения доходов областного бюджета от использования и (или) приватизации областного государственного имущества, сокращения расходов на непрофильные активы;
- дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходной базы бюджетов муниципальных образований и повышению качества управления бюджетным процессом;
- корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам местного самоуправления;
- укрепление контроля за использованием бюджетных ассигнований, эффективностью реализации бюджетных программ;
- систематическое приведение бюджетного и налогового законодательства области в соответствие с изменениями федерального законодательства.
В области экономической политики:
- создание условий для изменения структуры экономики за счет развития стратегически значимых секторов, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, снижение рисков зависимости экономики области от конъюнктуры мировых рынков;
- создание условий, благоприятных для экономической деятельности и привлечения инвестиций в экономику Томской области, подготовка региональных предприятий к эффективному взаимодействию с инвесторами, вовлечение средств населения для реализации инвестиционных возможностей области, снижение рисков инвесторов;
- реализация экономического потенциала научно-образовательного комплекса области, развитие инновационного сектора экономики, развитие направлений «новой экономики»;
- создание условий, способствующих объединению академической науки, высшей школы и промышленных предприятий в продвижении инноваций на российский и зарубежные рынки;
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, реализация программы поддержки малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение рационального и эффективного использования природных ресурсов, внедрение ресурсосберегающих технологий и эффективных систем управления в области охраны окружающей среды, сохранение уникальных природных экосистем;
- сокращение энергетических издержек производства, обеспечение энергетической независимости и энергетической безопасности области;
- создание условий для максимального удовлетворения потребности жителей области в жилье через оказание государственной поддержки на создание коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства, строительство социального жилья, ликвидация ветхого и аварийного жилья, наращивание строительных мощностей, развитие местной промышленности строительных материалов, развитие новых механизмов финансирования жилищного строительства, развитие эффективной системы поддержки населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий;
- создание условий для развития агропромышленного комплекса: стимулирование институциональных и отраслевых преобразований в экономике сельских районов, ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, формирование эффективного кадрового потенциала сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности в Томской области;
- совершенствование земельного законодательства;
создание условий для развития транспортной инфраструктуры области, приоритетное финансирование строительства, модернизации и развития дорожной сети, ремонта и содержания дорог, создание условий для развития водного транспорта и малой авиации;
- создание условий для структурной перестройки лесопромышленного комплекса и инвестиционной привлекательности лесной отрасли;
- создание условий для развития новых форм управления жилым фондом, совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, реализация мер по энергосбережению, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, внедрение механизмов экономического стимулирования снижения издержек на производство жилищно-коммунальных услуг.
В области социальной политики:
- реализация и законодательное сопровождение направлений, озвученных в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, путем своевременного принятия соответствующих нормативных правовых актов, а также внесение соответствующих изменений в действующие нормативные правовые акты Томской области, в связи с изменениями, внесенными в федеральные законы, обеспечивающие реализацию послания;
- совершенствование законодательства, направленного на обеспечение получения жителями Томской области доступной, качественной медицинской помощи, квалифицированной специализированной медицинской помощи и качественных лекарственных средств;
- совершенствование законодательства в сфере социальной поддержки населения, а также малообеспеченных семей, имеющих несовершеннолетних детей, в том числе раннего возраста;
- законодательное регулирование направлений деятельности органов государственной власти, направленной на улучшение качества и условий жизни населения Томской области;
- совершенствование системы предоставления образовательных услуг в Томской области, в том числе путем введения дистанционного обучения, расширения услуг дополнительного образования детей; поощрение деятельности благотворителей, меценатов, спонсоров, поддержка благотворительных, некоммерческих организаций на территории Томской области;
- обеспечение социальных гарантий, в том числе на своевременное получение заработной платы, трудоустройства;
- поддержка и развитие спорта, в том числе детско-юношеского, на территории Томской области;
- патриотическое воспитание граждан и пропаганда здорового образа жизни.
2.Сводная информация о количестве нормативных правовых актов, принятых Государственной Думой Томской области IV созыва в 2010 году
Постановления ГДТО | ||||
|
Всего: ( т. ч. Постановления по проектам законов Томской области) |
Из них Законов | ||
Всего: 1 |
Из них основные Законы 1 |
Законы о внесении изменений в Законы Томской области, о признании Закона утратившим силу 1 | ||
Нормативные правовые акты в области государственного строительства и местного самоуправления |
142 1 |
76 1 |
6 1 |
70 1 |
Нормативные правовые акты в области бюджетно-финансовой и налоговой политики |
108 |
52 |
8 |
44 |
Нормативные правовые акты в области экономической политики |
42 |
31 |
6 |
25 |
Нормативные правовые акты в области социальной политики |
73 |
43 |
6 |
37 |
Организационно-правовое обеспечение работы ГДТО. Работа Контрольной палаты ГДТО. |
40 |
|
|
|
Областные целевые программы. |
18 |
18 |
|
18 |
Законодательные инициативы и обращения Государственной Думы Томской области. |
8 1 |
1 |
1 |
1 |
Награждения лиц и организаций за вклад в культурное и социально-экономическое развитие Томской области |
367 |
122 1 |
122 1 |
1 |
Постановления по проектам Федеральных законов |
334 |
- |
- |
- |
Постановления по законодательным инициативам и обращениям субъектов РФ |
11 |
|
|
|
Итого: |
1143 |
342 |
148 |
194 |
3.О деятельности Координационного совета по местному самоуправлению при Государственной Думе Томской области.
С 2002 года при Государственной Думе Томской области функционирует Координационный совет по местному самоуправлению (далее - Совет). Правовое положение Совета установлено Постановлением Государственной Думы Томской области от 27.06.2002 № 225 «О Координационном совете по местному самоуправлению при Государственной Думе Томской области».Формирование плана деятельности Совета осуществляется на основании предложений комитетов Государственной Думы Томской области и представительных органов местного самоуправления муниципальных образований области. Обеспечение координации деятельности Совета возложено на организационный отдел аппарата Думы.
Наиболее важные вопросы, рассмотренные Советом: «О реформировании жилищно-коммунального хозяйства в Томской области», «О развитии транспортной инфраструктуры Томской области», «О состоянии и перспективах развития здравоохранения на территории Томской области», «О проблемах и перспективах развития налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц», «О практике и проблемах описания и утверждения границ муниципальных образований Томской области в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства», «О ходе выполнения приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», «О перспективах развития автомобильных дорог на территории Томской области в 2008-2010 годах», «О состоянии здоровья учащихся общеобразовательных учреждений Томской области», «Стимулирование повышения качества управления бюджетным процессом и эффективности использования бюджетных средств в муниципальных образованиях», «О проблемах и перспективах повышения эффективности муниципальной службы, деятельности органов местного самоуправления в Томской области в рамках реализации Национальной стратегии противодействия коррупции». По каждому из рассмотренных Советом вопросов принято решение. Решения Совета направляются в органы государственной власти Томской области. Замечания и предложения членов Совета нашли отражение в работе соответствующих комитетов и планах законодательной деятельности Государственной Думы Томской области.
Деятельность Совета обеспечивает участие представительных органов местного самоуправления в нормотворческом процессе областного парламента, обмен опытом и оперативное реагирование в решении актуальных вопросов местного и областного масштаба, способствует своевременному разъяснению изменений, происходящих в федеральном и областном законодательстве.
Вопросы, требующие, по мнению депутатов Государственной Думы Томской области, обсуждения и решения на уровне федерального законодательства.
Раздел 1. Привлечение инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата.
По итогам анализа вопросов, возникающих у компаний–резидентов Томской особой экономической зоны технико-внедренческого типа в процессе осуществления ими своей деятельности, полагаем необходимым в целях повышения эффективности функционирования особых экономических зон:
· подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», предусматривающий возможность получения статуса резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа компаниями, реализующими проекты по созданию инновационной и научной инфраструктуры на территории особой экономической зоны;
· проработать вопрос о возможности снижения сроков проведения сертификации медицинского оборудования, а также упрощения требований к проведению его экспертизы, технических и клинических испытаний;
· проработать вопрос о возможности и целесообразности снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных комплектующих и компонентов медицинского оборудования;
· рассмотреть вопрос о предоставлении государственной услуги по регистрации лекарственных средств в электронном виде;
· расширить перечень лицензированных перевозчиков таможенных товаров (на сегодняшний день, по мнению представителей компаний-резидентов Томской особой экономической зоны, пользующихся данной услугой, тарифы на перевозку таможенных товаров на данном рынке завышены из-за монополии компании «DHL»).
Раздел 2. Развитие инфраструктуры экономики и общества: энергетика, транспорт, связь, культура, здравоохранение, рынок труда и др.
1) Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р, предусмотрено увеличение доли возобновляемых источников энергии. Для достижения указанной цели необходимо наличие соответствующей нормативной базы, в связи с этим следует принять федеральный закон о возобновляемых источниках энергии в России и постановление Правительства Российской Федерации о механизме его реализации .
2) Согласно пункту «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответственно, вопросы регламентации особенностей театрального дела в Российской Федерации, а также особенностей создания и правового положения театров в Российской Федерации должны быть урегулированы как на федеральном, так и на региональном уровнях (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
С учетом изложенного представляется необходимым принятие федерального закона о театрах и театральном деле в Российской Федерации, конкретизирующего положения федерального законодательства о культуре в указанной сфере. Принятие указанного закона обеспечило бы, в свою очередь, совершенствование механизмов взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам регламентации общественных отношений в сфере театрального дела и установление единой основы для принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации.
3) В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации одним из приоритетных направлений деятельности государства является улучшение демографической ситуации. Практика свидетельствует, что рождение детей в значительной мере сдерживают материальные трудности, возникающие в семьях в период воспитания малолетних детей в возрасте от полутора до трех лет. По окончании отпуска по уходу за ребенком в связи с достижением им возраста полутора лет выплата пособия по уходу за ребенком прекращается. Родители, не имеющие возможности начать трудовую деятельность (в связи с состоянием здоровья ребенка, отсутствием мест в дошкольных образовательных учреждениях и т.д.), испытывают материальные трудности в связи со снижением уровня доходов в семье. В данных обстоятельствах, в целях поддержки семей, воспитывающих малолетних детей, является актуальным предложение по внесению изменений в Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в части увеличения продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
4) В целях совершенствования правового регулирования вопросов квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов необходимо внести изменения в Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части определения порядка установления квоты приема на работу инвалидов, порядка осуществления контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, уточнения прав и обязанностей организаций при установлении квоты, а также исключения из расчета среднесписочной численности работников организаций, которым устанавливается квота, численности работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (в связи с тем, что на данные рабочие места инвалиды устроены быть не могут).
Помимо этого необходимо внести изменения в статью 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части конкретизации порядка предоставления работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) (при возникновении либо отсутствии потребности в рабочих местах).
5) Учитывая, что Закон Российской Федерации № 2395-1 «О недрах» был принят еще в 1992 году, на сегодняшний момент в федеральном законодательстве о недрах существует масса пробелов, противоречий, несогласованностей и неточностей, что затрудняет его применение; большое количество отсылочных и бланкетных норм, в том числе и к непринятым нормативным актам. Так, например, в действующем законодательстве о недрах отсутствуют нормы и принципы, определяющие специфику создания и ликвидации горнодобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, регулирующие имущественные, договорные отношения в сфере недропользования и др.
Статьей 19 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее Закон) определено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом в Законе отсутствует трактовка отдельных понятий, а именно - «свои нужды» и «собственные нужды», что затрудняет исполнение данной статьи.
Кроме того, Закон не даёт разъяснения понятия «Участки недр местного значения», что позволяет применять различную трактовку и затрудняет исполнение полномочий, возложенных на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В Законе отсутствует упоминание о таком виде полезного ископаемого как «строительные грунты». Строительные грунты являются объектом инженерно-хозяйственной деятельности человека, могут служить материалом оснований зданий и сооружений (в том числе дорог общего пользования), средой для размещения в них сооружений, материалом самого сооружения. Государственный стандарт «ГОСТ 25100-95. ГРУНТЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ» введен в действие с 01.07.1996 в качестве государственного стандарта Российской Федерации постановлением Минстроя России от 20.02.1996 № 18-10. В соответствии с утвержденным документом «Свод правил инженерных изысканий для строительства» (СП11-109-98) «…на изыскания грунтовых строительных материалов не следует распространять установленные нормативными документами Министерства природных ресурсов России требования, регламентирующие поиск, разведку, подсчёт и утверждение запасов месторождений полезных ископаемых в органах Государственных комиссий по запасам (ГКЗ) и территориальных комиссий по запасам (ТКЗ)», т.е. экспертиза запасов строительных грунтов не требуется. При этом данный вид общераспространенных полезных ископаемых зачастую является одним из наиболее востребованных. Учитывая изложенное, полагаем необходимым закрепить особый статус данного полезного ископаемого в законодательном акте.
Существенные пробелы особенно проявляются в следующих направлениях:
· управление использованием и охраной недр;
· разграничение права государственной собственности между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
· правовой статус отдельных категорий полезных ископаемых;
· правовой режим горного имущества и др.
В связи с вышеизложенным считаем, что имеется потребность в упорядочивании и систематизации законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, в том числе посредством принятия новой редакции закона о недрах.
Кроме того, акцент необходимо сделать на текущем контроле за деятельностью недропользователей в современных условиях. Сущность проблемы заключается в том, что переход к построению рыночной экономики предполагает ослабление контролирующих функций государства за деятельностью недропользователей. При этом возникает опасность усиления хищнических тенденций при эксплуатации месторождений, прикрываемых необходимостью обеспечения рентабельности горнодобывающего предприятия, несоблюдения условий, на которых были выданы лицензии на право добычи полезных ископаемых, нарушений согласованных в установленном порядке планов развития горных работ, искажения базы для исчисления налогов за пользование недрами.
Более детально могут быть урегулированы отношения в области экологической безопасности недропользования, уточнены в соответствии с современными требованиями отношения по государственному надзору и контролю за использованием и охраной недр.
Нуждается в закреплении и положение о необходимости страховать имущественные риски недропользователей и риски, связанные с возможностью отрицательного воздействия на окружающую среду, включая расходы на рекультивацию и мелиорацию нарушенных земель.
6) Федеральным законом от 28.12.2010 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не урегулирован ряд проблем в сфере потребительского рынка.
Так, например, не урегулированы вопросы оптовой торговли, общественного питания, несмотря на значимость этих отраслей в экономике. Оптовая торговля оказывает большое влияние на ценообразование, чему в Законе уделено особое внимание. Однако оптовое звено в цепочке товародвижения не рассматривается.
Кроме того, в целях своевременной стабилизации цен необходимо снизить порог введения государственного регулирования с 30% до 20% подорожания социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а также сократить период наблюдения за их подорожанием с тридцати календарных дней до двух недель и передать на уровень субъектов Российской Федерации полномочия по установлению предельно допустимых розничных цен.
Согласно положениям указанного Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют торговый реестр. Считаем целесообразным предусмотреть полномочия (обязательства) органов местного самоуправления по организации мониторинга и сбора сведений на своих территориях для формирования торгового реестра субъекта Российской Федерации и системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли и передачи их обобщенных сведений в субъект Российской Федерации.
Также предлагаем внести изменения в Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в части уточнения и закрепления перечня полномочий субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей, поскольку существующая редакция статьи 42.1 -«мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимают определенные меры» - не позволяет установить круг полномочий и носит, по сути, декларативный характер.
7) В целях совершенствования федерального законодательства в сфере противодействия коррупции, а также создания законодательных условий для беспрепятственного и своевременного перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации в электронном виде предлагаем внести изменения в нижеследующие законодательные акты РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 8, статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к полномочиям Российской Федерации относится установление перечня граждан, претендующих на замещение должности государственной или муниципальной службы, и служащих, замещающих должность государственной или муниципальной службы, на которых распространяется обязанность представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также перечня должностей государственной и муниципальной службы, замещение которых гражданином возлагает на него ограничения в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В вышеуказанных нормах закона прямо установлено, что вышеуказанные перечни устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогично в части 5 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» решен вопрос об утверждении порядка предоставления для опубликования средствам массовой информации (далее – СМИ) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственных гражданских служащих субъектов РФ и муниципальных служащих. Так, согласно части 5 статьи 8 вышеуказанного закона сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время во исполнение данных норм закона приняты Указы Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, от 21.07.2010 № 925, от 18.05.2009 № 561, от 01.07.2010 № 821, которыми утверждены только перечни должностей федеральной государственной службы, утвержден порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским СМИ для опубликования, а также определен порядок дачи согласия гражданину, замещавшему должности федеральной государственной службы, на замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности.
Данные Указы не содержат положений, определяющих перечни государственных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, на которые распространяются обязанности и ограничения, установленные статьями 8 и 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также не содержат положений, устанавливающих порядок предоставления для опубликования СМИ сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, не определяют порядок дачи согласия гражданину, замещавшему должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, на замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях.
Учитывая наличие вышеуказанного пробела правового регулирования, предлагаем:
а) внести изменение в часть 1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», изложив ее в следующей редакции:
«1. Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Аналогичные изменения (в части перечня должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации) необходимо внести в статью 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
б) внести изменение в часть 5 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», изложив ее в следующей редакции:
«5. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами»;
в) внести изменение в статью 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», изложив ее в следующей редакции:
«Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора
1. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
2. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.
3. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.
4. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
5. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
8) Для исключения препятствий для перехода на оказание услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния в электронной форме необходимо внесение изменений в Федеральный закон от 15.11.1997 № 148-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в части закрепления возможности предоставления заявителями документов для государственной регистрации актов гражданского состояния не только в устной, письменной формах, а также в форме электронного документа, установления требований к заверению данных документов, определения порядка подтверждения получения органом записи актов гражданского состояния предоставленных в форме электронного документа заявлений и иных документов, определения порядка получения заявителем информации о ходе исполнения государственной услуги.
9) В целях установления возможности оказания муниципальных услуг по переводу жилого помещения в нежилое помещение или жилого помещения в нежилое, а также по проведению переустройства (перепланировки) жилого помещения на основании документов заявителя, представленных в электронной форме, считаем необходимым внести изменения в статьи 23 и 26 Жилищного кодекса РФ, предусмотрев в них возможность предоставления заявителем заявлений и необходимых документов в электронной форме с применением электронно-цифровой подписи.
10) В целях обеспечения представления муниципальных услуг по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию в электронной форме, необходимо внести изменения в статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ в части дополнения их положениями о возможности направления заявителями заявлений и иных документов в электронной форме с применением электронно-цифровой подписи.
11) Предлагаем также внести изменения в статью 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в части предоставления заявителю возможности направлять заявление и иные необходимые данные для получения муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования, аннулированию таких разрешений в электронной форме с использованием электронно-цифровой подписи.
12) В целях организации предоставления государственной услуги по предоставлению информации, приему документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку и попечительство или патронаж над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние, лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными), в электронной форме необходимо внесение изменений в часть 2 статьи 10 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», предусматривающих возможность подачи лицами, желающими установить опеку и попечительство или патронаж, заявлений и документов как в письменной, так и в электронной форме с использованием электронно-цифровой подписи.
В законодательных актах, приведенных в пунктах 9, 10, 11, 12 необходимо предусмотреть положения, определяющие юридическую силу решения (разрешения) органа, должностного лица, полученного в электронной форме при предоставлении государственной или муниципальной услугу. Включение данных положений необходимо для обеспечения равной юридической силы разрешения (решения) в электронной форме и разрешения (решения), выданного на бумажном носителе.
13) Для обеспечения возможности взимания государственной пошлины за выдачу документов (их дубликатов) в электронной форме при оказании государственных или муниципальных услуг, а также в целях придания юридической силы платежным документам об уплате государственной пошлины за оказание государственных муниципальных услуг, полученным через платежные терминалы, в том числе в электронной форме, считаем необходимым внести в следующие изменения в Налоговый кодекс РФ (часть вторую):
а) во втором абзаце пункта 1 статьи 333.16 после слова «документов» добавить: «в том числе электронных»;
б) во втором абзаце пункта 3 статьи 333.18 добавить: «либо кассовым чеком, выдаваемым налогоплательщику платежным агентом, в том числе в электронной форме».