АО, 2011, ноябрь Основные демографические процессы в Российской Федерации
4.1. Политика в отношении повышения рождаемости
За последние десятилетия рождаемость в Европе резко снизилась, заметно увеличился средний возраст матери при рождении первого ребенка.
Значение коэффициента суммарной рождаемости в начале 1960-х годов практически во всех странах ЕС превышало уровень простого воспроизводства (примерно 2,1 ребенка на женщину), причем в некоторых – Испании, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Словакии – довольно значительно (до 3 рождений на женщину и более). Однако уже к началу 1970-х годов оно опустилось ниже уровня простого воспроизводства населения во многих из них. Со снижением рождаемости сократились и различия между странами по этому показателю, хотя в некоторых странах отмечались определенные периоды снижения и роста коэффициента суммарной рождаемости.
В последние годы в странах Европы наметилась тенденция умеренного повышения рождаемости. Если в 2002 году значение коэффициента суммарной рождаемости по ЕС в целом составило 1,45, то в 2006 году оно увеличилось до 1,53 ребенка на женщину. Можно отметить, что в 2008 году значение коэффициента суммарной рождаемости составляло от 1,32 в Словакии до 2,10 в Ирландии, а в 2007 году - от 1,25 в Словакии до 2,01 в той же Ирландии. Небольшое увеличение коэффициента суммарной рождаемости, по сравнению с 2007 годом, произошло во всех странах, кроме Люксембурга, в котором его значение не изменилось. По сравнению с 2002 годом, величина коэффициента суммарной рождаемости увеличилась во всех странах ЕС, кроме Португалии, Кипра, Люксембурга и Мальты. Наибольшее увеличение - на 0,3 - отмечалось в Чехии, Словакии, Болгарии. Эстонии и Швеции. Несмотря на некоторое увеличение коэффициента, его значение во всех странах, кроме Ирландии, остается ниже уровня, необходимого для простого замещения поколений (2,1). В 2010 году суммарный коэффициент рождаемости в Испании составил 1,47; в Германии 1,42; в Италии 1,32; в Чехии 1,25. Самая высокая рождаемость в 2010 году африканской стране Нигер – 7,68 ребенка на женщину, самая низкая же в Сингапуре – 1.10 ребенка на человека.
В европейских странах рождаемость женщин старших репродуктивных возрастов была низка уже в начале 1970-х годов. Теперь она стала еще ниже, опустившись практически до нуля в возрастной группе 45-49 лет. Одновременно существенно сократилась рождаемость женщин наиболее плодовитых возрастов – на 57% в группе 20-24 лет, на 32% в группе 25-29 лет. Сократилась и рождаемость и самой младшей возрастной группы потенциальных матерей – на 51%. В то же время немного увеличилась рождаемость женщин 30-34 лет (на 2%). Пик рождаемости переместился с возрастной группы 20-24 года на группу 25-29 лет.
Помимо низкой и сравнительно «старой» рождаемости, для Европы характерен рост удельного веса родившихся вне зарегистрированного брака. В последние годы этот феномен набирает силу во всех странах ЕС и в некоторых из них, особенно на севере Европы, уже большая часть рождений происходит вне официально зарегистрированного брака.[1]
Опыт европейских стран свидетельствует о том, что высокий уровень затрат на семейные пособия (в сочетании с другими мерами поддержки семей с детьми) может способствовать подъему рождаемости.
В странах, где уровень расходов на семейные пособия в 80-90-е годы и начале нового века оставался высоким (более 2% от ВВП) наблюдался рост рождаемости и сохранение достигнутого уровня после роста, либо небольшое снижение.[2]
Все страны – члены Европейского союза имеют систему периодических детских или семейных пособий. В большинстве случаев они сильно дифференцированы по уровню дохода, региону проживания, количеству детей, семейному статусу и т.д. Некоторые страны устанавливают верхнюю и нижнюю границы пособий. Неуниверсальный характер выплат существенно затрудняет международные сравнения. В процессе реформирования семейных пособий многие страны заменили периодические денежные выплаты, в том числе предоставляемые после проверки дохода, на систему налоговых льгот.
Не менее разветвленными являются современные системы родительских отпусков: варьирует как денежное покрытие отпуска, так и его продолжительность, минимальная и максимальная. Для международных сравнений систем отпусков используется показатель FTE (Full-time equivalent), который представляет собой произведение доли денежного покрытия на продолжительность отпуска в неделях. В пересчете на полностью оплаченные недели по отпускам по уходу за ребенком лидируют Швеция, Германия и Норвегия.
В соответствии с рекомендациями Совета Европы характеристики материнских отпусков в последние годы становятся более однородными по странам, но дальнейшего сближения отпускных схем пока не происходит. В трансформациях систем отпусков общей тенденцией выступает их поворот в сторону гендерного равенства. Все больше стран вводят краткосрочные отцовские отпуска, дают право пользоваться отпуском по уходу за ребенком любому из родителей или применяют комбинированные схемы.
Соединенные Штаты Америки традиционно выделяются на фоне других стран из-за низкого уровня семейной поддержки. В настоящее время социальное обеспечение семьи в США в значительной степени зависит от тех льгот, которые предоставляет работодатель. Как правило, крупные фирмы имеют собственные программы поддержки семьи, включающие в себя предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, гибкий график рабочего времени, переход на неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений и т.п. США все еще не имеют общефедерального законодательства, полностью регулирующего предоставление отпусков по беременности и родам.[3]
Во многих странах Восточной Европы правительства сегодня стремятся повысить уровень рождаемости, которая резко сократилась после развала Советского Союза. Молодым семьям теперь принято оказывать различную материальную помощь за рождение ребенка. Так, в Румынии за каждого новорожденного родители получают 50 евро, еще 1560 евро им выплачивается в течение двух лет после рождения ребенка. В Словакии за первенца родителям платят 340 евро, а за каждого последующего ребенка – 140. В Болгарии смотрят в будущее. Здесь предлагают полностью компенсировать студентам стоимость обучения в вузах, если за пять лет учебы в их семьях появятся на свет двое детей.
[1] Статистический комитет Европейского Союза – Eurostat Youth in Europe. A statistical portrait // Eurostat, 2009
[2] Данные Social Expenditure Database ( www.oecd.org/els/social/expenditure) за 2005 г.
[3] http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0447/analit01.php , мировая практика применения основных мер семейной политики, институт демографии государственного университета – Высшей школы экономики