2011г. № 2 осенняя сессия
1.2.Экономическая политика
В течение осенней сессии Государственная Дума рассмотрела ряд законопроектов и приняла важные федеральные законы в области экономической политики.
6 сентября в первом, 1 ноября во втором, 2 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (№ 508879-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон уточняет определение понятия закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). При этом, учитывая особый режим функционирования организаций и (или) объектов, расположенных на территории ЗАТО, включающий и особые условия проживания граждан с учетом ограничений на въезд и выезд с территории ЗАТО, организации, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, признаются градообразующими вне зависимости от численности работающих и проживающих на территории ЗАТО граждан, что дает возможность использовать те льготы и преимущества, которые установлены для градообразующих организаций.
Принимая во внимание, что на территории ЗАТО функционируют юридические лица разных организационно-правовых форм термин «предприятие» по всему тексту Закона о ЗАТО заменяется термином «организации».
Закон унифицирует подходы в отношении всех видов сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО, в связи с чем вносятся соответствующие изменения в статью 8 Закона о ЗАТО.
9 сентября в первом, 17 ноября во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 568440-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Федеральный закон направлен на уточнение норм Федерального закона от 28 сентября 2010г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» и ряда других федеральных законов, содержащих положения о порядке применения преференций, предусмотренных для участников проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково».
9 сентября в первом, 17 ноября во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (№ 576274-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции.
В частности, закон уточняет порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и оказывающих влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.
Закон также уточняет определение таких понятий как: «хозяйствующий субъект», «координация экономической деятельности», «ограничение конкуренции», «вертикальное» соглашение», «государственные или муниципальные преференции».
Закон уточняет признаки отнесения лиц к группе лиц, согласно которым круг лиц, подлежащих к включению в группу лиц, существенно сужается по сравнению с действующей редакцией Закона о защите конкуренции.
Закон предоставляет Правительству Российской Федерации право устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с использованием которых производятся (реализуются) товары в сферах естественных монополий.
В целях реализации указанных изменений в статью 11 Закона о защите конкуренции законом вносятся изменения в статью 13 Закона о защите конкуренции, определяющую допустимость действий (бездействия) соглашений, согласованных действий, сделок и иных действий.
Закон предусматривает распространение антимонопольных требований к торгам на запрос котировок.
Закон предусматривает уточнение требований к отбору финансовых организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Изменения в статье 19 Закона о защите конкуренции направлены на уточнение цели, в соответствии с которой может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция. Так, указанными изменениями предусматривается, что предоставление преференции возможно только таким субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют основным направлениям поддержки, определенных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Уточняется механизм контроля соблюдения запретов на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике, а также вводится возможность принудительной реализации имущества, предназначенного для осуществления конкурентных видов деятельности на основании судебного решения в случае хозяйствующий субъект несоблюдения запретов на совмещение указанных видов деятельности.
9 сентября в первом, 17 ноября во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон « О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 576277-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливает административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, а также предусматривает совершенствование порядка осуществления административного производства в соответствии с пунктом 17 Плана мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2010 - 2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 691-р.
Так, статьи 4.2 и 4.3 Кодекса дополняются положением, предусматривающим, что обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность могут быть предусмотрены отдельными статьями КоАП.
Вводится новый состав правонарушения участниками оптового и (или) розничного рынков электрической энергии (мощности), не занимающими доминирующего положения на соответствующем рынке, путем совершения экономически и (или) технологически необоснованных действий, которые привели к значительному изменению и (или) поддержанию цен на электрическую энергию и (или) мощность.
Статьи 14.31 и 14.32 КоАП дополняются примечаниями, которыми устанавливаются обстоятельства, признаваемые КоАП смягчающими и отягчающими административную ответственность юридических лиц, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.31 - 14.33 Кодекса.
Закон также включает в себя изменения, направленные на совершенствование порядка осуществления административного производства.
Закон предусматривает возможность обжалования должностным лицом, вынесшим постановление в порядке надзора вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
20 сентября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания условий для развития строительства жилья экономического класса» (№ 456651-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Основная идея законопроекта – закрепление новых механизмов предоставления застройщикам земельных участков для их комплексного освоения или развития уже застроенных территорий с условием строительства на таких участках жилья экономического класса и реализация такого жилья по фиксированной стоимости, определенной по итогам аукциона.
Нормами закона предусматриваются два механизма предоставления застройщикам земельных участков для строительства жилья экономического класса:
- в результате заключения между застройщиком и органом местного самоуправления договора о развитии застроенной территории в целях строительства жилья экономического класса и выполнения ряда условий такого договора (подготовка документации по планировке, предоставление жилых помещений для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда и др.);
- в результате заключения между застройщиком и органом государственной власти или органом местного самоуправления договора о комплексном освоении земельного участка в целях строительства жилья экономического класса и выполнения ряда условий такого договора (подготовка документации по планировке территории и др.).
Законом, помимо изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, также предусматриваются внесение изменений в следующие законодательные акты:
Земельный кодекс Российской, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Жилищный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
22 сентября в первом, 18 ноября во втором, 21 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 533467-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Федеральный закон принят в целях упрощения порядка передачи из федеральной собственности объектов недвижимости, в которых расположены жилые помещения, объектов недвижимости инженерной инфраструктуры, объектов недвижимости социального и коммунально-бытового назначения Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, управление и распоряжение которым осуществляется Министерством обороны Российской Федерации (далее – военное имущество), в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
20 сентября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (№ 572971-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается закрепить за организацией, осуществляющей эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов, проведение буровых работ в целях осуществления регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи, а также транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации (далее - эксплуатирующая организация), обязанности по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в том числе обязательное наличие у данной организации плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
22 сентября в первом, 17 ноября во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» (№ 562736-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Целью Закона является создание государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (далее - государственная информационная система ТЭК) и формирование нормативно-правовой базы, определяющей ее правовой режим. Он направлен на повышение эффективности реализации государственных функций в сфере ТЭК и смежных отраслях экономики на основе использования государственной информационной системы ТЭК. Данный подход предполагает комплексное информационно-аналитическое обеспечение и совершенствование системы межведомственного информационного взаимодействия в сфере ТЭК на основе использования информационных технологий и технических средств, обеспечивающих автоматизированную обработку государственных информационных ресурсов ТЭК.
4 октября в первом, 18 ноября во втором, 21 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля» (№ 556478-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон направлен на оптимизацию валютного контроля при осуществлении внешнеэкономических сделок с товарами путем сокращения документооборота, исключения дублирования функций агентов валютного контроля, а также уточнения компетенции таможенных органов как агентов валютного контроля, для перехода на оформление паспорта сделки в электронном виде, сокращения объема информации, необходимой для оформления паспорта сделки.
Закон способствует снятию неоправданных административных барьеров во внешнеэкономической деятельности юридических лиц-резидентов, в том числе российских инновационных компаний.
4 октября в первом, 17 ноября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральный закон «О кредитной кооперации» (№ 593132-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон имеет целью урегулирование особенностей банкротства кредитных кооперативов. Уточняется определение контрольного органа в отношении кредитных кооперативов. Законом также предусматривается, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитного кооператива банкротом наделяется также саморегулируемая организация кредитных кооперативов в отношении кредитного кооператива, являющегося ее членом.
5 октября в первом, 7 октября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (№ 604425-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон принят в целях устранения правового пробела в вопросах организации лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, связанного с вступлением в силу с 3 ноября 2011 г Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также с целью исключения автозаправочных станций с заправкой жидким моторным топливом, расположенных на территории Российской Федерации, из перечня объектов, относимых к категории опасных производственных.
25 февраля в первом, 7 октября во втором, 18 октября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» (№ 475263-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Основной целью закона является изменение положений законодательных актов, несоответствующих положениям Федерального закона «Об обеспечении единства измерений».
Законом внесены изменения по следующим направлениям:
уточнение используемой в законодательных актах терминологии;
исключение из законодательных актов положений о проведении метрологического контроля;
исключение из законодательных актов положений о лицензировании деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений;
уточнение составов административных правонарушений и установление административной ответственности за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений.
22 апреля в первом, 7 октября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» по вопросу выделения участков недр местного значения» (№ 511219-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон определяет порядок предоставления в пользование участков недр местного значения.
Участки недр местного значения предоставляются в пользование исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Установление порядка предоставлении участков недр местного значения возложено на федеральный орган управления государственным фондом недр.
7 октября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» (№ 584399-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект направлен на создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.
В законопроекте уточняются полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части включения в региональные программы социально-экономического развития прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых бытовых отходов, направляемых на захоронение, а также утверждения балансовых схем образования и удаления экологически безопасными способами отходов производства и потребления.
Законопроект вносит изменения в федеральные законы «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «О концессионных соглашениях» и Градостроительный кодекс Российской Федерации в части устранения несоответствия в понятийном аппарате.
7 октября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования на окружающую среду и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» (№ 584587-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Цель проекта закона - формирование новой системы нормирования воздействия на окружающую среду, предусматривающей установление оптимального соотношения мер государственного регулирования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и позволяющей снизить негативные воздействия до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, а также введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия и применяющих наилучшие технологии.
2 ноября в первом чтении и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (№ 589405-5), внесенный депутатами Государственной Думы, членом Совета Федерации.
Закон исключает пункты 4.1 - 4.4 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», устанавливающие особенности организации и проведения внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций.
1 июля в первом, 18 октября во втором, 21 октября в третьем чтениях принят Федеральный закон « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства» (№ 555755-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законом создаются правовые и экономические условия, обеспечивающие стимулирование развития и конкурентоспособность отечественных судостроительных предприятий и судостроительной отрасли в целом.
Данный закон также направлен на создание и реализацию, к уже имеющимся, дополнительных экономических и нормативно-правовых условий для регистрации судов под Государственным флагом Российской Федерации и стимулирование российских судовладельцев к размещению заказов на строительство новых морских и речных судов на российских судостроительных предприятиях.
18 октября в первом, 22 ноября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии» (№ 243819-5), внесенный депутатами Государственной Думы .
Закон направлен на повышение эффективности и совершенствование системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, предназначенной для обеспечения безопасности использования атомной энергии на протяжении всего жизненного цикла объектов использования атомной энергии, начиная с проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации, а также перевозки, утилизации, контроля и учета радиоактивных источников.
Закон предусматривает создание единой системы лицензирования деятельности в области использования атомной энергии, устанавливает систему требований к заявителям и процедурам проведения экспертиз безопасности при осуществлении лицензирующей деятельности.
Закон содержит нормы, направленные на усиление ответственности за нарушения обязательных требований в области использования атомной энергии.
18 октября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» (№ 304493-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Ряд норм законопроекта непосредственно направлен на полноценную реализацию требования Конституции Российской Федерации о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Настоящий закон восполняет пробелы и устанавливает более простой и четкий порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, одновременно повышая уровень и качество гарантий лицам, чьи права подлежат прекращению в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
18 октября в первом, 22 ноября во втором чтениях принят проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 598619-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон направлен на установление возможности осуществлять на территории Российской Федерации строительство на основании проектной документации, которая разработана и утверждена в государствах-членах Европейского Союза и других иностранных государствах, включенных в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (зарубежная проектная документация повторного применения).
11 мая в первом, 19 октября во втором, 1 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 22 Воздушного кодекса Российской Федерации» (№ 449546-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Данный закон направлен на закрепление за государственной авиацией Роскосмоса статуса государственной авиации специального назначения.
23 марта в первом, 19 октября во втором, 1 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (№ 503176-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон направлен на устранение излишних административных барьеров для иностранных инвесторов в сферах производства продуктов питания, оказания услуг населению, вносит изменения в пункты 3 и 4 статьи 6 Федерального закона № 57-ФЗ, направленные на исключение из стратегических видов деятельности деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний IV группы патогенности, а также деятельность по эксплуатации радиационных источников 4 категории потенциальной радиационной опасности.
Данный закон вносит также изменения в пункты 12 - 14 статьи 6 Федерального закона № 57-ФЗ, исключающие деятельность банков в области криптографии из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, за исключением банков, в уставном капитале которых присутствует доля (вклад) Российской Федерации.
В целом, законом усовершенствован порядок рассмотрения ходатайств иностранных инвесторов, устранены излишние административные барьеры для иностранных инвесторов.
19 октября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (№ 545863-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Принятый законопроект направлен, прежде всего, на обеспечение защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, преодоление дезинтеграционных процессов в системе потребительской кооперации, укрепление её материально-технической базы, пресечение случаев незаконного отчуждения имущества и злоупотреблений должностных лиц потребительских обществ и союзов потребительских обществ путем усиления контроля сохранности кооперативной собственности, совершенствования механизма контрольно-ревизионных проверок в системе потребительской кооперации.
19 октября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения долгосрочных комплексных контрактов на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры» (№ 602033-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект регулирует в рамках федерального законодательства возможность заключения контрактов на проектирование, строительство (реконструкцию) и последующее содержание автомобильных дорог и иных объектов транспортной инфраструктуры, являющихся объектом контракта.
1 ноября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» (№ 529791-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Основной идеей законопроекта является урегулирование общественных отношений, вытекающих из нормативных правовых актов Российской Федерации, использующих термин «маломерное судно».
1 ноября в первом, 23 ноября во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (№ 576271-5), внесенный депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации.
Законом предусматривается право бюджетных учреждений, являющихся исполнителями по государственному (муниципальному) контракту или гражданско-правовому договору, заключенному с другим бюджетным учреждением, а также в случае получения бюджетным учреждением грантов (субсидий на конкурсной основе) размещать заказы на поставку любых товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
1 ноября в первом, 17 ноября во втором, 21 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 610650-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон вносит изменения в часть 1 статьи 10 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ в части исключения требований обязательной маркировки класса энергетической эффективности для компьютеров, компьютерных электронных устройств и оргтехники с 1 января 2012 года.
1 ноября в первом, 17 ноября во втором, 21 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (№ 615811-5), внесенный депутатом Государственной Думы.
Цель данного закона - совершенствование норм, регулирующих предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации в 2012 году, а также уточнение требований к субъектам Российской Федерации в отношении соблюдения сроков реализации региональных адресных программ.
13 мая в первом, 2 ноября во втором, 17 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 417505-4), внесенный депутатами Государственной Думы.
В целях повышения безопасности зданий и сооружений закон направлен на решение 3 основных вопросов:
1) введение имущественной ответственности собственников зданий и сооружений;
2) повышения качества проектной документации;
3) регулирование вопросов эксплуатации зданий и сооружений.
Вводится имущественная ответственность за вред, причиненный в результате разрушения или повреждения здания или сооружения, нарушения требований безопасности при эксплуатации зданий или сооружений, собственника здания, сооружения или лица, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, в доверительном управлении, в срочном пользовании) в случае, если соответствующим договором предусмотрена обязанность такого лица возместить причиненный вред.
Закон также дополняет Градостроительный кодекс Российской Федерации новой главой по эксплуатации зданий и сооружений.
Законом вводится государственный надзор при эксплуатации зданий, сооружений.
31 мая в первом, 22 ноября во втором, 23 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (№ 497896-5), внесенный депутатами Государственной Думы, членом Совета Федерации.
Закон направлен на дальнейшее совершенствование правового регулирования в электроэнергетике с учетом накопленного в течение переходного периода реформирования отрасли опыта.
Устанавливаются основные требования к основаниям и порядку расчета цен на электрическую энергию и мощность коммерческим оператором оптового рынка электрической энергии и мощности.
Важнейшей нормой является также запрет на изменение (перерасчет) цена покупки (продажи) и стоимость электрической энергии и мощности, проданных или купленных субъектом оптового рынка в прошлых расчетных периодах.
Законом уточняется, какие именно сведения из множества сформированных коммерческим оператором оптового рынка ценовых показателей могут рассматриваться в качестве официального источника информации о рыночных ценах на электрическую энергию и мощность.
Уточняется содержание действий коммерческого оператора оптового рынка при осуществлении им централизованных расчетов на оптовом рынке.
15 июня в первом, 2 ноября во втором, 17 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 549129-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
В законе с учетом существующих реалий дается определение понятиям туристический кластер и управляющая компания для управления туристско-рекреационными особыми экономическими зонами, входящими в туристический кластер.
Законом также предлагается оптимизировать миграционный режим для иностранных граждан – высококвалифицированных работников туристско-рекреационных особых экономических зон, привлекаемых к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны.
2 ноября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (№ 610346-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
В связи с разработкой Государственной программы на восьмилетний период в статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» данным законопроектом заменяется срок, на который утверждается Государственная программа, с пятилетнего на срок, определяемый Правительством Российской Федерации.
21 февраля 2007 года в первом, 19 марта 2010 года во втором, 17 ноября 2011 года в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (№ 166782-4), внесенный депутатом Государственной Думы.
Вносятся изменения в статью 27.13 КоАП России, определяющую перечень случаев, когда может применяться задержание транспортного средства в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении, а также в пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127–ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
11 мая 2007 года в первом, 21 ноября 2011 года во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (№ 321954-4), внесенный членами Совета Федерации.
Данный закон включает органы местного самоуправления поселений в состав муниципальных образований, осуществляющих распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений. Соответственно полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов распространяются на земельные участки, расположенные на межселенных территориях.
9 февраля в первом, 17 ноября во втором, 18 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 93 Земельного кодекса Российской Федерации» (№ 460777-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон направлен на уточнение редакции пункта 7 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в части упорядочения режима использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон объектов обороны и безопасности. Кроме этого, слово «запретные» дополняется словом «специальные». Данное изменение обусловлено необходимостью приведения в соответствие терминологии закона и подзаконных актов.
15 июня в первом, 17 ноября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения стандартов оценки» (№ 555774-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законом устанавливается, что требования к порядку проведения оценки и осуществлению оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности, которые, в свою очередь, подразделяются на федеральные стандарты оценки, утверждаемые уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и утверждаемые саморегулируемыми организациями оценщиков стандарты и правила оценочной деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам оценки.
29 июня в первом, 17 ноября во втором, 21 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах» (№ 557159-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон предполагает внедрение в российское законодательство новой разновидности коммерческого юридического лица - хозяйственного партнерства, занимающего своего рода промежуточное положение между хозяйственным товариществом и обществом и в максимальной степени удовлетворяющего важнейшим требованиям, которые российские и иностранные венчурные инвесторы и предприниматели предъявляют к организационно-правовым формам, используемым для реализации венчурных и в целом инновационных бизнес-проектов.
Содержание закона подчинено задаче подробной регламентации различных применяемых по умолчанию гражданско-правовых аспектов создания, функционирования и прекращения хозяйственных партнерств, что позволит в короткие сроки сформировать непротиворечивую судебную практику для его использования в инновационных правоотношениях. Основным принципом нового правового регулирования хозяйственного партнерства является внедрение в его конструкцию максимального количества диспозитивных возможностей для участников устанавливать удобные для данного конкретного инновационного или иного бизнес-проекта или случая правила.
29 июня в первом, 17 ноября во втором, 21 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах» (№ 557168-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законом в правовой конструкции нового вида юридических
лиц - хозяйственного партнерства обеспечена реализация большинства важнейших международно-признанных требований, предъявляемых к организационно-правовым формам венчурных (инновационных) бизнес-проектов.
29 июня в первом, 17 ноября во втором, 21 ноября в третьем чтениях приняты Федеральные законы «Об инвестиционном товариществе» (№ 557184-5) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инвестиционном товариществе» (№ 557192-5), внесенные Правительством Российской Федерации.
Основной целью законов является создание правовых условий для развития инновационной экономики России на основе реализации бизнес-проектов с использованием специальной, соответствующей мировым стандартам организационно-правовой формы коллективного инвестирования - договора об инвестиционном товариществе.
Предметом правового регулирования законов являются отношения, возникающие в связи с заключением, исполнением и прекращением специальной разновидности договора простого товарищества - инвестиционного товарищества, на основе которого могут объединяться средства нескольких инвесторов и/или организационно-управленческие и предпринимательские усилия для реализации бизнес-проектов, прежде всего в сфере инновационной экономики.
17 ноября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» (№ 608695-5), внесенный Правительством Российской Федерации .
Законопроект разработан в целях принятия мер по обеспечению безопасности судоходства в акватории Северного морского пути. Эти меры включают навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, а также обеспечение ледокольной проводки судов, ледовой лоцманской проводки судов и проводки судов по рекомендованным маршрутам в акватории Северного морского пути.
Положения законопроекта направлены на приведение существующей системы управления Северным морским путем в соответствие с Морской доктриной Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации, в части обеспечения национальных интересов в Арктике.
17 ноября в первом, 22 ноября во втором, 23 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» (№ 621156-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон предусматривает расширение категорий граждан, из числа которых могут быть созданы кооперативы, в целях передачи таким кооперативам земельных участков Фонда развития жилищного строительства (РЖС).
Законом устанавливаются особенности подготовки ходатайств, представляемых в Фонд РЖС в целях передачи земельных участков Фонда РЖС таким кооперативам.
Законом также урегулированы вопросы обеспечения земельных участков Фонда РЖС, предоставляемых кооперативам, объектами инженерной инфраструктуры.
15 июля 2009 года в первом, 18 ноября 2011 года во втором, 22 ноября в третьем принят Федеральный закон «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 181650-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Законом предусмотрено, что создание зоны территориального развития в субъекте Российской Федерации осуществляется федеральным законом на срок от пяти до двадцати лет на основании обращения высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации в случае, если такой субъект Российской Федерации включен в перечень субъектов Российской Федерации, требующих особой поддержки, утверждаемый Правительством Российской Федерации, в соответствии с критериями, определенными законом. Пороговые значения числа субъектов Российской Федерации, указанного в критериях, порядок применения критериев устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Специальный правовой режим осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности на территории зоны территориального развития распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, местом нахождения которых является территория зоны территориального развития и которые осуществляют на территории такой зоны виды экономической деятельности, установленные федеральным законом о создании зоны территориального развития.
Законом предусмотрено, что специальный правовой режим осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности на территории зоны территориального развития не распространяется на государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, хозяйственные общества, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, а также субъекты естественных монополий, организации энергетики, газоснабжения и коммунального комплекса.
18 ноября в первом чтении и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (№ 617500-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон переносит срок реализации запрета на торговлю вне капитальных зданий на более поздний период.
16 ноября в первом чтении и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (№ 617785-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Данный Федеральный закон исключает из числа функций уполномоченного органа проведение проверок деятельности резидентов особой экономической зоны (ОЭЗ) совместно с администрацией, а также согласование назначения на должность руководителя администрации и освобождения от должности.
Закон содержит положения, направленные на оптимизацию административных процедур о ОЭЗ, в частности установление порядка и сроков рассмотрения заявлений о включении заявителя в реестр резидентов ОЭЗ и принятия соответствующего решения.
20 ноября 2009 года в первом, 22 ноября 2011 года во втором чтениях принят проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» (№ 272981-5), внесенный депутатом Государственной Думы.
Данный законопроект направлен на создание единого правового поля для реализации требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений, способствует повышению уровня безопасности объектов капитального строительства.
29 июня в первом, 23 ноября во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» (№ 84225-5), внесенный депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации.
Основной целью данного закона является создание правовой основы для эффективного функционирования и устойчивого развития отрасли водоснабжения и канализования в Российской Федерации и совершенствование системы государственного регулирования в данной сфере, направленное на обеспечение бесперебойного и качественного централизованного водоснабжения и канализования, защиты окружающей среды и улучшения здоровья и качества жизни населения.
Закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в сфере водоснабжения и канализования, принципы государственного регулирования указанной сферы, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, основные права и обязанности организаций водопроводно-канализационного хозяйства и других участников отношений в сфере водоснабжения и канализования.
29 июня в первом, 23 ноября во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» (№ 484229-5), внесенный депутатами Государственной Думы, членом Совета Федерации.
Данный Федеральный закон направлен на реализацию положений Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и содержит положения о внесении изменений в законодательные акты, необходимые для осуществления регулирования отдельных правоотношений, закрепленного в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении».
17 ноября в первом, 22 ноября во втором, 23 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» (№ 621156-5), внесенный депутатами Государственной Думы .
Настоящий закон вносит изменения в Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее – Закон № 161-ФЗ) в части возможности предоставления без проведения аукционов земельных участков, находящихся в собственности Фонда развития жилищного строительства, жилищно-строительным кооперативам, жилищным накопительным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам (далее – кооперативы), создаваемым из числа работников бюджетной сферы, в том числе из числа работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений культуры.
22 ноября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (№ 629835-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в отдельные положения статьи 37 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» (статья 1 проекта), статьи 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (статья 2 проекта), статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (статья 3 проекта), статей 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 4 проекта) и статьи 21 Федерального закона «О лотереях» (статья 5 проекта), устраняющих неточности в наименовании видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и порядке его осуществления в соответствующих сферах деятельности.
В статьи 12 и 20 Жилищного кодекса Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие уточнение содержания и предмета государственного жилищного надзора и уведомительного порядка начала отдельных видов деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
23 ноября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (№ 612874-5), внесенный депутатами Государственной Думы.
Данный законопроект направлен на установление возможности размещения заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, путем проведения конкурса или открытого аукциона.