Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2013г. Выпуск 6 "О концепции государственной стратегии в области подготовки и трудоустройства выпускников учебных заведений России"

2.2. Роль системы образования в удовлетворении спроса на рынке труда

Согласно данным опроса 2010 года, более половины студентов вузов уже во время обучения получают опыт практической работы: каждый пятый имел постоянную работу, многие работали временно или имели разовые заработки, и только 44,7% из них не работали вообще. Среди студентов НПО и СПО какой-либо опыт работы имели более 40%, хотя постоянная работа была лишь у немногих из них. Большинство студентов вузов работают официально, в отличие от студентов НПО и СПО, которые в основном не оформляют свои отношения с работодателем. У каждого третьего студента, которые имели работу в период обучения, она связана с получаемой специальностью.

Больше всего работающих среди студентов вузов, меньше всего среди школьников. С повышением уровня образования растет доля тех, кто работал на постоянной основе. Среди учащихся НПО их доля не превышала 8%, а СПО — 11%. Среди студентов вузов таких занятых примерно 20%.

Образовательные организации являются субъектами гражданского права. Образовательная организация действует на основании устава, утверждаемого в соответствии с законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Формально трудоустройство выпускников не включено в обязательный функционал учебных заведений, хотя, как правило, вузы стараются оказывать содействие данному процессу. Образовательная организация не вправе предусматривать в своем уставе занятия такими видами деятельности, которые не названы в законе. Будучи юридическим лицом, образовательная организация вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в уставе.

Как показывают опросы последних лет, наиболее распространенными проблемами, с которыми сталкивались выпускники при трудоустройстве, были отсутствие опыта работы, отсутствие свободных рабочих мест, низкий уровень предлагаемой заработной платы.

Оценивая достаточность профессиональных знаний, приобретенных в учебном заведении для выполнения первой работы, большинство выпускников считали, что полученных ими знаний было вполне достаточно. Около 9% выпускников с высшим и 19% выпускников со средним профессиональным образованием отметили, что полученные ими знания не пригодились на работе, а примерно 15%, что полученных знаний было недостаточно.

По данным мониторинга 2010 года только около трети студентов, выбирая учебное заведение, ориентировались на ту конкретную профессию, которая им нравится. [1] Студенты учреждений НПО в основном выбирали те учебные заведения, куда нетрудно поступить и где несложно учиться. Студенты учреждений СПО и ВПО больше внимания обращали на квалификацию преподавателей. Кроме того, для студентов ВПО имела существенное значение репутация выбранного вуза.

Около трети студентов признают, что учатся в первую очередь ради диплома, получение которого для них важнее получения знаний. Больше всего таких студентов в учреждениях НПО — 39,3%, среди студентов СПО приоритет диплома над знаниями отмечают 30,3%. В высшем образовании ситуация несколько отличается: здесь большинство студентов все же учатся ради знаний, а получение диплома важнее только для четверти из них,

Только половина нынешних студентов предполагают, что будут работать именно по той специальности, которой в настоящее время обучаются. Поскольку и выбор учебного заведения, как было отмечено выше, только в половине случаев был связан с выбором будущей профессии, ожидания студентов относительно профиля их будущей работы вполне соотносятся с этими данными.

По ряду специальностей, по которым подготовка кадров разрешена только в государственных учебных заведениях, план подготовки, выпуска и трудоустройства выпускников является прерогативой государственных органов власти. По таким видам экономической деятельности спрос и предложение на рынке труда можно полагать согласованным. Тот факт, что по ряду таких направлений обучения (педагоги, врачи, военные и т.п.) не все выпускники приступают к работе по полученной специальности, как правило, обусловлен не количественным соотношением спроса и предложения, а социально-материальными ожиданиями выпускников и реалиями жизни (условиями труда и быта).

В 2011 г. более половины занятого в экономике населения в возрасте 15-65 лет имели работу, связанную с полученной профессией (специальностью) или близкую к ней. Почти 40% занятых работали не по профессии. Среди молодежи в возрасте 16-29 лет 57,8% имели работу, связанную с полученной профессией (специальностью) или близкую к ней. Наибольший процент занятого населения, работавшего по полученной специальности (или близкой) наблюдается среди лиц с послевузовским профессиональным образованием (83%), высшим профессиональным образованием (70,9%). Сводные данные относительно доли з анятых в экономике по уровню образования и наличию основной работы, связанной с полученной профессией (специальностью): за 2011 год приведены в таблице. [2]



(проценты)



Всего

в том числе имеют образование

послеву-
зовское профес-сиональное

высшее профес-сиональное

неполное высшее профессио- нальное

среднее профессио- нальное

начальное профессио- нальное

среднее (полное) общее

основное общее

не имеют основного общего

Занятые в возрасте 15-65 лет, имеющие профессию (специальность), подтвержденную дипломом (свидетельством), всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе, выполняли основную работу:

полностью соответствующую полученной специальности

45,3

66,1

53,0

29,0

39,1

41,7

49,0

53,9

35,0

близкую к полученной специальности

14,6

16,9

17,9

21,5

15,0

9,9

5,8

2,8

17,9

не соответствующую полученной специальности

39,6

15,7

28,7

48,3

45,4

48,0

43,9

41,1

28,8

не определено

0,5

1,2

0,4

1,2

0,5

0,4

1,3

2,2

18,3



[1] Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования (по данным Мониторинга экономики образования 2010 г.)

[2] По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения Источник: Федеральная служба государственной статистики