Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ"

11. Санкт- Петербург
(Законодательное Собрание Санкт- Петербурга )

1. Основные социально-экономические показатели Санкт-Петербурга в 2010 году

2010 год стал годом постепенного выхода из рецессии. Однако начинался он как кризисный. Правительство города принимало меры по стабилизации ситуации в промышленности, на рынке труда, цен на потребительском рынке. Ставка делалась на жесткую экономию и концентрацию расходов на приоритетных направлениях. Доля государственных контрактов и договоров, заключенных конкурентными способами, увеличилась до 78%. Благодаря конкурсным процедурам городской бюджет сэкономил более 12 млрд. рублей.

Совместно с налоговой службой и правоохранительными органами был установлен жесткий контроль за полнотой начисления и своевременностью уплаты налогов. В результате поступления по налогу на прибыль выросли на треть и составили почти 26% бюджета. Не менее жесткие меры предпринимались для предотвращения увода в тень зарплат. В итоге налоги с доходов физических лиц стали главным источником пополнения казны - 31%.

Доходы бюджета Санкт-Петербурга с учетом июньской корректировки составили 346,9 млрд рублей. Уровень докризисного 2008 года превышен на 2,8 миллиарда. Сверх утвержденных назначений поступили 10,4 млрд рублей.

Валовый региональный продукт Санкт-Петербурга в сопоставимых ценах по прогнозу, вырос на 5,5%. В расчете на душу населения ВРП увеличился на 12%. Индекс промышленного производства составил 108,9%. В обрабатывающих производствах ИПП превысил 110%, а объем отгруженной продукции вырос на 24 процента. При активном участии Промышленного Совета Санкт-Петербурга сумма контрактов по государственному оборонному заказу, размещенному на петербургских предприятиях, выросла на 26,2%. 14 предприятий получили от города субсидии на приобретение в лизинг технологического оборудования. 20 организаций - на переподготовку кадров. На 16,3% вырос внешнеторговый оборот.

Уровень зарегистрированной безработицы снизился в 2 раза, до 0,6% от экономически активного населения. Это самый низкий показатель по России и один из самых низких в мире. Сегодня на 17 тысяч официально зарегистрированных безработных приходится 66 тысяч вакансий, что существенно выше докризисного уровня.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника выросла на 11,9%, с 24,7 тысяч до 27,6 тысяч рублей. Рост реальных денежных доходов составил 109,7%.

Дважды в течение года индексировалась зарплата работникам бюджетной сферы. Размер базовой единицы увеличен на 11,4%. С 1 апреля средний размер трудовой пенсии в городе составит 10170 рублей, социальной - 5038 рублей. Доплаты к пенсиям из городского бюджета сохранены с превышением прожиточного минимума на 15%.

Стабильность городского бюджета позволила увеличить объем социальных выплат на 5,8 млрд рублей и довести его до 17 млрд. рублей. Все компенсации, пособия и другие социальные выплаты проиндексированы с учетом инфляции. В среднем на 16% увеличены выплаты при рождении первого, второго и третьего ребенка. Более 66-ти тысяч человек, оказавшихся в трудной ситуации, получили денежную, а еще свыше 417-ти тысяч человек - материальную помощь.

Индекс потребительских цен составил 109,4%. Индекс цен на продовольственные товары обогнал инфляцию и составил 115,3%.

Объем инвестиций в основной капитал по итогам года составил 375 млрд рублей. Он вырос на 6,4% и вышел на докризисный уровень.

Запущен первый в России автомобильный завод полного цикла «Хёндай», промышленный парк по производству автокомпонентов, где разместились 7 зарубежных заводов. Открылся завод по производству грузовых автомобилей «Скания-Питер». Объем отгруженной продукции в автокластере Санкт-Петербурга вырос в 3,6 раза. В промзоне «Шушары» начал выпуск автокомплектующих завод компании «Магна». Там же в апреле состоялся запуск совместного производства персональных компьютеров компаниями «Фокскон» и «Хьюллет Паккард», открылась вторая очередь завода «Бош Сименс».

Объем иностранных инвестиций составил 5,2 млрд долларов. Вырос объем инвестиций российских компаний. Среди них - Магнитогорский металлургический комбинат, который также построил завод, «Силовые машины», «Северсталь» и другие. С 1 января для инвесторов, вложивших в объекты основных средств сумму от 800 млн. рублей, на 5 лет уменьшается региональная ставка по налогу на прибыль организаций до 13,5 процентов. В отношении вновь введенных объектов они освобождаются от уплаты налога на имущество. Это создает благоприятные условия для инвесторов.

Серьезно расширена сфера применения схемы ГЧП. Здесь Петербург лидер. Были объявлены конкурсы на проект строительства завода по переработке твердых бытовых отходов в поселке Янино и Дворца искусств на Васильевском острове. Возрождение интереса к ГЧП, причем не только в традиционных сферах, но и в сфере образования и культуры - показывает, что ситуация в Петербурге благоприятна для консервативных инвесторов, не ориентированных на гипердоходность.

Проект модернизации «Пулково» получил две международных медали и был признан «Сделкой года». В рамках Петербургского международного экономического форума подписано концессионное соглашение о строительстве Орловского тоннеля. И сейчас полным ходом идет работа над подготовкой документации к строительству. Между Санкт-Петербургом и Хельсинки открылось движение скоростного электропоезда «Аллегро», паромное сообщение.

Введена в эксплуатацию вся сухопутная часть Кольцевой автодороги, а в октябре этого года после завершения строительства КЗС, кольцо замкнется. Открыто движение на участке ЗСД от Кольцевой дороги до Благодатной улицы. До конца этого года введем Южный участок, в следующем - Северный. Объявлен конкурс на Центральную часть ЗСД. Строительство трассы активно продолжается благодаря федеральной поддержке.

Количество субъектов малого предпринимательства за год выросло на 25 с лишним тысяч, создано почти 90 тысяч дополнительных рабочих мест. За Петербургом прочно закрепилось первое место в России по количеству малых предприятий на 100 тысяч жителей.

В целом по Петербургу в 2010 году на 18% выросло количество организаций, осуществляющих технологические инновации. Более чем на 60 процентов увеличился объем отгруженной инновационной продукции. Клиентами резидентов бизнес-инкубатора «Ингрия» стали десятки ведущих компаний России и мира, такие, как Sony, IKEA, МТС, Сбербанк и другие.

На активное внедрение инноваций перенацелена ВУЗовская наука. В 2010 году Петербург первым из субъектов РФ выделил 34 субсидии хозяйственным обществам, создаваемым ВУЗами и академическими институтами города. 4 петербургских ВУЗа подписали меморандумы о сотрудничестве с Фондом «Сколково». 16 совместных проектов ВУЗов и петербургской промышленности стали победителями всероссийского конкурса на создание высокотехнологичных производств. ВУЗы активно включаются в технологические цепочки крупных промышленных предприятий, вплоть до автогигантов уровня «General Motors».

По договору с «Газпромом» вслед за Петроградским и Курортным районами продолжилась комплексная реконструкция теплоснабжения Петродворцового района, построено 5 новых котельных. Проведен конкурс на комплексную реконструкцию теплоснабжения в Центральном и Адмиралтейском районах, которая затронет более 140 котельных. В 2011 году начнется реализация этого проекта. За счет бюджета реконструированы еще 9 котельных.

Сотрудничество с главным стратегическим партнером города - «Газпромом» продолжается и по линии газификации пригородов Петербурга. В прошлом году построено 340 км газопроводов, подключено 3,5 тысяч потребителей. Полностью газифицированы 6 населенных пунктов. За счет городского бюджета оборудованы внутренние системы газоснабжения в 1415 жилых домах, в том числе - более, чем в пятистах домах ветеранов Великой Отечественной войны.

В целом государственные инвестиции в энергетику и коммунальную инфраструктуру выросли почти на 3 миллиарда и превысили 22 миллиарда рублей. С учетом частных инвестиций энергетики в прошлом году освоили рекордную сумму - 72,8 млрд рублей.

По итогам года введено в эксплуатацию 2 миллиона 656 тысяч квадратных метров жилья. На фоне падения строительных рынков в других регионах России, мы вышли в лидеры, впервые обогнав по вводу жилья Москву.

Дорожно-транспортная отрасль стала лидером по удельному весу капиталовложений в Адресной инвестиционной программе - это более 16 миллиардов рублей. В 2011 году в Петербурге запланировано строительство 32 объектов дорожной сети, ремонт около 300 улиц.

В 2010 году почти 29 тысяч семей петербургских очередников улучшили свои жилищные условия. Это более 65 тысяч человек. Расселены 2 106 коммуналок, в них жили 5 с половиной тысяч семей. Полностью выполнен Указ Президента России «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны». По итогам 2010 года улучшили свои жилищные условия 9 940 ветеранов и их семей.

В 2010 году завершена трехлетняя программа по созданию доступной среды для инвалидов. 870 объектов социальной инфраструктуры и учреждений культуры оборудованы средствами для беспрепятственного доступа инвалидов. Переоснащены 93 негосударственных социальных объекта. Правительство города приняло решение увеличить размер ежемесячного пособия на детей-инвалидов с 7 лет до 18 лет с 1200 до 4 тысяч 200 рублей, а детей с особыми потребностями со следующего года до 10 тысяч рублей.

В 2010 году открылась после капитального ремонта и полной технологической модернизации детская больница им. Раухфуса. Открылся первый в России детский хоспис на улице Бабушкина. Продолжался капитальный ремонт в детской больнице № 17 Николая Чудотворца.

Расходы городского бюджета на выполнение Территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2010 году составили 22 млрд рублей с ростом почти в 18 процентов. Почти на треть увеличен объем высокотехнологичной медицинской помощи. Выполнено 32 с лишним тысячи операций. На 18 процентов возросло число амбулаторных больных, обследованных на аппаратах компьютерной и магниторезонансной томографии.

Город приступает к масштабной модернизации здравоохранения. В 2011 году федеральный центр выделит Петербургу 7 миллиардов 480 миллионов рублей. В 2010 году проведена паспортизация всех поликлиник и больниц.

В 2010 году финансирование городских программ по профилактике преступности и правонарушений выросло в 2,7 раза. Число камер наружного наблюдения приблизилось к 3 тысячам. 130 видеокомплексов установлены в местах массового скопления граждан.

Общий уровень преступности сегодня ниже среднего по России на 24%. Уровень уличной преступности снизился на 7%. Исключение составляет Приморский район, где удельный вес уличных преступлений на 12% выше среднегородского. По итогам года в среднем на четверть сократилось число тяжких и особо тяжких преступлений, подростковая преступность снизилась на 16%.

Главный итог 2010 года - переход к посткризисному развитию. Управление всеми сферами жизнеобеспечения вернулось из чрезвычайного режима в нормальное русло. Выполнены с увеличением все социальные обязательства. Быстрее ожидаемого восстановилось промышленное производство. Начата реализация стратегических проектов, отложенных в кризис. Сохранен баланс между развитием и социальной направленностью бюджета, а значит - городской политики.

Доходы этого года составят 351,1 миллиарда рублей, расходы - 380,7 млрд. рублей. Ожидается рост доходов на 5%. Дефицит бюджета по сравнению с пиком кризиса сократится в 2 раза - до 25 млрд. рублей или до 7% от объема доходов. Если темпы посткризисного роста экономики оправдают ожидания, к 2013 году город снова выйдем на полностью бездефицитный бюджет.

2. Общая характеристика законодательной деятельности Законодательного Собрания Санкт- Петербурга в 2010 году

С 1 января по 17 декабря 2010 года Законодательное Собрание Санкт-Петербурга провело 34 заседания. Было принято 177 законов Санкт-Петербурга, 109 постановлений и 109 решений ЗС СПб.

Из 177 принятых законов 72 внесены депутатами Законодательного Собрания СПб, 93 - Губернатором Санкт-Петербурга, 6 - прокуратурой СПб, 5 - муниципальными образованиями СПб и 1 - почетными гражданами Санкт-Петербурга.

Губернатором подписано 147 законов, возвращено без подписания 26 законов. 19 возвращенных без подписания законов приняты в новой редакции.

Собранием направлено 8 законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Петербургские законодатели направили 1 обращение в адрес Председателя Правительства РФ и 2 обращения в адрес Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Депутаты направили Губернатору Санкт-Петербурга 214 депутатских запросов. Большинство их касалось вопросов жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры, транспорта и связи.

Постоянными органами Собрания проведено 388 заседаний комитетов и комиссий, на которых рассмотрено 1545 вопросов, проведено 17 депутатских слушаний. На рассмотрение депутатов органами ЗС было внесено 242 проекта нормативных актов.

Собранием были проведены заочные публичные слушания по законопроектам "О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов".

23 июня в Мариинском дворце состоялось торжественное подписание совместного плана законопроектной работы Законодательного Собрания и Губернатора Санкт-Петербурга на 2010-2011 годы.

Собрание активно взаимодействует с судебной властью в вопросах приведения нормативных, правовых актов Санкт-Петербурга в соответствие с действующим законодательством. Были внесены коррективы во все положения законов и постановлений СПб, признанные судом противоречащими федеральным законам или законам Санкт-Петербурга. Всего в судах по гражданским делам рассмотрено 25 жалоб, одной из сторон в которых является ЗС СПб. 7 жалоб находятся в процессе рассмотрения. По двум судебным делам жалобы заявителей удовлетворены, в 23 случаях в иске было отказано, по двум делам производство прекращено.

В ЗС СПб были внесены 7 протестов прокурора Санкт-Петербурга. 5 протестов признаны обоснованными. По результатам их рассмотрения внесены соответствующие проекты законов Санкт-Петербурга. 1 протест находится в стадии рассмотрения.

В Уставном суде Санкт-Петербурга с участием Законодательного Собрания было рассмотрены 2 дела, одно дело находится в процессе рассмотрения.

3 . Информационно-аналитический обзор законодательной деятельности в 2010 году

С 1 января по 17 декабря 2010 года Законодательное Собрание Санкт-Петербурга провело 34 заседания. Было принято 177 законов Санкт-Петербурга, 109 постановлений и 109 решений ЗС СПб.

Основная деятельность Законодательного собрания Санкт- Петербурга в 2010 году была представлена законами по следующим приоритетным направлениям: государственное устройство и местное самоуправление; социальная политика; бюджетное законодательство и экономическая политика, укрепление правопорядка и противодействие коррупции и природопользование.

3.1 Бюджетное законодательство и экономическая политика

Закон «О предоставлении земельных участков для размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка» от 13.1.2010 N 736-12

Настоящий Закон Санкт-Петербурга регулирует отношения, связанные с подготовкой информации о земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых гражданам и юридическим лицам для размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка в целях осуществления розничной продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также публикацией указанной информации.
Закон «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга за 2009 год» от 16.7.2010 N 400-102

Закон «Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2009 год» от 16.7.2010 N 398-101

Закон «О государственном регулировании торговой деятельности в Санкт-Петербурге и о внесении изменений в статью 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» от 16.11.2010 N 582-139

Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" регулирует отношения в области торговой деятельности в Санкт-Петербурге, а также устанавливает разграничение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в области государственного регулирования торговой деятельности в Санкт-Петербурге.

Закон «О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (с изменениями на 31 мая 2011 года)» от 24.11.2010 N 651-144

Закон «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 6.12.2010 N 649-156

Закон «О форме финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений Санкт-Петербурга, порядке и направлениях использования бюджетными и казенными учреждениями Санкт-Петербурга доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга и переданного в оперативное управление бюджетным и казенным учреждениям Санкт-Петербурга, и (или) полученных бюджетными и казенными учреждениями Санкт-Петербурга средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности на переходный период» от 28.12.2010 N 717-170

Настоящий Закон Санкт-Петербурга устанавливает форму финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений Санкт-Петербурга, порядок и направления использования бюджетными и казенными учреждениями Санкт-Петербурга доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга и переданного в оперативное управление бюджетным и казенным учреждениям Санкт-Петербурга, и (или) полученных бюджетными и казенными учреждениями Санкт-Петербурга средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности на переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года.

3.2 Государственное устройство и местное самоуправление

Закон «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Санкт-Петербурге» от 13.1.2010 N 732-11

Закон «О мерах по реализации Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства» от 17.2.2010 N 38-21

Согласно закону Правительство Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия, предусмотренные Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства":

- подготовка перечней находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества, находящихся на территории Санкт-Петербурга, необходимых для подготовки Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства предложений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, для жилищного строительства, для размещения объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий;
- управление и распоряжение земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в порядке и случаях, предусмотренных Федеральным законом;
- иные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом.

Закон «Об установлении цены земельных участков в Санкт-Петербурге (с изменениями на 11 апреля 2011 года)» от 15.2.2010 N 59-19

Закон «Об аварийно-спасательной службе Санкт-Петербурга и аварийно-спасательных формированиях Санкт-Петербурга» от 17.2.2010 N 48-24

Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" определяет правовые основы, касающиеся создания и деятельности аварийно-спасательной службы Санкт-Петербурга и аварийно-спасательных формирований Санкт-Петербурга, и деятельности спасателей Санкт-Петербурга.

Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» от 16.7.2010 N 445-112

Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" определяет порядок обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга.
Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга под государственными органами Санкт-Петербурга понимаются Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Губернатор Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга, иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская избирательная комиссия, территориальные избирательные комиссии в Санкт-Петербурге, Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге, Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге.
Закон «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, расположенных в границах Колпинского, Кронштадтского, Курортного, Петродворцового, Петроградского, Пушкинского районов Санкт-Петербурга, отдельным государственным полномочием Санкт-Петербурга по организации и осуществлению в соответствии с адресными программами, утверждаемыми администрациями районов Санкт-Петербурга, уборки и санитарной очистки территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» от 16.7.2010 N 391-99

Настоящим Законом Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга наделяются отдельным государственным полномочием Санкт-Петербурга по организации и осуществлению в соответствии с адресными программами, утверждаемыми администрациями районов Санкт-Петербурга, уборки и санитарной очистки территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Закон «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» от 28.6.2010 N 334-86

Закон «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством» от 16.7.2010 N 447-113

Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельных - участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга и государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Закон «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере железнодорожного транспорта на территории Санкт-Петербурга» от 20.10.2010 N 525-122

Закон «О библиотечном деле в Санкт-Петербурге» от 6.12.2010 N 606-145

Настоящий Закон Санкт-Петербурга регулирует вопросы в области библиотечного дела, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О библиотечном деле".

Закон «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, при освещении их деятельности региональным телеканалом и региональным радиоканалом» от 6.12.2010 N 653-150

Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и Федеральным законом "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами" регулирует отношения, связанные с установлением гарантий равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, при освещении их деятельности региональным телеканалом и региональным радиоканалом.

Закон «Об обязательном экземпляре документов Санкт-Петербурга и обязательном экземпляре документов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» от 21.12.2010 N 690-165

Настоящий Закон Санкт-Петербурга регулирует вопросы в области формирования обязательного экземпляра документов, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов"

3.3 Социальная политика

Закон «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением специализированных услуг экстренной помощи "тревожная кнопка"» от 21.12.2010 N 721-167

Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает за счет средств бюджета Санкт-Петербурга дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде предоставления специализированных услуг экстренной помощи "тревожная кнопка".

Закон «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением услуг сиделок по социально-медицинскому уходу на дому» от 21.12.2010 N 719-166

Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает за счет средств бюджета Санкт-Петербурга дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением услуг сиделок по социально-медицинскому уходу на дому.

Закон «О социальной поддержке сотрудников правоохранительных органов и силовых структур, направляемых в командировку в регионы Российской Федерации для осуществления служебной деятельности по поддержанию правопорядка» от 10.11.2010 N 559-128

В соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга устанавливается мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты.

Закон «О социальной поддержке отдельных категорий сотрудников (работников) Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» от 20.10.2010 N 529-124

В соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга устанавливается мера социальной поддержки сотрудников (работников) ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в виде ежемесячной денежной выплаты
Закон «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге (с изменениями на 16 февраля 2011 года)» от 28.6.2010 N 396-88

Настоящий Закон Санкт-Петербурга направлен на обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрану и защиту зеленого фонда Санкт-Петербурга и регулирует вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге.

Закон «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с устройством внутренней системы горячего водоснабжения объектов жилищного фонда в Санкт-Петербурге» от 19.3.2010 N 89-38

Закон «О случаях и порядке выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» от 9.3.2010 N 93-31

Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии со статьей 153_1 Семейного кодекса Российской Федерации и статьей 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" устанавливает случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

3.4 Укрепление правопорядка и противодействие коррупции

Закон «Об административной ответственности за жестокое обращение с животными» от 6.12.2010 N 660-151

Жестокое обращение с животными влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Закон «О мерах по реализации статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции"» от 20.10.2010 N 504-118

Закон «Об административных правонарушениях в отношении средств бюджета Санкт-Петербурга и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга, средств бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» от 16.7.2010 N 443-111

Настоящий Закон Санкт-Петербурга определяет органы, которые вправе осуществлять юрисдикционные полномочия при наличии совершенных административных правонарушений в отношении средств бюджета Санкт-Петербурга, средств бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга

Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» от 16.7.2010 N 445-112

Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" определяет порядок обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга.
Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга под государственными органами Санкт-Петербурга понимаются Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Губернатор Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга, иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская избирательная комиссия, территориальные избирательные комиссии в Санкт-Петербурге, Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге, Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге.

Закон «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Санкт-Петербурга, и лицами, замещающими государственные должности Санкт-Петербурга, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Санкт-Петербурга (с изменениями)» от 9.6.2010 N 296-79

Закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге (с изменениями на 14 марта 2011 года)» от 31.5.2010 N 273-70

Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уставом Санкт-Петербурга устанавливает административную ответственность за нарушение законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Закон «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, и государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга, и соблюдения государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга требований к служебному поведению (с изменениями)» от 16.4.2010 N 160-51

Закон «О порядке оплаты услуг независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга и урегулированию конфликта интересов, образуемых в государственном органе Санкт-Петербурга» от 1.4.2010 N 119-45

Ставка почасовой оплаты услуг независимых экспертов устанавливается в размере 150 рублей.
Закон «О размещении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Санкт-Петербурга и предоставлении этих сведений средствам массовой информации для опубликования» от 26.2.2010 N 69-26

Закон «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Санкт-Петербурга, и лицами, замещающими государственные должности Санкт-Петербурга, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 17.2.2010 N 46-23

Закон «О реестре работодателей в Санкт-Петербурге, незаконно уволивших работника (работников)» от 1.2.2010 N 16-15

Настоящий Закон Санкт-Петербурга определяет порядок ведения реестра работодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга), незаконно уволивших работника (работников), факт незаконного увольнения которого (которых) установлен вступившим в законную силу решением (определением, постановлением), а также порядок включения в Реестр и исключения из него сведений об указанных работодателях.

3.5 Природопользование

Закон «О регулировании лесных отношений в Санкт-Петербурге» от 1.4.2010 N 153-49

Настоящий Закон Санкт-Петербурга устанавливает разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере лесных отношений, а также регулирует отдельные отношения в сфере использования лесов.

4. Деятельность Межведомственного Совета по противодействию коррупции

Утвержден новый порядок проведения антикоррупционного мониторинга, а также противодействия коррупции в подотчетных городу ГУПах и ГУ. На заседаниях Межведомственного Совета по противодействию коррупции рассмотрено 17 ключевых вопросов. Проведена антикоррупционная экспертиза более полутора тысяч проектов законов Санкт-Петербурга и нормативно-правовых актов. В 69-ти из них выявлены и устранены коррупциогенные факторы.

Повысилось доверие петербуржцев к постоянно работающей горячей линии «Нет коррупции!». Через электронный почтовый ящик на портале Правительства города и специально выделенную телефонную линию принято 979 обращений. 94 из них содержали признаки коррупционных проявлений и были рассмотрены совместно с правоохранительными органами. В 6 случаях информация подтвердилась полностью и направлена в Прокуратуру и следственные органы города, в 9 случаях - частично.

Один из самых надежных способов профилактики коррупции - отделить чиновника от заявителя. По итогам 2010 года уже открыт 21 многофункциональный центр по оказанию государственных услуг населению, по одному в каждом районе, а в Калининском, Невском и Приморском - по два. В этом году откроем еще 10. Сегодня через МФЦ предоставляется 110 госуслуг, до конца года их будет уже 150. В том числе они будут предоставляться в электронном виде.

4. Информационное обеспечение Законодательного Собрания Санкт- Петербурга

Поддерживаются контакты с 605 общественными организациями и 111 муниципальными образованиями, которые посредством электронной почты в ежедневном режиме получают информацию о деятельности ЗС СПб.

В рамках экскурсионных программ "Открытые двери парламента" и "Уроки парламентаризма" Мариинский дворец посетило более 6 тысяч петербуржцев и гостей Северной столицы.

2 июня 2010 г. открылась выставка работ выпускников и учащихся художественных школ Петербурга в рамках благотворительной акции "От сердца к сердцу". Около 200 художественных работ были переданы в дар больницам города: НИИ скорой помощи им. Джанелидзе, детской больнице №19 им. Раухфуса, городскому детскому консультативно-диагностическому центру. 7 мая 2010 г. в особняке Румянцева состоялось торжественное открытие зала "Герои Отечества", в котором представлена мультимедийная экспозиция, объединившая материалы о битве за Ленинград 1941-1944 годов, о Героях Советского Союза и полных кавалерах ордена Славы, защищавших Ленинград в годы Великой Отечественной войны, и о ныне проживающих в Санкт-Петербурге Героях Советского Союза и Героях России, получивших это звание уже в послевоенное время. 17 ноября 2010 г. состоялось открытие пятой фотовыставки студентов и аспирантов Санкт-Петербургского государственного университета под названием "Петербург - в мире, мир - в Петербурге".

При Законодательном Собрании Санкт-Петербурга аккредитовано 468 журналистов из более 100 средств массовой информации.

Вышло 42 номера официального издания "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".

Работает и постоянно обновляется официальный сайт Собрания. На сайте организована прямая трансляция заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

5.Основные направления законодательной деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в 2011 году

В соответствии с совместным планом законопроектной работы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга на 2011-2012 годы работа будет вестись по следующим приоритетным для города направлениям:

Конституционный строй и основы государственного управления:

- Правоотношения в сфере административно-территориального устройства Санкт-Петербурга
- Правоотношения в сфере территориальных избирательных комиссий

- Правовые отношения, связанные с муниципальной службой

- Общественные отношения в сфере устройства государственной власти
-Общественные отношения в сфере установления административной ответственности

-Среднесрочное планирование социально-экономического развития Санкт-Петербурга

Социальная политика:

- Общественные отношения в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства

- Общественные отношения, возникающие в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

- Общественные отношения в сфере социального обеспечения

Финансы:

- Установление источников образования и направления расходования средств бюджета Санкт-Петербурга в 2012-2014 годах

- Правоотношения в сфере бюджетного процесса

- Правоотношения в сфере инвестиционного налогового кредита

Хозяйственная деятельность:

-Общественные отношения в сферах градостроительной деятельности и градостроительного регулирования

- Отношения в сфере охраны объектов культурного наследия

-Общественные отношения в сфере осуществления инновационной деятельности

Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды:

-Правоотношения в сфере разграничения полномочий в области мелиорации земель

Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм:

- Общественные отношения в сфере здравоохранения

-Правоотношения в сфере организации отдыха и оздоровления детей и молодежи

- Общественные отношения в сфере туризма

-Правоотношения в сфере политики в отношении соотечественников за рубежом

- Правоотношения в сфере охраны здоровья граждан.

Заключение

1 марта 2011 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция, посвященная обсуждению проекта Стратегии социально-экономического развития СЗФО до 2020 года.

В рамках Конференции были проведены два пленарных заседания и совместное заседание Комитета экономического развития и торговли Ассоциации «Северо-Запад» и Комитета по экономической политике и бюджетным вопросам Парламентской Ассоциации Северо-Запада России.

Стратегические цели развития СЗФО определялись на основе анализа проблем развития округа, прогнозных оценок с учетом перспективных интересов субъектов федерации, входящих в федеральный округ, хозяйствующих субъектов, населения. Внешним стратегическим фоном при формировании целевых установок явилась долгосрочная концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегические цели развития СЗФО являются ориентирами для стратегического планирования на уровне субъектов федерации и могут быть эффективно реализованы лишь на основе их экономического взаимодействия.

В качестве основных стратегических целей социального характера определены следующие.

1. Преодоление демографического спада в результате проведения активной социально-экономической и демографической политики, за счет снижения смертности и увеличения рождаемости. Прекращение естественной убыли и восстановление роста численности населения. Целевой ориентир к 2020 году – 13,5 млн. жителей.

2. Снижение уровня безработицы до 3% к 2020 году. Оптимизация профессиональной и пространственной структуры занятости. Приближение рабочих мест к местам проживания населения. Целевой ориентир – достижение уровня обеспеченности населения рабочими местами в ареале своего проживания до 85% (против 75% в настоящее время).

3. Рост реальных доходов населения в период до 2020 года в среднем на 7,0 - 7,5% в год при снижении степени неравномерности распределения доходов по субъектам федерации, входящим в округ, и по социальным группам. Уменьшение доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума до 5-6%.

4. Преодоление существенных различий в уровнях социального и экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в СЗФО. Целевой ориентир – отклонение в сторону понижения от средних по округу показателей среднедушевых денежных доходов и размера регионального валового продукта на душу населения не более чем на 25%.

5. Повышение доступности и уровня обеспеченности населения жильем. Решение проблемы ветхого и аварийного жилья. Улучшение использования существующего жилищного фонда. Стимулирование строительства недорогого социального жилья. Совершенствование финансовых инструментов в жилищной сфере. Развитие аренды жилья. Целевой ориентир – достижение средней обеспеченности общей площадью жилых помещений до уровня 30-32 кв. м на одного человека.

6. Социально-экономическая активизация депрессивных сельских территорий на основе стимулирования сохранения существующих и создания новых рабочих мест, внедрения новых форм социально-культурного обслуживания, повышения транспортной доступности населения до центров муниципальных образований.

7. Улучшение среды проживания, включая такие ее элементы как общественный транспорт, коммунальный комфорт, качество дорог, экономическая безопасность, благоустройство, удобство предоставления социальных услуг, правопорядок.

В числе стратегических целей экономического развития Северо-Западного федерального округа наиболее важными являются следующие.

1. Модернизация и инновационное развитие базовых секторов экономики округа и входящих в него субъектов федерации. Доведение доли продукции инновационного характера в региональном внутреннем продукте (в целом по СЗФО) до 25%, в том числе в промышленности до 30%.

2. Увеличение на основе модернизации и инновационного развития среднегодовых темпов роста валового регионального продукта к 2020 году до 106-107%, а производительности труда до 107-108%.

3. Экономическая активизация депрессивных территорий. Создание 600-700 тысяч новых и восстановленных рабочих мест на основе перепрофилирования временно не работающих предприятий и строительства новых объектов, развития малого и среднего бизнеса, предприятий, ориентированных на региональные и локальные рынки, подъема сельского хозяйства, развитие социальной сферы.

4. Освоение континентального шельфа и подготовка к экономическому использованию ресурсов Арктического сектора. Создание в северных субъектах, входящих в федеральный округ, соответствующей инфраструктуры и перерабатывающих предприятий. Доведение уровня добычи нефти до 15-20 млн. тонн, природного газа – до 30-40 млрд. куб. м. Размещение промежуточной базы снабжения на архипелаге Новая Земля вне границ ядерного полигона, ввиду его оптимального территориального расположения к месторождению, позволяющее существенно снизить риски при работе в суровых климатических условиях Арктики.

Подготовка и переподготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для работы в условиях Арктики на базе Северного (Арктического) Федерального университета.

5. Ускоренное развитие на инновационной основе машиностроительного комплекса региона, в том числе путем создания системы производственных кластеров. Развитие межтерриториальной кооперации машиностроительных производств. Целевой ориентир – доведение доли машиностроительной продукции в объеме промышленного производства до 30%.

6. Развитие сельскохозяйственного производства как отрасли, имеющей важное экономическое и социальное значение на основе внедрения инновационных технологий, интеграции с промышленными предприятиями, кооперации в малом секторе сельского хозяйства и фермерстве. Восстановление роста поголовья скота, прекращение выбытия сельхозугодий, в том числе посевных площадей. Целевой ориентир – достижение к 2020 году среднегодовых темпов роста сельскохозяйственной продукции в размере 4,5-5%.

7. Модернизация лесопромышленного комплекса за счет углубления переработки леса, расширения лесозаготовок в периферийных территориях, строительства лесовозных дорог, улучшения организационной структуры лесопользования. Оптимизация экспорта лесопродукции.

8. Стимулирование создания в экономике субъектов федерации, входящих в СЗФО, и на уровне отдельных предприятий, секторов хозяйства, играющих роль «базы выживания» при реализации неблагоприятных прогнозов развития ситуации и возникновения кризисов. Это позволит не допустить резкого обострения ситуации в сфере занятости, бюджетных отношений.

В перспективе до 2020 года в Северо-Западном федеральном округе будут существовать определенные ограничения и угрозы в социально-экономическом развитии, которые в ряде случаев могут усугубляться.

Наиболее существенное ограничивающее значение будет иметь динамика демографического развития, что поставит количественные ограничения в численности трудовых ресурсов, особенно на некоторых территориях. Произойдет снижение численности отдельных групп населения, что обусловит определенные спросовые ограничения.

По-прежнему будут существовать структурные ограничения в использовании трудовых ресурсов региона. Не будет до конца преодолена тенденция концентрации предпочтений жителей округа (прежде всего, в крупных городах) на престижных профессиях и нежелания трудоустраиваться в таких отраслях и сферах экономики как благоустройство, строительство, общественный транспорт, сельское хозяйство, здравоохранение (младший и средний медицинский персонал) и других.

Ограничительное значение будет иметь нехватка квалифицированных кадров в массовых рабочих профессиях (что связано с проблемами функционирования учреждений профтехобразования и среднего технического образования), а также в инженерном деле. Нельзя ожидать существенного роста квалификации работников в данном сегменте занятости.

В качестве организационных и институциональных ограничений будут выступать недостаточная степень развития форм и методов государственного регулирования экономических и социальных процессов, поведения собственников хозяйствующих субъектов. Потребуется применение новых методов стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов в целях обеспечения модернизации и инновационного развития экономики.

Как ограничение возможностей развития и межрегионального сотрудничества следует рассматривать значительную асимметрию в уровнях социального развития и инвестиционной активности между отдельными субъектами Российской Федерации, расположенных на территории СЗФО. Это может препятствовать реализации стратегических проектов и программ социально-экономического развития регионального характера, усугублять имеющиеся проблемы и вызывать нежелательные миграции населения.

Достаточно существенно будут в ряде субъектов федерации ограничения транспортного и инфраструктурного характера, речь идет в первую очередь о дорогах внутриобластного и местного значения, местной энергетической инфраструктуры, тепло- и водоснабжения

Анализ законотворческой деятельности государственных органов законодательной власти отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-западного федерального округа, показывает, что в регионах к настоящему времени создана достаточно прочная нормативно- правовая база, которая позволяет решать наиболее важные для развития СЗФО задачи.

В качестве приоритетных направлений дальнейшего развития законодательства выступают:

- приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным

- принятие бюджета и контроль его исполнения

- социальная защита населения

- реализация административной реформы

Существует также ряд конкретных задач, связанных со спецификой округа:

- Усовершенствование ряда положений законодательной базы на федеральном и региональном уровне в области управления лесами, включая обеспечения охраны лесов от незаконных рубок, пожаров, защиты от вредителей и болезней, обеспечения развития инфраструктуры лесных регионов, использования рекреационных функций леса, недревесных лесных ресурсов, туризма.

- Совершенствование законодательства в части усиления властных полномочий работников лесоохраны с целью уменьшения объемов нелегальных рубок.

- С целью расширения и наращивания объемов кредитования инвестиционных программ и проектов предприятий реального сектора экономики необходимо совершенствование правового регулирования залогового обеспечения по банковским кредитам, предусмотреть введение системы их государственной регистрации и запрета на совершение операций с ним без согласования с кредитором;

- Главной целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства является создание условий для реализации гражданами законных прав на жилище в соответствии с установленными социальными нормативами и стандартами. Население должно получать услуги, отвечающие стандартам, и иметь возможность влиять на их объем и качество.

- Совершенствование миграционного законодательства и увеличение мобильности населения способны сгладить проблемы рынка труда, обусловленные старением населения и низкой продолжительностью жизни в Санкт-Петербурге.