Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2013г. Модернизация политической системы и совершенствование избирательного законодательства

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данном разделе представлен анализ практики применения избирательного законодательства, проведенный на основе предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК России) по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, поступившие в ЦИК России, в т.ч. по результатам избирательных кампаний 2011-12 года: выборов депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации, высших должностных лиц и депутатов региональных и муниципальных законодательных (представительных) органов власти субъектов России.

В проведенном ЦИК России мониторинге представлены предложения по внесению изменений в следующие законодательные акты:

1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - поступило всего 286 предложений, из них 126 предложений по итогам избирательного цикла 2011-2012 гг.

2. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» - поступило 13 предложений.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - поступило 11 предложений.

4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» - поступило 6 предложений.

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации - поступило 6 предложений.

6. Федеральный закон от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - поступило 4 предложения.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации - поступило 3 предложения.

8. Федеральный закон от 11 июля 2001 №95-ФЗ «О политических партиях» - поступило 2 предложения.

9. Федеральный закон. от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - поступило 2 предложения.

10. Федеральный закон от 10 января 2003 года №20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»» - поступило 1 предложение.

11. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» - поступило 1 предложение.

12. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» - поступило 1 предложение.

Инициаторами предложений по результатам применения федерального избирательного законодательства выступили избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (286 предложений от избирательных комиссий 57 регионов), члены ЦИК России (в т.ч. в рамках рабочей группы – 63 предложения), подразделения ЦИК России (40 предложений), политические партии (всего 16 предложений от 5 партий, в т.ч. 7 инициатив от ВПП «Единая Россия»).

Мониторинг норм законодательства носит проблемный характер. Предлагаемые изменения в федеральное законодательство, связаны, прежде всего, с необходимостью актуализации норм права (113 замечаний) в связи с принятием в 2012 г. ряда законов, затрагивающих избирательный процесс, а также для решения практических проблем (107 предложений), устранения пробелов в правовом регулировании (39 прецедентов), неопределенности (36 замечаний) и неоднозначности (13 замечаний) в понимании норм права. В результате мониторинга выявлен ряд внутренних противоречий в законодательстве (13 замечаний), установлено несоответствие анализируемых законов иным актам законодательства(5 замечаний) и юридико-технические неточности (2 замечания).

Большинство предложений и замечаний (всего 286) поступило к Федеральному закону № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Представленные проблемы применения и предложения по их устранению можно условно разделить на несколько групп:

1. Основные понятия и общие положения. Сроки полномочий и назначение выборов. Инициатива и назначение референдума – внесено 16 инициатив, из них 6 по результатам последнего избирательного цикла.

2. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума. Избирательные округа. Списки избирателей, участников референдума. Избирательные участки, участки референдума – внесено 16 инициатив, из них 6 по результатам последнего избирательного цикла.

3. Избирательные комиссии: порядок формирования, полномочия, статус членов избирательных комиссий. Гласность в деятельности избирательных комиссий – внесено 58 инициатив, из них 20 по результатам последнего избирательного цикла.

4. Участие политических партий в избирательном процессе. Выдвижение и регистрация кандидата, списка кандидатов – внесено 46 инициатив, из них 30 по результатам последнего избирательного цикла.

5. Статус кандидата, доверенного лица кандидата, избирательного объединения, члена инициативной группы по проведению референдума – внесено 5 инициатив, из них 2 по результатам последнего избирательного цикла.

6. Информационное обеспечение выборов и референдума. Предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума – внесено 42 инициативы, из них 20 по результатам последнего избирательного цикла.

7. Финансирование выборов, референдума – внесено 16 инициатив, из них 9 по результатам последнего избирательного цикла.

8. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей. Повторное голосование. Повторные и дополнительные выборы. Юридическая сила решения, принятого на референдуме – внесено 68 инициатив, из них 17 по результатам последнего избирательного цикла.

9. Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме и ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдуме – внесено 7 инициатив, из них 4 по результатам последнего избирательного цикла.

10. Продление и сокращение сроков полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Переход к единой дате голосования – внесена 1 инициатива.

11. Вопросы, прямо не урегулированные в федеральных законах, но связанные с выборами – внесено 4 инициативы, из них 1 по результатам последнего избирательного цикла.

Наибольшее количество замечаний поступило к следующим статьям № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:

Наименование статьи ФЗ № 67

Предлагаемые изменения

Статья 29.

Статус членов комиссий

- снизить требования к членам избирательных комиссий с правом решающего голоса в малочисленных населенных пунктах на муниципальных выборах;

- отказаться от института членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

Статья 30. Гласность в деятельности комиссий

- конкретизировать положения статьи в части присутствия представителей СМИ и наблюдателей в помещении для голосования в день голосования.

Статья 35. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями

- юридически доработать процедуру получения избирательными комиссиями информации о кандидатах и процедуру проверки достоверности указанных сведений;

- согласовать единые формы для межведомственного взаимодействия избирательных комиссий при проверке сведений о кандидатах;

- унифицировать документы, представляемые политическими партиями в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

Статья 38.

Регистрация кандидатов, списков кандидатов, порядок назначения референдума

- уточнить правомочия кандидата на стадии его выдвижения и регистрации;

- обязать избирательные комиссии уведомлять кандидата о неполноте представленных сведений и основаниях для отказа в регистрации;

- ограничить кандидата в праве повторного выдвижения в случае снятия им своей кандидатуры в рамках одной избирательной кампании.

Статья 48 .

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

- исключить излишние ограничения на проведение агитации;

- расширить полномочия избирательных комиссий в части контроля за изготовлением кандидатами печатных агитационных материалов и порядком оплаты их изготовления;

- исключить запрет на проведение предвыборной агитации в СМИ лицами, замещающими государственные должности;

- допустить возможность публикации предвыборной программы на выборах в органы местного самоуправления в сети Интернет.

Статья 54.

Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

- обеспечить контроль избирательных комиссий за организацией и выполнением работ по изготовлению кандидатами или партиями печатных агитационных материалов, а также за порядком оплаты изготовления предвыборных агитационных материалов из соответствующих избирательных фондов

Статья 66.

Порядок голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования

- исключить жесткое законодательное закрепление количества переносных ящиков, используемых в день голосования;

- расширить перечень уважительных причин, по которым избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования;

- упростить протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии.

Статья 68.

Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией

- внести изменения, связанные со случаями использования на избирательном участке технических средств подсчета голосов;

- более четко определить перечень оснований для ручного пересчета голосов избирателей в случае использования на участке технических средств подсчета голосов.

Вывод: По итогам анализа представленной ЦИК России таблицы мониторинга практики применения федерального законодательства при подготовке и проведении выборов и референдумов можно констатировать, что большое количество замечаний и предложений свидетельствует о необходимости внесения изменений в нормы избирательного законодательства в части регулирования:

а) порядка голосования и подсчета голосов избирателей;

б) порядка формирования и полномочий избирательных комиссий, статуса членов избирательных комиссий

в) гласности в деятельности избирательных комиссий и предвыборной агитации;

г) вопросов выдвижения и регистрации кандидатов.

Максимальное количество замечаний (286) поступило к Федеральному закону № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что свидетельствует о необходимости его доработки в рамках реформирования политической системы и модернизации избирательного законодательства.

Исходя из представленного мониторинга в доработке нуждаются статьи 29, 30, 35, 38, 48, 54, 66, 68 ФЗ №67.

Также высказан ряд предложений о необходимости приведения норм закона в соответствие с положениями нормативных актов, устанавливающих единый день голосования (6 инициатив), закрепляющих образование участковых избирательных комиссий сроком на пять лет, регулирующих отношения в связи с использованием персональных данных.

Наряду с этим, в мониторинге содержится ряд предложений в части разрешения территориальным избирательным комиссиям приобретать статус юридического лица в связи с изменением срока их полномочий и предусмотреть работу председателей и секретарей территориальных избирательных комиссий на постоянной (штатной) основе. Региональные избирательные комиссии выражают инициативу регламентировать процедуру видеонаблюдения за ходом голосования и уточнить процедуру погашения открепительных удостоверений и бюллетеней.

В числе предложений, поступивших к иным законодательным актам, содержатся инициативы внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части установления ответственности за хищение избирательных документов (бюллетеней).

Также предлагается дополнить санкции за нарушение кандидатами при выдвижении процедуры сбора подписей в части процедуры сбора подписей муниципальных депутатов при выдвижении на выборах высшего должностного лица субъекта федерации, установленной в связи с изменением порядка избрания глав регионов Российской Федерации.

Анализ представленного мониторинга показал, что 12 замечаний и предложений уже учтены в ходе реформирования избирательного законодательства. Подробная информация представлена в приложениях 2 и 3.