Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2012г. № 1 весенняя сессия

2. Экономическая политика

 20 марта принят Федеральный закон от 01.04.12 № 21-ФЗ «О ратификации Договора о зоне свободной торговли» (внесён Президентом России).

Двусторонние договоры между 8 странами СНГ заменяются общим договором, таможенные пошлины между странами за некоторым исключением отменяются.

Договор был подписан 18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств. Договор подписали восемь стран – участниц СНГ; это Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Россия и Украина. На подписавшие договор стороны приходится порядка 93 процентов товарооборота России с государствами – участниками СНГ. Азербайджан, Туркмения и Узбекистан пока не присоединились к договору, но рассматривают такую возможность.

На долю государств – участников этого договора приходится 14 процентов всего товарооборота Российской Федерации. Если брать совокупно, то это второй по величине торговый партнёр после ЕС (49 процентов), на третьем месте – Китай с 10 процентами торгового оборота. Кроме этих объёмных показателей, немаловажным фактором является и тот, что в структуре нашего экспорта в страны — участницы договора около 13 процентов составляет продукция машиностроения и оборудование, что намного выше, чем средние показатели в товарообороте Российской Федерации.

Договор заменяет более ста двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве СНГ. Принятие договора позволит снять многие барьеры и сделать новый качественный шаг к развитию экономик стран, подписавших договор.

Создание зоны свободной торговли не противоречит принципам ВТО. Некоторые из стран, которые входят в зону свободной торговли, также являются членами ВТО.

Итоги голосования.

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (98,7%)

0

Не голосовал 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

91 деп. (98,9%)

0

Не голосовал 1 деп. (1,1%)

3

СР

62 деп. (96,9%)

0

2 деп. (3,1%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

444 деп.

98,7 %

0 деп.

0 %

Воздержалось 0%

Не голосовало 6 деп.

(1,3%)

С докладом о проекте федерального закона «О ратификации Договора о зоне свободной торговли» выступил заместитель министра экономического развития Российской Федерации А.Е.Лихачёв, с содокладом – председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Л. Э. Слуцкий. После ответов докладчика на вопросы в прениях выступили депутаты О.В.Лебедев (от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ») и В.Н.Лихачёв (от фракции КПРФ), поддержавшие ратификацию договора.

 20 марта принят Федеральный закон от 30.03.12 № 19-ФЗ «О внесении изменения в статью 67 части первой и статью 288 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части наделения субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями по предоставлению инвестиционного налогового кредита) .

Закон вступил в силу 31 марта 2012 года (дата публикации). Он предоставил право региональным и местным органам власти изменять условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

Также закон вносит изменения, касающиеся порядка уплаты налога на прибыль (авансовых платежей) ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения. То есть речь идет о порядке уплаты налога на прибыль консолидированной группой налогоплательщиков Газпрома. Порядок уплаты налога на прибыль предприятиями системы Газпрома будет постепенно (в течение четырех лет) изменен в целях более справедливого перераспределения доходов между субъектами РФ. Уже с 2012 года начнут увеличиваться поступления в бюджеты тех регионов, где сосредоточены основные производственные мощности.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (99,6%)

0

Не голосовал 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

92 деп. (100 %)

0

0

3

СР

8 деп. (12,5%)

12 деп. (18,8%)

Не голосовало 44 деп. (68,8%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

391 деп.

86,9 %

12 деп.

2,7 %

Воздержалось 0%

Не голосовало 47 деп. (10,4%)

По мотивам голосования выступили:

· В.К.Гартунг («Справедливая Россия»): «Хочу обратить внимание на то, что этим законопроектом, точнее, той поправкой, которая была внесена во втором чтении, фактически перераспределяются дополнительные доходы, которые должны были бы получить регионы. Поправка эта фактически уменьшает доходы, которые регионы должны были бы получить».

· А.М. Макаров («ЕДИНАЯ РОССИЯ») дал разъяснения по поводу затронутой В.К.Гартунгом темы «выпадающих» доходов региональных бюджетов – «Прежде всего, выпадающие доходы могут появиться только тогда, когда эти доходы указаны в бюджете. Ни в одном бюджете ни одного региона эти доходы не были предусмотрены. Это достаточно редкое действие Государственной Думы, когда мы обязываем правительство отреагировать на те перепады, которые могут произойти. Кстати, я хотел бы обратить внимание наших коллег на то, что в Бюджетном кодексе есть прямая норма: если есть выпадающие доходы, их обязаны компенсировать. То есть та поправка, которую мы с вами принимаем, это не замена нормы закона. Это дополнительная страховка для тех регионов, у которых действительно вдруг что-то появится».

 13 апреля принят Федеральный закон от 23 апреля 2012 года №33-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации» (внесён депутатами «ЕДИНОЙ РОССИИ»).

Госдума приняла закон, смягчающий лицензионные требования к работе такси. Вступление в силу некоторых ранее принятых положений отнесено на более поздний срок.

Согласно принятому закону, легальным таксистам можно теперь использовать арендованные машины при наличии доверенности (за исключением рукописной). Ранее закон разрешал эксплуатировать машины только на праве собственности или лизинга.

Еще одно изменение – поправки устанавливают на федеральном уровне исчерпывающий перечень документов, которые должны предоставлять предприниматели для получения разрешения для работы на такси. Ранее этот перечень устанавливали регионы. Законом устанавливается 5 таких документов. Закон также разрешает подавать заявки на получение разрешения для работы на такси в режиме онлайн через портал госуслуг.

Еще одна проблема, которая учитывается в поправках, - использование таксометра. В настоящее время закон обязывает устанавливать счетчики во все машины. Однако в небольших городах стоимость проезда может быть фиксированной, а не зависеть от времени. Для некоторых таксистов установка таксометра – необоснованные расходы. Согласно поправкам, по решению каждого субъекта РФ, счетчики могут устанавливаться только в крупных городах, где стоимость поездки на такси зависит от времени и расстояния.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

0

0

Не голосовало 92 деп. (100%)

3

СР

54 деп. (84,4%)

0

Не голосовало 10 деп. (15,6%)

4

ЛДПР

0

0

Не голосовало 56 деп. (100%)

Итого

291 деп.

(64,7 %)

0

Воздержалось 0%

Не голосовало 159 деп.

(35,3%)

Закон принят в третьем чтении.

25 апреля принят Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части уточнения некоторых понятий и совершенствования государственного регулирования в сфере туризма) (внесен депутатами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).

Закон направлен на совершенствование государственного регулирования туристской деятельности. Одной из предпосылок внесения таких изменений в закон о туристской деятельности РФ является необходимость эффективной защиты туристов в случае возникновения проблем у туроператоров, как правило финансового характера (вызвавшие широкий общественный резонанс проблемы ряда российских туроператоров, ситуации с компаниями «Ланта-тур», «Капитал-тур», ITC, «Идеальный мир» и др.).

Законом снижается размер финансового обеспечения (страховка или банковская гарантия) для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма, с 10 млн. руб. до 500 тыс. руб.

С другой стороны для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, чья годовая выручка составляет до 250 миллионов рублей, а также для туроператоров, работающих по упрощенной системе налогообложения, размер финансового обеспечения должен составлять не менее 30 миллионов рублей. Если выручка выше 250 миллионов рублей, то размер обеспечения должен составлять не менее 12%.

Законом урегулировано осуществление экстренной помощи туристам. Согласно закону, в РФ будет создано некоммерческое объединение туроператоров, при котором будет сформирован компенсационный фонд, позволяющий возвращать туристов в Россию и оплачивать гостиничные услуги в случае банкротства туроператоров. Устанавливается, что туроператоры в сфере выездного туризма обязаны вступить в члены объединения в течение одного года со дня официального опубликования закона. Законом устанавливается, что контроль за созданием и деятельностью компенсационного фонда возьмет на себя Правительство РФ. В фонд будет вноситься 0,1% от годового оборота туроператоров.

Правительству РФ предоставлены полномочия по определению критериев отбора кредитных организаций, в которых могут быть размещены средства компенсационного фонда, а также определены дополнительные объекты инвестировании.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

91 деп. (98,9%)

0

Не голосовал 1 деп. (1,1%)

3

СР

11 деп. (17,2%)

32 деп. (50%)

Воздержался 1 деп. (1,6%)

20 деп. (31,3%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

395 деп.

87,8 %

32 деп.

7,1 %

Воздержался 1 деп. (0,2%)

Не голосовало 22 деп.

(4,9%)

Доклад по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части уточнения некоторых понятий и совершенствования государственного регулирования в сфере туризма) сделал председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству И. Н. Руденский. По мотивам голосования выступил депутат В.В.Семёнов (фракция ЛДПР). В.В.Семёнов поддержал законопроект.

25 мая принят в третьем чтении Федеральный закон от 05.06.2012г. №48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (в части уточнения параметров федерального бюджета на 2012 год) (законопроект № 67894 -6, внесен Правительством Российской Федерации).

Закон предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в части показателей, утвержденных на 2012 год. Показатели на плановый период 2013 и 2014 годов не изменяются.

В соответствии с законом общий объем доходов федерального бюджета на 2012 год составит 12 677,0 млрд. рублей (20,9% к ВВП), или на 897,1 млрд. рублей (0,8% к ВВП) больше объема, установленного Законом о бюджете.

Общий объем расходов федерального бюджета составит 12 745,1 млрд. рублей (21,0% к ВВП), что на 88,7 млрд. рублей больше объема, установленного Законом о бюджете. При этом доля расходов к объему ВВП снижается на 0,5 процента.

Дефицит федерального бюджета составит 68,1 млрд. рублей (0,1% к ВВП), что на 808,5 млрд. рублей (или на 1,4% к ВВП) меньше показателя, утвержденного Законом о бюджете.

Покрытие дефицита федерального бюджета планируется осуществить за счет:

источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в сумме 98,9 млрд. рублей, что на 800,6 млрд. рублей меньше утвержденного объема;

источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - 30,8 млрд. рублей, что на 7,9 млрд. рублей меньше утвержденного объема.

Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета в 2011 году не планируется. При этом на пополнение Резервного фонда предусматривается направить 830,3 млрд. рублей, что на 318,1 млрд. рублей больше, чем утверждено Законом о бюджете. Использование Фонда национального благосостояния не изменится и составит 7,5 млрд. рублей.

Таким образом, вносимые законом изменения обеспечивают сбалансированность федерального бюджета в 2012 году.

Законом устанавливается, что нефтегазовые доходы, полученные в ходе исполнения федерального бюджета в 2012 году сверх 5,553 триллиона рублей (5,063 триллиона рублей в действующей редакции закона о бюджете), могут использоваться только на замещение госзаймов или поступлений от приватизации. Все остальные нефтегазовые доходы не позднее 1 февраля 2013 года должны быть зачислены в Резервный фонд.

Предлагается увеличить верхний предел государственного внешнего долга РФ по госгарантиям в иностранной валюте на 1 января 2013 года до 16,5 миллиарда долларов, или 12,2 миллиарда евро, с 8,3 миллиарда долларов, или 5,9 миллиарда евро.

Согласно закону, в 2012 году правительство РФ вправе принять решение о списании госдолга по обязательствам перед Лондонским клубом кредиторов, держатели которых не предъявили свои требования или не согласились с условиями урегулирования. Правительство также получает право принять решение о завершении расчетов с федеральным бюджетом российских организаций-импортеров бывшего СССР, обязательства по контрактам которых с иностранными фирмами урегулированы Россией.

Предлагается к распределению экономия бюджетных средств в объеме 46,9 миллиарда рублей, в том числе по инвестиционным расходам, по обслуживанию внутреннего государственного долга, по исполнению государственных гарантий.

С учетом дополнительных ненефтегазовых доходов и экономии средств законом предлагается дополнительно направить 135,6 миллиарда рублей бюджетных ассигнований по ряду статей бюджета.

Предлагаемая реализация этих средств:

социальное обеспечение граждан (43,4 миллиарда рублей).

· 24,3 миллиарда рублей будет направлено на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны;

· 3,4 миллиарда рублей – на компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чечне;

· 2,7 миллиарда рублей – на завершение мероприятий по обеспечению военнослужащих жильем,

· 2 миллиарда рублей – на капитальный ремонт жилых домов, расположенных в зонах гостеприимства Казани в период проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года.

Увеличение фонда заработной платы:

· 10,7 миллиарда рублей предлагается направить на дополнительные выплаты сотрудникам органов внутренних дел Москвы и Московской области:

· 3,4 миллиарда рублей – на увеличение фонда оплаты труда работников договорных подразделений федеральной противопожарной службы.

На средства связи:

· 11 миллиардов рублей - на создание системы видеотрансляций с избирательных участков на территории РФ;

· 500 миллионов рублей -на развитие официального сайта Российской Федерации в рамках реализации закона о госзакупках .

На взносы в международные организации и проведение мероприятий международного значения предусматривается дополнительное финансирование в размере 9,3 миллиарда рублей.

Ряд поправок вносится в статью о взносах в уставные капиталы компаний и имущественных взносах. В частности, в уставный капитал Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ) будет направлено 2 миллиарда рублей для финансовой поддержки Татарстана в рамках подготовки к проведению в Казани Универсиады-2013.

Кроме того, закон устанавливает, что в 2012 году из 105 миллиардов рублей бюджетных кредитов регионам на покрытие дефицитов 6,9 миллиарда рублей получит Татарстан, финансирующий строительство в Казани метрополитена. Ставка по кредиту для республики устанавливается в размере одной третьей ставки рефинансирования ЦБ, действующей на день заключения соглашения о кредите.

Пересмотрены взносы в уставные капиталы ряда акционерных обществ,включая

  • ОАО «Российская электроника»;
  • «Курский завод «Маяк»;
  • «НПО «Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко»;
  • «Казанское приборостроительное КБ»;
  • «Брянский электромеханический завод»;
  • «Калугаприбор»;
  • «Калужский завод телеграфной аппаратуры» и др.

Итоги голосования (первое чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

0

59 деп. (92,2%)

Не голосовало 5 деп. (7,8%)

4

ЛДПР

55 деп. (100%)

0

0

Итого

382 деп. (84,9%)

59 деп. (13,1%)

Не голосовало 9 деп. (2,0%)

В результате рассмотрения закона во втором чтении приняты поправки:

· 2,2 миллиарда рублей будут направлены на частичное покрытие дефицита бюджета Калининградской области в связи с финансированием работ по аэропорту в поселке Храброво;

· чуть более 104 миллионов рублей будут дополнительно направлены на подраздел «Культура»;

· дополнительно 316 миллионов рублей будут направлены в качестве субвенций на финансирование полномочий Рослесхоза в Московской области и др.

Итоги голосования (второе чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 чел. (98,7 %)

0

1 чел. (0,4 %)

Не голосовало

2 чел. (0,8 %)

2

КПРФ

91 чел. (98,9 %)

0

0

Не голосовало

1 чел. (1,1 %)

3

СР

0

61 чел. (95,3 %)

0

Не голосовало

3 чел. (4,7 %)

4

ЛДПР

54 чел. (96,4 %)

0

0

Не голосовало

2 чел. (3,6 %)

Итого

380 деп. (84,4%)

61 деп. (13,6%)

Воздержался 1 деп. (0,2%)

Не голосовало 8 деп. (1,8%)

При рассмотрении закона 25 мая в третьем чтении по мотивам голосования выступили:

В.Н.Иконников (КПРФ) привлек внимание депутатов к проблеме исполнения федерального бюджета в части распределения бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации.

И.Д.Грачёв («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») сообщил о решении фракции голосовать против данного законопроекта, в связи с тем, что, по мнению фракции, бюджет не является справедливым и профессиональным.

А.М.Макаров («ЕДИНАЯ РОССИЯ») поддержал законопроект и подчеркнул, что «влияние Думы, влияние депутатов на бюджетный процесс должно быть усилено. Без укрепления роли парламента, без контроля депутатов за эффективностью расходования бюджетных средств, мы не сможем решать те задачи, которые стоят перед страной».

М.С.Рохмистров (ЛДПР) сделал ряд замечаний, в частности о том, что не были получены ответы от федеральных каналов относительно выделения дополнительно 2 миллиардов рублей на компенсацию разницы стоимости приобретения права вещания на показ Олимпийских игр.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

238 чел. (100,0 %)

0

0

2

КПРФ

91 чел. (98,9 %)

0

0

Не голосовало

1 чел. (1,1 %)

3

СР

0

62 чел. (96,9 %)

0

Не голосовало

2 чел. (3,1 %)

4

ЛДПР

56 чел. (100,0 %)

0

0

Итого

385 деп. (85,6%)

62 деп. (13,8%)

0

Не голосовало

3 деп. (0,7%)

 25 мая принят Федеральный закон от 14.06.2012г. №68-ФЗ « Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (законопроект № 435917-5, внесён Правительством РФ)

Законом предусматривается, что с 2013 года в РФ будет действовать обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами.

Закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом, а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном. Закон не распространяется на перевозки легковым такси.

Основным изменением, которое было внесено при доработке закона ко второму чтению, стало включение раздела об особом статусе метрополитена. Метрополитен из обязательного страхования был исключен, но в законопроект введена новая статья о порядке «возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при перевозке пассажиров метрополитеном». Перевозчики этого вида транспорта страховать ответственность не будут, но они должны формировать специальные фонды для выплат напрямую пострадавшим ущерба в рамках устанавливаемых лимитов и по определенным этим законопроектом рискам.

Страховая сумма по риску ответственности за причинение вреда жизни составляет не менее 2 млн. 25 тыс. рублей на одного пассажира, вреда здоровью - не менее 2 млн. рублей, имуществу – не менее 23 тыс. рублей.

Законом устанавливается обязанность перевозчика информировать пассажиров о страховщике и действующем договоре обязательного страхования. Эта информация должна быть размещена во всех местах продажи билетов, в самом билете или на официальном сайте в Интернете.

Страховой тариф определяется в договоре страхования, по каждому риску исходя из предельных (минимальных и максимальных) значений тарифов, установленных правительством.

Компенсация должна быть произведена страховой компанией в срок 30 дней со дня подачи полного пакета документов в компанию. Документы, требующиеся страховщику, будут ограничены перечнем, который определит правительство РФ. Законом предусматривается закрытый перечень случаев отказа в страховой выплате. В него, в том числе, включен умысел выгодоприобретателя.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 чел. (99,6 %)

0

1 чел. (0,4 %)

2

КПРФ

92 чел. (100,0 %)

0

0

3

СР

1 чел. (1,6 %)

0

0

Не голосовало

63 чел. (98,4 %)

4

ЛДПР

56 чел. (100,0 %)

0

0

Итого

386 чел. (85,8 %)

1 чел. (0,2 %)

Не голосовало

63 чел. (14,0 %)

25 мая при рассмотрении закона в третьем чтении, по просьбе докладчика – председателя комитета Госдумы по финансовым рынкам Н.В.Бурыкиной, закон был возвращен к процедуре второго чтения. Возврат обусловлен внесением поправки, в которой предлагается учесть сезонность внутреннего водного транспорта. Речь идёт о длительности срока страхования – он может быть менее одного года, но не менее периода навигации. После принятия поправки закон был принят во втором чтении и вынесен на третье.

По мотивам голосования выступил представитель фракции ЛДПР Д.И.Савельев. В своем выступлении Д.И.Савельев поддержал закон в целом, но отметил при этом, что социальная составляющая данного закона недостаточно акцентирована в части вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном. Текст закона дополнен отдельной главой, устанавливающей порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причинённого при перевозке пассажиров метрополитеном. В случае причинения такого вреда при перевозке метрополитеном перевозчик на метрополитене будет обязан выплатить компенсацию в порядке и на условиях, которые установлены законом, то есть в тех же размерах, что и другие перевозчики. Компенсация будет выплачиваться только в случае, когда пассажир пострадал в вагоне метро, а иной вред, причинённый при перевозке метрополитеном, пассажиру будет возмещаться согласно главе 59 Гражданского кодекса. Если же размер такой компенсации недостаточен, пассажир вправе потребовать полного возмещения вреда, и перевозчик на метрополитене обязан возместить причинённый вред.

Если пассажир пострадает, например, на эскалаторе, то компенсация должна выплачиваться в соответствии с федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». С точки зрения законодательства это, конечно, понятный шаг; однако с точки зрения рядового гражданина это решение осложняет его жизнь, поскольку наибольшее количество случаев причинения вреда здоровью пассажиров происходит именно на эскалаторах. Людям, пострадавшим на эскалаторе предстоят долгие судебные процессы: чтобы полностью возместить причинённый вред, им нужно будет долго и упорно доказывать, какой именно вред причинён и как это связано с произошедшей аварией.

По мнению Д.И.Савельева, это приведет к тому, что к этой норме закона будет необходимо вернуться, чтобы соблюсти интересы граждан.

  10 июля принят Федеральный закон от 21.07.2012г. № 126-ФЗ « О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года » (законопроект № 89689-6, внесен Правительством РФ)

В 1994 году был принят пакет Марракешских соглашений. Этим пакетом была учреждена так называемая ВТО – Всемирная торговая организация. Это общая организационная структура во взаимных торговых отношениях. Ее членами являются 155 стран мира. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО.

Марракешское соглашение учреждает единый институциональный и организационный механизм для реализации всех соглашений и договоренностей. В функции ВТО входят:

· содействие выполнению, администрированию и реализации положений и достижению целей Марракешского соглашения, многосторонних торговых соглашений;

· обеспечение проведения переговоров между ее членами относительно их торговых взаимоотношений по вопросам, урегулированным соглашениями-приложениями к Марракешскому соглашению.

Механизм обзора торговой политики представляет собой контроль за выполнением государствами своих обязательств по соглашениям торгово-политического режима членов ВТО.

16 декабря 2011 г. на Министерской Конференции Всемирной торговой организации пакет документов о вступлении России в ВТО был одобрен. Для вступления России осталось ратифицировать протокол в установленном российским законодательством порядке, на что и направлен данный Федеральный закон.

Протокол предусматривает, что Россия в качестве государства-члена ВТО принимает на себя обязательства по Марракешскому соглашению со всеми изменениями, которые приняты членами организации на дату вступления в силу протокола о российском присоединении.

По итогам обсуждения фракции Государственной Думы выразили свое отношение к вопросу ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению:

· С.В.Решульский (КПРФ): его фракция будет голосовать против законопроекта, поскольку перед вступлением надо решить первоочередные проблемы, тормозящие развитие национальной экономики: остановить бегство капитала из страны в офшоры, ограничить вывоз капитала и прибыли из России иностранными инвесторами, наладить налоговую систему.

· В.В.Жириновский (ЛДПР): его фракция не даст в поддержку протокола о вступлении в ВТО ни одного голоса. По словам Жириновского, отрицательных последствий от присоединения к организации будет куда больше, нежели положительных.

· М.В.Емельянов («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») сказал, что вступление в ВТО опасно для России тем, что этот шаг не позволит государству предоставлять предпринимателям субсидии на обновление фондов (средств инфраструктуры), которые изношены в среднем на 80% по стране. По его словам, ратификация соглашения по ВТО лишит Россию средств на модернизацию экономики в предкризисный период, поэтому это вступление стоит отложить.

· Д.В.Савельев («ЕДИНАЯ РОССИЯ») поддержал ратификацию данного соглашения и отметил, что ежегодный ущерб от невступления в ВТО (вследствие антидемпинговых мер со стороны других стран) составляет более 4 млрд. долларов.

Итоги голосования.

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 чел. (99,2 %)

0

1 чел. (0,4 %)

1 чел. (0,4 %)

2

КПРФ

0

91 чел. (98,9 %)

1 чел. (1,1 %)

3

СР

3 чел. (4,7 %)

61 чел. (95,3 %)

0

4

ЛДПР

0

56 чел. (100,0 %)

0

Итого

238 чел. (52,9 %)

208 чел. (46,2 %)

1 чел. (0,2 %)

3 чел. (0,7 %)

 13 июля принят во втором и третьем чтениях внесённый депутатами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» законопроект № 36832-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об уточнении порядка проведения технического осмотра транспортных средств).

Основные новации, вносимые данным законом, заключаются в следующем: в связи с тем, что с 1 января 2012 года установлен новый порядок прохождения техосмотра и новый порядок выдачи полисов ОСАГО. Для автолюбителей упрощаются некоторые нормы:

· талон технического осмотра (ТО) заменяется диагностической картой, которая выдается на руки автовладельцу, а также хранится в единой базе данных. Карту можно восстановить в случае её утраты;

· покупателям подержанных автомобилей можно проходить технический осмотр по истечении действия старого талона ТО, а не досрочно;

· при приобретении транспортного средства его владелец вправе заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту проведения технического осмотра до 15 дней. То есть закон предлагает ввести 15-дневный полис ОСАГО для перегона автомобиля к месту регистрации или прохождению техосмотра;

· право организовывать техосмотр предоставляется авторизированным автомобильным дилерам. Дилерские центры смогут проводить технический осмотр автомобилей, которые у них продаются и обслуживаются.

Итоги голосования (первое чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

234 деп. (98,7%)

0

Не голосовало 3 деп. (1,3%)

2

КПРФ

72 деп. (78,3%)

0

Не голосовало 20 деп. (21,7%)

3

СР

52 деп. (81,3%)

0

Не голосовало 12 деп. (18,8%)

4

ЛДПР

0

0

Не голосовало 56 деп. (100%)

Итого

358 деп.

79,6 %

0 деп.

0 %

Воздержалось 0%

Не голосовало 92 деп.

(20,4%)

По мотивам голосования (третье чтение) после принятия закона во втором чтении выступил С.И.Штогрин (фракция КПРФ) с призывом к депутатам не голосовать за данный закон в связи с тем, что базовый закон о техосмотре, по его мнению, избыточен и не работает: «Вот я предлагаю этот закон о техосмотре тоже в музей сдать и отменить техосмотр легковых автомобилей».

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 чел. (100,0 %)

0

0

2

КПРФ

1 чел. (1,1 %)

14 чел. (15,2 %)

0

Не голосовало

77 чел. (83,7 %)

3

СР

46 чел. (71,9 %)

0

0

Не голосовало

18 чел. (28,1 %)

4

ЛДПР

56 чел. (100,0 %)

0

0

Итого

339 чел. (75,3 %)

14 чел. (3,1 %)

0

Не голосовало

97 чел. (21,6 %)

20 июня в первом чтении принят законопроект № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (в части регулирования государственных и муниципальных закупок).

Сектор госзакупок в России насчитывает более 200 тысяч заказчиков, которые размещают заказы на сумму более пяти триллионов рублей. Сотни тысяч российских компаний имеют возможность получить такие заказы.

Существующая система госзакупок (регулируемая действующим федеральным законом №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») вызывает много нареканий, как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей госконтрактов. В существующей системе госзакупок отсутствует единая методология, что позволяет осуществлять закупки, не отвечающие интересам общества и государства, и отсутствует ответственность заказчика за результат. Пробелы в правовом регулировании отдельных закупочных этапов и процессов допускают возможность оплаты невыполненных работ, необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными и недобросовестными исполнителями. Эти обстоятельства делают подход к реформированию системы госзакупок путем внесения точечных изменений в действующий закон неэффективным.

Законопроект о федеральной контрактной системе направлен на повышение качества обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, а также обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращение коррупции.

Основные положения закона:

· мониторинг и контроль над процессом закупок на каждом его этапе;

· персональная ответственность должностных лиц заказчиков за действия при выборе способа закупки, их обоснование и оценку результатов контракта;

· создание общественного совета, члены которого смогут быть включены в конкурсные комиссии заказчиков. Представители общественного контроля вправе запрашивать всю информацию о закупках и ходе исполнения контрактов и оценивать и саму процедуру, и итоги исполнения контрактов, обращаться от своего имени в правоохранительные органы в тех случаях, если в действиях или бездействии заказчика или других участников процесса обнаружатся признаки состава преступления;

· создание специального подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок, – контрактной службы заказчика. Ее сотрудники будут отвечать за соблюдение всех требований, предусмотренных законом о госзакупках, и за качество исполнения контракта;

· предусмотрен ряд антидемпинговых мер. В частности, участник размещения заказа при предоставлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25% или более ниже начальной цены контракта, обязан выдать ее полный расчет и обоснование. Законопроект также предоставляет возможность заказчику в одностороннем порядке расторгнуть контракт в случае, когда исполнитель его не выполняет, без решения суда. Исполнитель может оспорить такое расторжение в надзорном органе или в суде;

· обязанность госзаказчиков обнародовать планы закупок на сайте на три года вперед, а на текущий год в более подробном плане-графике с указанием выбора процедуры закупок, расчета начальной цены и других показателей.

Выступления от фракций:

· И.Н.Игошин («ЕДИНАЯ РОССИЯ»). Поддержал законопроект. При обсуждении в первом чтении он предложил ко второму чтению внести поправки, дающие преимущества продукции отечественного производства и усиливающие контроль при упрощённой процедуре размещения заказов. Он считает, что надо обязать все организации при использовании бюджетных денег проводить закупки по закону о ФКС, поскольку крупные заказчики предпочитают вносить государственные средства в уставный капитал дочерних фирм и обходить конкурсные процедуры.

· М.С.Рохмистров (ЛДПР) будет настаивать на введении уголовной ответственности за нарушения в сфере госзакупок, предусматривающей сроки, сравнимые с преступлениями против государства.

· И.В.Пономарев («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») отметил, что в законопроекте содержится много статей, относящих контроль за госзакупками на усмотрение Правительства. Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» отказалась поддержать законопроект.

· А.Н.Абалаков (КПРФ) также затронул тему ответственности за нарушения в сфере госзакупок и поддержал законопроект.

Итоги голосования (первое чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 чел.(100,0 %)

0

0

2

КПРФ

92 чел. (100,0 %)

0

0

3

СР

0

0

0

Не голосвало

64 чел. (100,0 %)

4

ЛДПР

56 чел. (100,0 %)

0

0

Итого

384 чел.(85,3 %)

0

0

Не голосовало

66 чел. (14,7 %)