2011г. № 2 осенняя сессия
5. ОБЗОР ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
1. Общие статистические данные
В течение осенней сессии 2011 года отделом рассмотрено 20,4 тыс. обращений граждан, трудовых коллективов предприятий, профсоюзных организаций, советов ветеранов войны и труда, других общественных объединений. Из них 4,1 тыс. обращений доставлены в Приемную Государственной Думы гражданами лично, 3,4 тыс. заявлений поступили по электронной почте.
Диаграмма 1. Региональное распределение поступивших обращений
Более половины обращений граждан поступило от жителей г.Москвы и Московской области. Большая часть почты из Центрального федерального округа содержала жалобы на действия правоохранительных органов и суда. Авторы просили помощи о возбуждении уголовных дел, в решении частных судебных разбирательств, выражали мнение о несовершенстве существующей судебной системы.
В период осенней сессии 8,1 тыс. писем направлено руководителям структурных подразделений Государственной Думы. 3,4 тыс. писем, адресованных депутатам Государственной Думы и 0,9 тыс. обращений к фракциям в Государственной Думе, зарегистрированы и переданы адресатам.
Диаграмма 2. Распределение обращений в ГД
Более 3,9 тыс. заявлений для разрешения поставленных в них вопросов направлены по компетенции в федеральные и территориальные органы власти.
Среди авторов писем, указавших свое социальное положение, большинство – пенсионеры.
Диаграмма 3. Социальный состав авторов обращений
На 70 письменных запроса граждан о деятельности Государственной Думы, поступивших в обзорном периоде, направлены 29 ответов авторам, 2 запроса – по компетенции в соответствующие органы государственной власти, 39 запросов – в структурные подразделения Аппарата Государственной Думы.
2. Личный прием граждан.
За обзорный период в Приемную Государственной Думы обратились лично 3226 гражданин. Фракциями в Государственной Думе в течение осенней сессии 2011 года было проведено 30 приемов и принято 535 человек.
Всем обратившимся даны необходимые разъяснения, от граждан приняты письменные заявления.
3. Наибольшее количество обращений, поступивших в течение обзорного периода в приемную Государственной Думы, касалось деятельности правоохранительных органов – 30%. Авторы писем выражали несогласие с отказом органов внутренних дел и прокуратуры в возбуждении уголовных дел, обжаловали действия сотрудников правоохранительных органов, просили о представительстве в судах при рассмотрении уголовных и гражданских дел и др.
Ряд писем поступил в поддержку законопроекта № 559740-5 (принят Федеральный закон № 420-ФЗ) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства Российской Федерации.
Диаграмма 4. Распределение основных тем обращений
Около одной шестой части поступивших обращений составили письма по вопросам жилищной политики и предоставления услуг ЖКХ. В них граждане чаще всего обращались с просьбами личного характера о помощи при постановке в очередь на улучшение жилищных условий, в расселении жителей домов, находящихся в аварийном состоянии, проживающих в коммунальных комнатах и общежитиях и др.
Также в обращениях, поступивших в отдел, большое внимание было уделено законодательной деятельности депутатов Государственной Думы. В течение обзорного периода поступили многочисленные отклики, замечания и предложения, касающиеся ряда проектов федеральных законов.
В сентябре - ноябре т.г. наибольшее количество (около 2,5 тыс.) обращений поступило против первоначальной редакции законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Авторы писем просили внести изменения в положения, касающиеся детской трансплантологии, принудительных абортов, суррогатном материнстве, отмены бесплатного пребывания родителей в стационаре с больным ребенком и др. Предложения и замечания, поступившие от жителей всех регионов России были рассмотрены на заседаниях Рабочей группы, созданной при Комитете по охране здоровья и федеральный закон был принят Государственной Думой с учетом направленных поправок, замечаний и предложений.
Также негативные отклики поступили на законопроекты №38948-3 «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», в части создания ювенальных судов и №304472-5 «О внесении изменения в пункт первый статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации в целях уточнения структуры расходов на содержание детей», которые были сняты с рассмотрения Государственной Думой.
В массовом порядке поступали обращения граждан по проблемам охраны материнства и детства. Авторы выражали мнение о необходимости совершенствования законодательства, направленного на урегулирование выплаты алиментов на содержание детей, защиты детей от преступлений сексуального характера, доступности детских дошкольных учреждений. Обратившиеся поддержали следующие проекты федеральных законов:
- № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком» до трех лет;
- № 589209-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- № 602917-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (о создании специального счета на получение ежемесячных дивидендов в виде выплат по процентам);
- № 577813-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних».
Отрицательные отклики поступили на законопроекты:
- № 582113-5 «О внесении изменения в часть 2 статьи 45 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в части предоставления права следователю, дознавателю на этапе досудебного производства по уголовному делу выносить постановления об отстранении от участия в уголовном деле родителя или опекуна несовершеннолетнего потерпевшего, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего;
- № 264736-5 (принят Федеральный закон № 378-ФЗ) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» (о перечне прав Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, предоставляемых ему для выполнения возложенных на него обязанностей).
В резолюциях митингов военнослужащих и ветеранов военной службы содержались требования, направленные в защиту социальных прав, льгот и гарантий военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей. Неоднозначные отзывы поступили на проекты федеральных законов «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и «Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (приняты Федеральные законы №306-ФЗ и №309-ФЗ). Поддерживая необходимость реформы денежного довольствия, авторы писем просили внести изменения, касающиеся положений пенсионного обеспечения, в т.ч. предоставить ежегодную индексацию военных пенсий в зависимости от роста инфляции.
Поддержку граждан получил направленный на повышение уровня социальной защищенности законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах» в части отнесения к ветеранам боевых действий военнослужащих, выполнявших обязанности военной службы в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Таджикистан (принят Федеральный закон № 307-ФЗ).
В обращениях и резолюциях участников движения «Дети войны» поступали просьбы о принятии поправки в Федеральный закон «О ветеранах» в части приравнивания «детей войны» к труженикам тыла по уровню пенсионного и льготного обеспечения. Ряд писем касался необходимости повышения социальной защиты пенсионеров старше 80 лет, пенсионного обеспечения и реабилитационного лечения инвалидов по трудовому увечью, гражданских лиц, работавших в «горячих точках», предоставления возможности получения пенсионерами по старости денежных выплат по уходу за инвалидами и др.
Авторы писем обращались с просьбой о внесении изменений и дополнений в Жилищный, Гражданский и Лесной кодексы Российской Федерации, Федеральные законы, «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «Об обязательном медицинском страховании в РФ», «О саморегулируемых организациях», «О трудовых пенсиях в РФ», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», «О воинской обязанности и военной службе» и многие другие поступившие предложения были направлены в профильные комитеты Государственной Думы.
Отдел по работе с обращениями граждан
(приемная Государственной Думы)