2011г. № 1 весенняя сессия
6. ОБЗОР ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
Сведения об обращениях,
рассмотренных отделом по работе с обращениями граждан
(приемной Государственной Думы)
Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ
в течение весенней сессии 2011 года
1. Общие статистические данные.
В течение весенней сессии 2011 года отделом рассмотрено 35,2 тыс. обращений граждан, трудовых коллективов предприятий, профсоюзных организаций, советов ветеранов войны и труда, других общественных объединений. Из них 6,9 тыс. обращений доставлены в Приемную Государственной Думы гражданами лично, 6,5 тыс. заявлений поступили по электронной почте.
Диаграмма 1. Региональное распределение поступивших обращений
Наибольшее количество обращений поступило от жителей г. Москвы и Московской области. Одна из основных тем обращений авторов писем - это просьбы в решении жилищных проблем: постановка на льготную очередь по улучшению жилищных условий, предоставление благоустроенного жилья гражданам, чьи жилые дома были признанны аварийными и ветхими строениями, устройство детей в детские сады и ясли и пр.
Другая часто затрагиваемая гражданами тема обращения – несогласие с действиями сотрудников правоохранительных органов, прежде всего полиции.
Рассматривая социальный состав авторов писем, следует обратить внимание на то, что это представители старшего поколения, и, прежде всего – пенсионеры, которые занимают активную жизненную позицию.
Среди авторов писем, указавших свое социальное положение - большинство пенсионеров.
Диаграмма 2. Социальный состав авторов обращений
В период весенней сессии 9,6 тыс. писем направлено руководителям структурных подразделений Государственной Думы. 8,1 тыс. писем, адресованных депутатам Государственной Думы и 1,1 тыс. обращений к фракциям в Государственной Думе, зарегистрированы и переданы адресатам.
Более 7,1 тыс. заявлений для разрешения поставленных в них вопросов направлены по компетенции в федеральные и территориальные органы власти.
Диаграмма 3. Распределение обращений в ГД
На 257 письменных и 2 устных запроса граждан о деятельности Государственной Думы, поступивших в обзорном периоде, отделом направлены 108 ответов авторам, 144 запроса для подготовки ответов на поставленные вопросы - в структурные подразделения Аппарата Государственной Думы, 7 запросов – по компетенции в соответствующие органы государственной власти.
2. Личный прием граждан.
За обзорный период в Приемную Государственной Думы обратились лично 6708 граждан. Фракциями в Государственной Думе в течение весенней сессии 2011 года был проведен 91 прием и принято 1341 человек.
Всем обратившимся даны необходимые разъяснения, от граждан приняты письменные заявления.
3. Наибольшее количество обращений, поступивших в течение обзорного периода в приемную Государственной Думы, касалось деятельности правоохранительных органов – 26%. Авторы писем выражали несогласие с отказом органов внутренних дел и прокуратуры в возбуждении уголовных дел, обжаловали действия сотрудников правоохранительных органов, просили о представительстве в судах при рассмотрении уголовных и гражданских дел и др.
Диаграмма 4. Распределение основных тем обращений
В течение обзорного периода продолжали поступать обращения с протестом против создания ювенальных судов и просьбой не принимать законопроект №38948-3 (законопроект отклонен и снят с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой) «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Граждане возражали против реализации проекта "Детство-2030", введения персонализированного «Паспорта здоровья школьника», «принудительных прививок детей и любого другого вмешательства чиновников в дела семьи».
В резолюциях митингов граждан и пикетов военнослужащих содержались требования, направленные на введение государственных программ по обеспечению занятости инвалидов, трудоустройства молодежи, гарантированной оплаты труда, прогрессивной шкалы подоходного налога и др. Авторы писем просили о внесении изменений в действующее законодательство, регламентирующее тарифы ЖКУ и хозяйственную деятельность управляющих кампаний и ТСЖ.
Ветераны военной службы сообщали о постоянно снижающемся уровне социальной защищенности, ходатайствовали о повышении пенсионного обеспечения, об оказании помощи в получении жилищных сертификатов, о разрешении на приватизацию жилья в военных городках, предоставления квартир при увольнении с военной службы и др.
Неоднозначное отношение военнослужащих вызвало рассмотрение законопроектов №556556-5 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и №556510-5 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». « В проекте закона, на повышение денежного довольствия существенно влияют различного рода ежемесячные надбавки, такие как «Надбавка за особые условия службы» и «Надбавка за особые достижения в службе», которые не отразятся на пенсиях военнослужащих. Данные надбавки при их назначении способствуют появлению коррупционной составляющей и ставят военнослужащего в зависимость от взаимоотношений с командиром». Обратившиеся предлагали провести открытое обсуждение реформы денежного и пенсионного довольствия военнослужащих и просили дополнить проект федерального закона положением о ежегодной индексации военных пенсий в зависимости от роста инфляции.
В обращениях от профсоюзных организаций и трудовых коллективов работников образования и науки содержались просьбы о повышении заработной платы педагогам, увеличения размера пособий по временной нетрудоспособности, предоставления льгот по оплате ЖКУ. Коллективы средних образовательных школ и родители детей школьного возраста сообщали о поддержке замечаний и предложений, внесенных Профсоюзом работников образования и науки в законопроект «Об образовании в Российской Федерации», выразили протест против принятия Федерального государственного образовательного стандарта для средней школы, предполагающего изменение школьной программы и перевод в статус предметов по выбору главных дисциплин действующего стандарта - «подобный подход к реформированию школы будет способствовать понижению грамотности населения России».
В течение обзорного периода авторы писем просили о внесении в действующее законодательство изменений, касающихся предоставления жилищных сертификатов участникам ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, увеличения размера единовременной денежной выплаты инвалидам, не работающим по состоянию здоровья, введения надбавки за ученую степень военным офицерам, восстановления госзаказов для отечественных предприятий оборонной промышленности и др. предложения, которые были направлены в профильные комитеты Государственной Думы.
Авторы писем обращали внимание на необходимость дополнительной «детальной проработки» положений законопроекта № 146414-5 «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Специалисты в области заповедного дела обратились с просьбой вынести на обсуждение общественности законопроект № 97705-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части приведения Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в соответствие с действующим законодательством.
Указывая на своевременность принятия проекта федерального закона № 435637-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», авторы выражали мнение, что «наряду с позитивными моментами законопроект значительно ухудшает условия предоставления субсидий в связи с введением единого норматива стоимости квадратного метра» и просили о внесении изменений.
Часть поступившей почты содержала обращения в поддержку следующих законопроектов:
- № 136223-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу увеличения продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком»;
- № 302723-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» о возможности направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение нового автомобиля, произведённого на территории Российской Федерации;
- № 225461-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в части возможности направления средств материнского (семейного) капитала на лечение и реабилитацию ребёнка-инвалида;
- № 499136-4 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» в части установления минимального размера алиментов и иных гарантий выплаты алиментов на содержание детей;
- № 154738-5 (принят Федеральный закон от 01.07.2011 №170-ФЗ) «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации»;
- № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации»;
- № 334201-5 (принят закон от 06.07.2011 №272-СФ) «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства»;
- № 423427-4 «Об основах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Российской Федерации»;
- № 427625-5 (принят Федеральный закон от 28.06.2011 №168-ФЗ) «О внесении изменений в статьи 64.1 и 77 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (о восстановлении в качестве участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих тех лиц, которые ранее являлись ее участниками и были исключены из реестра участников указанной системы);
- № 437843-5 «О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации» (о гарантиях работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов);
- № 442340-5 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в части повышения эффективности исполнения актов судов, иных органов и должностных лиц о взыскании штрафов, принимаемых по делам об административных правонарушениях;
- № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда» или другими способами);
- № 463704-5 (принят Федеральный закон от 07.03.2011 №26-ФЗ) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в части либерализации уголовного законодательства Российской Федерации;
- № 469463-5 «Об ограничении потребления табака»;
- № 485831-5 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» (о дополнении перечня сфер деятельности, в которых допускается создание автономных учреждений);
- № 528099-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»;
- № 492934-5 «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде земельного участка, предоставленного в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства;
- № 502299-5 (принят Федеральный закон от 04.05.2011 №97-ФЗ) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки;
- № 521262-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» в части предоставления жилых помещений по договору социального найма;
- № 520056-5 «Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации»;
- № 527917-5 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в части снижения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и отмены предельной величины базы для начисления страховых взносов.
В течение обзорного периода поступали негативные отклики граждан на Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в части касающейся использования универсальной электронной карты. «Законом не предусмотрена никакая альтернативная система учета для граждан, отказавшихся от универсальной электронной карты (УЭК). Отсутствие УЭК в дальнейшем лишает граждан возможности получать государственные услугииная база данных, объединяющая всю информацию о жизни человека создает возможность для тотального контроля над гражданином"».
Более половины обращений по вопросам семьи, охраны материнства и детства поступило с просьбами об отклонении законопроекта №304472-5 (снят с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы) «О внесении изменения в пункт первый статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации в целях уточнения структуры расходов на содержание детей». «Законопроект является очень несовершенным. Вместо помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной ситуации, он поставит под удар самые социально незащищенные - бедные и неимущие семьи, когда у родителей отнимают детей исключительно в связи с их бедностью». Ответ Комитета по вопросам семьи, женщин и детей гражданам, обратившимся по данному вопросу был опубликован на официальном сайте Государственной Думы в подразделе «Часто задаваемые вопросы» раздела «Обращения граждан в ГД» рубрики «Представительная деятельность».
В поступивших письмах содержались критические отклики на следующие законопроекты:
- № 163864-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления обременений права собственности и иных вещных прав на объекты культурного наследия
«В обычных многоквартирных домах государство берет на себя более 90% стоимости ремонтных работ, а реставрация памятников, требующая особых материалов, научных изысканий будет полностью переложена на людей, не являющихся миллионерами»;
- № 435903-5 (принят Федеральный закон от 04.06.2011 №123-ФЗ) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части регулирования отношений по управлению многоквартирными домами товариществом собственников жилья и управляющими организациями
«Категорически возражаем против положений этого проекта, которые принуждают все ТСЖ и ЖСК быть исполнителями коммунальных услуг»;
- № 441989-5 (снят с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» в части уточнения порядка назначения опекунов.
«Положения законопроекта позволят органам государственной власти в регионах создавать ювенальную систему, несмотря на законодательное отсутствие ее на федеральном уровне» ;
- № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными»
«Вместо того, чтобы обеспечить необходимые меры для решения проблемы брошенных животных, звучат предложения об ограничении содержания животных в домах. Заявления об ограничении содержания лишают большинство животных шанса иметь дом. Возвратите ст. 245 в Уголовный кодекс РФ и ужесточите наказание за истязания животных!»;
- № 478949-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам саморегулирования деятельности патентных поверенных»;
«Часть патентных поверенных регионов будут лишены статуса патентных поверенных, что снизит конкуренцию и приведет к увеличению стоимости патентных услуг и негативно скажется, на малых инновационных предприятиях, на региональном развитии охраны интеллектуальной собственности, просим Вас отклонить законопроект в данной редакции»;
- № 350637-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» в части отнесения пива к алкогольной продукции
« Если государство реально заботится о здоровье нации, то необходимо не запрещать употребление популярного среди населения напитка, а активнее развивать институт семьи, воспитывать и прививать молодежи навыки здорового образа жизни без алкоголя и табака» ;
- № 484412-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» в части совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
«В редакции законопроекта имеются противоречивые нормы в части требований к лицензированию производства и оборота пива»;
- № 511230-5 «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (об уточнении размеров стандартных налоговых вычетов для отдельных категорий налогоплательщиков)
«Законопроект содержит коррупционный фактор, необходима конкретика и обоснование целесообразности предлагаемых изменений»;
- №518723-5 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
«В проекте ФЗ отсутствуют разделения между статусом и материальным положением полицейских и остального «вспомогательного» блока. Есть опасность, что сидящие в креслах будут получать больше, чем полицейские постовые и не будет мотивации у молодых лейтенантов работать операми и участковыми» ;
- № 534829-5 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
«Законопроект может повести к серьезному нарушению прав детей и семей. В работе не были в должной мере учтены уже озвученные и получившие широкую поддержку общественности предложения общественных организаций и граждан».
Отдел по работе с обращениями граждан
(приемная Государственной Думы)