2012г. № 1 весенняя сессия
5. Оборона и безопасность
16 марта принят Федеральный закон от 01.04.12 № 23-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (внесён депутатами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
Закон направлен на создание дополнительных условий для совершенствования защиты населения, объектов и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера.
Предпосылкой для разработки закона послужили пожары в российских регионах летом 2010 года. Эффективность любых мер, принимаемых при реагировании на чрезвычайные ситуации для защиты населения, напрямую зависит от разработанности механизма взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, однако существующий порядок не позволяет четко разграничить их компетенцию. В результате при возникновении ЧС их действия зачастую оказываются разрозненными, требующими длительных процедур согласования. Дело в том, что эти вопросы регулировались постановлениями Правительства РФ, но оно не регламентировало детально полномочия всех ответственных лиц. Теперь, в случае возникновения угрозы ЧС, местные власти смогут действовать самостоятельно, не теряя бесценное время.
Законом:
· устанавливается три режима функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС:
1. повседневной деятельности;
2. повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;
3. чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.
· определяется круг должностных лиц, решениями которых такие режимы устанавливаются (руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций) и уровни реагирования при введении режима повышенной готовности и ЧС:
1. объектовый,
2. местный,
3. региональный (межмуниципальный),
4. федеральный
5. особый (устанавливаемый Президентом России);
· закрепляется перечень органов государственной власти и должностных лиц, по решению которых вводятся уровни реагирования;
· предусматривается открытый перечень дополнительных мер обеспечения безопасности населения при установлении режима повышенной готовности или ЧС и уровня реагирования на ЧС;
· устанавливаются дополнительные полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по установлению режимов повышенной готовности или ЧС, а также установлению уровня реагирования на них.
Порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и основные мероприятия, проводимые ими в установленных режимах, определяются Правительством РФ.
В третьем чтении при рассмотрении закона по просьбе докладчика – заместителя председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Э.А.Валеева был возвращён к процедуре второго чтения. Возврат связан с тем, что в ходе подготовки к третьему чтению возникла необходимость внесения уточнения, касающегося полномочий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в части определения должностных лиц, которым законами субъекта будет предоставлено право установления местного уровня реагирования.
Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» был принят во втором и третьем чтениях.
Выступления от фракций:
С. В. Маринин (ЛДПР) поддержал законопроект: «Как гласит русская поговорка, готовь сани летом, а телегу зимой».
Итоги голосования (третье чтение).
№ |
Фракция |
за |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
233 деп. (98,7%) |
0 |
Не голосовало 3деп. (1,3%) |
2 |
КПРФ |
91 деп. (98,9%) |
0 |
Не голосовал 1 деп. (1,1%) |
3 |
СР |
1 деп. (1,6%) |
0 |
Не голосовало 63 деп. (98,4%) |
4 |
ЛДПР |
56 деп. (100%) |
0 |
0 |
Итого |
381 деп. 84,7 % |
0 деп. 0 % |
Воздержалось 0 деп. Не голосовало 69 деп. (15,3%) |
10 июля принят в третьем чтении внесённый Правительством РФ законопроект № 617780-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о совершенствовании системы государственного управления внутренним водным транспортом, а также о повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в области безопасной эксплуатации транспортных средств).
Закон подготовлен по результатам расследования правительственной комиссией катастрофы на Волге речного теплохода «Булгария», повлекшей гибель погибли 122 человек.
Транспортные катастрофы и происшествия последних лет показали, что транспортный бизнес нередко готов идти на нарушения требований безопасности. За последние 3 года аварийность на всех видах транспорта выросла в России в 2,5 раза. Причиной 85% катастроф стал человеческий фактор, когда нарушаются требования и нормы по эксплуатации транспортных средств. Зачастую проблемы эти лежат в организации работы внутри транспортных компаний, так как сокращение издержек происходит в первую очередь за счёт экономии на безопасности. Анализ последствий катастрофы теплохода «Булгария» выявил проблему, связанную с тем, что существующие размеры санкций за работу без необходимого специального разрешения или лицензии не являются препятствием для недобросовестных предпринимателей при осуществлении ими транспортной деятельности. Сегодня, к примеру, действующая санкция административного штрафа за безлицензионную деятельность составляет
· для граждан от 2 тысяч до 2 тысяч 500 рублей;
· для должностных лиц — от 4 до 5 тысяч рублей;
· для юридических лиц — от 40 тысяч до 50 тысяч рублей.
Эти цифры не пугают недобросовестных предпринимателей, которые легко восполняют сумму штрафа во время дальнейшей своей деятельности. А уголовная ответственность предусмотрена лишь в тех случаях, когда уже наступили тяжкие последствия.
Закон направлен на решение трех основных блоков вопросов:
· совершенствование государственного контроля и надзора на железнодорожном, автомобильном, городском наземном электрическом транспорте;
· совершенствование системы управления на внутренних водных путях Российской Федерации;
· усиление административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности на транспорте без специального разрешения или с нарушением условий, предусмотренных специальными разрешениями.
Так в части совершенствования системы управления на внутренних водных путях законом предлагается:
1) уточнить государственные надзорные функции Ространснадзора и Росморречфлота, создать администрации речных бассейнов на базе существующих государственных бассейновых управлений. Наделить администрации речных бассейнов функцией гос. надзора в области внутреннего водного транспорта в части гос. портового контроля. Ввести ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу юридических и физических лиц, в т. ч. загрязнением с судна нефтью и нефтепродуктами, а также вред, причиненный инфраструктуре речного (морского) порта и инфраструктуре внутренних водных путей.
2) ввести административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без специального разрешения или с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением, в виде штрафа на граждан в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. с конфискацией орудий производства (транспортного средства) или без таковой; на должностных лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. с конфискацией орудий производства (транспортного средства) или без таковой; на юридических лиц - от 400 тыс. до 500 тыс. руб. с конфискацией орудий производства (транспортного средства) или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
3) создать институт капитана речного бассейна – заместителя руководителя администрации речного бассейна по безопасности, работа которого будет осуществляться в соответствии с Положением Правительства РФ;
4) ввести обязательность регистрации договоров аренды (фрахтования) судов, установив, что все сделки аренды подлежат государственной регистрации с внесением в реестр арендованных судов.
5) ввести обязательность страхования судна его владельцем. Минимальная страховая сумма устанавливается в договоре страхования в отношении каждого судна судовладельца в соответствии с валовой вместимостью судна.
Выступлений по мотивам голосования в третьем чтении не было.
Итоги голосования (третье чтение)
№ |
Фракция |
за |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
236 чел. (99,6 %) |
0 |
0 Не голосовало 1 чел. (0,4 %) |
2 |
КПРФ |
86 чел. (93,5 %) |
1 чел. (1,1 %) |
0 Не голосовало 5 чел. (5,4 %) |
3 |
СР |
63 чел. (98,4 %) |
0 |
0 Не голосовало 1 чел. (1,6 %) |
4 |
ЛДПР |
56 чел. (100,0 %) |
0 |
0 |
Итого |
441 чел. (98,0 %) |
1 чел. (0,2 %) |
0 Не голосовало 8 чел. (1,8 %) |
24 апреля принят в первом чтении внесённый Правительством РФ законопроект № 2372-6 «О карантине растений».
Карантин растений – это система государственных мероприятий, направленных на охрану растительных ресурсов нашей страны от завоза из зарубежных государств карантинных и других особо опасных объектов и на предотвращение их распространения по территории. Принятие закона позволит начать фактическую борьбу с вредными организмами на территории карантинных зон (20% территории России), будет установлена четкая процедура введения карантина.
В настоящее время существует высокая потенциальная опасность проникновения в нашу страну новых карантинных вредителей. Это связано с увеличивающимся импортом продукции растительного происхождения. Как показывает многолетняя практика борьбы с колорадским картофельным жуком, его распространение по территории приводит к огромным финансовым затратам. Поэтому карантин должен играть очень важную роль в комплексе мер по защите растений.
Действующий сегодня закон «О карантине растений» был принят в 2000 году. В нем существует много неопределенных положений, двойное толкование которых увеличивает коррупционные риски в области фитосанитарного контроля. В каждом субъекте Российской Федерации сложилось собственное регулирование. В результате, производитель, поставляя свою продукцию в другую область или регион России, вынужден дважды получать карантинный сертификат, и дважды оплачивать сертифицирование, что оборачивается дополнительными финансовыми издержками.
Новый законопроект направлен на
· совершенствование правового регулирования в области обеспечения карантина растений;
· оптимизацию функций и процедур, связанных с обеспечением карантина растений и карантинного фитосанитарного контроля при ввозе на территорию страны подкарантинной продукции.
Предусматривается устранение ряда административных барьеров для бизнеса, внедрение механизмов, уменьшающих усмотрение должностных лиц при принятии решений.
Предусматривается переход к кардинально новой системе контроля на границе и внутри страны. Он будет осуществляться в наиболее «рисковых» точках, произойдет внедрение специальных электронных систем. Все это позволит, например, импортеру сельхозпродукции через интернет увидеть вероятность проверки его продукции на границе.
Законопроект устанавливает, что продукция, выпущенная в свободный оборот контрольными органами, не нуждается в карантинных сертификатах при перевозке по территории страны. Предусматривается допуск негосударственных лабораторий к проведению исследований, формированию закрытых списков документов, которые можно запрашивать при контроле, и установление предельных тарифов на обязательные услуги. Будут также оптимизированы процедуры, связанные с соблюдением РФ международных обязательств по обеспечению безопасного фитосанитарного состояния продукции при экспорте.
С докладом о проекте федерального закона «О карантине растений» выступил официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации О. Н. Алдошин. Содоклад сделала заместитель председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Н. В. Школкина. Выступили депутаты К.И.Черкасов (от фракции ЛДПР) и Д.А.Литвинцев (от фракции ЛДПР), Г.В.Кулик (от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
К.И.Черкасов выступил против возможности обеззараживания продукции частными лицами, как предусматривает статья 18 законопроекта. Это может повлечь, по его мнению, за собой необратимые последствия, так как целью таких лиц является извлечение максимальной экономической выгоды, что в обязательном порядке скажется на качестве производимых работ и услуг. Д.А.Литвинцев отметил, что, безусловно, такой закон нужен, но фракция ЛДПР считает, что законопроект требует более детальной проработки и внесения поправок. Г.В.Кулик поддержал принятие законопроекта от имени фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Итоги голосования по законопроекту (первое чтение).
№ |
Фракция |
за |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
236 деп. (99,6%) |
0 |
Воздержался 1 деп. (0,4%) |
2 |
КПРФ |
0 |
75 деп. (81,5%) |
Не голосовало 17 деп. (18,5%) |
3 |
СР |
64 деп. (100%) |
0 |
0 |
4 |
ЛДПР |
0 |
0 |
Не голосовало 56 деп. (100%) |
Итого |
300 деп. (66,7 %) |
75 деп. (16,7 %) |
Воздержалось 1 деп. (0,2%) Не голосовало 74 деп. (16,4%) |
16 мая принят в первом чтении законопроект № 31990-6 «О государственном оборонном заказе» (внесен Правительством Российской Федерации)
Законопроект «О государственном оборонном заказе» подготовлен Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях законодательного решения назревших проблем в области формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ) и направлен в первую очередь на:
· повышение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых государством на обеспечение обороны и безопасности;
· определение особенностей размещения ГОЗ;
· совершенствование механизма регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ;
· уточнение круга государственных заказчиков (возможность осуществления заказов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах разработки вооружения и военной техники, а также по созданию новых технологий их производства заказчиками ГОЗ, не имеющими в своем составе войск и воинских формирований), а также обязанностей государственных заказчиков, головных исполнителей (исполнителей) ГОЗ в целях повышения их ответственности за обеспечение эффективного размещения и выполнения его.
Одним из главных положений нового закона станет введение реальной ответственности (вплоть до варианта уголовной) за срыв сроков ГОЗ, а также за нарушение норм и правил государственного регулирования цен на оборонную продукцию.
Долгосрочная перспектива формирования ГОЗ направлена на снижение числа бюрократических барьеров, ведь до этого момента даже крупный проект, который, очевидно, не мог быть реализован в рамках годичного Гособоронзаказа, необходимо было многократно пересматривать и переутверждать.
Принятие закона также позволит установить нормы, которые повысят эффективность планирования при формировании гособоронзаказа за счет возможности взаимодействия госзаказчика и головных исполнителей, закрепить принципы и методы госрегулирования цен на продукцию, уточнить и четко разграничить полномочия федеральных органов исполнительной власти и организаций в области ценообразования по заказу.
Кроме того, принятие закона позволит установить антимонопольные требования с учетом особенностей производства оборонной продукции, закрепит сроки размещения заданий ГОЗ, что позволит наладить ритмичную работу предприятий оборонно-промышленного комплекса и снять социальную напряженность в отдельных регионах.
По законопроекту «О государственном оборонном заказе» с докладом выступил первый заместитель руководителя военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Ю.И.Борисов. Он отметил, что прошлая редакция закона «О госооборонзаказе» была принята 17 лет назад, и за это время вышло множество новых нормативных актов, которые требуют существенной переработки закона. Ю.И.Борисов главным нововведением законопроекта считает введение частичного государственного контроля за ценообразованием при производстве продукции в рамках гособоронзаказа.
Содоклад сделал член Комитета Государственной Думы по обороне И.Л.Зотов. Докладчик ответил на вопросы депутатов.
С вопросами выступили:
Т.В.Плетнёва (КПРФ);
Я.Е.Нилов (ЛДПР);
М.А.Моисеев («ЕДИНАЯ РОССИЯ»);
О.А.Нилов («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»);
В.И.Бессонов (КПРФ).
Большинство вопросов затрагивали аспекты финансирования, в т.ч. субсидирование кредитов ОПК, причины срыва исполнения гособоронзаказа, численность оборонных предприятий-банкротов. Ю.И. Борисов ответил, что введение субсидированных кредитных ставок и увеличение объемов госзаказа сократило количество предприятий-банкротов на треть. Были вопросы о способах контроля качества продукции и о дальнейшей судьбе военпредов.
Выступления от фракций:
· КПРФ А.Е.Локоть (КПРФ) отметил, что необходимо учесть в законе единого заказчика и равную ответственность исполнителя и заказчика за исполнение государственного оборонного заказа. «Оценивать на конкурсах надо в первую очередь ТТХ, во вторую – сроки и лишь в третью – деньги. Вот эти подходы должны быть учтены в данном законопроекте ко второму чтению». Фракция КПРФ поддержала законопроект в первом чтении.
· С.А.Жигарев (ЛДПР) подчеркнул, что законопроект необходим, но в данном виде он слишком сырой и требует доработки. Чтобы закон эффективно заработал, необходимы поправки в Федеральный закон №ФЗ-94 (о госзакупках). Это не помешает фракции ЛДПР поддержать законопроект в первом чтении, но во втором чтении фракция проголосует за него только с большими, существенными доработками.
· В.М.Заварзин («ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметил, что срыв выполнения гособоронзаказа в последние годы наглядно продемонстрировал все те промахи, которые есть в действующем законе. Новый закон, по его мнению, абсолютно необходим и главной отличительной особенностью данного законопроекта является то, что здесь одним и единственным заказчиком является государство. В.М.Заварзин также согласился, что ко второму чтению нужны серьёзные поправки.
· О.А.Нилов («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») выступая по итогам обсуждения, подчеркнул, что, по его мнению, законопроект не просто сырой – он не годится для того, чтобы называться именно проектом закона «О государственном оборонном заказе». В качестве аргументов он привел свой вопрос об институте военпредов и нерешенный вопрос ограничения использования импортных комплектующих. Фракция воздержалась от голосования.
Итоги голосования по законопроекту (первое чтение).
№ |
Фракция |
за |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
234 деп. (99,6%) |
0 |
Не голосовал 1 деп. (0,4%) |
2 |
КПРФ |
92 деп. (100%) |
0 |
0 |
3 |
СР |
1 деп. (1,6%) |
58 деп. (90,6%) |
5 деп. (7,8%) |
4 |
ЛДПР |
55 деп. (100%) |
0 |
0 |
Итого |
382 деп. (84,9%) |
58 деп. (12,9%) |
Не голосовало 10 деп. (2,2%) |
4 июля в первом чтении принят законопроект № 88170-6 «О Фонде перспективных исследований» (внесен Президентом Российской Федерации)
Согласно законопроекту, в России будет создан Фонд перспективных исследований (ФПИ). Он будет представлять собой некоммерческую организацию, которая займется поиском и заказом на разработку, апробацию и сопровождение перспективных инновационных научно-технических идей и передовых решений в интересах обороны и безопасности государства, модернизации Вооруженных Сил РФ. ФПИ будет осуществлять материальную поддержку проектов по разработке высокоэффективных систем вооружения, высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения. Кроме этого, ФПИ займется формированием научных представлений о возможных угрозах безопасности России.
Основные разработки будут вестись по следующим направлениям:
- системы наблюдения,
- кибербезопасность,
- разработка высокоточного оружия,
· исследования в интересах стратегических ядерных сил, воздушно-космической обороны,
· роботизированные системы различного назначения,
· перспективные материалы и гиперзвуковые технологий.
Предполагается, что ФПИ станет аналогом Агентства перспективных исследований министерства обороны США (DARPA). Эта структура, созданная в 1958 году, обеспечивает технологическое превосходство вооруженных сил США.
Деятельность создаваемого Фонда позволит не только оценивать наши сегодняшние возможности по созданию более совершенной военной техники, но и заниматься перспективным планированием исследовательских циклов на 15, 20 и даже 30 лет.
Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Фонда, добровольных имущественных взносов, а также за счет других законных поступлений и является собственностью Фонда.
Органами управления Фонда являются попечительский совет Фонда как высший орган управления Фонда, правление Фонда и генеральный директор Фонда.
В состав попечительского совета Фонда входят пятнадцать членов, в том числе семь - представители Президента РФ, семь - представители Правительства РФ, а также генеральный директор Фонда, являющийся членом попечительского совета Фонда по должности, который назначается на должность Президентом РФ. Члены попечительского совета Фонда назначаются Президентом РФ на срок не более пяти лет.
В Фонде также создается постоянно действующий консультативный орган - научно-технический совет Фонда, на который возлагается научно-методологическое, информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Фонда.
Фонд распоряжается от имени Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда, а также правами на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенными Фондом на основании договоров, и обеспечивает передачу таких прав в целях их практического применения.
Выстуления от фракций:
· П.С.Дорохин (КПРФ) поддержал законопроект и предложил в рамках деятельности Фонда создать российско-европейский и российско-азиатский центры по обмену промышленными технологиями. Также П.С.Дорохин предложил в дальнейшем предусмотреть утверждение объёма ежегодного финансирования Фонда.
· С.В.Иванов (ЛДПР) в целом поддержал законопроект, но отметил, что должны быть гарантии эффективности расходования средств, выделяемых на проекты Фонда.
· В.М.Кононов («ЕДИНАЯ РОССИЯ») поддержал законопроект.
· А.В.Руденко («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») сообщил, что фракция воздержится от голосования по данному законопроекту, так как она против создания государственных фондов. А.В.Руденко предложил вернуться к рассмотрению вопроса о создании государственного комитета по науке и особым технологиям
Итоги голосования (первое чтение).
№ |
Фракция |
за |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
235 чел. (99,2 %) |
0 |
0 Не голосовало 2 чел. (0,8 %) |
2 |
КПРФ |
87 чел. (94,6 %) |
0 |
1 чел. (1,1 %) Не голосовало 4 чел. (4,3 %) |
3 |
СР |
47 чел. (73,4 %) |
1 чел. (1,6 %) |
16 чел. (25,0 %) |
4 |
ЛДПР |
56 чел.(100,0 %) |
0 |
0 |
Итого |
425 чел. (94,4 %) |
1 чел. (0,2 %) |
1 чел. (0,2 %) Не голосовало 23 чел. (5,1 %) |