АВ 2013г. Законодательное регулирование оборота интеллектуальной собственности, защиты авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях
Законодательные инициативы депутатов Государственной Думы по совершенствованию законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационных сетях
В связи с особой актуальностью вопросов, связанных с защитой интеллектуальных прав в сети Интернет, ряд депутатов подготовили и внесли на рассмотрение Государственной Думы законопроекты, направленные на повышение эффективности борьбы с распространением информации, нарушающим интеллектуальные права.
25 июня 2013 года депутатами Государственной Думы С.С.Говорухиным, Л.Л.Левиным, И.А.Яровой, Н.А.Шайденко, И.В.Соколовой внесен законопроект № 303374-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Данный законопроект разработан в целях совершенствования механизмов защиты авторских прав от нарушений, связанных с размещением информации, содержащей объекты авторских и смежных прав, информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет». Законопроект содержит новую статью КоАП 13.29. «Непринятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию с нарушением интеллектуальных прав». Указанная статья предусматривает административную ответственность информационных посредников за непринятие ими мер по удалению информации и (или) ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию с нарушением интеллектуальных прав. Законопроект вводит административную ответственность информационного посредника и устанавливает штрафы от 5 тыс. руб. (для граждан) до 1 млн. руб. (для юридических лиц) за отказ в удалении контента по требованию правообладателя.
28 августа 2013 года депутатами Государственной Думы И.И.Мельниковым, О.Н.Смолиным, Д.Г.Гудковым, И.В.Пономаревым внесен законопроект № 336400-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав субъектов деятельности в сфере использования информационно-телекоммуникационных технологий».
Авторы настоящего законопроекта предлагают признать Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» и все внесенные им в российское законодательство изменения утратившими силу.
17 сентября 2013 года депутатами Государственной Думы Р.А.Шлегелем, М.П.Максаковой-Игенбергс, М.В.Дегтяревым, З.Я.Рахматуллиной, Е.Н.Сенаторовой внесен законопроект № 342640-6 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации», Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Законопроект расширяет действие законодательства по борьбе с нарушением интеллектуальных прав в сети «Интернет» на все объекты авторских и смежных прав и устанавливает возможность обращения правообладателя, при выявлении фактов нарушения его прав, за исключением прав на фильмы, в Суд по интеллектуальным правам. В целях упрощения порядка доказательства своих прав в суде устанавливается, что порядок закрепления результатов интеллектуальной деятельности определяет соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Устанавливается, что правообладатель обязан указывать в обращении к информационному посреднику, при обнаружении факта нарушения своих интеллектуальных прав, точный указатель на страницы сайта, а не IP-адрес такового, поскольку осуществить поиск по всему информационному ресурсу не всегда представляется возможным.
Исключается условие заведомой неосведомленности операторов связи в противоправном характере передаваемой ими информации из оснований для освобождения операторов связи от ответственности в случае нарушения третьими лицами интеллектуальных прав в сети «Интернет», поскольку обязанность постоянно отслеживать передаваемый контент в случае получения информации о противоправном характере распространения того или иного объекта авторского права может приводить к фактической парализации работы операторов связи.
Исключается возможность предъявления информационным посредникам требований по возмещению морального вреда, нанесенного ущерба или по изъятию материальных носителей в случае нарушения третьими лицами интеллектуальных прав в сети «Интернет», поскольку применение данных мер нивелирует саму концепцию освобождения информационных посредников от ответственности.
Устанавливается, что правообладатель вправе обратиться в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер по отношению к информационному посреднику только в том случае, если информационный посредник не принял меры по прекращению нарушения после уведомления его правообладателем. Устанавливается порядок такого уведомления и возможности лица, разместившего информацию, представить свои обоснованные возражения. При этом информационный посредник несет ответственность за отказ в информационном взаимодействии с правообладателем. Введение порядка досудебного урегулирования конфликта отвечает нормам мировой практики и содействует разгрузке органов суда.
Определяется, что предписанное операторам связи ограничение доступа к информации, размещение которой нарушает интеллектуальные права, должно осуществляться в первую очередь по универсальному указателю страницы сайта, и только в случае невозможности такового – посредством ограничения доступа ко всему сайту через IP-адрес. Известно, что ограничение доступа по IP-адресу является неэффективным, поскольку легко обходится недобросовестными владельцами информационных ресурсов. Кроме того, блокировка по IP-адресу может затронуть интересы значительного количества добросовестных пользователей, ресурсы которых располагаются по тому же IP-адресу.