АВ 2012г. Выпуск 1 "О финансировании системы образования в 2011-2014 годах"
9. Предложения и выводы
Демографическая ситуация отразится на численности учащихся общеобразовательных школ. В период до 2013 года прогнозируется незначительный рост численности первоклассников. К 2012 году предусматривается завершение перехода к нормативно-подушевому механизму оплаты услуг в сфере общего образования. Школы получат большую свободу в распоряжении денежными средствами при повышении ответственности за конечные результаты.
Увеличится доля обучающихся в современных условиях от общей численности обучающихся по основным программам общего образования и к 2013 году достигнет уровня 80% против 60% в 2011 году. Доля детей-инвалидов, получающих общее образование с использованием дистанционных образовательных технологий, составит к 2013 году 90% от общего числа детей-инвалидов против 75% в 2011 году.
Доля граждан, поступивших в ведущие университеты по образовательным программам высшего профессионального образования по ступени "магистр" и послевузовского профессионального образования очной формы обучения, в общей численности обучающихся достигнет в 2013 году 45%, против 30% в 2011 году.
Доля выпускников ведущих университетов очной формы обучения по приоритетным направлениям научно-технического развития страны достигнет 20%, против 10% в 2011 году.
Доля иностранных граждан в общем контингенте студентов ведущих университетов, обучающихся по очной форме обучения на условиях полного возмещения затрат, достигнет к 2013 году 5,7%, против 4,8% в 2011 году.
Целью направления "развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании" является создание системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам, в том числе включение образовательных учреждений в систему комплексного электронного мониторинга; переход к оказанию государственных услуг в сфере образования в электронном виде.
В результате реализации указанного направления ПНПО количество услуг, оказываемых государственными органами власти системы образования в электронном виде, к 2013 году составит 12% против 3% в 2011 году.
Доля образовательных учреждений, включенных в систему постоянного мониторинга, составит к 2013 году 40% против 5% в 2011 году.
В результате реализации комплексной модернизации сферы образования предусматривается обеспечение повышения качества и доступности образования для всех категорий граждан, увеличение доли граждан, обучающихся в современных условиях, развитие систем дистанционного образования, использование современных информационных технологий и образовательных ресурсов, обновление кадрового потенциала образовательных учреждений, увеличение инновационной составляющей развития высшего профессионального образования, увеличение доли граждан, ежегодно повышающих свою квалификацию, повышение участия работодателей в государственном регулировании развития сферы образования.
В целом по сфере образования с учетом современной экономической ситуации будет продолжена оптимизация бюджетных расходов, позволяющая сохранить финансирование всех основных направлений системы образования не ниже уровня 2010 года.
В рамках содействия реформированию образования предусматривается поддержка национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", направленной на обеспечение современных условий получения общего образования. Инициатива утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 N Пр-271.
Реализация Инициативы осуществляется по следующим направлениям:
переход на новые образовательные стандарты;
развитие системы поддержки талантливых детей;
совершенствование учительского потенциала;
изменение инфраструктуры школьной сети, обеспечивающей права граждан на выбор образовательных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги;
сохранение и укрепление здоровья школьников;
расширение самостоятельности школ.
Модернизацию общего образования с вовлечением всех субъектов Российской Федерации предусматривается осуществить с учетом реформы бюджетных учреждений.
В этот период будет продолжено реформирование сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающих на старшей ступени общего образования профильное обучение и возможность получения профессиональных навыков.
Предусматривается повсеместное внедрение объективной системы оценки достижений учащихся, основанной на использовании механизма единого государственного экзамена и предметных олимпиад.
В целях повышения конкурентности и открытости общего образования предусматривается обеспечить развитие в образовательных учреждениях общественно-государственных форм управления. К 2012 году управляющие советы предусматривается создать во всех учреждениях общего образования.
К 2012 году предусматривается завершение перехода к нормативно-подушевому механизму оплаты услуг в сфере общего образования. Школы получат большую свободу в распоряжении денежными средствами при повышении ответственности за конечные результаты.
Демографическая ситуация отразится на численности учащихся общеобразовательных школ, которая составит соответственно 97,6% и 98,5% (первый и второй варианты) от уровня 2009 года.
В период до 2013 года прогнозируется незначительный рост численности первоклассников.
Доля детей, получающих дополнительное образование, к 2013 году также будет иметь положительную динамику и составит соответственно 54,3% и 54,7% (первый и второй варианты) (уровень 2009 года 52,9 процента).
В расходах федерального бюджета на образование наибольший удельный вес составляют расходы на высшее профессиональное образование (свыше 70%).
Учитывая значимость подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием для экономики страны в 2012 - 2014 годах, предусматривается продолжение начатой в 2010 году поддержки инновационно-активных вузов, реализации развития кооперации российских вузов и производственных предприятий, привлечения в российские вузы ведущих ученых, развития в них инновационной инфраструктуры, научных проектов, реализуемых совместно с ведущими вузами и ведущими научными организациями.
В рамках реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2011 - 2013 годах из федерального бюджета будут предоставлены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, включая разработку и реализацию проектов перспективного развития для каждой школы, и обеспечение повышения оплаты труда педагогических работников общеобразовательных школ в объеме 120,0 млрд. рублей, в том числе в 2011 году - 20,0 млрд. рублей, 2012 году - 60,0 млрд. рублей и в 2013 году - 40,0 млрд. рублей.
С 1 января 2012 года уменьшены расходы федерального бюджета, связанные с обеспечением деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования (32,4 млрд. рублей в 2012 году, 33,6 млрд. рублей в 2013 году, 33,9 млрд. рублей в 2014 году), которые будут осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2012 - 2014 годах предусмотрено 94,4 млрд. рублей, в том числе в 2012 году - 41,6 млрд. рублей, в 2013 году - 26,4 млрд. рублей, в 2014 году - 26,4 млрд. рублей.
При этом финансовое обеспечение мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" в планируемом периоде будет осуществляться в том числе за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы и Федеральной адресной инвестиционной программы.
На основании всего сказанного выше можно сделать следующие выводы.
1. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» формирует расходы федерального бюджета в соответствии с нынешней экономической ситуацией в стране и в мире.
2. Все основные мероприятия государственной политики, направленной на модернизацию и развитие системы образования в России, получат адекватную действующим обстоятельствам экономическую поддержку в близкосрочной перспективе в период до 2014 год.
3. Направления приоритетного национального проекта «Образование» образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги.
4. В целях сохранения объема расходов федерального бюджета на образование на уровне 2012 года предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования, что является особенностью формирования федерального бюджета на планируемый период.