Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2012г. № 1 весенняя сессия

3. Социальная политика

10 апреля принят Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (внесён Правительством РФ).

Федеральным законом вносятся изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми изменяется продолжительность Новогодних каникул с 1 по 8 января. При этом правило о переносе выходных дней в случае совпадения с нерабочими праздничными днями на Новогодние каникулы и Рождество распространяться не будет. Правительство Российской Федерации вправе перенести два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с названными праздниками, на другие дни в очередном календарном году.

Во-вторых, Федеральным законом вносятся изменения в статьи 136 и 236 Трудового кодекса Российской Федерации, и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, направленные на создание более эффективного механизма защиты прав работника, связанных с выплатой работодателем денежной компенсации за задержку установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других причитающихся ему выплат.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп.(99,2 %)

0

Не голосовало 2 деп. (0,8%)

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

56 деп. (100%)

0

0

4

ЛДПР

56 деп. (87,5%)

0

Не голосовало 8 деп. (12,%%)

Итого

440 деп.

97,8 %

2 деп.

0,4 %

Воздержалось 0%

Не голосовало 10 деп.

(2,2%)

25 апреля принят Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (внесён Президентом РФ).

Конвенция о правах инвалидов была принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года. Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней. По состоянию на 2012 год 110 государств участвуют в Конвенции, 63 государства – в Факультативном протоколе. Конвенция о правах инвалидов гарантирует равенство инвалидов и людей, не являющихся инвалидами. Все инвалиды имеют право на свободу от дискриминации в осуществлении их прав.

Конвенция направлена на:

· обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной, культурной жизни общества;

· ликвидацию дискриминации;

· признание инвалидности в качестве компонента человеческого многообразия;

· равенство возможностей, уважение прав инвалидов.

· В конвенции особо оговорены права женщин-инвалидов и детей-инвалидов, как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке категорий населения.

Конвенция о правах инвалидов является международным договором, в котором определяются права лиц с инвалидностью, а также обязательства государств-участников Конвенции. Конвенция также устанавливает два механизма реализации: Комитет по правам инвалидов, созданный для контроля за осуществлением, а также Конференция государств-участников, созданная для рассмотрения вопросов, касающихся осуществления положений конвенции.

Государства проводят переговоры с участием организаций гражданского общества, национальных правозащитных учреждений и межправительственных организаций Государств, которые ратифицировали Конвенцию. Конвенция представляет собой международный стандарт, который эти государства должны стремиться соблюдать.

Факультативный протокол также является международным договором. Он предусматривает две процедуры, направленные на осуществление и мониторинг Конвенции. Во-первых, это индивидуальные сообщения – процедура позволяет людям заявить в Комитет о нарушении их прав, а вторая является процедурой расследования с предоставлением комитету полномочий для расследования грубых или систематических нарушений Конвенции.

На сегодняшний день в Российской Федерации более 13 миллионов инвалидов (9% населения). С учётом членов семей, законопроект касается более 30 миллионов россиян.

Ратификация конвенции требует безотлагательного перехода всех органов власти к активным действиям по комплексной интеграции инвалидов. Институтам гражданского общества совместно с государством предстоит очень многое сделать для того, чтобы реализовать все нормы, которые вытекают из конвенции и последующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Так, России необходимо реализовать такие меры как:

· освоение инвалидами жизненных и социальных навыков;

· обучение в системе общего образования;

· установление благоприятных условий на рынке труда;

· создание доступной для инвалидов среды и адаптация в этих целях инфраструктуры;

· доступ инвалидов к информации (включая содействие использованию жестового языка, азбуки Брайля и иных способов и форматов общения);

· реабилитация и ряд других мер.

С докладом по закону «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А.Голикова. В нем Т.А.Голикова изложила суть Конвенции и объяснила механизмы реализации ее положений в Российской Федерации. Т.А.Голикова напомнила, что в России с 2011 года реализуется госпрограмма «Доступная среда», которая рассчитана на пять лет. Она направлена на создание в стране безбарьерной среды для инвалидов во всех сферах жизни – образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите, спорте и так далее. Стоимость программы на все пять лет составит 46,9 миллиарда рублей. При этом из федерального бюджета на реализацию программы будет выделено 26,9 миллиарда рублей, из бюджетов субъектов РФ – 19,7 миллиарда рублей и из внебюджетных источников – 269,3 миллиона рублей.

Выступления от фракций:

О.Н.Смолин (КПРФ): поддержал ратификацию Конвенции, предстоящие изменения в законодательстве; предложил сохранить Совет при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов и создать аналог при Председателе Правительства РФ.

Е.В.Афанасьева (ЛДПР): поддержала ратификацию Конвенции, но выразила обеспокоенность тем, что Россия не подписала факультативный протокол к Конвенции.

М.Б.Терентьев («ЕДИНАЯ РОССИЯ»): поддержал ратификацию Конвенции и отметил усилия Правительства по развитию спорта для людей с инвалидностью (на что выделяется около 3 миллиардов рублей в год). М.Б.Терентьев сообщил о поддержке разработки национального плана реализации Конвенции ООН о правах инвалидов «для того, чтобы те положения, принципы, которые заложены в конвенции, в полной мере были реализованы».

Итоги голосования.

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

87 деп. (94,6%)

0

Не голосовало 5 деп. (5,4%)

3

СР

64 деп. (100%

0

0

4

ЛДПР

55 деп. (98,2%)

0

Воздержался 1 деп. (1,8%)

Итого

443 деп.

98,4 %

0 деп.

0 %

Воздержалось 1 деп. (0,2%)

Не голосовало 6 деп.

(1,3%)

Конвенция ратифицирована.

6 июля приняты во втором и третьем чтениях Федеральные законы от 20.07.2012г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» и законопроект № 632282-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов» (внесен Правительством РФ)

Разработанные Правительством РФ и принятые Государственной Думой данные законы должны решить две наиболее острые проблемы, связанные с донорством.

Во-первых, это ежегодное сокращение числа доноров. Согласно пояснительной записке к законопроекту, общее число доноров в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилось на 8,1% (155,5 тыс. человек), уменьшилось число платных доноров на 11% (18,5 тыс. человек), безвозмездных доноров - на 7,9% (13,7 тыс. человек), число первичных доноров - на 10,5% (75,7 тыс. человек). При этом потребность в компонентах и препаратах крови растет, что связано с увеличением количества оперативных вмешательств, лечебных манипуляций и осложненных родов. Мировая практика свидетельствует, что 3-4% населения страны (4,3-5,7 млн. человек) должны регулярно давать кровь для обеспечения нужд здравоохранения и поддержания стратегических запасов на случаи чрезвычайных ситуаций и военного времени. Однако, исходя из того, что дети и граждане старше 60-65 лет не могут быть донорами, число лиц, дающих кровь, должно быть выше 10-20% (14,2 - 28,5 млн. человек), то есть, в России, выше в 8-10 раз. Принятие данных законов должно стимулировать повышение количества доноров в стране.

Во-вторых, действующий закон в сфере донорства, принятый в 1993 году, в значительной степени устарел. За эти девятнадцать лет произошло разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления. В связи с произошедшими изменениями, в последние годы было принято большое количество поправок в действующий закон и подзаконных нормативных актов, но, несмотря на это, в действующем законодательстве есть ряд правовых пробелов. Все эти аспекты не могут быть учтены корректировкой отдельных положений действующего закона и нуждаются в комплексном федеральном законе.

Основные положения закона:

· устанавливаются права донора и пациента, которому переливаются компоненты крови;

· вводится основная терминология в области донорства. Она содержит такие понятия, как «донорство крови и ее компонентов», «донор крови», «служба крови», «качество донорской крови», «готовый продукт крови»;

· для безопасности донорской крови и ее компонентов предполагается создание единого государственного автоматизированного информационного банка крови. Он будет содержать сведения о количестве забранной, заготовленной и переработанной донорской крови и ее компонентов с указанием группы крови и резус-принадлежности, проведенных трансфузиях и других сведениях о лицах, у которых выявлены противопоказания к донорству;

· ежегодная денежная выплата почетным донорам увеличивается с 6 тыс. до почти 10 тыс. рублей (9 тысяч 959 рублей).

Также принят сопутствующий закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов», который вносит поправки в ряд российских законов в связи с принятием базового документа. Это федеральные законы

· «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации»;

· «О техническом регулировании»;

· «О статусе военнослужащих», в частности, вводятся поправки, дающие военным право на освобождение от службы в день сдачи крови или ее компонентов и на дополнительный день отдыха после каждой сдачи крови.

· «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

· «О персональных данных».

Все фракции поддержали пакет законов. Выступлений по мотивам голосования не было.

Итоги голосования по закону «О донорстве крови и ее компонентов» (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 чел.(100,0 %)

0

0

2

КПРФ

51 чел. (55,4 %)

0

0

Не голосовало

41 чел. (44,6 %)

3

СР

55 чел. (85,9 %)

0

0

Не голосовало

9 чел. (14,1 %)

4

ЛДПР

51 чел. (91,1 %)

0

0

Не голосовало

5 чел. (8,9 %)

Итого

394 чел. (87,6 %)

0

0

Не голосовало

56 чел. (12,4 %)

Итоги голосования по закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов» (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 чел.(100,0 %)

0

0

2

КПРФ

51 чел. (55,4 %)

0

0

Не голосовало

41 чел. (44,6 %)

3

СР

55 чел. (85,9 %)

0

0

Не голосовало

9 чел. (14,1 %)

4

ЛДПР

51 чел. (91,1 %)

0

0

Не голосовало

5 чел. (8,9 %)

Итого

394 чел. (87,6 %)

0

0

Не голосовало

56 чел. (12,4 %)

10 июля принят в третьем чтении внесённый Правительством РФ законопроект № 33022-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Данный закон является частью работы по административной реформе РФ. Необходимость его рассмотрения связана с внедрением принципа «одного окна» для значительного упрощения предоставления гражданам РФ государственных и муниципальных услуг. На сегодняшний день качество предоставления услуг населению не является удовлетворительным. Ситуацию можно улучшить созданием многофункциональных центров, в которых реализован принцип «одного окна».

Принцип «одного окна» при предоставлении государственных услуг предусматривает исключение или максимально возможное ограничение собирания и предоставления подтвердительных справок заявителем (гражданом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем). Вместо этого заявитель обращается однократно с запросом в многофункциональный центр. Многофункциональный центр представляет интересы заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и организациями, участвующими в предоставлении данных услуг; также представляет интересы органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями.

В настоящее время в отдельных федеральных законах имеются положения, ограничивающие предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. К ним относятся нормы федеральных законов, прямо или косвенно ограничивающие предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Законом вносятся изменения в 23 федеральных закона в части устранения ограничений для предоставления наиболее массовых и социально значимых государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в сферах:

· образования и науки;

· здравоохранения;

· социальной защиты населения;

· содействия занятости населения;

· имущественных отношений;

· осуществления предпринимательской деятельности;

· подтверждения гражданско-правового статуса и др.

На данный момент в России действует 655 многофункциональных центров в 62 субъектах. Ожидается, что по итогам 2013 года на территории Российской Федерации в городах (городских округах) и муниципальных районах должны действовать не менее чем 1500 многофункциональных центров.

Выступлений представителей фракций по мотивам голосования в третьем чтении не было.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 чел. (99,6 %)

0

0

Не голосовало

1 чел. (0,4 %)

2

КПРФ

0

3 чел. (3,3 %)

0

Не голосовало

89 чел. (96,7 %)

3

СР

62 чел. (96,9 %)

0

0

Не голосовало

2 чел. (3,1 %)

4

ЛДПР

0

0

0

Не голосовало

56 чел. (100,0 %)

Итого

298 чел.(66,2 %)

3 чел.(0,7 %)

149 чел. (33,1 %)

4 июня принят в первом чтении законопроект № 643875-5 «О взаимном страховании гражданской ответственности лиц, привлекающих денежные средства для долевого строительства многоквартирных домов (застройщиков), за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору участия в долевом строительстве» (внесен депутатами Государственной Думы А.Е.Хинштейном, И.И.Гильмутдиновым и депутатом Государственной Думы пятого созыва А.Б.Коганом).

На сегодняшний день более ста тысяч семей по стране внесли деньги и не могут получить жилье. Актуальность законопроекта, по мнению авторов, заключается в том, что в рамках действующего законодательства не удалось сделать главное – защитить деньги дольщика.

Законопроект предлагает страховать гражданскую ответственность застройщика, привлекающего средства граждан в форме взаимного страхования – некоммерческим страховщиком, обществом взаимного страхования. Основу страхования составляет создание относительно дешевого (по сравнению с коммерческим страхованием) единого взаимного фонда денежных средств, исключающего распределение прибыли и иных доходов между членами общества взаимного страхования. Цель страхования – создание надежной, управляемой участниками системы финансовой гарантии защиты их же имущественных интересов.

Согласно законопроекту, общество взаимного страхования застройщиков является единой некоммерческой организацией на территории Российской Федерации, функционирующей на основе членства застройщиков.

Итоги голосования (первое чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 чел. (99,2 %)

0

0

2 чел. (0,8 %)

2

КПРФ

2 чел. (2,2 %)

0

0

Не голосовало

90 чел. (97,8 %)

3

СР

1 чел. 1,6 %

0

1 чел. 1,6 %

Не голосовало

62 чел. 96,9 %

4

ЛДПР

0

0

0

Не голосовало

56 чел. (100%)

Итого

238 чел.(52,9 %)

0

1 чел.(0,2 %)

Не голосовало

211 чел. (46,9 %)

8 июня принят в первом чтении законопроект № 59728-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов) (внесен депутатами Государственной Думы П.Р.Качкаевым, А.Г.Сидякиным, Е.Л.Николаевой, В.В.Потомским, В.В.Соболевым, В.Е.Булавиновым, С.В.Журавлевым; членами Совета Федерации: С.М.Киричуком, А.Ю.Молчановым).

Законопроект предусматривает введение обязательной ежемесячной платы за капитальный ремонт, уплачиваемой всеми собственниками помещений в многоквартирных домах, в том числе публичными образованиями. Целью законопроекта является формирование правовых основ для создания в субъектах Российской Федерации региональных систем финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет организационного обеспечения процесса планирования и вовлечения в его финансирование собственников помещений данных домов.

Важно отметить, что законопроект обязывает органы государственной власти и местного самоуправления сформировать региональные системы капитального ремонта многоквартирных домов. На сегодняшний день более половины всех многоквартирных домов (более 1,6 миллионов жилых строений) имеет от 35% до 60% износа, что означает, что они нуждаются в той или иной степени в капитальном ремонте. Так как ежегодный износ жилого фонда составляет от 1,5 до 2%, список пополнится и постройками 70-80 гг. в течение ближайших 10 лет. Только за счет платежей собственников помещений такой полномасштабной государственной задачи не решить. Очередность на получение финансирования может растянуться на многие десятки лет. Соответственно, региональные системы капитального ремонта должны предусматривать как бюджетные источники финансирования капремонта, так и механизмы привлечения внебюджетных средств (т.е. средства банков (кредитные источники) и финансирование со стороны бизнеса). Но для таких возможностей нужны меры государственной поддержки: система обеспечения возвратности кредитных средств и инвестиций.

Законопроект вызвал широкую дискуссию. Фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и ЛДПР поддержали законопроект, фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» и КПРФ высказались против.

Озабоченность депутатов вызвало то, что содержание законопроекта дает отсылки на полномочия органов федеральной исполнительной власти, органов субъекта федерации и местного самоуправления. Так порядок установления размера платы за капитальный ремонт определяется Правительством Российской Федерации. К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено определение максимального и минимального размера такой платы, а к полномочиям органов местного самоуправления – установление размера такой платы в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Передача широких полномочий на уровень субъектов, с одной стороны, расширяет их возможности по организации системы масштабного капитального ремонта, но, с другой, означает, что в каждом регионе будут использоваться собственные подходы к организации капитального ремонта. При отсутствии четко прописанных законодательных ограничений и подзаконных актов на федеральном уровне, считывая сложность решаемых задач и неравномерную профессиональную подготовку государственных служащих в различных регионах, в отдельных субъектах могут быть разработаны и приняты крайне неэффективные или даже коррупциогенные схемы капитального ремонта. Кроме того, в связи с неравномерным финансовым обеспечением различных субъектов, участие региональных и местных бюджетов в софинансировании капитального ремонта также будет различным. Это приведет к неравным социальным условиям для собственников домов, проживающих в различных регионах.

Авторы законопроекта пообещали ко второму чтению максимально широко учесть замечания к законопроекту.

Итоги голосования (первое чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

229 чел. (97,0 %)

1 чел. (0,4 %)

0

Не голосовало

6 чел. (2,5 %)

2

КПРФ

0

85 чел. (92,4 %)

0

Не голосовало

7 чел. (7,6 %)

3

СР

0

64 чел. (100,0 %)

0

4

ЛДПР

50 чел. (89,3 %)

0

1 чел. (1,8 %)

Не голосовало

5 чел. (8,9 %)

Итого

279 чел. (62,0 %)

150 чел. (33,3 %)

1 чел. (0,2 %)

Не голосовало

20 чел. (4,4 %)