АВ 2012г. Выпуск 1 "О финансировании системы образования в 2011-2014 годах"
1. Макроэкономические показатели бюджета системы образования
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год определены, исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 58 683,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,0 процента (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года): прогнозируемый объем доходов федерального бюджета в сумме 11 779 855 206,0 тыс. рублей, а общий объем расходов федерального бюджета в сумме 12 656 443 993,1 тыс. рублей.
Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на 2014 год утверждены, исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 64 803,0 млрд. рублей и 72 493,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года) и 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года). Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2013 год составляет 12 705 859 982,0 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 14 091 831 089,0 тыс. рублей. соответственно общий объем расходов федерального бюджета на 2013 год запланирован в сумме 13 730 605 307,4 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 343 265 132,7 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 14 582 949 963,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 833 577 459,2 тыс. рублей;
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для внесения в 2012 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета, связанные с особенностями исполнения федерального бюджета и (или) перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, в частности, перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству образования и науки Российской Федерации по подразделу "Высшее и послевузовское профессиональное образование" раздела "Образование" классификации расходов бюджетов на совершенствование стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования, а также на выплату стипендий Президента Российской Федерации и стипендий Правительства Российской Федерации студентам и аспирантам, обучающимся по направлениям подготовки и специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, и стипендий Правительства Российской Федерации обучающимся по образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, в соответствии с порядками, установленными Правительством Российской Федерации.
То же касается перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству образования и науки Российской Федерации по подразделу "Высшее и послевузовское профессиональное образование" раздела "Образование" классификации расходов бюджетов на выплату дополнительной стипендии для студентов, которые будут обучаться по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, на единовременную выплату на приобретение специальной формы одежды этой категории студентов федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, между главными распорядителями средств федерального бюджета на осуществление указанных выплат, а также перераспределения бюджетных ассигнований между видами расходов классификации расходов бюджетов, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета на предоставление субсидий на конкурсной основе (грантов) физическим и юридическим лицам в области культуры, искусства, образования, науки и техники.
Бюджетная политика в сфере образования на планируемый период будет направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда.
В расходах федерального бюджета на образование наибольший удельный вес составляют расходы на высшее профессионального образование (свыше 70%).
Учитывая значимость подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием для экономики страны в 2012-2014 годах, предусматривается продолжение начатой в 2010 году поддержки инновационно-активных вузов, развития кооперации российских вузов и производственных предприятий, привлечения в российские вузы ведущих ученых, развития в них инновационной инфраструктуры, научных проектов, реализуемых совместно с ведущими вузами и ведущими научными организациями.
В рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011-2013 годах из федерального бюджета будут предоставлены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, включая разработку и реализацию проектов перспективного развития для каждой школы, и обеспечение повышения оплаты труда педагогических работников общеобразовательных школ в объеме 120,0 млрд. рублей, в том числе в 2011 году – 20,0 млрд. рублей, 2012 году – 60,0 млрд. рублей и в 2013 году – 40,0 млрд. рублей.
С 1 января 2012 года уменьшены расходы федерального бюджета, связанные с обеспечением деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования (29,1 млрд. рублей в 2012 году, 29,9 млрд. рублей в 2013 году, 30,1 млрд. рублей в 2014 году), которые будут осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2012-2014 годах предусмотрено 99,1 млрд. рублей, в том числе в 2012 году – 41,6 млрд. рублей, в 2013 году – 37,2 млрд. рублей, в 2014 году – 20,3 млрд. рублей.
При этом финансовое обеспечение мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в планируемом периоде будет осуществляться в том числе за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы и Федеральной адресной инвестиционной программы.
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы развития образования планируются в объеме 11,7 млрд. рублей в 2012 году, 11,3 млрд. рублей в 2013 году, 9,8 млрд. рублей в 2014 году.
После 2010г. сократилось число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 2,1%). В то же время увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 0,6%), лицеев (на 1,2%) и численность обучающихся в них.
Если число образовательных учреждений среднего профессионального образования в целом сократилось на 16 единиц (на 0,6%), то число государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования возросло на 22 единицы (на 0,9%).
Уменьшилось число государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, при этом число филиалов этих учреждений увеличилось на 3 единицы (на 0,3%).
В 2010г. аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн.человек (110,5% к уровню 2009г.), о среднем (полном) общем образовании - 0,7 млн.человек (88,7%).
Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования увеличился по сравнению с 2009г. на 5,2 тыс.человек, или на 0,8%. На условиях полного возмещения стоимости обучения приступили к занятиям в них 182,1 тыс.человек, или 27,1% от общего числа принятых (в 2009г. - 183,1 тыс., или 27,5%).
Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2010г. сократился на 134,2 тыс.человек (на 10,1%) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения (сокращение составило 91,1 тыс.человек, или 15,0%). Численность принятых на дневную форму обучения уменьшилась на 19,2 тыс.человек, или на 3,0%.
В основу бюджетной и налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» (далее также Бюджетное послание) и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации оценивают в 2011 году в сумме 6 502,6 млрд, рублей или с ростом к оценке 2010 года на 5%, в 2012 году - 6 725,4 млрд, рублей (или 103%), в 2013 году - 7 070,8 млрд, рублей (105 % к уровню 2012 года).
Указанные бюджетные ассигнования направлены на модернизацию профессионального образования, в том числе осуществлена поддержка развития федеральных автономных и бюджетных учреждений, продолжена системная поддержка ведущих российских вузов, осуществлена поддержка субъектов Российской Федерации, реализующих комплексные проекты модернизации профессионального образования, ориентированного на подготовку квалифицированных рабочих и технических специалистов.