АВ 2013г. Модернизация политической системы и совершенствование избирательного законодательства
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В данном разделе представлен анализ практики применения избирательного законодательства, проведенный на основе предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК России) по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, поступившие в ЦИК России, в т.ч. по результатам избирательных кампаний 2011-12 года: выборов депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации, высших должностных лиц и депутатов региональных и муниципальных законодательных (представительных) органов власти субъектов России.
В проведенном ЦИК России мониторинге представлены предложения по внесению изменений в следующие законодательные акты:
1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - поступило всего 286 предложений, из них 126 предложений по итогам избирательного цикла 2011-2012 гг.
2. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» - поступило 13 предложений.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - поступило 11 предложений.
4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» - поступило 6 предложений.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации - поступило 6 предложений.
6. Федеральный закон от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - поступило 4 предложения.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации - поступило 3 предложения.
8. Федеральный закон от 11 июля 2001 №95-ФЗ «О политических партиях» - поступило 2 предложения.
9. Федеральный закон. от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - поступило 2 предложения.
10. Федеральный закон от 10 января 2003 года №20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»» - поступило 1 предложение.
11. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» - поступило 1 предложение.
12. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» - поступило 1 предложение.
Инициаторами предложений по результатам применения федерального избирательного законодательства выступили избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (286 предложений от избирательных комиссий 57 регионов), члены ЦИК России (в т.ч. в рамках рабочей группы – 63 предложения), подразделения ЦИК России (40 предложений), политические партии (всего 16 предложений от 5 партий, в т.ч. 7 инициатив от ВПП «Единая Россия»).
Мониторинг норм законодательства носит проблемный характер. Предлагаемые изменения в федеральное законодательство, связаны, прежде всего, с необходимостью актуализации норм права (113 замечаний) в связи с принятием в 2012 г. ряда законов, затрагивающих избирательный процесс, а также для решения практических проблем (107 предложений), устранения пробелов в правовом регулировании (39 прецедентов), неопределенности (36 замечаний) и неоднозначности (13 замечаний) в понимании норм права. В результате мониторинга выявлен ряд внутренних противоречий в законодательстве (13 замечаний), установлено несоответствие анализируемых законов иным актам законодательства(5 замечаний) и юридико-технические неточности (2 замечания).
Большинство предложений и замечаний (всего 286) поступило к Федеральному закону № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Представленные проблемы применения и предложения по их устранению можно условно разделить на несколько групп:
1. Основные понятия и общие положения. Сроки полномочий и назначение выборов. Инициатива и назначение референдума – внесено 16 инициатив, из них 6 по результатам последнего избирательного цикла.
2. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума. Избирательные округа. Списки избирателей, участников референдума. Избирательные участки, участки референдума – внесено 16 инициатив, из них 6 по результатам последнего избирательного цикла.
3. Избирательные комиссии: порядок формирования, полномочия, статус членов избирательных комиссий. Гласность в деятельности избирательных комиссий – внесено 58 инициатив, из них 20 по результатам последнего избирательного цикла.
4. Участие политических партий в избирательном процессе. Выдвижение и регистрация кандидата, списка кандидатов – внесено 46 инициатив, из них 30 по результатам последнего избирательного цикла.
5. Статус кандидата, доверенного лица кандидата, избирательного объединения, члена инициативной группы по проведению референдума – внесено 5 инициатив, из них 2 по результатам последнего избирательного цикла.
6. Информационное обеспечение выборов и референдума. Предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума – внесено 42 инициативы, из них 20 по результатам последнего избирательного цикла.
7. Финансирование выборов, референдума – внесено 16 инициатив, из них 9 по результатам последнего избирательного цикла.
8. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей. Повторное голосование. Повторные и дополнительные выборы. Юридическая сила решения, принятого на референдуме – внесено 68 инициатив, из них 17 по результатам последнего избирательного цикла.
9. Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме и ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдуме – внесено 7 инициатив, из них 4 по результатам последнего избирательного цикла.
10. Продление и сокращение сроков полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Переход к единой дате голосования – внесена 1 инициатива.
11. Вопросы, прямо не урегулированные в федеральных законах, но связанные с выборами – внесено 4 инициативы, из них 1 по результатам последнего избирательного цикла.
Наибольшее количество замечаний поступило к следующим статьям № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:
Наименование статьи ФЗ № 67
|
Предлагаемые изменения |
Статья 29. Статус членов комиссий |
- снизить требования к членам избирательных комиссий с правом решающего голоса в малочисленных населенных пунктах на муниципальных выборах; - отказаться от института членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. |
Статья 30. Гласность в деятельности комиссий
|
- конкретизировать положения статьи в части присутствия представителей СМИ и наблюдателей в помещении для голосования в день голосования. |
Статья 35. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями |
- юридически доработать процедуру получения избирательными комиссиями информации о кандидатах и процедуру проверки достоверности указанных сведений; - согласовать единые формы для межведомственного взаимодействия избирательных комиссий при проверке сведений о кандидатах; - унифицировать документы, представляемые политическими партиями в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. |
Статья 38. Регистрация кандидатов, списков кандидатов, порядок назначения референдума
|
- уточнить правомочия кандидата на стадии его выдвижения и регистрации; - обязать избирательные комиссии уведомлять кандидата о неполноте представленных сведений и основаниях для отказа в регистрации; - ограничить кандидата в праве повторного выдвижения в случае снятия им своей кандидатуры в рамках одной избирательной кампании. |
Статья 48 . Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума |
- исключить излишние ограничения на проведение агитации; - расширить полномочия избирательных комиссий в части контроля за изготовлением кандидатами печатных агитационных материалов и порядком оплаты их изготовления; - исключить запрет на проведение предвыборной агитации в СМИ лицами, замещающими государственные должности; - допустить возможность публикации предвыборной программы на выборах в органы местного самоуправления в сети Интернет. |
Статья 54. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
|
- обеспечить контроль избирательных комиссий за организацией и выполнением работ по изготовлению кандидатами или партиями печатных агитационных материалов, а также за порядком оплаты изготовления предвыборных агитационных материалов из соответствующих избирательных фондов |
Статья 66. Порядок голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования |
- исключить жесткое законодательное закрепление количества переносных ящиков, используемых в день голосования; - расширить перечень уважительных причин, по которым избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования; - упростить протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии. |
Статья 68. Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией |
- внести изменения, связанные со случаями использования на избирательном участке технических средств подсчета голосов; - более четко определить перечень оснований для ручного пересчета голосов избирателей в случае использования на участке технических средств подсчета голосов. |
Вывод: По итогам анализа представленной ЦИК России таблицы мониторинга практики применения федерального законодательства при подготовке и проведении выборов и референдумов можно констатировать, что большое количество замечаний и предложений свидетельствует о необходимости внесения изменений в нормы избирательного законодательства в части регулирования:
а) порядка голосования и подсчета голосов избирателей;
б) порядка формирования и полномочий избирательных комиссий, статуса членов избирательных комиссий
в) гласности в деятельности избирательных комиссий и предвыборной агитации;
г) вопросов выдвижения и регистрации кандидатов.
Максимальное количество замечаний (286) поступило к Федеральному закону № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что свидетельствует о необходимости его доработки в рамках реформирования политической системы и модернизации избирательного законодательства.
Исходя из представленного мониторинга в доработке нуждаются статьи 29, 30, 35, 38, 48, 54, 66, 68 ФЗ №67.
Также высказан ряд предложений о необходимости приведения норм закона в соответствие с положениями нормативных актов, устанавливающих единый день голосования (6 инициатив), закрепляющих образование участковых избирательных комиссий сроком на пять лет, регулирующих отношения в связи с использованием персональных данных.
Наряду с этим, в мониторинге содержится ряд предложений в части разрешения территориальным избирательным комиссиям приобретать статус юридического лица в связи с изменением срока их полномочий и предусмотреть работу председателей и секретарей территориальных избирательных комиссий на постоянной (штатной) основе. Региональные избирательные комиссии выражают инициативу регламентировать процедуру видеонаблюдения за ходом голосования и уточнить процедуру погашения открепительных удостоверений и бюллетеней.
В числе предложений, поступивших к иным законодательным актам, содержатся инициативы внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части установления ответственности за хищение избирательных документов (бюллетеней).
Также предлагается дополнить санкции за нарушение кандидатами при выдвижении процедуры сбора подписей в части процедуры сбора подписей муниципальных депутатов при выдвижении на выборах высшего должностного лица субъекта федерации, установленной в связи с изменением порядка избрания глав регионов Российской Федерации.
Анализ представленного мониторинга показал, что 12 замечаний и предложений уже учтены в ходе реформирования избирательного законодательства. Подробная информация представлена в приложениях 2 и 3.