АО, 2011, декабрь "О бюджетной поддержке науки в 2012-2014 годах"
6. Выводы и предложения
Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность осуществления поддержки научных исследований, выполняемых бюджетными учреждениями в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, как за счет денежных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, так и за счет грантов (субсидий на конкурсной основе) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда. При этом необходимо отметить, что гранты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, полученные бюджетными учреждениями из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в форме субсидий на конкурсной основе, с момента нахождения на счете грантополучателя, не относятся к средствам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Закон предусматривает, что государственные фонды являются государственными бюджетными учреждениями. В целях финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности юридическими и (или) физическими лицами могут создаваться фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (негосударственные фонды), правовое положение которых определяет Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
Анализ доходной части федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов свидетельствуют о том, что в стране по-прежнему реализуется инерционный, энергосырьевой сценарий социально-экономического развития. В частности, об этом свидетельствует высокая доля доходов федерального бюджета, планируемых получить в 2012 году за счет доходов от экспорта природных ресурсов, в основном нефтегазовых доходов (47,33% от доходов федерального бюджета) на фоне низких доходов, полученных от распоряжения имуществом, правами на РИД, находящимися в федеральной собственности.
Правоприменительная практика показала недостатки системы присвоения статуса наукограда и механизмов оказания им финансовой поддержки . На сегодняшний день принципиально важно обеспечить четкую взаимосвязь статуса наукограда, объема компетенции органов местного самоуправления в связи с наделением муниципалитетов таким статусом, форм и методов их государственной поддержки, а также особенностей организации местного самоуправления в таких муниципальных образованиях.
В настоящее время система оказания финансовой поддержки наукоградам не ориентируется на стимулирование органов местного самоуправления по поддержке развития ими инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры и обеспечению роста инвестиционной привлекательности муниципального образования с учетом программ социально-экономического развития наукоградов. По данным Счетной палаты Российской Федерации, выделяемые из федерального бюджета средства для финансирования дополнительных расходов наукоградов на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов, направляются ими в основном на развитие коммунального хозяйства таких городов.
Кроме того, предоставление указанных межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов не связывается с требованиями о разработке и утверждении органами местного самоуправления наукоградов муниципальных целевых программ по развитию социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов. Вместе с тем решение указанных вопросов без применения программно-целевых методов бюджетного планирования снижает как эффективность и комплексность их реализации, так и возможности осуществления уполномоченными федеральными органами государственной власти контроля за целевым и эффективным использованием органами местного самоуправления наукоградов средств из федерального бюджета, выделяемых на данные цели.
29 июня 2011 г. было представлено Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах. Этот документ не является законодательным актом, но определяет основные направления налоговой политики государства в ближайшей перспективе.
В Бюджетном послании были определены следующие основные проблемы бюджетной политики:
- отсутствие полной настроенности государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой областях, на стимулирование инновационного развития страны: не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста;
- неэффективность принимаемых в ручном режиме мер (в качестве примера приведены сложности применения новых механизмов поддержки инноваций, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации ;
- существование барьеров, препятствующих созданию хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, в частности отсутствие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов с существенной долей участия бюджетных учреждений и проблемы управления интеллектуальной собственностью;
- проблемы, связанные с формальным подходом к внедрению новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг;
- инерционность планирования и увеличения расходов без оценки их реальной отдачи и соответствия целям государственной политики в условиях конъюнктурно высоких цен на нефть.