Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2012г. май Развитие политической системы Российской Федерации

Приложение 2.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Аналитическое управление

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Законодательная деятельность
Государственной Думы VI созыва
по развитию политической системы

Серия: Государственное строительство и конституционные права граждан.

Москва
2012

В справке дан обзор принятых Государственной Думой VI созыва федеральных законов, направленных на дальнейшее совершенствование политической системы Российской Федерации, проведен анализ внесенного Президентом России на рассмотрение Государственной Думы законопроекта «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» - следующего этапа совершенствования политической системы.

Аналитическую справку подготовили:

Петров А.Е., начальник Аналитического управления Аппарата Государственной Думы;

Гайденко А.В., заместитель начальника Аналитического управления Аппарата Государственной Думы;

Могилевский К.И., начальник отдела аналитического сопровождения законодательства Аналитического управления Аппарата Государственной Думы;

Макеичев И.А., главный советник отдела аналитического сопровождения законодательства Аналитического управления Аппарата Государственной Думы.

Издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Государственной Думы.

Ответственный за выпуск:

Могилевский К.И., тел. 692-39-07, mogilev@ duma. gov. ru

Подписано к размещению в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы: 24 мая 2012 г.

© При перепечатке и цитировании ссылка на настоящие материалы обязательна


23 марта принят в третьем чтении Федеральный закон от 02.04.12 № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» (в части либерализации требований к созданию и деятельности политических партий) (внесён Президентом России).

Закон опубликован и вступил в силу 4 апреля 2012 года, после утверждения Советом Федерации и подписания Президентом Российской Федерации.

В настоящее время политическая система России находится в процессе реформирования и модернизации. Одним из этапов этой модернизации является упрощение порядка регистрации политических партий. По действующему законодательству для регистрации политической партии необходимо было иметь в своих рядах не менее сорока тысяч человек и располагать региональными отделениями численностью не менее 400 человек в более чем в половине субъектов РФ. Такая норма являлась чересчур громоздкой и затратной, что лишало значительное число граждан возможности участия в политических процессах. По сути, своими положениями, закон открывает возможности для того, чтобы политическая и гражданская активность российского общества трансформировалась в созидательную политическую деятельность.

Данным законом предусматривается, что политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов. Требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях, которые должны быть образованы не менее чем в половине субъектов РФ, отменяются. Такие требования могут быть установлены уставом политической партии.

Политическая партия не может быть ликвидирована в связи с недостаточной численностью членов политической партии в ее региональных отделениях.

При создании политической партии норма представительства делегатов учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию, устанавливается из расчета не менее 2-х делегатов (в настоящее время - не менее 3-х делегатов) от каждого из региональных отделений, образованных не менее чем в половине субъектов РФ.

Политическая партия один раз в три года (в настоящее время ежегодно) представляет в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и референдумах, а также копию сводного финансового отчета. Один раз в три года (в настоящее время ежегодно) сводный финансовый отчет представляется и в ЦИК России.

Уполномоченные органы, осуществляющие контроль за соблюдением политическими партиями законодательства вправе не чаще одного раза в три года (в настоящее время не чаще одного раза в год) знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений и число членов политической партии.

Введено правило приостановки регистрации партии в случае несоответствия представленных документов требованиям закона. Минюст России должен будет указать на конкретные несоответствия, после чего заявитель вправе в трехмесячный срок их устранить.

В связи с большим общественным резонансом, по приглашению Совета Думы в обсуждении этого законопроекта в третьем, окончательном чтении приняли участие партии, не представленные в Государственной Думе: «Патриоты России», «Правое Дело» и «Яблоко». В рамках деятельности рабочей группы при Президенте РФ были выработаны поправки, которые были учтены в законопроекте. В частности, по просьбе представителей незарегистрированных партий был изменен срок вступления закона в силу. Ранее планировалось, что действовать закон начнет с января 2013 года. Теперь же новые правила регистрации партий вступят в силу сразу же после официального опубликования законопроекта.

В ходе обсуждения все фракции Государственной Думы, представители приглашенных партий и Общественной палаты консолидировано поддержали принятие законопроекта в третьем чтении, как базового документа в модернизации политической системы страны.

25 апреля принят в третьем чтении Федеральный закон от 02.05.12. №41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления" (внесён Президентом России).

Закон опубликован и вступил в силу 4 мая 2012 года, после утверждения Советом Федерации и подписания Президентом Российской Федерации.

Законом предусматривается, что при проведении любых выборов, за исключением выборов Президента России, все политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей.

Однако число собираемых подписей будет существенно уменьшено – на поддержку кандидата на должность Президента России указанные политические партии должны собрать не менее 100 тыс.подписей избирателей (в настоящее время - не менее 2 млн. подписей). При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 2,5 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории этого субъекта РФ (в настоящее время - не более 50 тыс.), и не более 2,5 тыс. подписей избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ (если осуществляется сбор подписей среди таких избирателей).

С 2 млн. до 300 тыс. сокращено число подписей, которое необходимо собрать в свою поддержку кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения. В одном субъекте РФ, а также за пределами территории РФ может быть собрано не более 7,5 тыс. подписей (в настоящее время – 50 тыс.).

Сокращено число подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов на региональных и местных выборах. Оно устанавливается законом субъекта РФ и не может превышать 0,5% (в настоящее время – 2%) от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

Общественные объединения, не являющиеся политическими партиями и обладающие статусом избирательного объединения на выборах в органы местного самоуправления, должны собирать подписи в поддержку выдвинутых ими кандидатов.

25 апреля принят в третьем чтении Федеральный закон от 02.05.12. №40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (по вопросу об избрании гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) ( внесён Президентом России).

Предусматривается, что кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с Президентом России, порядок проведения которых определяется Президентом России. При этом политическим партиям не потребуется собирать подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов.

Кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения, необходимо будет собрать подписи избирателей в количестве, определяемом законом субъекта РФ. Вводится дополнительный «муниципальный фильтр» - кандидата на должность губернатора должны поддержать 5-10 % (на усмотрение субъекта РФ) муниципальных депутатов.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более 5-и лет. В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными проводятся повторные выборы, а до вступления в должность избранного высшего должностного лица субъекта РФ исполнение его обязанностей осуществляется лицом, назначенным Президентом России.

Устанавливается, что основанием для утраты доверия Президента России являются выявление в отношении высшего должностного лица субъекта РФ фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов.

Предусматривается возможность отзыва высшего должностного лица в случаях нарушения им законодательства РФ или законодательства субъекта РФ либо неоднократного грубого без уважительных причин неисполнения своих обязанностей. При этом факты нарушения законодательства и неисполнения обязанностей должны быть установлены судом. Процедура отзыва проводится по инициативе населения порядке, установленном для проведения референдума субъекта РФ, с учетом, что инициатива проведения голосования по отзыву может быть выдвинута не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в должность избранного высшего должностного лица субъекта РФ.

Закон опубликован и вступил в силу 4 мая 2012 года, после утверждения Советом Федерации и подписания Президентом Российской Федерации.

16 февраля Президент России внес в Государственную Думу законопроект № 21870-6 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Законопроект находится на рассмотрении».

Законопроектом предусматривается сохранить действующую в настоящее время пропорциональную избирательную систему, на основе которой проводятся выборы депутатов Государственной Думы. В то же время в рамках этой избирательной системы предлагается ряд новаций, направленных на обеспечение представительства избирателей всех субъектов Российской Федерации в Государственной Думе, а также на упрощение отдельных избирательных процедур.

Территория Российской Федерации разделяется на 225 территориальных единиц. Территориальные единицы образуются на основе единой нормы представительства избирателей на территориальную единицу, что обеспечивает примерное равенство территориальных единиц по числу избирателей и соблюдение тем самым принципа равного избирательного права. Для определения числа территориальных единиц в каждом субъекте Российской Федерации число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, делится на число, составляющее единую норму представительства.

Представительство избирателей в Государственной Думе обеспечивается и для тех субъектов Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. В каждом из таких субъектов Российской Федерации образуется одна территориальная единица, включающая в себя всю территорию субъекта Российской Федерации.

Границы территориальных единиц устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации один раз в десять лет (на две избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы). политические партии смогут заранее определиться, на какие региональные группы будут разбиты выдвигаемые ими федеральные списки кандидатов и какое число кандидатов потребуется включить в список.

При выдвижении федеральных списков кандидатов политические партии в связи с отсутствием их структурных подразделений на территориях тех или иных субъектов Российской Федерации могут определить территориальные единицы, в которых не будут представлены региональные группы. С учетом такого регулирования наличие общефедеральной части федерального списка кандидатов не предусматривается.

Впервые вводится регулирование участия сетевых изданий в предвыборной агитации. Требования, предъявляемые к сетевым изданиям, во многом аналогичны тем, которые предъявляются к негосударственным средствам массовой информации. В частности, речь идет о единых для всех политических партий условиях оплаты услуг по размещению агитационных материалов, об опубликовании сведений о размере и условиях оплаты не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы и иных требованиях. В то же время агитация в сетевых изданиях может начинаться со дня опубликования в них сведений о размере и условиях оплаты услуг по размещению предвыборных агитационных материалов, а в иных средствах массовой информации – за 28 дней до дня голосования.

В целях повышения гласности и открытости выборов закрепляется право наблюдателей вести фото- и видеосъемку на избирательных участках, а также гарантируется возможность осуществления непрерывной видеотрансляции в сети "Интернет" хода голосования и подсчета голосов избирателей на всей территории Российской Федерации.

В числе новаций следует также отметить возможность создания избирательных фондов не только политическими партиями и их региональными отделениями, но и кандидатами, которые вправе назначать своих уполномоченных по финансовым вопросам.

С учетом изменения требований к минимальной численности политических партий и ожидаемого в связи с этим увеличения числа политических партий, которые будут бороться за депутатские мандаты, на выборах депутатов Государственной Думы может быть зарегистрировано более десяти федеральных списков кандидатов. В этом случае в избирательном бюллетене также помещаются только наименования политических партий и их эмблемы (поскольку комплексы обработки избирательных бюллетеней имеют ограничения по длине избирательного бюллетеня), а полный список кандидатов, включенных в соответствующие региональные группы, вывешивается в кабине для тайного голосования.

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Депутатские мандаты распределяются сначала между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусматривающей передачу мандатов спискам пропорционально полученному ими числу голосов избирателей. Следует отметить, что в методике заложен компенсационный механизм, обеспечивающий представительство в Государственной Думе избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта Российской Федерации. Обеспечение такого представительства осуществляется путем передачи не менее одного депутатского мандата федеральному списку кандидатов, получившему наибольшее число голосов в субъекте Российской Федерации.

Законопроектом предусмотрены отсылочные нормы к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в который планируется внести изменения в связи с данным законопроектом. Например, предполагается установить пятилетний срок полномочий участковых избирательных комиссий и уточнить порядок их формирования, предусматривающий сохранение профессионализма в деятельности избирательных комиссий при том, что политические партии должны быть максимально в них представлены.