АВ 2013г. Выпуск 6 "О концепции государственной стратегии в области подготовки и трудоустройства выпускников учебных заведений России"
Выводы и предложения
На основании сказанного выше, можно сделать следующие выводы.
Прежде всего, следует уточнить предмет и цели государственной политики и государственных интересов по обсуждаемой проблеме.
В настоящее время отменены требования к выпускникам определенный срок отработать по специальности по государственному распределению. Поэтому понятие «трудоустройство выпускников» потеряло тот смысл, которым было наполнено 20-30 лет назад.
Трудоустройство выпускников, само по себе не свидетельствует о достижении личных целей или государственных интересов. Фактом трудоустройства выпускников можно формально считать любую первую работу после окончания учебного заведения вне зависимости от срока смены работы. Полученное обучаемым образование можно считать эффективным только, если трудовая вакансия заполнена в целях экономических потребностей региона, нужд трудовой организации, а также в интересах самого работника.
Показателем качества подготовки и эффективности трудоустройства выпускников должны служить рост производительности труда и/или увеличение объема регионального национального продукта.
Уже ранее было сказано, что отдельно в рамках государственного регулирования в области образования, либо отдельно в рамках трудового права не достижимо формирование эффективной стратегии подготовки и трудоустройства выпускников учебных заведений Российской Федерации. Проблема носит выраженный экономический характер и решение ее требует привлечения дополнительных методов и средств.
В рамках обсуждаемой проблемы первоочередным является прогноз развития субъекта Российской Федерации, муниципального образования, направления промышленного производства или отрасли экономики с целью формирования государственного задания к учебным заведениям российской системы образования, обслуживающим данную территорию. Одновременно надлежит осуществлять мониторинг спроса и предложения на региональном рынке образовательных услуг.
Учебные заведения системы образования, ориентированные на кадровое обеспечение потребностей промышленного производства и нужд народного хозяйства, должны иметь отраслевую и территориальную подведомственность, с целью учета интересов отраслей экономики и территориальных образований.
Государственное задание в отношении направления специальностей и объема выпуска специалистов должны учитывать интересы регионов и предприятий народного хозяйства, а также данные мониторинга и прогноза развития, соответствующих структур и образований.
При формировании методов государственного управления необходимо осуществлять дифференцированный подход к разным секторам системы образования в зависимости от формы собственности и источников финансирования. Государственное управление приемлемо и уместно при наличии бюджетных источников финансирования или государственного имущества.