2011г. № 2 осенняя сессия
1.4. Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство
20 сентября в первом , 22 сентября во втором чтении и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (№ 599228-5), Внесенный Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон предусматривает продление действия положений бюджетного законодательства Российской Федерации о формировании и исполнении федерального бюджета без разделения его доходной части на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы и о приостановлении ограничений дефицита федерального бюджета до 1 января 2015 г.
21 сентября в первом чтении и в целом принят Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год» (№ 576596-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Данным Федеральным законом закрепляются итоги исполнения федерального бюджета Российской федерации за 2010 год.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2010 году законодательно установленный размер дефицита федерального бюджета уменьшен с 6,8% ВВП до 5,3% ВВП исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет, а также с учетом необходимости обеспечения макроэкономической стабильности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, исполнения законодательно установленных социальных гарантий и других расходных обязательств Российской Федерации. Фактический дефицит федерального бюджета составил 4,0% ВВП, что позволило уменьшить фактическую сумму использования средств, накопленных в Резервном фонде, на обеспечение сбалансированности федерального бюджета по сравнению с первоначально установленной законодательно почти в 2 раза.
В 2010 году в полном объеме обеспечено выполнение публичных нормативных обязательств с учетом их индексации на уровень инфляции, федеральных обязательств по выплате стипендий и денежному довольствию, денежному вознаграждению, денежному содержанию, заработной плате военнослужащих и приравненных к ним лиц, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая судей Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, прокурорских работников и следователей, работников федеральных бюджетных учреждений.
Приоритетом бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, в отчетном году являлись расходы на образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру и спорт.
21 сентября в первом чтении и в целом принят Федеральный закон « Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2010 год» (№ 576603-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом констатируется, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществлял исполнение бюджета в 2010 году в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 463 776,7 млн. рублей, или 109,0 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом (101,4 процента к плановым показателям), включая средства плательщиков в сумме превышения произведенных ими расходов в 2010 году на выплату пособий по обязательному социальному страхованию над суммой страховых взносов, подлежащих уплате, в сумме 34 401,1 млн. рублей, и по расходам в сумме 491 199,3 млн. рублей, или 108,2 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом (101,4 процента к сводной бюджетной росписи), включая расходы, произведенные плательщиками сверх начисленных страховых взносов в 2010 году в сумме 34 401,1 млн. рублей.
В целом бюджет Фонда в 2010 году исполнен с превышением расходов бюджета Фонда над доходами в сумме 27 422,6 млн. рублей, при этом текущий дефицит по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составил 34 206,7 млн. рублей с учетом полученных средств федерального бюджета в сумме 29 500,0 млн. рублей, направленных на покрытие дефицита бюджета в 2010 году, и средств плательщиков в сумме превышения произведенных ими расходов в 2010 году на выплату пособий по обязательному социальному страхованию над суммой страховых взносов, подлежащих уплате, в сумме 34 401,1 млн. рублей, которые подлежат возврату плательщикам в 2011 году.
21 сентября в первом чтении и в целом принят Федеральный закон « Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год» (№ 576687-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял исполнение Федерального закона от 30 ноября 2009 г. № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в 2010 году в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также согласно поставленным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации задачам в области пенсионного обеспечения: завершить формирование сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах, осуществить переоценку пенсионных прав граждан старшего поколения путем валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ликвидировать бедность среди пенсионеров, в том числе за счет социальных доплат к пенсиям, размер которых оказывается меньше прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации.
В 2010 году исполнение бюджета Фонда по расходам организовывалось на основе сводной бюджетной росписи бюджета ПФР на 2010 год с учетом изменений, внесенных в нее в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и по основаниям, установленным Законом о бюджете Фонда на 2010 год (далее - уточненная сводная роспись), по доходам - на основе прогнозных поступлений, а в части межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - в соответствии с уточненной росписью расходов федерального бюджета на 2010 год.
Исходя из этого общий объем прогнозируемых доходов бюджета Фонда на 2010 год определен в сумме 4648,5 млрд. руб., из них 4231,7 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий; общий объем расходов утвержден в сумме 4370,2 млрд. руб., из них 4235,5 млрд. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
За 2010 год доходы бюджета Фонда составили 4610,1 млрд. руб. (10,3% к ВВП), или 99,2% от прогнозируемых объемов, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 4248,9 млрд. руб., или 100,4% прогнозных поступлений.
Расходы бюджета Фонда за 2010 год составили 4249,2 млрд. руб. (9,5% к ВВП), или 97,2% к уточненной сводной росписи, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 4179,2 млрд. руб., или 98,7 процента.
21 сентября в первом чтении и в целом принят Федеральный закон «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год» (№ 576710-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Финансовая деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее соответственно – Фонд ОМС) осуществлялась в 2010 году в соответствии с целями, установленными Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», организовывалась на основе бюджетной росписи расходов бюджета Фонда, с учетом вносимых в нее изменений.
В целом доходы бюджета Фонда в 2010 году составили 101 843 605,4 тыс. рублей. Доходы бюджета Фонда без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составили 97 109 605,4 тыс. рублей (95,4% к общему объему поступивших средств), из них страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджет Фонда, 91 027 827,3 тыс. рублей, единый социальный налог 4 888 628,7 тыс. рублей, налоги, взимаемые в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 805 954,4 тыс. рублей, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог 358 553,5 тыс. рублей. Поступления от денежных взысканий (штрафов), налагаемых Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями 48 - 51 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», составили 669,2 тыс. рублей. Поступления сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в Фонд в связи с задолженностью, образовавшейся на 1 января 2001 года, составили 14 505,5 тыс. рублей. Доходы Фонда от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджета Фонда (возврат дебиторской задолженности прошлых лет), реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда, возврата остатков средств, переданных в виде межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда в бюджеты территориальных фондов ОМС, поступления штрафных санкций за нарушение условий государственных контрактов в размерах, установленных указанными контрактами, за отчетный период составили 13 466,8 тыс. рублей.
На проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2010 году направлено 4 155 845,6 тыс. рублей, или 103,9% от суммы, предусмотренной в бюджете Фонда на 2010 год за счет использования остатков.
На проведение диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в 2010 году направлено 795 718,3 тыс. рублей, или 108,4% к бюджетным назначениям за счет использования остатков.
Расходы Фонда на финансовое, материально-техническое обеспечение, на осуществление международного сотрудничества по вопросам ОМС и информатизацию системы ОМС составили в 2010 году 497 120,1 тыс. рублей (86,9% к бюджетным назначениям).
14 июня в первом, 4 октября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и статью 2 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (№ 527576-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Принятый закон направлен на дальнейшее совершенствование российской системы национальных счетов. В законе предусматривается наделение Банка России полномочиями по участию в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов, а также по организации его составления.
18 октября в первом, 21 ноября во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 601622-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон уточняет положения законодательства Российской Федерации в связи с изменениями функций федеральных органов исполнительной власти в сфере финансового рынка, касающиеся совершенствования государственного контроля (надзора) финансового рынка, в том числе в области страхования, микрофинансовой деятельности, кредитной кооперации.
Данным законом часть функций по нормативно-правовому регулированию в сфере страхования передается органу страхового надзора (Федеральной службе по финансовым рынкам), в частности, она наделяется правом издавать следующие нормативные правовые акты:
перечень документов, сохранность которых обязан обеспечить страховщик, и требования к обеспечению сохранности таких документов;
требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов страховых актуариев;
перечень документов, подтверждающих выполнение требований к уставному капиталу страховщика, и документов, подтверждающих источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии - физическими лицами в уставный капитал;
порядок представления и формы статистической отчетности и иных сведений страховщиков, представляемых в порядке надзора, а также сведений о страховой деятельности;
требования к заявлению, сведениям и документам, представляемым соискателем лицензии для получения лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности.
Кроме того, закон наделяет орган страхового надзора правом по принятию нормативных правовых актов, регулирующих отношения страховых организаций и профессионального объединения страховщиков в случае передачи страхового портфеля при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В целях устранения правовой неопределенности в части полномочий федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам статьей 6 закона внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансировании накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
В целях совершенствования государственного контроля (надзора) в сфере микрофинансовой деятельности вносятся изменения в статьи 7 и 14 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», предусматривающие уточнение контрольных (надзорных) функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
25 января в первом, 20 октября во втором, 1 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 406048-5 ), внесенный Государственным Советом Республики Татарстан.
Данным законом предлагается не ограничивать срок действия предоставляемых налоговых льгот осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В целях обеспечения сохранности жилищного фонда и реформирования жилищно-коммунального хозяйства закон исключает из налогооблагаемой базы средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
20 октября в первом, 17 ноября во втором, 18 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 589200-5 ), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законом предусмотрено проиндексировать ставки акцизов на подакцизную продукцию период 2012 - 2014 гг.
Ставки акцизов увеличиваются с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами проиндексированы ставки акцизов на сигареты с фильтром, а также сигареты без фильтра и папиросы (более чем в три раза за период с 2011 г. до 2014 г.). С 2012 года для данных подакцизных товаров также устанавливается единая ставка акциза.
20 октября в первом чтении и в целом принят Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и признании утратившими силу отдельных положений статьи 2 Федерального закона «О внесении изменения в статью 31 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (№ 607162-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Данный Федеральный закон принят в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановлении действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
20 октября в первом, 21 октября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (№ 610236-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Данный Федеральный закон принят с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь-август 2011 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2011 году.
Закон предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 13 декабря 2010 года № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (в редакции от 01.06.2011 № 105-ФЗ и 20.06.2011 № 251-ФЗ) в части показателей, утвержденных на 2011 год (показатели на плановый период 2012 и 2013 годов не изменяются).
14 ноября 2007 года в первом, 21 октября 2011 года во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (№ 472902-4), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон принят с целью приведения российского законодательства в соответствие с пунктом »б» 19-й рекомендации Сорока рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Указанным пунктом рекомендовано странам создать систему, при которой банки и иные финансовые учреждения и посредники сообщали бы о всех внутренних и международных операциях с наличными денежными средствами на суммы, превышающие установленный предел, национальному центральному ведомству с электронной базой данных, доступной компетентным органам для использования в делах, касающихся отмывания денег или финансирования терроризма, при условии обеспечения надежных гарантий надлежащего использования информации.
28 июня в первом, 21 октября во втором, 1 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 431990-5 ), внесенный членом Совета Федерации.
Принятый закон предусматривает введение понятий «пункт приема ставок тотализатора» и «пункт приема ставок букмекерской конторы», и отнесение их к числу объектов налогообложения налогом на игорный бизнес; установление предельных размеров ставок налога на игорный бизнес применительно к пунктам приема ставок букмекерской конторы и пунктам приема ставок тотализатора.
2 ноября в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» (№ 594840-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Принятый законопроект направлен на устранение недостатков Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» в целях повышения эффективности сделок по секьюритизации ипотечных активов, приведения Закона в соответствие с передовой международной практикой выпуска ипотечных ценных бумаг, обеспечения более полного учета интересов инвесторов и эмитентов облигаций с ипотечным покрытием.
Законом устанавливается:
- право ипотечного агента привлекать кредитные и заемные средства в рамках осуществления уставной деятельности;
- указание в учредительных документах ипотечного агента максимального количества выпусков облигаций с ипотечным покрытием для эмиссии которых он создается;
- отмена требования об обязательной выплате процентов по облигациям с ипотечным покрытием для младших траншей;
- отмена требований к размеру ипотечного покрытия для младшего транша облигаций;
- отмена ограничений по доле денежных средств в составе ипотечного покрытия;
- прекращение права требования досрочного погашения облигаций с ипотечным покрытием после прекращения оснований для предъявления такого требования.
21 октября в первом, 18 ноября во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (№ 607158-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Принятый Федеральный закон отвечает основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах:
1) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
2) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, стимулирование инновационного развития страны;
3) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
4) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.
Закон подготовлен и принят в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Общие требования к структуре и содержанию закона о бюджете установлены статьей 1841 Бюджетного кодекса, которые применительно к федеральному бюджету конкретизируются статьями 199 и 205 Бюджетного кодекса.
С учетом того, что в 2012 - 2014 годах планируется превышение расходов федерального бюджета над доходами, в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса утверждается дефицит федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
21 октября в первом, 18 ноября во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (№ 607160-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закрепленные принятым Федеральным законом основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на очередной финансовый год и двухлетний плановый период сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 - 2014 годы.
Доходная часть бюджета Фонда сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и с учетом положений проекта федерального закона «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхования неработающего населения».
Бюджет Фонда по доходам сформирован на 2012 год в сумме 891,7 млрд. рублей, на плановый период 2013 и 2014 годы доходы составят соответственно: 1 034,4 млрд. рублей и 1 188,5 млрд. рублей.
Расходы бюджета Фонда на 2012 год определены в сумме 891,7 млрд. рублей, на плановый период 2013 и 2014 годов расходы составят соответственно: 1 034,4 млрд. рублей и 1 188,5 млрд. рублей.
Дефицит бюджета Фонда в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов не планируется.
Расчет объема поступления страховых взносов на ОМС работающего населения осуществлен исходя из прогнозного показателя по фонду заработной платы на 2012 год в сумме 14 472,0 млрд. рублей, на 2013 год в сумме 16 150,0 млрд. рублей и на 2014 год в сумме 18 053,0 млрд. рублей.
В 2012 году в целях повышения доступности медицинской помощи Фондом предусматривается продолжение реализации региональных программ модернизации здравоохранения, реализуемых с 2011 года.
21 октября в первом, 18 ноября во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (№ 607161-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Исходной базой составления закрепленного принятым законом бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации являются основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов и ожидаемые итоги исполнения бюджета Фонда за 2011 год, рассчитанные на базе показателей первого полугодия текущего года.
Доходная часть бюджета Фонда на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформирована в соответствии с нормами Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с учетом проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», проекта федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и других нормативных правовых актов.
Расходы бюджета Фонда на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов определены в соответствии с нормами Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», законодательства в части страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и других нормативных правовых актов.
22 октября в первом, 1 ноября во втором, 2 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» (№ 392729-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Данный Федеральный закон вносит ряд изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на введение в Российской Федерации института консолидации налогоплательщиков с целью объединения налоговой базы по налогу на прибыль организаций для взаимозависимых организаций.
При определенных условиях, к которым прежде всего следует отнести высокую долю участия одной организации в другой организации, что подразумевает высокую степень контроля со стороны управляющей компании (основного общества) за деятельностью дочерних обществ, а также ограничениях взаимозависимые организации можно рассматривать как единое предприятие (единую хозяйственную единицу).
Введение в действие института консолидации налогоплательщиков непосредственно связано с внесением изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, направленных на совершенствование системы противодействия трансфертному ценообразованию.
Установление особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для консолидированных групп налогоплательщиков позволит создать ряд преимуществ как для налогоплательщиков, так и для государства.
В законе дано определение консолидированной группы налогоплательщиков, которой признается добровольное объединение налогоплательщиков на основе договора в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного результата финансово-хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.
Закон предусматривает также ряд ограничений для включения в одну консолидированную группу налогоплательщиков организаций, осуществляющих деятельность в различных отраслях экономики, и, как следствие, по-разному исчисляющих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Законом предусмотрена регистрация договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в налоговом органе по месту учета ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Для предотвращения злоупотреблений, выражающихся в оптимизации налоговых обязательств организаций - участников консолидированных групп налогоплательщиков, при вхождении организаций в состав консолидированных групп налогоплательщиков, а также при функционировании таких групп законом предусмотрен ряд ограничений на принятие убытков организаций - участников консолидированных групп налогоплательщиков для целей налогообложения, в частности, не допускается суммирование убытков участников консолидированной группы налогоплательщиков (включая убытки, полученные от использования обслуживающих производств и хозяйств, в соответствии со статьей 2751 Налогового кодекса Российской Федерации), полученных ими до участия в этой группе, с прибылью других участников данной группы. При этом перенос на будущее таких убытков может быть возобновлен после выхода организации из состава консолидированной группы налогоплательщиков.
13 мая в первом, 1 ноября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (№ 511230-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Закон, в частности, устанавливает, что налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно:
1 000 рублей - на первого ребенка;
1 000 рублей - на второго ребенка;
3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;
3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;
с 1 января 2012 года:
1 400 рублей - на первого ребенка;
1 400 рублей - на второго ребенка;
3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;
3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
11 мая 2007 года в первом, 2 ноября 2011 во втором, 17 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О центральном депозитарии» (№ 417161-4), внесенный депутатом Государственной Думы.
Основной идеей Федерального закона «О центральном депозитарии» является повышение на основе создания центрального учетного института – центрального депозитария – эффективности и конкурентоспособности инфраструктуры российского фондового рынка, в том числе ускорение и упрощение расчетов, снижение рисков при проведении расчетов, и, как следствие, снижение издержек участников финансового рынка.
Целью закона является формирование правовых условий для создания и деятельности центрального депозитария на российском рынке ценных бумаг.
Закон регулирует отношения, связанные с созданием и деятельностью центрального депозитария на российском рынке ценных бумаг. Закон также определяет правовой статус центрального депозитария, требования к нему и осуществляемой им деятельности, а также основания и порядок наделения юридического лица статусом центрального депозитария.
Закон закрепляет следующие исключительные функции центрального депозитария:
1) осуществление расчетов по ценным бумагам по сделкам, совершенным на фондовых биржах или через иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
2) осуществление функций номинального держателя в реестрах ценных бумаг, по которым зарегистрирован проспект ценных бумаг;
3) открытие счетов депо номинального держателя иностранным депозитариям;
4) хранение сертификатов эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, за исключением облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
5) учет прав на ценные бумаги, владельцами которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации и Центральный Банк Российской Федерации, а также хранение сертификатов ценных бумаг, владельцами которых являются указанные лица.
Закон устанавливает требования к центральному депозитарию, в том числе к его организационно-правовой форме, должностным лицам, внутренним документам, к нормативам, соблюдение которых является необходимым условием для наделения юридического лица статусом депозитария, а также предусматриваются требования к участникам центрального депозитария и др.
Кроме того, в законе предусмотрены меры, направленные на предупреждение банкротства центрального депозитария. В частности, возможность участников центрального депозитария оказать ему финансовую помощь при наличии признаков банкротства, определяя при этом способы оказания такой помощи.
11 мая 2007 года в первом, 2 ноября 2011 во втором, 17 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О центральном депозитарии» (№ 417164-4), внесенный депутатом Государственной Думы.
Закон принят с целью приведения российского законодательства в сфере регулирования отношений, связанных созданием и деятельностью центрального депозитария и совершенствованием учетной системы на российском рынке ценных бумаг, в соответствие с принимаемым Федеральным законом «О центральном депозитарии». Изменения вносятся, в частности, в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
13 февраля 2008 года в первом, 2 ноября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О биржах и организованных торгах» (№ 498603-4), внесенный депутатами Государственной Думы.
Закон направлен на регулирование деятельности по организации торгов и распространению ценовой информации на финансовом и товарном рынках Российской Федерации, деятельности участников таких рынков, защита прав и интересов конечных пользователей этих рынков.
Одной из основных целей закона является создание основы для качественной ценовой информации, так как такая информация является одним из важнейших ориентиров при формировании и выполнении экономической политики государства.
Закон совершенствует деятельность по проведению организованных торгов и деятельность информационных брокеров, обеспечивает переход их на качественно новый уровень, а также позволяет биржам, торговым системам и информационным брокерам занять соответствующее место в российской экономике в качестве основной ценообразующей структуры.
13 февраля 2008 года в первом, 2 ноября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О биржах и организованных торгах» (№ 498607-4), внесенный депутатами Государственной Думы.
Данным законом, в связи с принятием Федерального закона «О биржах и организованных торгах», внесены изменения в ряд законодательный актов, направленные на унификацию регулирования деятельности бирж, торговых систем, а также информационных брокеров, на введение единых требований к организованным торгам вне зависимости от вида торгуемых инструментов.
17 ноября в первом чтении и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (№ 625432-5), внесенный депутатом Государственной Думы.
Законом с 25 до 50 тысяч рублей увеличивается размер страховой выплаты в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
14 января в первом, 18 ноября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части их приведения в соответствие с законодательством Таможенного союза» (№ 453152-5), внесенный депутатами Государственной Думы .
Законом предусмотрено приведение в соответствие с законодательством Таможенного союза законодательства Российской Федерации, в том числе норм, предусматривающих уголовную и административную ответственность за нарушения таможенных правил при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, изменение принципа возбуждения таможенными органами дел об административных правонарушениях, определение компетенции таможенных органов с учетом данных изменений, уточнения и восполнения имеющихся пробелов отдельных процессуальных норм.
Кроме того, закон вносит изменений в валютное законодательство Российской Федерации в связи с принятием Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза (решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 05.07.2010 № 51), а также в законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах в связи с принятием Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».
4 октября в первом, 18 ноября 2011 во втором, 21 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля» (№ 556478-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Данный Федеральный закон создает благоприятный режим для осуществления внешнеэкономической деятельности, в том числе для инновационных компаний, послужит ее развитию. Налаживание обмена информацией в форме электронных документов между уполномоченными банками и таможенными органами не создаст дополнительных рисков для эффективности валютного контроля, позволяет сократить сроки выпуска товаров и снизить риски неопределенности по срокам поставок товаров для участников внешнеэкономической деятельности.
Он способствует снятию неоправданных административных барьеров во внешнеэкономической деятельности юридических лиц-резидентов, в том числе российских инновационных компаний.
21 октября в первом, 18 ноября во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (№ 607159-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и основывается на положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах, на показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 года по варианту 2 (письмо Минэкономразвития России от 31 августа 2011 г. № 18691-АК/Д03) и основных направлениях бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Бюджет Фонда на 2012 - 2014 годы сформирован в условиях снижения тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) для плательщиков в 2012 и 2013 годах до 22% в соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» в 2014 году - в условиях применения тарифа на ОПС на уровне 2011 года (26%) и с сохранением государственных обязательств по пенсионному страхованию граждан и обязательств по выплате трудовых пенсий в рамках действующего законодательства.
Сбалансированность бюджета в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, предусматривается обеспечивать за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР и компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи со снижением в 2012 и 2013 годах тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В расходной части бюджета ПФР на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения всех принятых социальных обязательств с учетом повышения (индексации) трудовых, социальных и других видов пенсий, размеров ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ), материнского (семейного) капитала, социального пособия на погребение в соответствии с нормами действующего законодательства.
В бюджете Фонда предусмотрены межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в целях поддержания минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает величину ПМП в целом по Российской Федерации.
18 ноября в первом чтении и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (№ 616065-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Целью принятого Федерального закона является дальнейшее повышение требований к минимальному значению собственных средств (капитала) для кредитных организаций. Данная мера способствует повышению финансовой устойчивости банковской системы и направлена на реализацию положений Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года.
18 ноября в первом чтении и в целом принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 622777-5), внесенный депутатами Государственной Думы .
Закон продлевает срок действия Федерального закона от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», который создал необходимую правовую основу для применения Банком России и Агентством по страхованию вкладов (далее - АСВ) комплекса инструментов по предотвращению банкротства проблемных банков.
Кроме этого, законом вносится дополнительная норма в Абзац второй пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволяющая сохранить возможность АСВ размещать временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов в депозиты Банка России.
21 октября в первом, 18 ноября во втором, 22 ноября в третьем чтениях принят Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (№ 607159-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и основывается на положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах, на показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 года по варианту 2 (письмо Минэкономразвития России от 31 августа 2011 г. № 18691-АК/Д03) и основных направлениях бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Бюджет Фонда на 2012 - 2014 годы сформирован в условиях снижения тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) для плательщиков в 2012 и 2013 годах до 22% в соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» в 2014 году - в условиях применения тарифа на ОПС на уровне 2011 года (26%) и с сохранением государственных обязательств по пенсионному страхованию граждан и обязательств по выплате трудовых пенсий в рамках действующего законодательства.
Сбалансированность бюджета в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, предусматривается обеспечивать за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР и компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи со снижением в 2012 и 2013 годах тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В расходной части бюджета ПФР на 2012 год и на плановый период
2013 и 2014 годов предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения всех принятых социальных обязательств с учетом повышения (индексации) трудовых, социальных и других видов пенсий, размеров ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ), материнского (семейного) капитала, социального пособия на погребение в соответствии с нормами действующего законодательства.
В бюджете Фонда предусмотрены межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в целях поддержания минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает величину ПМП в целом по Российской Федерации.
14 января в первом, 22 ноября во втором чтениях и в целом принят Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (№ 385329-5), внесенный Правительством Российской Федерации.
Данный Федеральный закон принят с целью устранения устаревших норм, положений и пробелов Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», выявленных в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. Закон направлен на приведение норм, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.
В законе переработаны и уточнены такие нормы, как порядок изменения учетной политики экономического субъекта; порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учета; состав первичной учетной документации; состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и другие, а также уточнена терминология, используемая в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Предусмотренная законом система регулирования бухгалтерского учета основывается на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, предпринимателей, пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Порядок регулирования бухгалтерского учета обеспечивает единство и непротиворечивость системы бухгалтерского учета в Российской Федерации, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей.