МИ 2011 г. май (часть 1), "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Рекомендации
семинара-совещания с руководителями аналитических служб
аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации
на тему «Продовольственная безопасность Российской Федерации»
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
Семинар-совещание с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации проведен в соответствии с Планом мероприятий по взаимодействию Государственной Думы с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации на 2011 год.
Обсудив основные проблемы обеспечения продовольственной безопасности, участники семинара-совещания отмечают, что продовольственная безопасность является одной из основных составляющих национальной безопасности в целом, в связи с чем в ближайшей перспективе на государственном уровне предстоит осуществить ряд мер системного характера, направленных на:
* преимущественное формирование продовольственных ресурсов на базе продукции отечественного производства;
* определение приоритетов развития продовольственного рынка страны на долгосрочную перспективу;
* обеспечение динамичного инновационного развития собственного производства сырья и продовольствия, устойчивости сельских территорий и искоренения бедности как социального явления;
* обеспечение населения страны устойчивым снабжением качественным и доступным по цене отечественным продовольствием;
* прогнозирование возможных рисков и предотвращение угроз как внутреннего, так и внешнего характера.
Участники семинара-совещания констатировали, что для обеспечения продовольственной безопасности предстоит совместными усилиями федерального центра и регионов решить одновременно несколько взаимосвязанных и весьма капиталоемких задач:
- осуществить технико-технологическую модернизацию сельского хозяйства и пищевой промышленности, сферы производственного обслуживания АПК;
- сформировать кадровый потенциал отрасли, способный осваивать инновации;
- провести масштабные работы по восстановлению производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях;
- создать современную социальную инфраструктуру сельских территорий;
- совершенствовать систему ценообразования на сельскохозяйственную продукцию;
- развивать кооперацию по сбыту сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- сделать более доступными для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей меры государственной поддержки отрасли;
- комплексно оценить потребности в инвестициях и источниках их покрытия.
В ходе обсуждения было также отмечено, что в России законодательная база обеспечения продовольственной безопасности находится в стадии становления и ее нормативное правовое регулирование сопряжено с определенными сложностями и трудностями развития АПК, формирования рыночных отношений в экономике страны. Именно разработка современной законодательной базы, регламентирующей обеспечение продовольственной безопасности, гармонизированной с рекомендациями международных организаций , призвана сыграть решающую роль в защите национальных интересов страны.
Последние несколько лет характеризуются бурным развитием регионального законодательства о сельском хозяйстве. При этом если прежде субъектами Российской Федерации аграрные законы часто принимались в порядке опережающего правотворчества, чем, по существу, восполнялись пробелы федерального законодательства, то в последние пять лет ими в основном принимаются законы, направленные на развитие и дополнение положений аналогичных федеральных законов, а также законы по вопросам, составляющим исключительную специфику данного региона, по которым федеральные законы не только отсутствуют в настоящее время, но и не предполагаются к разработке.
В этой связи участники семинара-совещания считают необходимым продолжить работу по законодательному обеспечению продовольственной безопасности, как в федеральном, так и в региональном разрезе. При этом основной акцент должен быть сделан на следующих направлениях:
1. Развитие системы продовольственного обеспечения, гарантирующей наличие на рынке продуктов питания в объеме и ассортименте, достаточных для удовлетворения потребностей населения, в размерах, рекомендуемых Российской академией медицинских наук.
2. Создание условий, при которых реальные денежные доходы и система социальной защиты населения позволяют ему потреблять продукты питания в объемах, рекомендуемых Российской академией медицинских наук.
3. Обеспечение равной конкурентной среды для доступа на региональные продовольственные рынки хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм, включая индивидуальных предпринимателей.
4. Недопущение снижения достигнутого уровня обеспечения продовольственной безопасности.
5. Открытость информации о состоянии региональных продовольственных рынков.
По итогам состоявшегося обсуждения участниками семинара-совещания высказаны следующие конкретные предложения в целях обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации:
1. Осуществление государственной поддержки в соответствии со специализацией макрорегионов
В зависимости от специализации макрорегиона должны определяться параметры финансирования и налогообложения, и сформирован набор макро- инструментов, реализуемых органами федеральной власти.
Существующий механизм финансирования из федерального бюджета не предполагает территориальной дифференциации доли федерального бюджета в зависимости от различий состояния бюджетов регионов и экономического положения хозяйствующих субъектов, таким образом, поддержка аграрного сектора в субъектах осуществляется в зависимости от возможностей их бюджетов, а не существующих в регионах продовольственных проблем.
Отбор для финансирования экономически значимых региональных программ необходимо осуществлять по критериям, отражающим их роль в развитии экономики регионов, а не только по показателям, имеющим отраслевой характер. Кроме того, предоставление финансирования на программу в целом, а не на отдельные ее мероприятия, существенно повысит экономическую самостоятельность регионов.
2. Развитие межрегионального сотрудничества
Межрегиональное сотрудничество необходимо осуществлять на основе деления регионов на доноров (поставщиков), характеризующихся ограниченными инновационными и инвестиционными ресурсами при высоком уровне обеспеченности землями сельскохозяйственного назначения и наличии резервов для расширения производства, и реципиентов (потребителей), располагающих крупным инновационным и инвестиционным потенциалом, а также неудовлетворенным потребительским спросом на продовольствие.
Таким образом, на основе Соглашений о централизованных поставках, создания межрегиональных кластеров и программ межрегионального взаимодействия «потребители» для обеспечения своих потребностей могут вкладывать имеющиеся средства в развитие «поставщиков», которые не имеют в достаточном наличии собственных средств на развитие производства.
3. Таможенно-тарифное регулирование
Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Сегодня акценты смещаются с внешней торговли в сторону поддержки отечественных производителей. Так, на II Съезде производителей молока России было высказано предложение об увеличении таможенных пошлин на ввоз продукции. Предложение было одобрено Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубковым. Постоянное увеличение ввоза импортной мясной и молочной продукции снижает продовольственную безопасность страны и уровень устойчивости предприятий, производящих данные виды продукции.
Поэтому необходимо повысить ставки ввозных пошлин на отдельные позиции молока и молочных продуктов, уменьшить квоты и увеличить таможенные пошлины на импортируемую говядину.
4. Малые формы хозяйствования , производящие около половины объема продукции в сельском хозяйстве, имеют большое значение для повышения социальной стабильности в сельских территориях. При этом необходимо учитывать, что данный сектор является нишевым сегментом, не ориентированным на промышленное производство, а применяемые в нем технологии не позволяют получить продукцию с низкой себестоимостью.
5. При разработке проекта государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы необходимо предусмотреть поддержку развития пищевой и перерабатывающей промышленности.
В настоящее время предприятия отрасли при имеющихся свободных мощностях не отвечают современным требованиям к организации производства, имеют изношенное оборудование, пользуются устаревающими технологиями, что не позволяет снизить себестоимость продукции и увеличить рентабельность производимой продукции.
Поддержка предприятий отрасли должна осуществляться в части возмещения процентных ставок по инвестиционным кредитам на модернизацию и реконструкцию производства, компенсацию части затрат по лизинговым обязательствам, поддержки строительства новых производств.
6. Определение четкой позиции по отношении к ГМО , закрепленное соответствующими законодательными и нормативными актами. Необходимо формирование технического регламента на производство ГМО, проведение специализированных исследований по влиянию их на человека и животных.
Сегодня законодательно закрепленные в России технические регламенты на различные виды продукции допускают использование до 0,9% трансгенных компонентов в продуктах питания с обязательной маркировкой на этикетке, в то время как страны с развитой экономикой полностью запретили использование ГМО в продуктах питания.
С точки зрения повышения продовольственной безопасности целесообразно ужесточить порядок использования генно-модифицированных продуктов в пищевой продукции на территории Российской Федерации и поощрять производство экологически безопасных продуктов. На региональном уровне можно ограничить использование ГМО, учитывая опыт Белгородской области, где местным предприятиям не рекомендовано использовать трансгенные продукты.
7. Устойчивая государственная поддержка сельского хозяйства
Необходимо создание механизмов, обеспечивающих бесперебойное ресурсное обеспечение отрасли: сырьем, удобрениями, семенами, техникой и пр.; предоставление государственной поддержки, направленной на сохранение и восстановление земель, развитие инфраструктуры и логистики в сельском хозяйстве.
Государственная поддержка отрасли должна осуществляться на постоянной основе, в таком объеме, который соответствует потребности субъектов отрасли, и наиболее эффективен с точки зрения бюджетной эффективности. Применение инструментов, которые позволят получить наибольший эффект мультипликатора государственных расходов. При этом выделение бюджетных средств или предоставление льгот не должно быть определяющим фактором для ведения производственной деятельности предприятиями отрасли, а должно давать возможность для их дополнительного развития.