АВ 2013г. Выпуск 6 "О концепции государственной стратегии в области подготовки и трудоустройства выпускников учебных заведений России"
2.2. Роль системы образования в удовлетворении спроса на рынке труда
Согласно данным опроса 2010 года, более половины студентов вузов уже во время обучения получают опыт практической работы: каждый пятый имел постоянную работу, многие работали временно или имели разовые заработки, и только 44,7% из них не работали вообще. Среди студентов НПО и СПО какой-либо опыт работы имели более 40%, хотя постоянная работа была лишь у немногих из них. Большинство студентов вузов работают официально, в отличие от студентов НПО и СПО, которые в основном не оформляют свои отношения с работодателем. У каждого третьего студента, которые имели работу в период обучения, она связана с получаемой специальностью.
Больше всего работающих среди студентов вузов, меньше всего среди школьников. С повышением уровня образования растет доля тех, кто работал на постоянной основе. Среди учащихся НПО их доля не превышала 8%, а СПО — 11%. Среди студентов вузов таких занятых примерно 20%.
Образовательные организации являются субъектами гражданского права. Образовательная организация действует на основании устава, утверждаемого в соответствии с законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Формально трудоустройство выпускников не включено в обязательный функционал учебных заведений, хотя, как правило, вузы стараются оказывать содействие данному процессу. Образовательная организация не вправе предусматривать в своем уставе занятия такими видами деятельности, которые не названы в законе. Будучи юридическим лицом, образовательная организация вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в уставе.
Как показывают опросы последних лет, наиболее распространенными проблемами, с которыми сталкивались выпускники при трудоустройстве, были отсутствие опыта работы, отсутствие свободных рабочих мест, низкий уровень предлагаемой заработной платы.
Оценивая достаточность профессиональных знаний, приобретенных в учебном заведении для выполнения первой работы, большинство выпускников считали, что полученных ими знаний было вполне достаточно. Около 9% выпускников с высшим и 19% выпускников со средним профессиональным образованием отметили, что полученные ими знания не пригодились на работе, а примерно 15%, что полученных знаний было недостаточно.
По данным мониторинга 2010 года только около трети студентов, выбирая учебное заведение, ориентировались на ту конкретную профессию, которая им нравится. [1] Студенты учреждений НПО в основном выбирали те учебные заведения, куда нетрудно поступить и где несложно учиться. Студенты учреждений СПО и ВПО больше внимания обращали на квалификацию преподавателей. Кроме того, для студентов ВПО имела существенное значение репутация выбранного вуза.
Около трети студентов признают, что учатся в первую очередь ради диплома, получение которого для них важнее получения знаний. Больше всего таких студентов в учреждениях НПО — 39,3%, среди студентов СПО приоритет диплома над знаниями отмечают 30,3%. В высшем образовании ситуация несколько отличается: здесь большинство студентов все же учатся ради знаний, а получение диплома важнее только для четверти из них,
Только половина нынешних студентов предполагают, что будут работать именно по той специальности, которой в настоящее время обучаются. Поскольку и выбор учебного заведения, как было отмечено выше, только в половине случаев был связан с выбором будущей профессии, ожидания студентов относительно профиля их будущей работы вполне соотносятся с этими данными.
По ряду специальностей, по которым подготовка кадров разрешена только в государственных учебных заведениях, план подготовки, выпуска и трудоустройства выпускников является прерогативой государственных органов власти. По таким видам экономической деятельности спрос и предложение на рынке труда можно полагать согласованным. Тот факт, что по ряду таких направлений обучения (педагоги, врачи, военные и т.п.) не все выпускники приступают к работе по полученной специальности, как правило, обусловлен не количественным соотношением спроса и предложения, а социально-материальными ожиданиями выпускников и реалиями жизни (условиями труда и быта).
В 2011 г. более половины занятого в экономике населения в возрасте 15-65 лет имели работу, связанную с полученной профессией (специальностью) или близкую к ней. Почти 40% занятых работали не по профессии. Среди молодежи в возрасте 16-29 лет 57,8% имели работу, связанную с полученной профессией (специальностью) или близкую к ней. Наибольший процент занятого населения, работавшего по полученной специальности (или близкой) наблюдается среди лиц с послевузовским профессиональным образованием (83%), высшим профессиональным образованием (70,9%). Сводные данные относительно доли з анятых в экономике по уровню образования и наличию основной работы, связанной с полученной профессией (специальностью): за 2011 год приведены в таблице. [2]
|
|
в том числе имеют образование | |||||||
послеву-
|
высшее профес-сиональное |
неполное высшее профессио- нальное |
среднее профессио- нальное |
начальное профессио- нальное |
среднее (полное) общее |
основное общее |
не имеют основного общего | ||
Занятые в возрасте 15-65 лет, имеющие профессию (специальность), подтвержденную дипломом (свидетельством), всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе, выполняли основную работу: | |||||||||
полностью соответствующую полученной специальности |
45,3 |
66,1 |
53,0 |
29,0 |
39,1 |
41,7 |
49,0 |
53,9 |
35,0 |
близкую к полученной специальности |
14,6 |
16,9 |
17,9 |
21,5 |
15,0 |
9,9 |
5,8 |
2,8 |
17,9 |
не соответствующую полученной специальности |
39,6 |
15,7 |
28,7 |
48,3 |
45,4 |
48,0 |
43,9 |
41,1 |
28,8 |
не определено |
0,5 |
1,2 |
0,4 |
1,2 |
0,5 |
0,4 |
1,3 |
2,2 |
18,3 |