Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2012г. № 1 весенняя сессия

4. Защита детей

7 февраля принят Федеральный закон от 29.02.12 № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних» (внесен Президентом России).

Действовавшая ранее система наказаний доказала свою неэффективность, и назрела настоятельная необходимость в принятии нового закона. В последние несколько лет произошел резкий всплеск преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершаемых, в том числе рецидивистами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы. В 2011 году число насильственных преступлений против половой неприкосновенности детей увеличилось по сравнению с 2010 годом на 41,2 %. В 2010 году в России было совершено 961 изнасилование несовершеннолетних, причем в 384 случаях потерпевшим не было 14 лет. В отношении несовершеннолетних было также совершено 1766 преступлений, предусмотренных статьями 132 «Насильственные действия сексуального характера» и 133 «Понуждение к действиям сексуального характера» Уголовного кодекса РФ. В том же году из 7598 человек, осужденных за данные преступления, более 2 тыс. имели неснятые и непогашенные судимости, а около 500 человек совершили данные преступления, будучи освобожденными от отбывания наказания досрочно.

Принятый закон направлен на ужесточение наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста. Действие положений закона распространяется на осужденных к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-возраста, совершенные и до дня вступления в силу настоящего закона.

Положения закона:

· запрещается применение условного осуждения и отсрочки отбывания наказания к лицам осужденным;

· изменены условия реализации такими лицами права на УДО и замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания (обязательное отбытие 4/5 срока и обязательное прохождение психиатрической экспертизы);

· усилены меры наказания, вплоть до пожизненного лишения свободы в отношении обвиняемых, ранее судимых за подобные преступления;

· предусматривается более суровое наказание для обвиняемых, являющихся близкими родственниками, педагогами, воспитателями потерпевших детей, а также сотрудниками учреждений, осуществляющими надзор за этими несовершеннолетними;

· устанавливается особый порядок применения принудительных мер медикаментозного характера (нередко эти меры называют «химической кастрацией»). Основанием для этого является решение суда, принимаемое с учетом заключения обязательной судебно-психиатрической экспертизы, из которого следует, что лицо страдает расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости;

· вводится добровольный порядок применения комплекса мер медицинского характера в отношении иных лиц, совершивших преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности. Такому осужденному администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за 6 мес. до истечения срока отбывания наказания, обязана разъяснить право на освидетельствование комиссией врачей-психиатров для выявления у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения медицинских мер, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений. Такой комплекс может включать возможность применения профилактических медикаментозных средств;

· лицо, впервые совершившее подобное преступление, освобождается судом от наказания, если будет установлено, что это лицо и совершенное им преступление перестали быть общественно опасными в связи со вступлением в брак с потерпевшей (потерпевшим). В случае если разница в возрасте между потерпевшей (потерпевшим) и подсудимым (подсудимой) составляет менее 4-х лет, к последнему не применяется наказание в виде лишения свободы. Исключается из ряда статей УК признак «заведомости» осознания преступником возраста несовершеннолетнего;

· статья о незаконном распространении порнографических материалов или предметов дополняется новыми двумя частями: - распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних, вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенные лицом, достигшим 18-летнего возраста; устанавливается повышенная уголовная ответственность за изготовление таких материалов и их оборот публично или с использованием СМИ, включая сеть «Интернет».

Выступления от фракций:

· В.В.Бортко (КПРФ) отметил, что, по его мнению, в законе отсутствует определение детской порнографии, ослабляется наказание за ненасильственные действия в отношении несовершеннолетних, для привлечения к ответственности необходима совокупность трех квалифицирующих признаков. Эти вопросы выступавший предложил доработать.

· А.С.Кропачев (ЛДПР) заметил, что фракция не согласна с возрастом несовершеннолетних, определяемого законом и предложил увеличить его до 16 лет. Фракция возражает против возможности замены неотбытой части наказания более мягким наказанием. Также фракция ЛДПР считает, что в дальнейшем нужно вернуться к вопросу о недопущении условно-досрочного освобождения в отношении педофилов.

· Д.Ф.Вяткин («ЕДИНАЯ РОССИЯ») предложил замечания и предложения к данному закону доработать в рамках рабочих групп и заседаний комитетов, также обсуждения представителями всех фракций.

Итоги голосования по законопроекту (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

234 деп. (98,3%)

0

Не голосовало 4 деп. (1,7%)

2

КПРФ

4 деп. (4,3%)

0

Не голосовало 88 деп. (95,7%)

3

СР

60 деп. (93,8%)

1 деп. (1,6%)

Не голосовало 3 деп. (4,7%)

4

ЛДПР

56 деп (100%)

0

0

Итого

354 деп.

78,7%

1 деп.

0,2%

Не голосовало 95 деп. (21,1%)

15 февраля принят Федеральный закон от 28.02.12 № 10-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (внесён Правительством РФ).

Закон направлен на оказание гражданам содействия в получении дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в негосударственных и имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов РФ.

Эти средства выделяются в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов (требований) в соответствии с нормативами финансового обеспечения, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений.

Этот закон будет способствовать росту числа негосударственных образовательных учреждений, повысит доступность для многих родителей получения их детьми платных образовательных услуг, и самое главное, снимет социальную напряженность, связанную с доступностью и безальтернативностью государственного сектора в образовании. Так, к примеру, сейчас очередь в детские сады составляет около двух миллионов человек. В то же время плата за содержание ребёнка в частных детских садах многим родителям сегодня не по карману, и в этой ситуации государство идёт им навстречу: закон позволяет направить государственные средства в виде субсидий на финансирование образовательной части за счёт средств государства.

То есть этот закон позволит государству и органам местного самоуправления софинансировать содержание детей и получение ими образовательной услуги в негосударственном образовательном учреждении.

В современных условиях нашей страны соотношение частного и государственного секторов в образовательной сфере практически абсолютно смещено в сторону государственного. В настоящее время в системе образования Российской Федерации доля негосударственных образовательных учреждений составляет всего лишь около 1%. Численность обучающихся в негосударственных общеобразовательных учреждениях составляет около 1,5% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а численность воспитанников негосударственных дошкольных образовательных учреждений – не более 0,5% от числа всех детей, посещающих указанные учреждения. Рост негосударственного сектора при эффективном контроле со стороны государственных органов образования будет способствовать развитию домашних и семейных детских садов, общеобразовательных школ, что будет способствовать развитию конкуренции и в системе государственного образования.

Причем вступление в силу данного закона не отразится на финансовом обеспечении государственных образовательных учреждений.

Полномочиями по финансовому обеспечению данных обязательств наделяются соответственно органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

К расходам на реализацию основных общеобразовательных программ закон относит расходы на оплату труда педагогических работников и расходы, связанные с непосредственной реализацией этих программ, в том числе на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры и игрушки, расходные материалы.

Закон раскрывает понятие содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях, понимая под этим термином присмотр и уход за ребенком. При этом не предполагается финансовое обеспечение содержания (уход и присмотр за детьми) в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях.

Кроме того, положениями закона не допускается включение в расходы на содержание (присмотр и уход за ребенком) в дошкольных государственных и муниципальных образовательных учреждениях расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Таким образом, реализация норм законопроекта предоставит возможность разделения оплаты услуг по образованию и содержанию детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Учитывая среднюю стоимость услуги по образованию детей дошкольного возраста в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в размере 7730,3 рублей на одного ребенка в год, потребность в дополнительных средствах составит 12,7 млрд. рублей (из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов).

Выступления от фракций:

С.В.Иванов (ЛДПР), В.Е.Шудегов («Справедливая Россия») в целом поддержали законопроект.

Ю.Баталина («ЕДИНАЯ РОССИЯ») подчеркнула социальную значимость закона и отметила, что вступление в силу Федерального закона не скажется на финансировании существующих государственных и муниципальных образовательных учреждений, потому что сегодня они финансируются в соответствии с нормативом и этот норматив пересматриваться не будет. Таким образом, закон не отнимет средства у существующих сегодня государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Фракция КПРФ воздержалась от выступления по мотивам, поддержав закон при голосовании.

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (99,6%)

0

Не голосовал 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

80 деп. (87%)

0

Не голосовало 12 деп. (13%)

3

СР

59 деп. (92,2%)

1 деп. (1,6%)

Не голосовало 12 деп. (13%)

4

ЛДПР

52 деп. (92,9 %)

0

Не голосовало 4 деп. (7,1%)

Итого

426 деп.

94,7 %

1 деп.

0,2 %

Воздержалось 0%

Не голосовало 4 деп.

(6,3%)

15 февраля принят Федеральный закон от 29.02.12 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (внесён Правительством РФ).

Федеральный закон вступает в силу с 01.01.13.

Закон предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма, что позволит предотвратить незаконные сделки, а также иные мошеннические действия, влекущие утрату права детей-сирот на жилые помещения. Субъектам РФ предписывается создавать региональный и (или) муниципальный специализированный жилищный фонды для детей-сирот.

Необходимость рассмотрения и принятия данного закона обусловлена тем, что на начало текущего года 63 тысячи детей-сирот не обеспечены жильем, однако имеют на это право. В последние годы в суды общей юрисдикции всех уровней и в Конституционный Суд России поступает большое число обращений, касающихся вопросов обеспечения жильем детей-сирот, что является показателем неблагополучия в этой сфере. Это в первую очередь связано с неудовлетворительным правовым регулированием в области обеспечения и защиты жилищных прав данной категории детей.

Для нормализации ситуации в этой сфере данным законом вносятся изменения в следующие федеральные законы: «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также в Жилищный кодекс РФ.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет, который может быть продлен на новый пятилетний срок не более одного раза в случаях выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

По письменному заявлению указанных лиц, достигших 18-летнего возраста, жилые помещения предоставляются им органами исполнительной власти субъектов РФ по окончании срока пребывания в учреждениях, создаваемых для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Закон позволит обеспечить введение правового механизма реализации права детей-сирот на предоставление им временного (по договору найма) жилого помещения при поддержке регионов из федерального бюджета путем предоставления субсидий на эти цели в суммарном объеме до 3,5 млрд. рублей ежегодно. При этом право на обеспечение постоянными жилыми помещениями сохраняется за ними и после достижения возраста 23 года, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Выступления от фракций:

· Поддержали: ЛДПР (М.С.Рохмистров, с замечаниями) и «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (П.В.Крашенинников). Основным аргументом «за» является то, что закон защищает жилищные права конкретных лиц (детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей) и устраняет социальную несправедливость.

· Г.П.Хованская («Справедливая Россия») мотивировала позицию фракции тем, что «законопроект грубо нарушает права детей-сирот и нарушает часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Вместо постоянного жилья, которое предоставляется на сегодняшний день вне очереди – и это право можно защитить в суде, - детям теперь будет предложено постоять в очереди на временное жильё, которого тоже нет, им может быть предоставлено это жильё на десять лет».

· О.Н.Алимова (КПРФ) отметила, что фракция голосует против, поскольку, по мнению фракции, законопроект ущемляет права детей-сирот: в законопроекте не прописано качество предоставляемого жилья. По ее мнению - «в законопроекте говорится о специализированном жилищном фонде – и у тех, кто будет реализовывать эту норму закона, появится соблазн выделить комнатку в общежитии, ведь построить хорошее, добротное жильё в реальной жизни невозможно».

Однако, после принятия закона, в связи с тем, что документ вступает в силу с 1 января 2013 года, было предложено доработать его и внести ряд дополнений, чтобы ликвидировать все правовые пробелы в этой сфере.

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

0

4 деп. (4,3%)

Не голосовало 88 деп. (95,7%)

3

СР

0

63 (98,4%)

Не голосовал 1 деп. (1,6%)

4

ЛДПР

16 деп. (28,6%)

0

Не голосовало 40 деп. (71,4%)

Итого

252 деп.

56,0 %

67 деп.

14,9 %

Воздержалось 0%

Не голосовало 131 деп.

(29,1%)

23 марта принят Федеральный закон от 01.04.12 № 27-ФЗ «О внесении изменений в статью 221 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статьи 331 и 3511 Трудового кодекса Российской Федерации» (внесён Президентом России).

Федеральный закон вступил в силу 14 апреля 2012 года.

Законом предусматривается, что к трудовой деятельности в сферах:

· образования,

· воспитания,

· развития несовершеннолетних,

· организации их отдыха и оздоровления,

· медицинского обеспечения,

· социальной защиты и социального обслуживания,

· детско-юношеского спорта,

· культуры и искусства с участием несовершеннолетних

не будут допускаться лица, имеющие (имевшие) судимость, подвергающиеся (подвергавшиеся) уголовному преследованию за преступления, в том числе против основ конституционного строя и безопасности государства. По данным основаниям запрещается также государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, намеренного осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в названных ранее сферах. Исключение делается для лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям.

Введение подобного запрета позволит исключить возможность проведения незаконной агитации и склонения детей и молодежи к совершению противоправных деяний экстремистской направленности.

Председатель Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции И.А.Яровая отметила, что «главная идея законопроекта – максимально обеспечить репутационную чистоту педагога и соответствие личности педагога тем целям и задачам, которые обеспечиваются в сфере образования», напомнив, что «сегодня формирование толерантности, терпимости, уважительного отношения» является одной из важнейших задач в системе образования.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (99,2%)

0

Не голосовало 2 деп. (0,8%)

2

КПРФ

1 деп. (1,1%)

0

Не голосовало 91 деп. (98,9%)

3

СР

2 деп. (3,1%)

0

Не голосовало 62 деп. (96,9%)

4

ЛДПР

0

0

Не голосовало 56 деп. (100%)

Итого

238 деп.

52,9 %

0 деп.

0 %

Воздержалось 0%

Не голосовало 212 деп.

(47,1%)

18 мая во втором и в третьем чтениях принят Федеральный закон от 05.06.2012г. №55-ФЗ «О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей, получивших бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства) (законопроект № 2738-6, внесен Правительством Российской Федерации)

Закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» подготовлен в целях социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей, получивших бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Эти граждане принимаются на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и обеспечиваются жилыми помещениями муниципального жилищного фонда в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации. В 2011 году они получили право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки; при этом, получение земельного участка от государства влечет снятие данных граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Данный закон устраняет эту правовую коллизию и сохраняет за гражданами, имеющими трех и более детей, получившими участки для индивидуального строительства, право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Данный закон повысит социальную защиту малоимущих многодетных семей.

При рассмотрении во всех трех чтениях закон получил поддержку всех четырёх фракций.

По мотивам голосования выступила Г.П.Хованская (от фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»). Г.П.Хованская не только призвала всех депутатов поддержать закон, но и внесла предложение по дальнейшей работе в этом направлении: «Дело в том, что мы с вами сегодня завершаем только половину работы. Действительно, не будут многодетные семьи сниматься с очереди нуждающихся в получении земельного участка, однако есть опасность, что как раз при предоставлении жилого помещения будет осуществляться та же самая проверка и гражданам будут отказывать в предоставлении жилого помещения. Поэтому у нас есть очень простой выход. Существует указ Президента № 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». И в соответствии с Жилищным кодексом, а точнее с частью третьей 49-й статьи есть возможность указом президента определить иные категории граждан, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма. Поэтому у меня убедительная просьба к представителю Президента учесть это наше пожелание и вот такие дополнения в указ Президента внести, потому что оставлять это на региональном уровне недопустимо, этот вопрос должен регулироваться федеральным законодательством. Я прошу поддержать в третьем чтении указанный законопроект».

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

90 деп. (97,8%)

0

Не голосовало 2 деп. (2,2%)

3

СР

62 деп. (96,9%)

0

Не голосовало 2 деп. (3,1%)

4

ЛДПР

55 деп. (100%)

0

0

Итого

442 деп. (98,2%)

0

Не голосовало 8 деп. (1,8%)

18 мая во втором и в третьем чтениях принят Федеральный закон от 05.06.2012г. №54-ФЗ «О внесении изменений в статьи 230 и 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части усиления ответственности за склонение к потреблению аналогов наркотических средств или психотропных веществ) (законопроект № 600107-5, внесен депутатами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)

Закон устанавливает уголовную ответственность за склонение к потреблению аналогов наркотических средств или психотропных веществ и за организацию, либо содержание притонов для их потребления.

Употребление наркотиков в настоящее время является одной из серьезнейших проблем в нашей стране. Она оказалась в состоянии эпидемии наркомании – особенно подростковой и детской. Больных наркоманией в России сегодня – от 3 до 4 миллионов. Средний возраст человека, впервые попробовавшего наркотики, составляет 14 лет. Количество наркозависимых постоянно растет, а их средний возраст уменьшается: распространение наркомании среди подростков почти в 4 раза выше, чем среди взрослых. Кроме того, юный организм быстрее привыкает к наркотику. Больше половины лиц, употребляющих наркотические вещества, инфицированы гепатитом В и С, 10% – ВИЧ-инфекцией.

Данная ситуация заставляет власти России комплексно, в том числе законодательно, усиливать борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

Сегодня в России установлена ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, сбыт наркотических, психотропных веществ или их аналогов. Но в тоже время в законодательстве не определена ответственность за склонение к потреблению аналогов наркотических или психотропных веществ, а также за организацию притонов для их потребления. Это не отвечает задачам уголовного судопроизводства и адекватным мерам по отношению к наркоситуации в России. Этот закон устраняет данный законодательный пробел.

Согласно закону, склонение к потреблению наркотиков, психотропных веществ или их аналогов будет наказываться ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет. В случае совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или с применением насилия, им будет грозить лишение свободы от пяти до десяти лет. Как отмечается в пояснительной записке, один наркоман за свою жизнь приобщает к пагубной зависимости до 30 человек, и ежегодно в каждом субъекте РФ органами наркоконтроля выявляются и ликвидируются десятки наркопритонов. При этом именно в притонах начинается втягивание людей в потребление наркотиков и их аналогов. Новый закон ужесточает наказание за содержание притонов (лишение свободы на срок до четырех лет).

Закон во втором и третьем чтении поддержали все фракции, представленные в Государственной Думе. Выступления от фракций:

Я.Е.Нилов (ЛДПР): «Фракция ЛДПР поддержит данный закон, потому что эта проблема действительно актуальная. Многие лица с преступными помыслами, которые сами не употребляют наркотических средств, внедряют своих агентов или сами внедряются в молодёжную среду, начиная со школьной скамьи, выискивают там потенциально благоприятных, скажем так, лиц, у которых состоятельные семьи, богатые родители, есть определённое имущество, подсаживают их сначала на лёгкие наркотики, потом наркотики утяжеляются, и в результате эти молодые люди, находясь в сильнейшей зависимости, начинают вытаскивать из дома деньги, имущество, прочие материальные ценности. А параллельно с этим наша молодёжь деградирует, уровень образования падает, и в целом это разлагает наше молодое поколение, поэтому бороться с этим надо. Фракция ЛДПР поддержит в третьем чтении данный закон и просит всех остальных также поддержать».

С.Ю.Фабричный («ЕДИНАЯ РОССИЯ»): «Абсолютно обоснованным и жизненно важным является стремление государства контролировать всё, что связано с незаконным оборотом веществ, обладающих психоактивными свойствами, в том числе это относится и к установлению единого перечня противоправных действий, связанных с использованием как наркотических или психотропных веществ, так и их аналогов, и к установлению, соответственно, единого перечня мер уголовной ответственности. Закон направлен именно на это, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» его поддерживает».

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

234 деп. (99,6%)

0

Не голосовал 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

62 деп. (96,9%)

0

Не голосовало 2 деп. (3,1%)

4

ЛДПР

55 деп. (100%)

0

0

Итого

443 деп. (98,4%)

0

Не голосовало 7 деп. (1,6%)

23 мая принят в третьем чтении внесённый Правительством РФ Федеральный закон №52-ФЗ от 5 июня 2012г. «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статью 6.7 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части, касающейся санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения) (законопроект № 625497-5)

Закон направлен на усиление административной ответственности должностных и юридических лиц за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к:

· условиям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей,

· техническим (в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения),

· учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.

Предпосылкой для разработки и внесения закона в Государственную Думу Правительством РФ (разработчик Министерство здравоохранения и социального развития) стали многочисленные случаи инфекционных заболеваний в детских лагерях отдыха, воспитательных учреждениях.

В настоящее время ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей в КоАП РФ напрямую не установлена. В результате лица, нарушившие данные требования, привлекаются к административной ответственности по ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании» КоАП РФ или ст. 6.5 и 6.6 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питанию населения. Штраф за данные нарушения установлен для должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб., для юридических – от 20 000 до 30 000 руб. Штрафы по ст. 6.3 КоАП РФ составляют для должностных лиц – от 500 до 1000 руб., для юридических – от 10 000 до 20 000 руб.

Законом с целью усиления ответственности вносятся изменения в статью 6.7 КоАП РФ, расширив сферу ее применения на нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей. За нарушение указанных требований установлены штрафы:

· должностных лиц в размере от 3 до 7 тыс. рублей;

· юридических лиц – от 30 до 70 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При повторном в течение года нарушении размер штрафа составит для:

· должностных лиц – от 10 до 15 тыс. рублей;

· юридических лиц – от 100 до 150 тыс. рублей.

В третьем чтении закон был рассмотрен 23 мая 2012г. Выступления от фракций:

М.А.Шингаркин (ЛДПР) поддержал закон и призвал депутатов чаще пользоваться механизмом депутатских запросов для создания особого режима контроля за исполнением требований нормативных правил в области санитарии и гигиены в местах отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.

Л.М.Огородова («ЕДИНАЯ РОССИЯ») поддержала закон и отметила, что данный закон вводит специальные нормы, которые устанавливают необходимость осуществления мер по профилактике заболеваний и сохранению и укреплению здоровья, организации питания и выполнению требований санитарного законодательства в организациях отдыха и оздоровления детей.

С.П.Горячева («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») в целом поддержала закон, отметив, что главная проблема с неблагополучной ситуацией в местах отдыха, оздоровления и воспитания детей заключается в том, что оздоровление и отдых детей были переложены с федерального уровня на региональный. И это, по мнению С.П.Горячевой, привело к существенному недофинансированию, породившему сегодняшнюю ситуацию.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 чел. (99,6 %)

0

0

Не голосовало

1 чел. (0,4 %)

2

КПРФ

90 чел. (97,8 %)

0

0

Не голосовало

2 чел. (2,2 %)

3

СР

62 чел. (96,9 %)

0

0

Не голосовало

2 чел. (3,1 %)

4

ЛДПР

56 чел. (100,0 %)

0

0

Итого

445 деп.

98,9 %

0 деп.

0 %

Воздержалось 0%

Не голосовало 5 деп.

(1,1%)

25 мая принят Федеральный закон № 62-ФЗ от 05.06.2012г. «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей» (законопроект № 38463-6, внесён Правительством РФ)

Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей была подписана в Гааге 19 октября 1996 г. и вступила в силу 1 января 2002 г. Сейчас в ней участвуют более 35 государств.

При разработке Конвенции были приняты во внимание институты защиты интересов ребенка разных государств мира. Конвенция охватывает обширный перечень мер защиты личных и имущественных прав ребенка (ребенок – моложе 18 лет) как частного, так и публичного характера. Область применения Конвенции – разграничение юрисдикции, решение вопросов подлежащего применению права, обеспечение признания и исполнения мер защиты детей, принятых в одной из стран-участниц Конвенции, в других странах-участницах.

Необходимость присоединения Российской Федерации к Конвенции связана с решением проблем, возникающих в последнее время в отношениях между родителями и детьми, рожденными в браке, заключенном лицами, которые являются иностранцами по отношению друг к другу, либо проживают в разных государствах. Действующие в настоящее время двусторонние международные договоры Российской Федерации по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским и семейным делам не позволяют в полной мере разрешать противоречия в области семейных правоотношений, возникающих между родителями по воспитанию детей.

Закон о ратификации конвенции идет с двумя оговорками. Во-первых, при взаимодействии с иностранными органами и организациями будет использоваться только английский язык. Вторая оговорка признает исключительную юрисдикцию российских органов при принятии мер по защите имущества ребенка на территории России, и сохраняет за РФ право не признавать родительскую ответственность или какую-либо меру, если она несовместима с мерой, принимаемой органами страны в отношении этого имущества.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования.

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 чел. (99,6 %)

0

0

Не голосовало

1 чел. (0,4 %)

2

КПРФ

3 чел. (3,3 %)

0

0

Не голосовало

89 чел. (96,7 %)

3

СР

64 чел. (100,0 %)

0

0

4

ЛДПР

56 чел. (100,0 %)

0

0

Итого

360 чел. (80,0 %)

0

0

Не голосовало

90 чел. (20,0 %)

16 марта в первом чтении принят пакет президентских законопроектов, направленных на защиту прав детей-сирот (№ 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», № 3145-6 «О внесении изменений в статью 36-1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», № 3148-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Первый в этом пакете закон «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Функции по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня согласно статье 121 Семейного кодекса возложены на органы опеки и попечительства и органы местного самоуправления. В отдельных муниципальных образованиях учреждены специализированные правозащитные органы, институты уполномоченных по правам ребёнка. Однако права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушаются. Данный закон положительно повлияет на их защиту с точки зрения соблюдения их прав и обеспечения гарантий оказания государственной поддержки.

Закон предусматривает создание системы общественного контроля за организациями, созданными для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общественный контроль устанавливается за двумя категориями лиц, которые содержатся в этих организациях:

· дети-сироты и дети, которые остались без попечения родителей;

· лица в возрасте до двадцати трёх лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основная роль в формировании общественных наблюдательных комиссий отводится Общественной палате Российской Федерации. Члены комиссий как федерального, так и регионального уровня будут назначаться её Советом. Кроме того, Совет будет устанавливать численность общественных наблюдательных комиссий. При этом в законе предусмотрено, что состав федеральной комиссии должен быть не менее пятнадцати человек, а региональной – не менее пяти человек. Кандидатуры в состав наблюдательных комиссий могут предлагаться

· Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

· Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка коллегами вышеобозначенных в субъектах Российской Федерации.

· общественными и иными негосударственными организациями, которые отвечают требованиям, установленным законом.

Одновременно с принятием этого базового федерального закона вносятся соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», расширяющим компетенцию уполномоченного. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения, направленные на то, чтобы установить административную ответственность должностных лиц, которые будут препятствовать осуществлению общественного контроля, а также членов общественных наблюдательных комиссий в том случае, если они сами при проведении этого общественного контроля будут нарушать требования законодательства Российской Федерации.

Основной доклад сделал полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Г.В.Минх. С содокладом по первому законопроекту выступила первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Е.Ю.Семёнова, по другим законопроектам содоклад сделал заместитель председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Д. Ф. Вяткин. После ответов докладчика на вопросы были открыты прения, в которых приняли участие депутаты С. Н. Решульский, И. В. Мануйлова, Т. В. Плетнёва, В. М. Зубов, В. А. Поневежский, В. С. Золочевский и В. В. Кулиева.

Итоги голосования по законопроекту «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (первое чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

2 деп. (2,2%)

0

90 деп. (97,8%)

3

СР

64 деп. (100%)

0

0

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

358 деп.

79,6 %

0 деп.

0 %

Воздержалось 0%

Не голосовало 92 деп.

(20,4%)

Итоги голосования по законопроекту «О внесении изменений в статью 36-1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (первое чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

64 деп. (100%)

0

0

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

448 деп.

99,6 %

0 деп.

0 %

Воздержалось 0%

Не голосовало 2 деп.

(0,4%)

Итоги голосования по законопроекту «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (первое чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

64 деп. (100%)

0

0

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

448 деп.

99,6 %

0 деп.

0 %

Воздержалось 0%

Не голосовало 2 деп.

(0,4%)