2011г. № 2 осенняя сессия
1.1. Государственное строительство и конституционные права граждан
В осеннюю сессию 2011 года Государственная Дума уделила значительное внимание вопросам обеспечения конституционных прав и свобод российских граждан, реализации ими своих обязанностей, созданию нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование всех ветвей государственной власти.
6 сентября в первом, 1 ноября во втором и 17 ноября в третьем чтениях был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования законодательства Российской Федерации) (№ 559740-5), внесенный Президентом Российской Федерации.
Принятый Федеральный закон направлен на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства Российской Федерации. Он вносит изменения в Общую часть Уголовного кодекса Российской Федерации.
К категории преступлений небольшой тяжести относятся умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает трех лет.
В целях индивидуализации наказания и вынесения справедливых приговоров суд наделяется полномочием при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления.
Установлено, что исправительные работы суд вправе назначать осужденным, как не имеющим, так и имеющим основное место работы. Последние будут отбывать исправительные работы по основному месту работы.
В целях расширения возможности для суда назначать наказания, не связанные с лишением свободы, вводится новый вид наказания -принудительные работы.
Статья 56 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена положением, согласно которому по общему правилу наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств.
Определен механизм предоставления отсрочки исполнения наказания лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести в сфере незаконного оборота наркотиков и страдающим наркоманией.
Внесен ряд изменений в Особенную часть Уголовного кодекса Российской Федерации.
Статьи 129, 130 и 298 Уголовного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу, а ответственность за деяния, предусмотренные указанными статьями, установлены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. По тем же причинам ответственность за деяния, предусмотренные частью первой статьи 136 (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина), частью первой статьи 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения) и частью первой статьи 191 (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга) Уголовного кодекса Российской Федерации, при отсутствии квалифицирующих признаков предусматривается в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 188 Уголовного кодекса Российской Федерации признается утратившей силу, а глава 24 «Преступления против общественной безопасности» дополнена статьей 2261 «Контрабанда», предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения, как то: взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные ядерные материалы, оружие, а также стратегически важные товары, ресурсы, культурные ценности и другие.
6 сентября в первом, 1 ноября во втором и 2 ноября в третьем чтениях был принят Федеральный закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (№ 566817-5), внесенный Президентом Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливаются основные гарантии права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.
Определены цели, содержание государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, основные принципы оказания бесплатной юридической помощи, виды бесплатной юридической помощи, субъекты оказания бесплатной юридической помощи и квалификационные требования к лицам, оказывающим такую помощь.
Разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, а также определяются полномочия в указанной области Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Минюста России), органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, полномочия органов прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам не только в рамках государственной, но и в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи, участниками которой являются юридические клиники и негосударственные юридические центры.
Определены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, а также случаи оказания бесплатной юридической помощи.
Государственные юридические бюро, созданные Правительством Российской Федерации до принятия федерального закона, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации. До вступления в силу федерального закона ранее созданные государственные юридические бюро финансируются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Принятие федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» требует внесения изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации. Поэтому одновременно с ним подготовлен федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», которым вносятся соответствующие изменения в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Указанные федеральные законы вступают в силу с 1 января 2012 г.
7 сентября в первом, 19 октября во втором и 1 ноября в третьем чтениях был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (578287-5), внесенный Самарской Губернской Думой.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относит к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также дополняет Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» статьей 121, в которой обозначены основные положения о таком ежегодном государственном докладе.
Правила разработки, распространения и опубликования ежегодного государственного доклада о состоянии объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации будут установлены Правительством Российской Федерации.
5 сентября в первом чтении принят проект ф едерального закона « О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» ( № 233757-5), внесенный членом Совета Федерации.
Оформление в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее – Федеральный закон № 93-ФЗ) на практике столкнулось
с серьезными затруднениями.
Исходя из части 2 статьи 1 Федерального закона «Об антикоррупцион-ной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», правовые нормы частей 1 и 2 статьи 12 Федерального закона № 93-ФЗ идентифицируется как коррупциогенные факторы, так как ими установлены для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения и, тем самым, созданы условия для проявления коррупции.
Принятый федеральный закон внес изменения в части 1 и 2 статьи 12 Федерального № 93-ФЗ, которыми устраняются выявленные коррупциогенные факторы, что будет способствовать обеспечению законности при принятии должностными лицами государственных органов решений об организации и финансировании мероприятий, в результате которых обеспечивается подготовка документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков и оформления прав на них в упрощенном порядке.
Устанавливается норма о регламентации осуществления должностными лицами указанных прав порядком, установленным соответствующими нормативными правовыми актами.
9 октября в первом чтении, 20 октября во втором чтении и в целом был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (№ 594791-5), внесенный депутатом Государственной.
Закон предоставил право законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации избирать (назначать) своих представителей в Совете Федерации также и из числа депутатов Государственной Думы.
20 сентября в перовом чтении, 21 октября во втором чтении и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»(№ 567405-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законом вносятся изменения в части 1 и 2 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП), связанные с увеличением административного штрафа:
в часть 1 - за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в отношении должностных лиц;
в часть 2 - за непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Закон определяет новую редакцию статьи 20.7 КоАП, предусматривающую административную ответственность за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны.
20 сентября в первом, 21 ноября во втором и 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 571715-5 ), внесенный Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предусматривается установление административной ответственности в виде дисквалификации и наложения штрафа для граждан и должностных лиц за нарушение законодательства в области предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним в части использования или попытки использования запрещенной субстанции в отношении спортсмена, либо применения или попытки применения в отношении его запрещенного метода, а также использования в отношении животных, участвующих в спортивных соревнованиях, запрещенной субстанции и (или) метода.
Целью закона является сохранение здоровья спортсмена, в том числе в возрасте до восемнадцати лет.
Предусмотренные законом меры административной ответственности соответствуют Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 27 декабря 2006 г. № 240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте») в части принятия государствами - участниками Международной конвенции.
21 сентября в первом, 2 ноября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 556482-5 ), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон уточняет редакцию части 4 статьи 15.25 КоАП путем установления дифференцированного размера санкций за невыполнение резидентами в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, в зависимости от факта зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках, но с нарушением срока такого зачисления, либо от факта незачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках, увязав размер санкций за задержку зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках со ставкой рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, действовавшей в период просрочки.
Новая редакция абзаца второго части 4 статьи 15.25 КоАП требует внесения соответствующих изменений в статью 3.5 КоАП, определяющую принципы установления размера административного штрафа. В этой связи статья 3.5 КоАП дополняется нормой об установлении возможности исчисления размера административного штрафа как суммы денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока.
Примечания к статье 15.25 КоАП дополнены новым пунктом, устанавливающим порядок расчета административного штрафа по части 4 статьи 15.25 КоАП в случае зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока с учетом размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Закон «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» позволяет применять к резидентам более соразмерные санкции в зависимости от степени тяжести нарушения резидентами требований Федерального закона (статья 19) о репатриации денежных средств, причитающихся резидентам в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) с нерезидентами, путем минимизации административной ответственности резидентов при незначительном нарушении сроков репатриации таких денежных средств.
21 сентября в первом, 1 ноября во втором и 2 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 556576-5 ), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон предусматривает дифференцированный подход при определении наказания по составу правонарушения, связанного с нарушением сроков представления форм учета и отчетности, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций в зависимости от продолжительности нарушений, одновременно определяя низший и высший пределы административного штрафа с целью обеспечения индивидуализации наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, размера причиненного вреда публичным интересам, обстоятельств, смягчающих, либо отягчающих административную ответственность, степени вины правонарушителя. При этом закон предусматривает установление такого вида административного наказания, как предупреждение.
Изменения в статью 15.25 КоАП позволяют смягчить применение административной ответственности к резидентам за незначительные нарушения сроков представления форм учета и отчетности, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по отношению к предусматриваемой административной ответственности за более длительные просрочки.
11 марта в первом, 22 сентября во втором и 5 октября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (№ 41912-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Данный Федеральный закон, в целях совершенствования законодательства о муниципальной службе и повышения его эффективности, предусматривает введение ограничений по нахождению на муниципальной службе гражданина или муниципального служащего по признаку близкого родства или свойства с главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию. Он также предусматривает исключение возможности назначения на должность главы местной администрации по контракту лица, находящегося в близком родстве или свойстве с главой муниципального образования.
15 июня в первом, 22 сентября во втором и 18 октября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства» (№ 523448-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон, в целях совершенствования мер по обеспечению безопасности полетов и ужесточения ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства, выделяет в самостоятельный состав преступления отдельные деяния, связанные с нарушением таких правил, которые повлекли причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.
4 октября в первом, 17 ноября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» (№ 329832-5), внесенный Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Закон предусматривает с 1 января 2011 года увеличение числа мировых судей и количества судебных участков в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Это позволит создать в автономном округе судебные участки с учетом его административно-территориального деления, географических и иных особенностей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, способствует стабилизации работы мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, улучшению качества разрешения судебных дел и более широкому доступу граждан к правосудию.
4 октября в первом, 18 ноября во втором, 21 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в
Федеральный закон «О судебных приставах» (№ 539167-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон устанавливает запрет на использование
в названии организаций, общественных объединений, должностей слова «пристав», которое может использоваться только в наименовании Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России, а также в наименованиях ее структурных подразделений.
Закон вводит дополнительные квалификационные требования к должности судебного пристава-исполнителя: наличие высшего юридического, экономического образования, либо неполного юридического образования.
В целях устранения условий для проявления коррупции при реализации должностными лицами ФССП России предоставленных им государственно-властных полномочий, закон исключает возможность назначения на должности судебных приставов лиц, не только имеющих,
но и имевших судимость за преступления, совершенные умышленно после достижения совершеннолетнего возраста.
22 сентября в первом, 17 ноября во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 571642-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон направлен на создание и развитие действенного механизма досудебного (внесудебного) обжалования, позволяющего обеспечить соблюдение прав или законных интересов граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе путем установления ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за несоблюдение требований законодательства.
В целях создания и развития действенного механизма досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, а также организаций, участвующих в предоставлении государственной и (или) муниципальной услуги, вносятся изменения:
в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления общих требований к порядку подачи и рассмотрения административной жалобы;
в часть 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за нарушение установленных стандартов и порядка предоставления государственных услуг. Закон закрепляет особый статус административной жалобы (далее – жалоба) на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, организаций, участвующих в предоставлении государственной и (или) муниципальной услуги, а также порядок их рассмотрения и принятия по ним решений по сравнению с другими обращениями граждан и организаций. Это позволит обеспечивать соблюдение установленных стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг.
Так, закон закрепляет возможность оперативной подачи жалобы заявителем в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме, а также по телефону в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, на имя должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалоб – заместителя руководителя соответствующего органа (территориального органа), который руководит деятельностью комиссии по рассмотрению административных жалоб, формируемой решением руководителя соответствующего органа из равного числа государственных или муниципальных служащих этого органа и представителей общественности.
Жалоба на решения и действия (бездействие) организации, участвующей в предоставлении государственной и (или) муниципальной услуги, подается в форме заявления в суд, арбитражный суд.
Закон вводит ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за нарушение установленных стандартов и порядка предоставления государственных услуг, а также ответственность за неправомерный отказ в удовлетворении административной жалобы.
Для этого Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется рядом составов административных правонарушений.
17 мая в первом, 4 октября во втором, 7 октября в третьем чтениях принят Федеральный закон «Об упразднении Касимовского городского суда Рязанской области» (№ 505613-5), внесенный Рязанской областной Думой.
Закон упраздняет городской суд с передачей штатной численности судей и сотрудников аппарата районному суду, что позволяет совершенствовать деятельность и более равномерно распределять нагрузку по рассмотрению дел на федеральных судей.
29 июня в первом, 4 октября во втором, 18 октября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 225 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (№ 508058-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон расширяет круг вопросов, отражаемых в прилагаемой к обвинительному акту справке о сроках дознания, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - о принятых мерах по обеспечению их прав.
Внесение данных дополнений в статью 225 УПК России повышает качество дознания и его полноту, позволяет обоснованно и полно решать вопросы о процессуальных издержках и иные вопросы, предусмотренные статьёй 299 УПК России при постановлении приговора, а также является дополнительной гарантией процессуальных прав подозреваемых, обвиняемых и иных участников уголовного процесса как на стадии дознания, так и при судебном разбирательстве.
1 июля в первом, 4 октября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (№ 568029-5), внесенный Президентом Российской Федерации.
Закон направлен на совершенствование процесса официального опубликования текстов правовых актов.
Закон расширяет перечень источников официального опубликования правовых актов, дополнив его официальным интернет-порталом правовой информации.
Внесено изменение в статью 4 Федерального закона, согласно которому официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона предлагается считать также первую публикацию его полного текста в электронном виде на официальном интернет-портале правовой информации.
Кроме того, Федеральный закон дополняется статьей 91, которой устанавливается, что официальный интернет-портал правовой информации является официальным электронным периодическим изданием и входит в государственную систему правовой информации.
4 октября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 42 и 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (№ 291758-5), внесенный членом Совета Федерации.
Статья 42 «Потерпевший» УПК РФ дополняется предложениями, предусматривающими при наличии оснований полагать, что лицу причинен вред непосредственно преступлением, по поводу которого возбуждено уголовное дело, оно признается потерпевшим не позднее 10 суток после возбуждения уголовного дела. При установлении лица, подлежащего признанию потерпевшим в ходе дальнейшего расследования уголовного дела, оно признается потерпевшим немедленно. Также предписывается пострадавшее от преступления лицо, которому был причинен имущественный вред, признавать гражданским лицом не позднее десяти суток со дня предъявления им гражданского иска, в связи с чем часть первая статьи 44 УПК РФ излагается в новой редакции.
4 октября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних», (№ 577813-5), внесенный Президентом Российской Федерации.
Целью настоящего закона является повышение эффективности противодействия поражающим своей жестокостью и дерзостью преступлениям, совершаемым против половой неприкосновенности детей.
Закон ужесточает наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста. В частности, предусмотрен запрет применения условного осуждения и отсрочки отбывания наказания к лицам, совершившим указанные преступления. Изменяются условия реализации такими лицами права на условно-досрочное освобождение и замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Наряду с этим, в отношении лиц, ранее судимых за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего и вновь совершивших такие деяния, усиливаются меры наказания, вплоть до пожизненного лишения свободы.
Закон устанавливает особый порядок применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста. Устанавливается также добровольный порядок применения комплекса мер медицинского характера в отношении иных лиц, совершивших преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности. Законом предусматривается порядок продления применения мер медицинского характера на период после освобождения указанных лиц.
11 марта в первом , 22 сентября во втором, 5 октября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (№ 441912-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон в целях совершенствования законодательства о муниципальной службе и повышения его эффективности предусматривает введение ограничений по нахождению на муниципальной службе гражданина или муниципального служащего по признаку близкого родства или свойства с главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию. Закон также предусматривает исключение возможности назначения на должность главы местной администрации по контракту лица, находящегося в близком родстве или свойстве с главой муниципального образования.
6 ноября 2009 года в первом, 5 октября 2011 года во втором, 7 октября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (№ 162078-5), внесенный депутатами Государственной Думы, членом Совета Федерации.
Закон направлен на расширение возможностей заемщика, возвращающего сумму займа, предоставленного ему под проценты.
Предоставляется возможность досрочного погашения займа без обязательного согласия займодавца, что защищает интересы массового заемщика.
Закон способствует сбалансированности прав и обязанностей заемщиков и займодавцев друг перед другом в вопросе погашения займа и позволяет дополнительно защитить интересы заемщиков, которые являются экономически более слабой стороной правоотношения.
5 октября в первом чтении принят проект федерального закона «Об упразднении некоторых районных судов Хабаровского края» (№ 555074-5), внесенный Законодательной Думой Хабаровского края.
Законом предлагается упразднить два районных суда Хабаровского края со штатной численностью по два судьи (Аяно-Майский районный суд и Тугуро-Чумиканский районный суд) с передачей отнесенных к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края.
5 октября в первом, 21 ноября во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка подключения к сетям коммунальной инфраструктуры» (№ 562710-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Вводятся три новых состава административных правонарушений:
несоответствие предлагаемого потребителю для заключения проекта договора (технических условий) о технологическом присоединении к электрическим сетям или подключении к системе коммунальной инфраструктуры требованиям законодательства;
нарушение организациями коммунального комплекса или сетевыми организациями установленных законодательством сроков представления проекта договора (технических условий) о подключении к системе коммунальной инфраструктуры или технологическом присоединении к электрическим сетям;
необоснованный отказ в заключении договора о подключении к системе коммунальной инфраструктуры или технологическом присоединении к электрическим сетям.
Закон устанавливает ответственность за указанные правонарушения, как для организаций, так и для должностных лиц.
5 октября в первом, 17 ноября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» (№ 578721-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Основными целями закона являются:
1) устранение противоречий в нормах Федерального закона «О политических партиях», определяющих порядок уведомления организационным комитетом федерального органа исполнительной власти о своем намерении создать политическую партию;
2) определение порядка признания документа о государственной регистрации политической партии утратившим силу в случае, если не была осуществлена государственная регистрация региональных отделений политической партии;
3) исключение несогласованности норм Федерального закона «О политических партиях» и норм иных федеральных законов в части требований к документам, представляемым на государственную регистрацию;
4) определение порядка и срока принятия решения о направлении соответствующих сведений и документов в орган, осуществляющий ведение единого государственного реестра юридических лиц, в случае изменения сведений о политической партии, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
5) уточнение порядка представления политическими партиями и их региональными отделениями информации, предусмотренной статьей 27 Федерального закона «О политических партиях»;
6) приведение в соответствие с Федеральным законом «Об общественных объединениях» положений статьи 45 Федерального закона «О политических партиях», определяющей последствия ликвидации и реорганизации политических партий и их региональных отделений.
5 октября в первом, 7 октября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон « О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (№ 607391-5), внесенный членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы.
В случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия действующего члена Совета Федерации – представителя в Совете Федерации от данного органа могут быть пролонгированы соответственно решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва или решением нового высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Соответствующие изменения вносятся в статьи 1, 2 и 4 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
15 июня в первом, 7 октября во втором, 18 октября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 35 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (№ 519821-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законом, в частности, устанавливается административная и финансовая ответственность грузоотправителя за совершение действий, влекущих нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом, а так же введение и реализация меры обеспечения в виде задержания транспортных средств при совершении административных право нарушений, предусмотренных частью 3 статьи 12.21.1. Кодекса.
6 июля в первом, 7 октября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи со снижением минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» (№ 569197-5), внесенный Президентом Российской Федерации.
Законом снижается с 7 до 5 процентов минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить федеральному списку кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, чтобы участвовать в распределении депутатских мандатов.
18 октября в первом, 17 ноября во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (№ 497961-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон дополняет Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 1731, устанавливающей ответственность за образование коммерческой организации в целях совершения преступлений. Данное преступление характеризуется умышленной формой вины.
Закон также предусматривает уголовную ответственность за приобретение документа, удостоверяющего личность, за склонение к предоставлению такого документа для образования (создания, реорганизации) коммерческой организации в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями, другими сделками с денежными средствами или иным имуществом.
18 октября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (№ 576273-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон вносит, в частности, следующие изменения в Федеральный закон:
С гражданским служащим, оплата труда которого производится в особом порядке, срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до четырех лет.
По отдельным должностям гражданской службы категорий «руководители» и «специалисты», отнесенным к высшей и главной группам должностей гражданской службы, по решению руководителя государственного органа может устанавливаться особый порядок оплаты труда, состоящей из: должностного оклада, оклада за классный чин и ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячной денежной выплаты, размеры которой определяются в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, устанавливаемых в срочном служебном контракте.
Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, утверждается правовым актом государственного органа.
18 октября в первом, 17 ноября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (№ 583012-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон вносит изменения в статью 82 УПК, предусматривающие возможность возвращения денег и ценностей, изъятых при производстве следственных действий, после их осмотра и производства других необходимых следственных действий их законному владельцу до наступления сроков, предусмотренных частью первой данной статьи.
18 октября в первом, 22 ноября во втором, 23 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» (№ 583016-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон, в целях нормативного правового закрепления механизма ротации на государственной гражданской службе, вносит изменения в следующие федеральные законы: «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», а также в Жилищный кодекс Российской Федерации.
18 октября в первом, 22 ноября во втором, 23 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (№ 600382-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон дополняет статьи 35, 37 и 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, содержащие перечень нотариальных действий, таким нотариальным действием, как удостоверение сведений о лицах. В целях унификации терминологии в разных законодательных актах также вносятся изменения в статью 80 указанных Основ.
29 июня в первом, 6 июля во втором чтениях и в целом, 19 октября в редакции согласительной комиссии принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 30 и 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (№ 556064-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
В Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, исключающие положения о рассмотрении уголовных дел в районном суде коллегией из трех судей, что позволит перераспределить штатную численность федеральных судей в суды, в которых нагрузка на судей превышает среднестатистические нормы.
6 сентября в первом, 1 ноября во втором, 2 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (№ 566836-5), внесенный Президентом Российской Федерации.
Законом вносятся изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации, которых потребовало Принятие федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
19 октября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменения в статью 93 Жилищного кодекса Российской Федерации» (№ 309303-5), внесенный Государственной Думой Ставропольского края.
Федеральный закон предусматривает внесение изменения в статью 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, что позволит устранить несправедливость в отношении граждан, трудовые отношения которых связаны с муниципальным унитарным предприятием.
19 октября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (№ 572517-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон устанавливает уголовную ответственность за действия, совершаемые из хулиганских побуждений, угрожающие безопасности эксплуатации транспортных средств.
22 октября в первом, 23 ноября во втором чтениях и в целом принят Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (№ 446365-5), внесенный Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» направлен на реализацию статей 44 (часть 1), 46, 71 (пункт «о»), 118, 127 и 128 Конституции Российской Федерации, а также положений части IV Гражданского кодекса Российской Федерации посредством создания в Российской Федерации специализированного арбитражного суда по разрешению споров, связанных с защитой интеллектуальных прав.
20 октября в первом, 23 ноября во втором слушаниях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» (№ 446381-5), внесенный Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» вносит изменения в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и в статью 1486 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
15 июня в первом, 21 октября во втором, 2 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности организации государственного экологического мониторинга» (№ 529927-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон вносит изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части уточнения понятий и организации системы государственного экологического мониторинга, обеспечения единства методологического, метрологического и информационного подхода к сбору и обмену информацией в рамках установленных действующим законодательством норм, регулирующих деятельность различных видов мониторинга и осуществляемых органами государственной власти функций в установленной сфере деятельности.
В единую государственную систему экологического мониторинга объединяются все существующие виды мониторинга в области охраны окружающей среды. В законе также предусмотрено информационное обеспечение ее функционирования посредством ведения единого государственного фонда данных экологического мониторинга.
Законом внесены изменения в законодательство в области использования атомной энергии в целях совершенствования регулирования осуществления мониторинга за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации, входящего в качестве подсистемы в систему экологического мониторинга.
1 ноября в первом, 18 ноября во втором, 21 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (№ 572957-5), внесенный Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа.
Закон вносит изменения в статью 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» путем добавления части четвертой, в соответствии с которой регистрационный учет граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам, ведущих кочевой образ жизни и не имеющих постоянного места жительства, осуществляется по населенному пункту в пределах муниципального района либо городского округа с учетом Перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации от 08 мая 2009 года № 631-р.
14 мая 2010 года в первом, 1 ноября 2011 во тором чтении и в целом принят Федеральный закон « О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 306882-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон направлен на расширение возможностей некоммерческих организаций пополнять целевой капитал не только за счет денежных средств, но и за счет иного имущества (ценных бумаг и недвижимого имущества), находящегося в собственности соответствующих организаций.
1 июня в первом, 1 ноября во втором, 2 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (№ 539159-5), внесенный Президентом Российской Федерации.
Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Налоговый кодекс Российской Федерации дополняются положением, в соответствии с которым банки и иные кредитные организации, регистрирующие и налоговые органы обязаны в соответствии с законодательством о противодействии коррупции представлять руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (включая справки по операциям, счетам и вкладам) граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, должности судьи, государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, должностей федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы, руководящих должностей в государственной корпорации, фонде или иной организации, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона, отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, учреждениях и на предприятиях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; лиц, замещающих названные должности; супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан и лиц.
В федеральные законы «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другие федеральные законы вносятся изменения, в соответствии с которыми на членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, членов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, налагаются соответствующие ограничения, а также возлагаются обязанности, в том числе ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Многие изменения, вносимые в указанные законодательные акты Российской Федерации, обусловлены необходимостью приведения используемых в них понятий в соответствие с тем, как эти понятия употребляются в Федеральном законе «О противодействии коррупции», или с требованиями юридической техники в целях устранения выявленных пробелов в правовом регулировании противодействия коррупции, а также усиления ответственности за коррупционные правонарушения.
1 ноября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (№ 462911-5 ), внесенный депутатами Государственной Думы .
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» предотвращает фактическое лишение гражданства Российской Федерации сугубо в административном порядке – посредством т.н. «изъятия паспортов» – в случаях выявления уполномоченными подразделениями Федеральной миграционной службы Российской Федерации или ее территориальных органов фактов выдачи отдельным лицам паспортов гражданина Российской Федерации и (или) иных основных документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, с нарушением соответствующих процедур, предусматривавшихся Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» или предусмотренных ныне действующим Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
1 ноября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в статью 132 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (№ 579550-5), внесенный членом Совета Федерации.
Закон дополняет статью 132 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», посвященную трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов в Российской Федерации, подпунктом, предусматривающим определение театральных деятелей как высококвалифицированных специалистов с порогом заработной платы в один миллион рублей.
Кроме того, устанавливается, что привлекать данных иностранных граждан имеют право театры, театральные и концертные организации в соответствии с перечнем профессий, который будет устанавливаться Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с ФМС России и Минздравсоцразвития России.
1 ноября в первом, 17 ноября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (№ 602755-5), внесенный Президентом Российской Федерации.
Законом в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вносятся изменения, устанавливающие, что поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях (статьи 198 - 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации) служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также что при рассмотрении в судебном заседании уголовного дела о преступлениях в сфере экономической деятельности на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.
1 ноября в первом, 17 ноября во втором, 18 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон»О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи» (№ 610726-5), внесенный Президентом Российской Федерации.
Закон придает экзаменационным комиссиям по приему квалификационного экзамена на должность судьи статус самостоятельных органов судейского сообщества в целях повышения их независимости и самостоятельности, а также в целях более объективной оценки уровня знаний кандидатов на должность судьи и обеспечения их прав и законных интересов в процессе сдачи экзамена.
Совершенствуется также порядок формирования экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Предусматривается образование Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, членов которой избирает Всероссийский съезд судей, и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи, членов которых избирают конференции судей субъектов Российской Федерации.
1 ноября в первом, 18 ноября во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (№ 610727-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон дополняет статью 24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» частями восьмой и девятой, предусматривающими, что иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие документов, удостоверяющих личность, в отношении которых Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято решение о выдаче иностранному государству, могут выезжать из Российской Федерации на основании данного решения, а в отношении которых удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче для уголовного преследования или исполнения приговора на территории Российской Федерации, могут въезжать в Российскую Федерацию на основании письменного уведомления компетентного органа иностранного государства об удовлетворении такого запроса.
2 июля 2010 года в первом, 2 ноября 2011 года во втором, 18 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» (№ 264736-5), внесенный депутатом Государственной Думы.
Закон направлен на законодательное развитие положений пункта 4 Указа Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» в части обязанности органов, лиц и организаций предоставлять Уполномоченному информацию и беспрепятственный доступ в соответствующие органы и учреждения.
2 ноября в первом, 22 ноября во втором, 23 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 615872-5), внесенный депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации.
Закон направлен на повышение эффективности деятельности общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Устанавливается возможность оказания поддержки деятельности общественных наблюдательных комиссий со стороны государственных органов власти и органов местного самоуправления. К тому же содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, может осуществляться также социально ориентированными некоммерческими организациями.
Расширяются полномочия общественных наблюдательных комиссий, им предоставляется право осуществления общественного контроля за обеспечением права на охрану здоровья лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Устанавливается обязанность общественной наблюдательной комиссии в уведомлении о планируемых посещениях мест принудительного содержания, предоставлении сведений о членах комиссии, при участии которых планируется посещение данных мест принудительного содержания.
Уточняется порядок отказа в допуске в место принудительного содержания члена общественной наблюдательной комиссии.
2 декабря 2009 года в первом, 17 ноября 2011 года во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в статью 20 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (№ 240676-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Основной целью закона является развитие института ипотечного кредитования путем сокращения срока осуществления государственной регистрации ипотеки.
25 февраля в первом, 17 ноября во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» (№ 439791-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Внесены изменения в пункты 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», пункт 2 статьи 590, пункт 2 статьи 597 и пункт 2 статьи 602 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленные на установление механизма исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам, вытекающим из договоров постоянной и пожизненной ренты, пожизненного содержания с иждивением, в зависимости от величины прожиточного минимума, а также индексации (увеличения) платежей по таким договорам.
17 июня в первом, 17 ноября во втором, 21 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования организации местного самоуправления» (№ 526517-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Законом положения Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующие вопрос формирования и деятельности контрольного органа муниципального образования, приводятся в соответствие с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
17 ноября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 587620-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с целью восполнения пробелов в части применения мер административной ответственности на морском транспорте.
17 ноября в первом чтении принят проект федерального закона « О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации» (№ 609378-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон, в частности, передает полномочия по установлению требования оборудования легкового такси таксометром субъектам Российской Федерации, а также расширяет понятие таксометра, тем самым предусматривая возможность инновационного развития современных технологий.
6 июля в первом, 18 ноября во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии» (№ 561367-5), внесенный депутатами Государственной Думы .
Закон направлен на уточнение и дальнейшее развитие отечественного законодательства в области реадмиссии. В частности, в целях обеспечения возможности своевременного исполнения обязательств, принятых на себя Российской Федерации в рамках международных договоров нашей страны о реадмиссии, законом предусматривается установление сокращенного срока для предоставления сведений о государственной регистрации акта гражданского состояния, необходимых в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии.
18 ноября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (№ 599809-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон дополняет часть 8 статьи 29 ГПК РФ положением, согласно которому иски о взыскании заработной платы, и других сумм, причитающихся членам экипажа судна за работу на борту судна, в том числе расходов на репатриацию и взносов по социальному страхованию могут быть предъявлены также в суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.
21 ноября в первом, 23 ноября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 624288-5), внесенный депутатом Государственной.
Закон принят в целях устранения проблем правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере исполнительно-процессуального розыска.
В законе предусмотрена передача Федеральной службе судебных приставов России функции органов внутренних дел по розыску граждан-должников по исполнительным документам, розыску детей по исполнительным документам, содержащим требование об отобрании ребенка, а также по розыску граждан-ответчиков по гражданским делам.
Законом предлагаются изменения в Закон об исполнительном производстве, которые определяют порядок осуществления судебными приставами исполнительно-процессуального розыска.
В законе также предусматривается ряд изменений, которые направлены на обеспечение розыскной функции судебного пристава-исполнителя, осуществляемой в процессе принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц.
Законом также предусмотрены корреспондирующие изменения в Федеральные законы от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», от 14.11.2002 № 138-ФЗ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, от 24.07.2002 № 95-ФЗ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
18 октября в первом, 22 ноября во втором, 23 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (№ 600382-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон дополняет статьи 35, 37 и 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, содержащие перечень нотариальных действий, таким нотариальным действием как удостоверение сведений о лицах. В целях унификации терминологии в разных законодательных актах также вносятся изменения в статью 80 указанных Основ.
22 ноября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменения в статью 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (№ 610137-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Данным законом межрайонные, городские (районные) отделы территориальных органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков относятся к органам дознания.
22 ноября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (№ 614240-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон вносит в статьи 37, 221, 226 УПК изменения, предусматривающие возложение на прокурора полномочия возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого под стражей по делу, направляемому в суд с обвинительным заключением (обвинительным актом).
Кроме того, статья 228 УПК излагается в новой редакции, согласно которой суд наделяется полномочием решать вопрос об избрании, отмене или изменении меры пресечения или о продлении срока содержания под стражей на предварительном слушании или в судебном заседании.
Скорректировано положение пункта 6 части второй статьи 231 УПК. Согласно новой редакции указанного пункта в постановлении о назначении судебного заседания будут рассматриваться вопросы о мере пресечения, за исключением случаев избрания меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или заключения под стражу, либо о продлении срока домашнего ареста или содержания под стражей.
22 ноября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении дополнений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (№ 623645-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон вводит норму, обязывающую иностранных граждан предоставлять документ, свидетельствующий о владении им русским языком. К таким документам закон относит: документ государственного образца о получении образования, выданный образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г. или на территории Российской Федерации после 1 сентября 1991 г., и сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку (в объеме не ниже элементарного уровня владения русским языком), выданный в установленном порядке.
22 ноября в первом чтении и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (№ 625421-5), внесенный Президентом Российской Федерации.
Статья 12 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» изложена в новой редакции, позволяющей оформлять и выдавать дипломатические паспорта гражданам Российской Федерации, выезжающим в служебные командировки либо со специальными миссиями за пределы территории Российской Федерации в соответствии с перечнем, формируемым федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Предусматривается оформление и выдача служебных паспортов лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, федеральным государственным служащим (государственным гражданским служащим, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов) и государственным служащим субъектов Российской Федерации, выезжающим в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации, а также лицам, осуществляющим медицинское и организационно-техническое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и высших должностных лиц Российской Федерации в их зарубежных командировках.