2011г. № 1 весенняя сессия
1.4. Образование, наука, здравоохранение, культура
11 января во втором и 14 января в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части совершенствования единого государственного экзамена"» (№ 391377-5), внесённый Правительством Российской Федерации.
Принятый Федеральный закон разработан во исполнение Плана-графика внесения изменений, необходимых для совершенствования единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), в соответствующие нормативные правовые акты, разработанного Комиссией при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения ЕГЭ, сформированной распоряжением Президента Российской Федерации от 14 октября 2009 года (далее - План), которым определены направления совершенствования законодательства Российской Федерации в части проведения ЕГЭ.
Принятым Федеральным законом устанавливается, что содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению. При этом лица, участвующие в организации и проведении ЕГЭ, обязаны соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, режимы защиты контрольных измерительных материалов, порядок их обработки и использования.
Режим защиты контрольных измерительных материалов ЕГЭ подразумевает исключение несанкционированного, в том числе случайного, доступа к конфиденциальной информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах ЕГЭ, используемых в текущем году, результатом которого может стать их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение, а также иные несанкционированные действия.
В рамках осуществления защиты контрольных измерительных материалов ЕГЭ принят ряд правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах ЕГЭ, от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, иных неправомерных действий, а также соблюдение конфиденциальности такой информации.
Принятый Федеральный закон также уточняет полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, по проведению ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации. В частности, устанавливается, что ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации будет проводиться Рособрнадзором совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, имеющими в своем ведении аккредитованные образовательные учреждения, расположенные за пределами Российской Федерации и реализующие образовательные программы среднего (полного) общего образования.
Кроме того, предусматривается дальнейшее совершенствование разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части проведения ЕГЭ. Так, в статье 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" уточняются полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере образования по установлению положения о системе общественного наблюдения для обеспечения общественного контроля за соблюдением порядка проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах. Одновременно статья 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" дополняется положением, определяющим статус общественных наблюдателей и их права при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Также уточняются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению и проведению ЕГЭ в установленном порядке, в том числе в части подготовки лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, обеспечения хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельств о результатах ЕГЭ, а также обеспечения ознакомления участников ЕГЭ с полученными ими результатами.
Одновременно предусматривается распространение действий правовых норм, регулирующих прием и зачисление граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, на все образовательные учреждения, имеющие лицензию (вне зависимости от наличия государственной аккредитации).
20 января в первом, 11 февраля во втором и 16 февраля в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в части определения музея-заповедника и его видов деятельности) (№ 226193-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработан и принят в целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с созданием и функционированием музеев, деятельность которых осуществляется на территории историко-культурных заповедников и ансамблей.
Такие музеи получили название «музеев-заповедников» (музеев-усадеб) и помимо целей создания музеев, содержащихся в статье 27 Федерального закона от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 54-ФЗ), осуществляют комплексное хранение, эффективную охрану и рациональное использование историко-культурного и природного наследия на занимаемых территориях, а также сохранение, развитие, возрождение и популяризацию на территориях музеев традиционной хозяйственной деятельности.
В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 40 родственных им по функциям музеев-усадеб. В их состав входят уникальные памятники истории и культуры, являющиеся не только национальным достоянием и гордостью народов Российской Федерации, но и общемировым наследием, хранятся ценнейшие музейные коллекции.
Находящиеся в составе музеев-заповедников и музеев-усадеб объекты культурного наследия представляют Россию в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из 15 объектов Всемирного культурного наследия России 12 входят в состав музеев-заповедников. Благодаря музеям-заповедникам и музеям-усадьбам, Россия представлена в мировом культурном пространстве не только столицами, но и провинцией. Составляя всего 6% от общего числа музейных учреждений в стране, музеи-заповедники содержат 11% музейных фондов и обеспечивают 25% посещаемости музейных учреждений России.
Широко известны за пределами России такие музеи-заповедники и музеи-усадьбы, как «Петергоф», «Царское Село», «Павловск», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник, музей-заповедник «Ростовский Кремль», государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, мемориальные музеи-заповедники, связанные с именами В.Д.Поленова «Поленово», Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», М.А.Шолохова в станице Вешенская, музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское», музеи-усадьбы «Остафьево» - «Русский Парнас», «Архангельское», «Мураново», связанные с именами А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Е.А.Баратынского, и многие другие выдающиеся историко-культурные комплексы.
Однако Федеральный закон № 54-ФЗ не содержит определения такой разновидности музеев, как музей-заповедник (музей-усадьба), и деятельность музеев-заповедников (музеев-усадеб) по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, исторического природного ландшафта, по воссозданию традиционных методов ведения хозяйства в музеях-усадьбах или монастырских комплексах, не является музейной деятельностью. Уставы музеев-заповедников не содержат этих положений, и огромная работа дирекций музеев-заповедников по возрождению уникальных заповедных территорий получается не вполне законной.
Федеральным законом введено определение музея-заповедника (музея-усадьбы) как музея, который обеспечивает не только хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций, но и сохранность, изучение и популяризацию объектов историко-культурного заповедника или ансамбля, а также природного ландшафта, являющегося неотъемлемой частью историко-культурного заповедника или ансамбля. Такое определение обусловлено тем, что деятельность музеев-заповедников (музеев-усадеб) осуществляется на территории историко-культурных заповедников и ансамблей.
Также дополнены цели музейной деятельности деятельностью, позволяющей музеям-заповедникам (музеям-усадьбам) осуществлять охрану, сохранение, использование, воссоздание, изучение и популяризацию расположенных на их территориях объектов культурного наследия и природных комплексов в сложившейся исторической, культурной и природной среде, а также осуществлять возрождение, сохранение, развитие и популяризацию бытовавшей на этих территориях традиционной хозяйственной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историко-культурным заповедником является достопримечательное место, представляющее собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания.
В связи с тем, что музеи, расположенные в усадебных комплексах, также осуществляют работу по обеспечению сохранности, изучению и популяризации входящих в состав усадебного комплекса памятников истории и культуры и садово-паркового искусства, Федеральным законом к историко-культурным заповедникам отнесены также ансамбли (четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений дворцового, жилого, общественного и иного назначения), также представляющие собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс.
Федеральный закон повысит эффективность правового регулирования отношений в сфере развития и совершенствования музейной деятельности и охране культурного наследия.
9 февраля во втором и 11 февраля в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в части совершенствования правового положения региональных спортивных федераций) (№ 401476-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 13 и 17 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» направлен на совершенствование правового положения региональных спортивных федераций.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в реестре общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций содержатся засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов региональных спортивных федераций. В этой связи для получения государственной аккредитации региональная спортивная федерация обязана приобрести права юридического лица и представить в орган по аккредитации засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов.
Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» отделение общественного объединения может действовать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Внесенные Федеральным законом изменения предусматривают оптимизацию процедуры аккредитации региональных спортивных федераций в результате изменения порядка оформления документов, предоставляемых для внесения в реестр аккредитуемых региональных спортивных федераций.
Таким образом, указанные изменения позволят получить аккредитацию и статус региональных спортивных федераций тем региональным спортивным общественным организациям, которые не являются юридическими лицами и имеют статус структурного подразделения – регионального отделения общероссийской спортивной федерации.
В частности, наряду с нотариально засвидетельствованными копиями учредительных документов, которые могут быть только у юридического лица, предлагается предоставление копий документов о создании региональной спортивной федерации, засвидетельствованных соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В результате отпадет необходимость в обязательной государственной регистрации региональных спортивных федераций с приобретением прав юридического лица, что позволит избежать в регионах значительных затрат по регистрации и последующему содержанию административного аппарата региональных спортивных федераций и направить дополнительные средства непосредственно на развиваемые виды спорта.
11 февраля в первом, 22 марта во втором и 5 апреля в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в части наделения субъектов Российской Федерации правом на участие в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни) (№ 404924-5), внесенный Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан.
В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни отнесено к полномочиям Российской Федерации. На сегодняшний день субъекты Российской Федерации наделены правом за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации оказывать содействие развитию детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта. Отсутствие же у регионов права на участие в осуществлении пропаганды затрудняет реализацию собственных полномочий.
Федеральным законом субъекты Российской Федерации наделяются правом на участие в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни за счет собственных бюджетных средств.
Осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни на региональном уровне направлено на сохранение и укрепление здоровья нации, способствует формированию позитивных представлений о физической культуре, спорте и здоровом образе жизни (в том числе у детей, подростков и молодежи), повышает уровень информированности и качество знаний по вопросам ведения здорового образа жизни.
10 марта в первом, 15 июня во втором и 17 июня в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части среднего профессионального образования в области искусства) (№ 272334-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части среднего профессионального образования в области искусства) разработан и принят в целях определения специфики подготовки кадров для отрасли культуры в образовательных учреждениях, деятельность которых направлена на профессиональное обучение особо одаренных детей с раннего возраста, проявивших выдающиеся способности в области музыкального, хореографического, изобразительного искусства.
Данный закон направлен на сохранение уникальной системы подготовки творческих кадров для отрасли культуры.
Высочайшие достижения российской культуры опираются, в первую очередь, на уникальные образовательные учреждения для особо одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области музыкального, хореографического, изобразительного искусства, интегрировано реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего образования и среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Деятельность этих учебных заведений связана с ранним профессиональным обучением наиболее одаренных детей уже с первого года обучения – первого класса в области музыкального, изобразительного искусства и с пятого класса в области хореографического искусства.
История создания данных образовательных учреждений насчитывает свыше 200 лет. Среди них Московская государственная академия хореография, Академия Русского балета им.А.Я.Вагановой, Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского, Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) им. Гнесиных, Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж), Пермский и Новосибирский хореографические колледжи, Школа-студия (училище) при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева и другие.
Обучающиеся в этих образовательных учреждениях осваивают программы общего образования всех ступеней и среднего профессионального образования в области музыкального, хореографического, изобразительного искусства интегрировано, посредством замещения до 25% учебного времени, отведенного на программы общего образования, предметами профессиональной направленности. В силу своей одаренности в том или ином виде искусства ребенок осваивает общеобразовательные предметы с большой долей успешности даже по сравнению с теми детьми, которые обучаются по программам общего образования и среднего специального образования поэтапно.
Профессиональная практика у обучающихся, направленная на будущую исполнительскую деятельность, начинается с первых лет обучения и проходит на базе творческих коллективов или организаций культуры (филармоний, театров и др.).
По окончании образовательных учреждений среднего профессионального образования для детей, проявивших выдающиеся способности в области музыкального, хореографического, изобразительного искусства, выпускник получает диплом о среднем профессиональном образовании с соответствующей квалификацией.
Целесообразность такого обучения для особо одаренных детей подтверждается длительным историческим периодом существования данной категории образовательных учреждений и качеством подготовки их выпускников.
Каждое из этих образовательных учреждений уникально в части педагогических кадров и методик обучения, основанных на многолетних традициях.
Все это обусловило широкое признание и авторитет этой категории образовательных учреждений как учебных заведений, в которых сложилась глубоко продуманная, профессионально и педагогически обоснованная система высокоэффективного обучения особо одаренных детей.
Специфика подготовки специалистов творческих профессий в сфере культуры и искусства обозначена в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р.
Вместе с тем Законом Российской Федерации «Об образовании» определено, что обучению по образовательной программе среднего профессионального образования должно предшествовать получение основного общего и среднего (полного) общего образования.
Для законодательного закрепления специфики осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях в области искусства, соединяющей в период обучения реализацию общеобразовательных и профессиональных образовательных программ, законом предусмотрено:
1. Ввести новый тип образовательных учреждений – учреждения среднего профессионального образования для детей, проявивших выдающиеся способности в области музыкального, хореографического, изобразительного искусства.
2. Возможность поступления детей в данные образовательные учреждения на основе индивидуального отбора с учетом их способностей в соответствующих областях искусства.
3. Возможность реализации в данных образовательных учреждениях основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в пределах образовательных программ среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Внесение указанных изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» позволит осуществлять деятельность данному типу образовательных учреждений в соответствии с правовыми нормами.
Внесение изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» не повлечёт за собой увеличения расходов федерального бюджета, поскольку данная категория образовательных учреждений финансируется за счет средств Минкультуры России согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 5 января 2005 г. № 5-р.
25 марта в первом, 18 мая во втором и 31 мая в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части закрепления правового статуса и основ функционирования детских школ искусств) (№ 405289-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» направлен на закрепление правового статуса и основ функционирования детских школ искусств и на совершенствование государственной поддержки дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства.
Закон имеет своей целью сохранение уникальной системы подготовки творческих кадров в области искусства, обозначенной в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 1244-р.
Детские школы искусств (далее – ДШИ) выполняют особую функцию в уникальной отечественной системе образования в области искусства, являясь основой ранней профессионализации детей, обладающих творческими способностями. Они реализуют особые образовательные программы – дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства.
Вместе с тем, в существующем правовом поле не закреплены указанные программы и не нашли должного места сами ДШИ. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 233, такие образовательные учреждения уравниваются в системе дополнительного образования детей с кружками, студиями, секциями при Домах культуры или народного творчества, станциями юных натуралистов и т.д., что не соответствует их реальному статусу и значению.
Согласно названному Типовому положению деятельность учреждений дополнительного образования детей целиком ориентирована на общеэстетическое развитие подрастающего поколения. Подобную задачу выполняет и общеобразовательная школа, вводя в программы обучения предметы художественно-эстетической направленности (музыка, рисунок, хоровой класс, танец и т.д.).
В отличие от кружков, творческих студий, секций, а также общеобразовательных школ, которые реализуют программы общеэстетического развития подрастающего поколения, перед ДШИ на протяжении целого столетия ставились иные цели и задачи. Традиционно сложилось, что основная цель ДШИ – выявление талантливых детей и ранняя их профессионализация.
В настоящее время в Российской Федерации функционируют свыше 17 000 учреждений дополнительного образования детей. ДШИ составляют одну треть от этого числа. В деятельности ДШИ намечаются тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке кадров и постепенное их приближение к целям и задачам клубной деятельности, кружков, творческих секций и т.д. Такая ситуация, вызванная отсутствием надлежащего законодательного регулирования статуса и функционирования ДШИ, не может болезненно не сказаться на всей вертикали отраслевого образования в области культуры и общекультурной ситуации в стране в целом.
Предотвратить обозначившиеся в последние годы негативные тенденции должно законодательное урегулирование статуса ДШИ и закрепление мер государственной поддержки дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства.
Федеральным законом предусмотрено:
- закрепить дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства в качестве самостоятельных образовательных программ, реализуемых в Российской Федерации наряду с общеобразовательными и профессиональными;
- предусмотреть федеральные государственные требования к структуре, минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства и срокам обучения по этим образовательным программам;
- выделить среди учреждений дополнительного образования детей особый вид – учреждения дополнительного предпрофессионального образования детей, реализующие дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства (детские школы искусств);
- предусмотреть обязательную итоговую аттестацию обучающихся, которой завершается освоение дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства, и выдачу свидетельства об освоении соответствующих образовательных программ по установленной форме;
- предусмотреть как меру, направленную на обеспечение образовательного процесса и повышение качества образования, возможность целевых взносов родителей (законных представителей) обучающихся в фонд материального обеспечения образовательного учреждения;
- определить учебную нагрузку педагогических работников детских школ искусств, а также такой исключительно важной и необходимой для образовательного процесса в детских школах искусств категории работников, как концертмейстеры, за ставку заработной платы в объёме18 часов в неделю.
В связи с тем, что ДШИ функционируют на муниципальном уровне в разных субъектах Российской Федерации и нуждаются в государственной поддержке, данный закон предполагает внесение взаимосвязанных изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Предполагается расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения в целях развития системы художественного образования и эстетического воспитания граждан государственной поддержки реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства путём выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации указанных образовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, реализующих указанные образовательные программы, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Это – серьёзная мера государственной поддержки, которая позволит обеспечить функционирование разветвлённой сети ДШИ в нашей стране и повысить качество обучения в них.
8 апреля в первом, 20 мая во втором и 25 мая в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части создания дополнительных условий для реализации конституционных гарантий прав граждан на пользование родным языком, на свободный выбор языка воспитания и обучения) (№ 293588-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Данным Федеральным законом внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании», наделяющие лиц, изучавших родной язык и родную литературу при получении основного общего и среднего (полного) общего образования, правом выбрать родной язык и родную литературу в рамках государственной (итоговой) аттестации.
При этом полномочием по определению формы и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе наделяются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования.
Предусматривается закрепление учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в основных общеобразовательных программах общего образования, а также участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отборе организаций, осуществляющих издание учебных пособий по родному языку и родной литературе, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях.
Принятие данного Федерального закона позволит более полно урегулировать вопросы, связанные с законодательным обеспечением конституционных гарантий граждан на пользование родным языком сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
3 июня в первом чтении Государственной Думой был принят проект федерального закона «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» (в части исключения положений, устанавливающих запрет на предоставление, передачу хозяйственным обществом третьим лицам права на использование результатов интеллектуальной деятельности) (№ 501289-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее – Федеральный закон № 217-ФЗ) бюджетным научным или образовательным учреждениям, а также созданным государственными академиями наук научным учреждениям или высшим учебным заведениям предоставлено право создавать хозяйственные общества для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, внося в качестве вклада в уставные капиталы таких обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности.
При этом в Федеральном законе № 217-ФЗ содержится условие о сохранении исключительного права за научным или образовательным учреждением, а также норма о том, что после создания хозяйственного общества научное или образовательное учреждение не может передать это исключительное право другим лицам, учреждения должны оставаться правообладателями в течение всего периода действия лицензионного договора.
Однако реализация Федерального закона № 217-ФЗ показала, что данная норма препятствует реальному внедрению результатов интеллектуальной деятельности особенно в области разработки фармацевтической продукции и информационных технологий, поскольку содержит запрет на предоставление хозяйственным обществом третьим лицам по договору, а также передачу третьим лицам по иным основаниям права на использование результатов интеллектуальной деятельности.
Для снятия данного ограничения и создания необходимых предпосылок к реальному внедрению результатов интеллектуальной деятельности предлагается внести изменения в статью 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а именно, исключить положения, устанавливающие запрет на предоставление хозяйственным обществом третьим лицам по договору, а также передачу третьим лицам по иным основаниям права на использование результатов интеллектуальной деятельности.
17 июня в первом чтении Государственной Думой был принят проект федерального закона «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления лицам, обучающимся в ординатуре и интернатуре, государственных стипендий) (№ 539885-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» разработан в целях обеспечения социальных гарантий граждан Российской Федерации, обучающихся по программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура) в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, научных организациях.
Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем
и послевузовском профессиональном образовании» установлены государственные гарантии прав граждан Российской Федераций в области высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе предоставление обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образования к обучающимся в учреждениях системы высшего и послевузовского профессионального образования относятся следующие категории граждан:
студенты высших учебных заведений;
слушатели, обучающиеся в высших учебных заведениях на подготовительных отделениях, факультетах (в других структурных подразделениях) повышения квалификации и переподготовки работников;
слушатели, обучающиеся в другом высшем учебном заведении, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование;
слушатели, обучающиеся в ординатуре или интернатуре медицинских высших учебных заведений;
аспиранты (адъюнкты), докторанты и соискатели.
Вместе с тем, на сегодняшний день, подготовка специалистов по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования (интернатура, ординатура) осуществляется не только в медицинских высших учебных заведениях, но и на медицинских факультетах образовательных учреждений высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях.
Необходимость подготовки законопроекта обусловлена отсутствием законодательной базы, устанавливающей право интернов и ординаторов на получение стипендии, а также сложившейся практикой определения размеров стипендии данным обучающимся, подготовка которых осуществляется в системе медицинского и фармацевтического образования, исходя из размеров заработной платы соответствующих работников здравоохранения.
Отсутствие в законодательстве Российской Федерации в сфере образования положений, определяющих права лиц, обучающихся в интернатуре и ординатуре, на получение государственной стипендии, привело к необходимости разработки ведомственного документа Минздрава России (письмо от 19 января 1993 г. № 01-16/1-21 о дополнениях к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 ноября 1992 г. № 301), в котором говорится о порядке оплаты труда отдельным должностям работников, не предусмотренным единой тарифной сеткой, в том числе клиническим ординаторам из числа выпускников вузов. Этим категориям стипендия выплачивалась в размере должностного оклада врача-интерна, а поступившим в клиническую ординатуру с практической работы - в размере должностного оклада врача соответствующей специальности, определенного на основе Единой тарифной сетки по должности, занимаемой ими до поступления в ординатуру. Интернам выплаты осуществлялись также в размере должностного оклада врача-интерна.
В дальнейшем, при изменении нормативной правовой базы по оплате труда работников здравоохранения, включая переход учреждений на новую систему оплаты труда, указанный порядок выплаты стипендий интернам и ординаторам сохранялся.
Положения законопроекта дополняют имеющуюся нормативную правовую базу в части закрепления статуса обучающегося в ординатуре и интернатуре на медицинских факультетах образовательных учреждений высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, как слушателя учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования.
Представленный проект, также развивает систему государственных гарантий граждан Российской Федерации, посредством установления прав обучающихся в ординатуре и интернатуре образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и научных организаций на получение стипендий.
Принятие законопроекта не потребует дополнительного выделения ассигнований из федерального бюджета.
28 июня в первом чтении Государственной Думой был принят проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций» (№ 556529-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций» (далее - законопроект) разработан Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 785 «О Российской академии наук».
Законопроектом вносятся изменения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон о науке), в Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и в Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», направленные на обеспечение деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций.
Законопроектом определяются организационно-правовые формы государственных академий наук – некоммерческие организации, созданные в форме государственных бюджетных учреждений, а также подведомственных академиям организаций – государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.
В соответствии с действующей редакцией статьи 6 Закона о науке государственные академии наук наделены правом на создание, реорганизацию и ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы). Однако согласно статье 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Таким образом, исходя из норм ГК РФ подведомственные академиям учреждения должны быть частными, что полностью противоречит статусу этих учреждений, за которыми закрепляется имущество, находящееся в федеральной собственности.
В связи с этим предлагается внести изменения в статьи 114 и 120 ГК РФ. Согласно изменениям, вносимым в статью 114 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, а также по решению государственного учреждения, осуществляющего от имени Российской Федерации полномочия собственника переданного ему федерального имущества, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, уполномоченный орган или государственное учреждение, которые вправе создавать такие предприятия, обязаны произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.
В соответствии с изменениями, вносимыми в статью 120 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, государственные учреждения, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника переданного им федерального имущества, вправе осуществлять функции учредителя соответствующих их уставным целям и задачам государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, утверждать их уставы и назначать руководителей указанных организаций, а также быть учредителями и (или) участниками хозяйственных обществ.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», согласно которым утверждение устава подведомственной государственной академии наук организации, созданной в форме государственного бюджетного учреждения, осуществляется государственной академией наук, осуществляющей от имени Российской Федерации полномочия собственника переданного ей федерального имущества.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, государственные бюджетные учреждения, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника переданного им федерального имущества, вправе осуществлять функции учредителя государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно изменениям, вносимым в Закон о науке, устанавливается, что Российская академия наук, отраслевые академии наук являются некоммерческими организациями, созданными в форме государственных бюджетных или автономных учреждений, которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом о науке и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), изменение типа подведомственного государственного учреждения, осуществление от имени Российской Федерации полномочий собственника федерального имущества, закрепляемого ими за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций. Реестры федерального имущества, передаваемого указанным академиям наук, а также перечни организаций, подведомственных государственным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления государственными академиями наук от имени Российской Федерации полномочий собственника федерального имущества, закрепляемого ими за подведомственными организациями, определяется Правительством Российской Федерации.
Законопроектом также устанавливается, что государственные унитарные предприятия, подведомственные государственным академиям наук, создаются, реорганизуются и ликвидируются академиями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Организации, подведомственные государственным академиям наук, владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, закрепленным за указанными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом о науке и уставами. Реестры федерального имущества, закрепленного за указанными организациями в оперативном управлении или в хозяйственном ведении, утверждаются соответствующими академиями наук.
Распоряжение имуществом, закрепленным за подведомственными организациями, которым они не вправе, в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжаться без согласия собственника, осуществляется на основании решения соответствующей государственной академии наук, согласованного с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение объектами федеральной собственности. При сдаче в аренду без права выкупа временно не используемого имущества, в том числе недвижимого, закрепленного за организациями, подведомственными государственным академиям наук, размер арендной платы определяется договором аренды и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Доходы, полученные организациями подведомственными государственным академиям наук, за исключением казенных учреждений, от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, используются указанными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в части государственных унитарных предприятий, создаваемых государственными академиями наук.
Согласно этим изменениям осуществление права собственника имущества федеральных государственных предприятий, подведомственных государственным академиям наук, в том числе утверждение уставов предприятий, внесение изменений в них, утверждение устава в новой редакции, регулируются положениями Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», согласно которому решение о создании подведомственного государственной академии наук автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности путем его учреждения или изменения типа, принимается государственной академией наук, осуществляющей от имени Российской Федерации полномочия собственника переданного ей федерального имущества. Указанные академии наук реализуют функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных им федеральных автономных учреждений.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
29 июня в первом чтении Государственной Думой был принят проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (№ 542091-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Разработка данного проекта федерального закона обусловлена необходимостью установления возможности финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов образовательной деятельности имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее – негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения). Указанное финансовое обеспечение следует рассматривать как расширение возможности для граждан получения на конкурсной основе бесплатного профессионального образования сверх гарантированного статьей 43 Конституции Российской Федерации и статьями 5 и 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» права каждого на получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
Законопроектом вносятся изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», направленные на обеспечение доступа негосударственных высших и средних специальных учебных заведений к финансовому обеспечению за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
Влияние участия негосударственных высших учебных заведений в получении контрольных цифр приема за счет средств соответствующих бюджетов на изменение контрольных цифр приема в государственные и муниципальные высшие учебные заведения может быть охарактеризовано следующим образом.
В Российской Федерации действуют 653 государственных и муниципальных высших учебных заведения и 462 негосударственных высших учебных заведения (по состоянию на 1 октября 2010 г.).
По экспертной оценке, сформированной на основе анализа структуры и объемов приема в негосударственные высшие учебные заведения за последние 5 лет, а также на основе анализа показателей деятельности негосударственных высших учебных заведений в сопоставлении с критериями отбора, используемыми при распределении контрольных цифр приема, в качестве реальных претендентов на получение контрольных цифр приема могут выступать не более 40 вузов (из числа действующих в настоящее время негосударственных высших учебных заведений), прежде всего, по следующим укрупненным группам направлений подготовки и специальностей: «Физико-математические науки», «Естественные науки», «Гуманитарные науки», «Социальные науки», «Образование и педагогика», «Экономика и управление», «Информационная безопасность». «Сфера обслуживания», «Информатика и вычислительная техника».
Объем контрольных цифр приема, который ежегодно может быть распределен среди негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, составит не более 4,5 тыс. человек.
С учетом профильности подготовки кадров в негосударственных высших учебных заведениях уменьшение контрольных цифр приема может коснуться 590 государственных и муниципальных высших учебных заведений, контрольные цифры приема в которые в настоящее время составляют 420 тысяч человек.
Степень уменьшения контрольных цифр приема в такие государственные и муниципальные высшие учебные заведения составит не более 1,1 %:
4,5 тыс. человек / 420 тыс. человек * 100 % = 1,07 %.
В отношении участия негосударственных средних специальных учебных заведений в получении контрольных цифр приема за счет средств соответствующих бюджетов необходимо отметить, что такое участие будет иметь значительно меньшее влияние на изменение контрольных цифр приема в государственные средние специальные учебные заведения (по сравнению с высшими учебными заведениями), что обусловлено относительно небольшим количеством негосударственных средних специальных учебных заведений.
Таким образом, участие негосударственных высших и средних специальных учебных заведений в получении контрольных цифр приема за счет средств соответствующих бюджетов не окажет существенного влияния на изменение контрольных цифр приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения.
Согласно проекту федерального закона, прием в негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения для обучения за счет бюджетных ассигнований будет осуществляться на тех же условиях, что и прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения.
Законопроектом предусмотрено, что лица, обучающиеся в негосударственных высших и средних специальных учебных заведениях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, будут получать стипендию наравне с обучающимися в соответствующих государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В связи с этим необходимые изменения вносятся в Закон Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» (в части выплаты стипендий обучающимся имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, получающим образование за счет средств соответствующего бюджета), а также в другие законодательные акты, устанавливающие условия приема и обучения отдельных категорий граждан в высших и средних специальных учебных заведениях.
Принятие федерального закона не потребует дополнительных расходов за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
6 июля во втором и 13 июля в третьем чтениях Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (№ 155219-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» является составной частью пакета законопроектов, подготовленных в рамках «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности».
2. Необходимость принятия данного закона обусловлена целями реализации в нормах Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в отраслевом законодательстве положений Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», закрепляющих правовые гарантии обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, устанавливающих условия и порядок оборота информационной продукции среди детей и возлагающих на юридических и физических лиц обязанности по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних.
Законом урегулированы на федеральном уровне правовые основы и организационно-правовые механизмы юридической ответственности за невыполнение требований Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие Федеральные законы Российской Федерации:
1) В Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» направлен на реализацию правовых гарантий информационной безопасности ребенка, установленных статьей 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В ней предусмотрена обязанность государства принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (в т.ч., от распространения печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение), и вводить нормативы оборота информационной продукции, не рекомендуемой для пользования ребенку.
Международное право, провозглашая принцип приоритетной и особой защиты государством всех без исключения несовершеннолетних до 18 лет, ориентирует государства на принятие скоординированных мер обеспечения нормального психического, духовного и нравственного развития всех несовершеннолетних до достижения ими 18-летнего возраста, с учетом их психовозрастных особенностей (Конвенция ООН о правах ребенка). Конституция Российской Федерации последовательно реализует эти подходы.
В связи с этим законом распространено на всех несовершеннолетних до достижения ими 18-летнего возраста действие пункта 2 статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», предусматривающего установление федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации нормативов распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет. Это будет способствовать более эффективному обеспечению информационной безопасности, защиты от негативных воздействий всех возрастных групп несовершеннолетних.
Пункт первый статьи 14 названного закона приведен в соответствие с запретом, установленным статьей 242 Уголовного кодекса Российской Федерации, расширены предусмотренные в ней обязанности органов государственной власти Российской Федерации, которым вменено в обязанность принимать меры по защите ребенка не только от пропаганды порнографии, но и от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, содержащей порнографию в любой форме, в том числе в форме пропаганды;
2) В Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе».
Названный закон не обеспечивает необходимую защиту физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья и развития детей при обороте рекламной продукции, не требует от рекламодателей и рекламораспространителей учитывать особую восприимчивость несовершеннолетних, необоснованно вовлекая их в число потребителей рекламной продукции. В целях приведения его в соответствие с задачами государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних и требованиями международного права в Федеральный закон «О рекламе» внесены следующие изменения:
а) в развитие запретов, установленных статьей 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», статьей 31 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также частью 2 статьи 5 проекта федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», часть 4 статьи 5 дополнена указанием на то, что реклама не должна содержать информацию порнографического характера;
б) установленный частью 10 статьи 5 запрет на размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях распространен на учебную литературу и учебные пособия, предусмотрен запрет на размещение рекламы в учебниках, учебной литературе и учебных пособиях, предназначенных для обучения детей по программам программ среднего (полного) образования;
в) в целях реализации в нормах Федерального закона «О рекламе» требований, предусмотренных Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в статье 5 введен запрет на размещение рекламы информационной продукции, подлежащей возрастной классификации, без указания возрастной категории данной информационной продукции, а также установлено, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию;
г) статья 6 дополнена пунктом 9, предусматривающим, что в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается «побуждение несовершеннолетних на совершение действий, ставящих в опасность их жизнь и здоровье, в том числе на членовредительство, аборты и самоубийство».
Отмена нормы ранее действовавшего Федерального закона «О рекламе» 1995г. (пункт 6 статьи 5) о том, что «реклама не должна возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности» может причинить существенный вред психическому здоровью несовершеннолетних, интересам предупреждения виктимного поведения детей и подростков, профилактики в указанных возрастных группах несчастных случаев, и без того имеющих крайне неблагоприятную динамику. Тем самым нарушаются рекомендации Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты (МТП) о том, что «реклама не должна без обоснованных причин играть на чувстве страха; реклама не должна без оснований, объяснимых образовательными или социальными причинами, содержать изображения или любые описания опасных ситуаций, в которых проявляется пренебрежение мерами безопасности (статья 12 указанного Кодекса);
д) дополнительные гарантии информационной безопасности детей при обороте рекламной продукции закреплены в новых частях второй и третьей статьи 6, согласно которым не допускается размещение в информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних, рекламы информационной продукции, оборот которой среди несовершеннолетних запрещен федеральным законом, а также распространение или размещение рекламы информационной продукции, оборот которой среди несовершеннолетних запрещен федеральным законом, на зрелищных мероприятиях, проводимых в предназначенных для детей образовательных, медицинских, санаторно-курортных, спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха детей и их оздоровления либо на территориях или в помещениях, расположенных на расстоянии менее 500 метров от указанных организаций, а также в иных определенных законодательством Российской Федерации местах, не допускается;
е) часть седьмая статьи 14 и часть шестая статьи 15 приведена в соответствие с нормами международного права (Европейская конвенция о трансграничном телевидении 1989 года), допускающими размещение рекламы в детских программах при условии неукоснительного соблюдения требований, предъявляемых к содержанию такой рекламы и порядку ее размещения. Так, прерывать детские программы разрешается не ранее чем через 30 минут их трансляции, а «трансляцию аудиовизуальных произведений, таких как художественные кинофильмы и телефильмы, ... - один раз после каждого периода в сорок пять минут …».
При этом Конвенцией в целях защиты детей устанавливаются специальные требования к контенту рекламной информации. Пункт 2 статьи 7 Конвенции требует, чтобы «все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могут их смотреть». В пункте 211 Пояснительного доклада (комментария) Совета Европы к Европейской Конвенции о трансграничном телевидении указывается, что пункт 3 статьи 13 Конвенции, требующий, что «адресованная детям или использующая детей реклама и телеторговля не должны причинять вред их интересам и должны учитывать их особую восприимчивость».
При отсутствии названных правовых гарантий защиты прав несовершеннолетних при обороте рекламной информации включение рекламы в детские программы и передачи может причинить серьезный вред здоровью и развитию;
ж) в целях повышения уровня защиты несовершеннолетних от рекламы алкогольных напитков, табака табачных изделий и курительных принадлежностей содержащиеся в статьях 21-23 Федерального закона «О рекламе» нормы дополнены запретом на воспроизведение или имитацию голоса несовершеннолетних в рекламе указанных товаров, а в соответствующих нормах о размещения такой рекламы в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях допустимое расстояние увеличено со ста до пятисот метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
3) В Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Развитие новых информационных технологий в сфере массовой коммуникации (мобильной связи, цифрового вещания) побуждает мировое сообщество к принятию скоординированных мер защиты несовершеннолетних от потенциально вредного воздействия информации, передаваемой с использованием указанных технических средств (Рамочное Соглашение о безопасном пользовании мобильными телефонами маленькими детьми и подростками (6 февраля 2007г., Брюссель), Рекомендация № Rec (2003) 9 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания от 28 мая 2003г.). 16 октября 1996г. Европейской Комиссией приняты Предварительный доклад о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в аудиовизуальных и информационных услугах, создан Европейский Совет по защите несовершеннолетних и человеческого достоинства.
В связи с этим содержащиеся в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» нормы дополнены специальными правовыми гарантиями информационной безопасности несовершеннолетних, содержащимися в нормах международного права и законодательстве Российской Федерации:
а) установленный в статье 12 названного закона перечень направлений государственного регулирования в сфере применения информационных технологий дополнен указанием на обеспечение информационной безопасности детей;
б) соответственно расширен перечень содержащихся в части второй той же статьи полномочий в данной сфере государственных органов, органов местного самоуправления;
в) закрепленные в части четвертой статьи 16 обязанности обладателя информации, оператора информационной системы дополнены указанием на соблюдение установленных федеральным законом требований осуществления возрастной классификации и маркировки информационной продукции;
4) В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ.
В целях установления административной ответственности юридических и физических лиц (включая должностных лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица) за нарушение требований федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также устранения декларативности действующих норм законодательства Российской Федерации, направленных на обеспечение информационной безопасности общества и несовершеннолетних (статья 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статьи 31 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», статьи 37 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и др.), в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены следующие изменения:
а) Кодекс дополнен статьей 6.16, предусматривающей ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в оборот (изготовление, распространение, публичную демонстрацию или рекламирование) информационной продукции, оборот которой среди несовершеннолетних запрещен (за исключением информационной продукции, за незаконный оборот которой установлена уголовная ответственность), или ограничен федеральными законами, в том числе в незаконный оборот эротических изданий.
Повышенные меры административной ответственности установлены в части третьей указанной статьи в случаях, если перечисленные в ней действия, совершены родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних;
б) в новой статье 13.25 устанавливается ответственность за нарушение установленного федеральным законом порядка распространения среди несовершеннолетних информационной продукции, оборот которой ограничен или запрещен, включая распространение информационной продукции, подлежащей маркировке, без маркировки либо с маркировкой, не соответствующей присвоенной ей возрастной категории, а также распространение информационной продукции, оборот которой запрещен без применения административных, технических, программных средств или иных способов ограничения доступа к ней несовершеннолетних в доступное для них время или в доступных для посещения ими общественных местах;
в) вводится ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка распространения средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера: выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала либо розничной продажи продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера (статья 13.26);
г) устанавливается ответственность за нарушение установленного порядка обеспечения доступа несовершеннолетних к информационной продукции, распространяемой с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, без применения аппаратно-программных, технико-технологических и иных средств, обеспечивающих информационную безопасность несовершеннолетних (статья 13.27);
д) статья 14.8 дополнена частью четвертой, предусматривающей ответственность за нарушение права потребителя на получение информации о возрастной категории распространяемой (реализуемой) информационной продукции;
е) с учетом специфики правонарушений, совершаемых в сфере незаконного оборота информационной продукции, в перечисленных нормах в качестве меры административного наказания предусмотрены конфискация информационной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, а для юридических лиц – административное приостановление деятельности.
7 июля в первом чтении Государственной Думой был принят проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части деятельности попечительских советов образовательных учреждений высшего профессионального образования) (№ 549734-5), внесенный депутатами Государственной Думы, членом Совета Федерации.
Проект федерального закона разработан в соответствии с подпунктом «д» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России 30 марта 2011 г. (от 8 апреля 2011 г. № Пр-911) о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на расширение полномочий попечительских советов в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, предусмотрев участие в них представителей работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также наделение таких советов полномочиями по участию в разработке образовательных программ с целью их адаптации к требованиям работодателей.
Целью разработки законопроекта является расширение полномочий попечительских советов, обеспечение участия в них представителей работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Законопроектом предусмотрено расширение полномочий попечительского совета в отношении содействия совершенствованию материально-технической базы высшего учебного заведения, осуществления контроля за использованием финансовых и материальных средств, полученных высшим учебным заведением, участия в разработке образовательных программ, реализуемых высшим учебным заведением для обеспечения учета в них требований потенциальных работодателей.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
С.А.Комаров (Аналитическое управление)
П.С.Басова (Аналитическое управление)
И.А.Макеичев (Аналитическое управление)