Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011 г. май (часть 1), "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Председательствующий. Спасибо, Василий Иванович. (Аплодисменты.)

Но я хочу одно только сказать, что, несмотря на наш огромный опыт агропромышленного комплекса, я, конечно, не могу себя относить к аграриям, но, тем не менее, с 70-го года занималась финансированием агропромышленного комплекса в Агропромышленном банке. Так вот, хочу сказать, что наряду с банкротством предприятий и организаций АПК, садоводы никогда не банкротятся, только если умирает хозяин сада, а так всегда сады наши цветут. Как бы мы не плакали, как бы мы плохо не жили, а у нас маленькие свои участочки всегда процветают.

Спасибо вам за выступление.

А сейчас я хочу предоставить слово заместителю директора Департамента регулирования агропродовольственного рынка и развития инфраструктуры Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Крестьянинову Артему Юрьевичу. Пожалуйста, Артем Юрьевич.

Крестьянинов А.Ю.

Уважаемые коллеги! В своем выступлении я хотел бы остановиться на методических основах мониторинга продовольственной безопасности Российской Федерации и на некоторых цифрах.

Реализация доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента от 30 января 2010 года, требует создания системы мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Российской Федерации, которая должна обеспечивать информационную основу для формирования государственной политики в этой области.

Эту систему Минсельхоз России формирует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти: Минэкономразвития России, Минфином России, Минздравсоцразвития России, Минрегионом, Росстатом, Росрыболовством, ФТС России при участии аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Система создается с целью оценки текущего и прогнозируемого состояния продовольственной безопасности, своевременного выявления рисков и угроз, информационно-аналитической поддержки и принятия решений в области обеспечения продбезопасности.

Показатели системы раскрывают требования доктрины к обеспечению продбезопасности Российской Федерации, то есть удовлетворению потребностей населения в качественных и безопасных продуктах питания, повышения уровня их потребления с выходом на рекомендованные размеры, обеспечению экономической и физической доступности продовольствия для населения, достижению и поддержанию продовольственной независимости Российской Федерации.

Задачами функционирования системы являются следующие. Прежде всего, должен обеспечиваться оперативный мониторинг состояния продбезопасности, а в случае возникновения угроз – еще и контроль на федеральном и региональном уровнях.

Во-вторых, должна осуществляться оценка текущего состояния продбезопасности на предмет соответствия пороговым значениям и нормативным показателям, выявление узловых проблем.

Наконец, должны разрабатываться прогнозы состояния продбезопасности с учетом существующих и потенциальных рисков и угроз. Целевые характеристики продовольственной безопасности установлены доктриной. Это показатели потребления основных продуктов питания населением страны по отношению к рекомендуемым размерам потребления, показатели, характеризующие экономическую и физическую доступность продовольствия для населения, показатели обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, показатели продовольственной независимости Российской Федерации.

Решение поставленных задач будет осуществляться на основе взаимосвязи балансовых показателей потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии с возможностями отечественных производителей. На каждом этапе – производство, логистика, потребление – будет оцениваться сбалансированность показателей. Это позволит выйти на общий баланс внутреннего рынка и оценить состояние продовольственной безопасности с учетом взаимоувязки отдельных ее составляющих.

Такой подход позволит при возникновении диспропорций оперативно выявлять источник рисков и угроз продовольственной безопасности и принимать действенные меры по их устранению.

Для обеспечения эффективного мониторинга и прогнозирования состояния продбезопасности необходимо отслеживать ряд показателей, которые формируют необходимую информационную базу в следующих областях.

Первое – это покупательная способность доходов населения и потребления продуктов питания по различным социальным и доходным группам. Вторая характеризует розничную торговлю продовольственными товарами в части обеспечения ценовой и территориальной доступности продуктов питания для населения. Третья – это инфраструктура продовольственного рынка в части создания условий для продвижения продовольственных ресурсов от производителей к потребителю и поддержание балансов на межрегиональном и региональных рынках продовольствия. Далее отслеживаются показатели сельскохозяйственного производства в части поддержания продовольственных балансов на федеральном и региональном уровнях.

Еще одна область – это переработка и производство пищевых продуктов в части поддержания балансов между производственными мощностями и потребностями в продуктах переработки. Наконец, показатели внешнеторговой деятельности в части экспорта, импорта продовольствия с учетом требований обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

С учетом результатов анализа сложившейся тенденции в сфере производства, обращения и потребления продовольствия проводится оценка текущего состояния продовольственной безопасности по отношению к установленным целевым характеристикам. При этом принимаются во внимание ситуация на мировых рынках, условия внешнеторговой деятельности, а также возможность решения задач обеспечения продбезопасности в рамках международного сотрудничества.

Для выявления узловых проблем в сфере обеспечения продовольственной безопасности анализируются наиболее сложные проблемы, носящие многоаспектный и межотраслевой характер, определяются приоритеты, основные направления их решения.

В целях выработки мер по недопущению или смягчению негативных последствий проявления рисков и угроз проводится оценка существующих и прогнозируемых макроэкономических, технологических, агроэкологических внешнеторговых рисков и их возможного влияния на сферу производства, обращения и потребления продовольствия.

Прогнозирование состояния продовольственной безопасности реализуется в рамках сценарных условий и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов. При этом учитываются параметры государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также показатели прогнозных продовольственных балансов по основным рынкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на федеральном и региональных уровнях.

Для координации работ по формированию, функционированию и развитию системы мониторинга и прогнозирования состояния продбезопасности под председательством Министра сельского хозяйства Российской Федерации Елены Борисовны Скрынник создана межведомственная рабочая группа в составе представителей Минэкономразвития, Минфина, Минздравсоцразвития, Минрегиона, Росстата, Росрыболовства, ФТС России, ФСБ России, а также представителей аппаратов полпредов Президента Российской Федерации во всех федеральных округах. При этом аппараты полпредов Президента в федеральных округах обеспечивают координацию работы субъектов федерации по мониторингу и прогнозированию регионального разреза согласованных показателей, характеризующих состояние продбезопасности страны.

Система мониторинга и прогнозирования состояния продбезопасности формируется на основе функционирующей в Минсельхозе России информационно-аналитической системы агропромышленного комплекса Российской Федерации, с которой в настоящее время регионами России формируются прогнозные балансы основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Уже сегодня в этой системе регионами формируются прогнозные продовольственные балансы мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, зерна и сахара. В текущем году запланировано расширить охват рынков по всей номенклатуре, установленной Доктриной продбезопасности.

Координацию работ по формированию прогнозных продовольственных балансов осуществляют региональные рабочие группы, созданные во всех субъектах Российской Федерации под руководством заместителей и глав регионов.

В I квартале текущего года в рамках подготовки проекта первого доклада Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву о состоянии продовольственной безопасности проведен анализ ситуации в этой сфере за период с 2000 по 2010 годы. Результаты этого анализа свидетельствуют о том, что реализация государственной социально-экономической политики в областях доходов населения, товарного обращения, производства пищевой продукции обеспечивала в этот период существенное повышение уровня экономической доступности продовольствия для населения Российской Федерации.

В 2010 году по сравнению с 2000 годом реальные и располагаемые денежные доходы населения увеличились в 2,4 раза. При этом среднемесячная заработная плата выросла в 2,8 раза, средний размер пенсий – в 3,3 раза. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась с 29 процентов в 2000 году до 13,5 процента в январе-сентябре 2010 года.

Продолжилась положительная динамика по относительному сближению объемов среднедушевых располагаемых ресурсов домашнего хозяйства в сельской и городской местности, начавшаяся в 2005 году после предшествующей длительной тенденции увеличения разрыва в этих показателях.

За период с 2000 по 2010 годы значительно возросла покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения по всем основным продуктам питания. При этом доля расходов на питание в структуре потребительских расходов за этот период снизилась с 49,4 до 33,3 процента.

Рост реальных денежных доходов и покупательной способности населения обеспечил качественные и структурные изменения в рационе питания россиян в сторону увеличения потребления наиболее ценных продуктов питания – мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, рыбы и рыбопродуктов, масла растительного, овощей, бахчевых культур, фруктов и ягод.

Среднедушевое потребления мяса м мясопродуктов в 2010 году возросло к уровню 2000 года в 1,6 раза, рыбы и рыбопродуктов – в 1,5 раза, молока и молочных продуктов – в 1,3 раза, фруктов и ягод – в 2,5 раза, овощей и бахчевых культур – в 1,2 раза.

В настоящее время в Российской Федерации на уровне или с небольшим отклонением от рекомендуемых рациональных размеров находится среднедушевое потребление хлебных продуктов, мяса и мясопродуктов, масла растительного и других жиров, рыбы и рыбопродуктов, а также яиц. Выше рациональных норм находится потребление сахара. Потребление фруктов и ягод, овощей и бахчевых, молока и молочных продуктов находится на уровне 75-85 процентов по отношению к рекомендуемым рациональным нормам.

В результате структурных изменений в потреблении продуктов питания, в 2000-2010 годах повысилась пищевая энергетическая ценность суточного рациона питания. Содержание жиров, углеводов и энергии находится в пределах или несколько выше физиологических норм потребностей. Содержание белка приближается к расчетной потребности при некотором отставании в потреблении белка животного происхождения.

Рост потребления продуктов питания населением Российской Федерации сопровождался в период 2000-2010 годов стабильным развитием сфер товарного обращения. За этот период в среднем на одного потребителя оборот розничной торговли продовольственными товарами увеличился в сопоставимых ценах в 2,2 раза, а оборот общественного питания – в 2 раза.

Рост розничного товарооборота сопровождался развитием инфраструктуры розничной торговли продовольственными товарами, что свидетельствует о повышении уровня физической доступности продовольствия для населения. При этом следует отметить, что обеспеченность населения торговой площадью магазинов пока еще на 20,3 процента ниже значения базового показателя.

В организациях торговли продовольственными товарами и на розничных рынках в целом обеспечивается высокий уровень безопасности сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия. Наиболее слабым звеном в сфере товарного обращения остается инфраструктура и логистика товародвижения.

Недостаточный уровень развития мощностей по первичной переработке и товарной подработке продукции, складской и сбытовой инфраструктуры в местах производства и транспортной логистики является одной из причин высоких издержек обращения и потерь произведенной продукции, трудностей с ее межрегиональным распределением и продвижением к потребителю.

Основу продовольственной безопасности Российской Федерации составляет внутреннее производство сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия. Проводимая государственная политика по формированию эффективного агропромышленного комплекса, повышению качества жизни сельского населения позволила не только стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве, но и последовательно наращивать отечественное производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В период с 2000 по 2009 год сложилась устойчивая тенденция роста объема валового производства сельскохозяйственной продукции. Причем этот рост достигается в основном за счет интенсификации производства, внедрения и производства современной техники и технологий, сортов сельскохозяйственных культур, разведения высокопродуктивных пород скота.

Одной из наиболее динамично развивающихся отраслей отечественного сельского хозяйства является производство мяса. За период с 2000 по 2010 год производство скота и птицы на убой увеличилось на 49,2 процента. Наиболее высокие темпы прироста производства сложились в птицеводстве и свиноводстве. Производство мяса птицы выросло в 2010 году по сравнению с 2000 годом в 3,4 раза, производство свиней на убой – на 43,2 процента.

В этот период произошли заметные изменения в структуре производства скота и птицы на убой. Доля мяса птицы в структуре производства выросла на 20,7 процентных пункта, свиней – практически не изменилась и составляет около 29 процентов, а крупного рогатого скота – сократилась на 18,6 процентных пункта. Переориентация в производстве и потреблении мяса соответствует общемировым тенденциям.

Стабилизировалось производство молока, несмотря на сокращение поголовья, прежде всего за счет роста продуктивности.

В отличие от животноводства, производство растениеводческой продукции, и прежде всего зерновых, испытывает значительные ежегодные колебания, связанные с погодно-климатическими условиями. При этом в целом в период 2000-2010 годов сохранялись общие положительные тренды в динамике объемов производства основных сельскохозяйственных культур.

Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции способствовал динамичному развитию пищевой промышленности, обеспечивая ее сырьем для переработки. Производство большинства видов пищевой продукции за этот период значительно выросло.

Опережающий по сравнению с внутренним производством рост объемов потребления населением основных видов продовольственных товаров компенсировался за счет импорта продовольствия в Российскую Федерацию, который увеличился в стоимостном выражении в 2005-2008 годах с 17,4 до 35,2 миллиарда долларов США. В 2009 году наметилась тенденция к его снижению. Ввоз в страну импортной сельскохозяйственной продукции и продовольствия снизился по сравнению с 2008 годом на 14,7 процента.

Однако в 2010 году определяющее влияние на состояние продовольственной безопасности оказала засуха в 43 регионах Российской Федерации. Снижение объемов производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия было компенсировано увеличением поставок по импорту. В результате в 2010 году рост импорта возобновился, превысив на 3,5 процента уровень 2008 года.

Несмотря на аномальную засуху 2010 года и благодаря принятым Правительством мерам, по ряду направлений достигнуты определенные в Доктрине пороговые значения доли отечественного производства. В частности, по зерну мы полностью себя обеспечиваем – показатель по итогам года составил 99,4 процента, что на 4,4 процентных пункта больше порогового значения. По картофелю – 96,6 процента, что на 1,6 выше порогового значения. Но в 2011 году прогнозируется снижение этого показателя из-за увеличения объемов импорта в первом полугодии. По рыбной продукции – 80,1 процента, это плюс 0,1 процента. По сахару – 89,7 процента, это плюс 9,7 процента к пороговому показателю.

Вместе с тем по ряду позиций уровень самообеспечения еще не достигнут и по итогам 2010 года составляет по мясу и мясопродуктам 72,6 процента, что на 12,4 процента ниже порогового показателя. Динамика положительная. Рост – 3,2 процентных пункта по сравнению с 2009 годом. Соответственно, показатель Доктрины, как мы планируем, будет достигнут в течение 3-5 лет.

По молоку и молокопродуктам – 80 процентов, что на 10 процентов ниже порогового значения. В 2010 году из-за засухи произошло снижение производства на 2 процента. Вместе с тем, сложившийся за последние полтора года уровень закупочных цен на сырое молоко обеспечивает необходимую рентабельность для наращивания производства, а, соответственно, и приток инвестиций в эту отрасль. По маслу растительному – 76,5 процента, на 3,5 процента ниже порогового показателя. В 2010 году произошло снижение производства из-за засухи. В 2011 году производство будет восстановлено, а показатель доктрины выполнен. По соли пищевой – 57,3 процента, на 27,7 ниже порогового показателя.

В заключение хочу отметить, что вопрос мониторинга и состояния продовольственной безопасности страны рассматривался в конце марта текущего года на заседании Правительства Российской Федерации. По результатам заседания нам поручено совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами при участии всех регионов Российской Федерации продолжить формирование системы мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности страны. И в четвертом квартале текущего года доложить Правительству Российской Федерации о результатах этой работы. Поручено также разработать и внести на утверждение Правительства перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере продовольственной безопасности.

В этой связи хочу обратиться к присутствующим в этом зале представителям российских регионов с просьбой активно включиться в проводимую нами работу по формированию системы мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Российской Федерации. Спасибо за внимание.